La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
09.11.2011 в 11:46
Пишет gr_gorinich:Томск. Прогулки по... кладбищу Южное. Бродячие надгробия.
Под катом именно то, что в заголовке поста.
Кто из ПЧ еще не знал: автор любит свой город и автор неравнодушен к кладбищенским историям. Поэтому иногда тут будут появляться посты краеведческие, и начнутся они с кладбищенских. Для меня старые кладбища - места памяти, которые не пугают, а, скорее, завораживают историями ушедших жизней, которые иногда угадываются в скупых надписях, историями людей и вещей, запахом не гнили, а самого времени. Кому не нравится, тот не читай!
а кому нравится: прошу! Осторожно, много больших фотографий
История у Томска почтенная, перевалила за четыре сотни лет, а где же городские кладбища? Я имею в виду не ныне действующее Воронино и не закрывшийся несколько лет назад Бактин, там нет могил старше 1970-х. Где старые некрополи, где могилы предков?
Правильный ответ: у нас под ногами. Кладбища смертны, как и те, кто на них покоится, память близких достаточно коротка, и 30-40 лет – предел для современного кладбища. Старые «места вечного упокоения» неизбежно попадают в городскую черту, сносятся и застраиваются. В общем, так было всегда. Дом офицеров (бывший Дом Благородного собрания) тоже стоит на краю татарского кладбища, а оно, в свою очередь, прикрывает могильники едва ли не эпохи неолита. И, в общем, всем известно, что спасти сейчас кладбище в центре города от закатывания в асфальт может либо наличие на нем довольно большого количества «покойников с заслугами», либо ситуация, когда кладбище входит в церковный комплекс, охраняемый (церковью ли, государством ли, не суть важно). В этом смысле советский период оказался для томских кладбищ 18-19 вв. роковым. Заслуги «купцов-капиталистов» и прочего буржуазного элемента для новой власти ничего не значили, а церковь была лишена возможности охранять свои территории.
Кладбище Алексеевского мужского монастыря в 1929 году преобразовано в парк. Кладбище Иоанно-Предтеченского женского монастыря ликвидировано и застроено жилыми домами в 1930 году. А в 1939-м разом были закрыты сразу два больших старых некрополя: Преображенское и Вознесенское.
Преображенское кладбище возникло в середине 19 века, там лежат и богатые золотопромышленники, и профессора первого в Сибири университета и Технологического института, а также разного сословия и достатка православные, лютеране, а в южном углу кладбища – мусульмане. Кстати, смертны не только профессора, на Преображенском была и «студенческая аллея», и военное кладбище, был и уголок, где хоронили политических ссыльных. В советское время хоронить на Преображенском продолжали, его северную часть в 20-х годах даже переименовали в Коммунистическое кладбище, но название не прижилось, только кресты сменили памятники со звездой на верхушке. Преображенское кладбище - это и большие рвы с известью, братские могилы жертв тифозной эпидемии начала 20-х. Теперь на этом месте могила осталась только одна. «Владимир Борисович Фуксманъ. Родился въ Томске 1го Мая 1882 г. Умер в Ницце 11/24 февраля 1911 г.». Этот камень стоит рядом с памятной плитой, которая сообщает прохожим, что «Сей камень заложен в основание воссоздаваемой часовни в честь праведной Домны Томской в память о почивших членах профес.-преподавательской корпорации Томского Технологического института /Политехнического университета/ покоящихся здесь и в иных местах».
![](http://s017.radikal.ru/i417/1111/d3/6be9ae05df7f.jpg)
![](http://i041.radikal.ru/1111/35/0c8e9677c47c.jpg)
Томичи, вы знаете это место, это недалеко от перекрестка улиц Вершинина и Учебная. Общежития, спортивные площадки, супермаркет Смайл-ситу, здания завода «Контур» - это всё Преображенское кладбище.
В сети можно найти и такую информацию: «В 1939 году кладбище было закрыто, а в 1958 ликвидировано, некоторые из могил были перенесены на Южное кладбище. Могила Григория Потанина в 1956 году была перенесена в Университетскую рощу, в 1958 году над ней был установлен памятник»
Насчет могилы Потанина все верно, она в роще. Что касается перенесенных могил… об этом разговор впереди.
Вознесенское кладбище – еще более старое, открытое в конце 18 века, там тоже, как на Преображенском, было несколько частей: православная, католическая, еврейская, старообрядческая. Богатые Томские предприниматели предпочитали хоронить своих именно на Вознесенском, самые роскошные памятники и мавзолеи стояли именно там. Католическую часть кладбища называли «польским», потому что особенно много там было польских повстанцев, сосланных в Сибирь за участие в восстании 1863 года и их потомков. Но там же лежали окончившие путь земной в Томске французы, голландцы, бельгийцы… и почти полтысячи военнопленных австрийцев, во время Первой мировой содержавшиеся в Томском лагере. В 1939 году кладбище закрыли, в 1951 – снесли. Проезжающие улицей Пушкина мимо завода «Сибкабель», помашите Вознесенскому кладбищу, оно там. И под кадетским училищем, и под окрестными домами тоже – кладбище было большое.
С 1939 года одним из главных действующих кладбищ города становится Южное. Вот это кладбище и существует до сих пор. Что его спасает от застройки? Во-первых, это окраина, широкий клин земли вдоль железной дороги, поросший старыми березами, запущенный и в некоторых местах просто непролазный. Во-вторых, на Южном в годы Отечественной войны оказались сотни солдат, умерших в тылу от ран, это дало кладбищу статус мемориального, сносу не подлежащего. В 1960 г. там установили памятник солдату (несколько лет назад его заменили на новый), там проводятся памятные акции 9 мая и 22 июня. Центральная часть кладбища, опять же, в последние два-три года, приводится в цивилизованный вид. Вот как выглядит «парадный подъезд» Южного:
![](http://s017.radikal.ru/i442/1111/17/1fcb2a0e9e76.jpg)
«Задворья» сильно отличаются от центральной части:
![](http://s017.radikal.ru/i444/1111/4b/12c9a13f9265.jpg)
О Южном можно рассказать много разных историй, но сейчас речь пойдет о «бродячих надгробиях» и только о них.
Итак, якобы сюда перенесены некоторые могилы с Преображенского кладбища. Уж одно-то перенесенное находим без труда.
А.В.Шишков, революционер, член коммунистической партии с 1904 года, заведующий военным отделом Сибревкома, председатель Томской губернской ЧК имел в советское время все права считаться «заслуженным». Его бюстик, кстати, стоит перед зданием ФСБ на улице Кирова. А могила – вот, перенесена в парадную часть Южного кладбища:
Памятник товарищу Шишкову сделали, конечно, новый, именной.
Кроме этого покойника, пожалуй, трудно найти на Южном кого-то, умершего до 1939 года. Неудивительно, ведь многие могилы лишились опознавательных знаков и превратились в безымянные. Но там и сям по Южному стоят надгробия, очертания которых должны быть знакомы любому тафофилу, бродившему по кладбищам 19 века. Вот такие:
![](http://s017.radikal.ru/i416/1111/67/4cf23b971e1c.jpg)
![](http://s57.radikal.ru/i158/1111/37/7e1175f221c8.jpg)
![](http://s017.radikal.ru/i433/1111/be/29883a7b8ddd.jpg)
![](http://s017.radikal.ru/i414/1111/8b/1692597d9ff9.jpg)
Там, где на памятниках сохранились таблички, читаем даты смерти: 1951, 1958, 1960, 1963… Неужели советские камнерезы повторяли мотивы своих православных предшественников? Да как же! Просто-напросто, закрыв старые кладбища (в 1951 г. и 1959 г.), горисполком втихую стал приторговывать «ненужными» камешками с могил. Долго ли стесать имя, выдрать крест из навершия, заскоблить сбоку кресты (или уж даже оставить, ерунда!)? И, пожалуйста, готов идеологически нейтральный, ничейный памятник, его за милую душу купят. С руками оторвут. Потому что в 1950-60 годы «памятник» - это деревянная пирамидка или крест, или, в лучшем случае, железный параллелепипед на маленьких ножках. А ведь хочется чего-то долговечного… основательного. И покупали…
Иногда дырку от креста стыдливо прикрывали звездой или пирамидкой.
![](http://s017.radikal.ru/i401/1111/43/9c92a942fccd.jpg)
Выковыривали образок или изображение покойного и вставляли свои фотографии. Фотография доцента Прейсмана заняла место поминальной надписи, но место ниже, где было изображение прежнего "адресата" осталось слишком хорошо заметно:
![](http://s017.radikal.ru/i423/1111/de/be2bf8baef09.jpg)
Иногда даже стесывали надпись не слишком тщательно, вот как в этом случае. На фасаде памятника все чин по чину (только фотография уже успела исчезнуть), а на тыльной стороне, внизу - остатки латиницы. Какой обитатель Католического кладбища поделился с юной Нонной Дуплиной своим обелиском?
![](http://s017.radikal.ru/i410/1111/4e/3f1934a2ef69.jpg)
![](http://s41.radikal.ru/i091/1111/ba/874826bc5186.jpg)
Что ж... люди как люди. "Квартирный вопрос только испортил их". Унаследовав чужие особняки, почему было не унаследовать и чужие надгробия?
URL записиПод катом именно то, что в заголовке поста.
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
а кому нравится: прошу! Осторожно, много больших фотографий
История у Томска почтенная, перевалила за четыре сотни лет, а где же городские кладбища? Я имею в виду не ныне действующее Воронино и не закрывшийся несколько лет назад Бактин, там нет могил старше 1970-х. Где старые некрополи, где могилы предков?
Правильный ответ: у нас под ногами. Кладбища смертны, как и те, кто на них покоится, память близких достаточно коротка, и 30-40 лет – предел для современного кладбища. Старые «места вечного упокоения» неизбежно попадают в городскую черту, сносятся и застраиваются. В общем, так было всегда. Дом офицеров (бывший Дом Благородного собрания) тоже стоит на краю татарского кладбища, а оно, в свою очередь, прикрывает могильники едва ли не эпохи неолита. И, в общем, всем известно, что спасти сейчас кладбище в центре города от закатывания в асфальт может либо наличие на нем довольно большого количества «покойников с заслугами», либо ситуация, когда кладбище входит в церковный комплекс, охраняемый (церковью ли, государством ли, не суть важно). В этом смысле советский период оказался для томских кладбищ 18-19 вв. роковым. Заслуги «купцов-капиталистов» и прочего буржуазного элемента для новой власти ничего не значили, а церковь была лишена возможности охранять свои территории.
Кладбище Алексеевского мужского монастыря в 1929 году преобразовано в парк. Кладбище Иоанно-Предтеченского женского монастыря ликвидировано и застроено жилыми домами в 1930 году. А в 1939-м разом были закрыты сразу два больших старых некрополя: Преображенское и Вознесенское.
Преображенское кладбище возникло в середине 19 века, там лежат и богатые золотопромышленники, и профессора первого в Сибири университета и Технологического института, а также разного сословия и достатка православные, лютеране, а в южном углу кладбища – мусульмане. Кстати, смертны не только профессора, на Преображенском была и «студенческая аллея», и военное кладбище, был и уголок, где хоронили политических ссыльных. В советское время хоронить на Преображенском продолжали, его северную часть в 20-х годах даже переименовали в Коммунистическое кладбище, но название не прижилось, только кресты сменили памятники со звездой на верхушке. Преображенское кладбище - это и большие рвы с известью, братские могилы жертв тифозной эпидемии начала 20-х. Теперь на этом месте могила осталась только одна. «Владимир Борисович Фуксманъ. Родился въ Томске 1го Мая 1882 г. Умер в Ницце 11/24 февраля 1911 г.». Этот камень стоит рядом с памятной плитой, которая сообщает прохожим, что «Сей камень заложен в основание воссоздаваемой часовни в честь праведной Домны Томской в память о почивших членах профес.-преподавательской корпорации Томского Технологического института /Политехнического университета/ покоящихся здесь и в иных местах».
![](http://s017.radikal.ru/i417/1111/d3/6be9ae05df7f.jpg)
![](http://i041.radikal.ru/1111/35/0c8e9677c47c.jpg)
Томичи, вы знаете это место, это недалеко от перекрестка улиц Вершинина и Учебная. Общежития, спортивные площадки, супермаркет Смайл-ситу, здания завода «Контур» - это всё Преображенское кладбище.
В сети можно найти и такую информацию: «В 1939 году кладбище было закрыто, а в 1958 ликвидировано, некоторые из могил были перенесены на Южное кладбище. Могила Григория Потанина в 1956 году была перенесена в Университетскую рощу, в 1958 году над ней был установлен памятник»
Насчет могилы Потанина все верно, она в роще. Что касается перенесенных могил… об этом разговор впереди.
Вознесенское кладбище – еще более старое, открытое в конце 18 века, там тоже, как на Преображенском, было несколько частей: православная, католическая, еврейская, старообрядческая. Богатые Томские предприниматели предпочитали хоронить своих именно на Вознесенском, самые роскошные памятники и мавзолеи стояли именно там. Католическую часть кладбища называли «польским», потому что особенно много там было польских повстанцев, сосланных в Сибирь за участие в восстании 1863 года и их потомков. Но там же лежали окончившие путь земной в Томске французы, голландцы, бельгийцы… и почти полтысячи военнопленных австрийцев, во время Первой мировой содержавшиеся в Томском лагере. В 1939 году кладбище закрыли, в 1951 – снесли. Проезжающие улицей Пушкина мимо завода «Сибкабель», помашите Вознесенскому кладбищу, оно там. И под кадетским училищем, и под окрестными домами тоже – кладбище было большое.
С 1939 года одним из главных действующих кладбищ города становится Южное. Вот это кладбище и существует до сих пор. Что его спасает от застройки? Во-первых, это окраина, широкий клин земли вдоль железной дороги, поросший старыми березами, запущенный и в некоторых местах просто непролазный. Во-вторых, на Южном в годы Отечественной войны оказались сотни солдат, умерших в тылу от ран, это дало кладбищу статус мемориального, сносу не подлежащего. В 1960 г. там установили памятник солдату (несколько лет назад его заменили на новый), там проводятся памятные акции 9 мая и 22 июня. Центральная часть кладбища, опять же, в последние два-три года, приводится в цивилизованный вид. Вот как выглядит «парадный подъезд» Южного:
![](http://s017.radikal.ru/i442/1111/17/1fcb2a0e9e76.jpg)
«Задворья» сильно отличаются от центральной части:
![](http://s017.radikal.ru/i444/1111/4b/12c9a13f9265.jpg)
О Южном можно рассказать много разных историй, но сейчас речь пойдет о «бродячих надгробиях» и только о них.
Итак, якобы сюда перенесены некоторые могилы с Преображенского кладбища. Уж одно-то перенесенное находим без труда.
А.В.Шишков, революционер, член коммунистической партии с 1904 года, заведующий военным отделом Сибревкома, председатель Томской губернской ЧК имел в советское время все права считаться «заслуженным». Его бюстик, кстати, стоит перед зданием ФСБ на улице Кирова. А могила – вот, перенесена в парадную часть Южного кладбища:
![](http://i055.radikal.ru/1111/5a/df8b00bc5bcb.jpg)
Памятник товарищу Шишкову сделали, конечно, новый, именной.
Кроме этого покойника, пожалуй, трудно найти на Южном кого-то, умершего до 1939 года. Неудивительно, ведь многие могилы лишились опознавательных знаков и превратились в безымянные. Но там и сям по Южному стоят надгробия, очертания которых должны быть знакомы любому тафофилу, бродившему по кладбищам 19 века. Вот такие:
![](http://s017.radikal.ru/i416/1111/67/4cf23b971e1c.jpg)
![](http://s57.radikal.ru/i158/1111/37/7e1175f221c8.jpg)
![](http://s017.radikal.ru/i433/1111/be/29883a7b8ddd.jpg)
![](http://s017.radikal.ru/i414/1111/8b/1692597d9ff9.jpg)
Там, где на памятниках сохранились таблички, читаем даты смерти: 1951, 1958, 1960, 1963… Неужели советские камнерезы повторяли мотивы своих православных предшественников? Да как же! Просто-напросто, закрыв старые кладбища (в 1951 г. и 1959 г.), горисполком втихую стал приторговывать «ненужными» камешками с могил. Долго ли стесать имя, выдрать крест из навершия, заскоблить сбоку кресты (или уж даже оставить, ерунда!)? И, пожалуйста, готов идеологически нейтральный, ничейный памятник, его за милую душу купят. С руками оторвут. Потому что в 1950-60 годы «памятник» - это деревянная пирамидка или крест, или, в лучшем случае, железный параллелепипед на маленьких ножках. А ведь хочется чего-то долговечного… основательного. И покупали…
Иногда дырку от креста стыдливо прикрывали звездой или пирамидкой.
![](http://s017.radikal.ru/i401/1111/43/9c92a942fccd.jpg)
Выковыривали образок или изображение покойного и вставляли свои фотографии. Фотография доцента Прейсмана заняла место поминальной надписи, но место ниже, где было изображение прежнего "адресата" осталось слишком хорошо заметно:
![](http://s017.radikal.ru/i423/1111/de/be2bf8baef09.jpg)
Иногда даже стесывали надпись не слишком тщательно, вот как в этом случае. На фасаде памятника все чин по чину (только фотография уже успела исчезнуть), а на тыльной стороне, внизу - остатки латиницы. Какой обитатель Католического кладбища поделился с юной Нонной Дуплиной своим обелиском?
![](http://s017.radikal.ru/i410/1111/4e/3f1934a2ef69.jpg)
![](http://s41.radikal.ru/i091/1111/ba/874826bc5186.jpg)
Что ж... люди как люди. "Квартирный вопрос только испортил их". Унаследовав чужие особняки, почему было не унаследовать и чужие надгробия?
@темы: российские кладбища
Да, безумно жаль исчезнувшие кладбища, и то, как памятники кочуют - и обидно, и стыдно, и - все равно, жизнь, совсем ее многообразием, в том числе - цинизмом.
А памятники некоторые по своей идее замечательные - особенно в стиле стволов деревьев.
Ну, в общем, да, жизнь есть жизнь, все новые поколения так или иначе пользуются оставшимся от прежних. Но тут уж очень массовое явление оказалось.
А в виде деревьев - это "голгофы", про них, по-хорошему, надо будет маленькую справку сделать, там сплошная символика и много интересных фактов.
В общем и целом, голгофы появляются в русском кладбищенском деле в первой половине 19 века и остаются в моде лет шестьдесят-семьдесят. Некоторое время они ассоциировались с масонами и иногда там действительно мелькает символика со звездами, треугольником и оком, так что вполне возможно. Под голгофой был похоронен Гоголь, и камень с его могилы потом стал надгробьем Булгакова.
Главное в голгофах - основание-камень, в виде горы, на котором обычно они стоят. (На старых кладбищах часто видишь эти камни, уже без навершия, которое снесли, только дыра в верхней части камня осталась). Камень символизирует Голгофу (иногда в основании его изображался череп, череп Адама, первородный грех которого искупил Христос). На камне ставили либо крест, либо дерево, понятно, как символ "крестного древа" Христа. Иногда эти деревья похожи на настоящие кусты, иногда - это как бы крест из двух бревен с сучьями. Я отсылаю вас к постам, которые в этом сообществе посвящены Старому Донскому кладбищу в Москве, там попадаются фотографии удивительных совершенно деревьев. В общем, к этой основной символике добавлялось разное, по вкусу заказчика. Есть голгофы, как на фото выше, обвитые виноградной лозой. Символ крови Христа превратившейся в вино причастия для христиан. Есть с якорем (по-видимому, символизирует крепость в вере, но тут я не уверена, надо проверять). На Донском есть голгофа, на камне которой лежат кинжал, книга, походная фляжка - там это имеет отношение к личности покойника. Иногда голгофе ваяли мощные корни, иногда, наоборот, корней не видно совсем. Иногда имитировали разные породы деревьев (на Южном такое заметила как раз). В общем, интересно, насколько местные влияния изменяли общий символический сюжет, но у меня не хватит данных, чтобы это проиллюстрировать. Тема, в общем, ждет своего исследователя
Да, сравниваешь кладбища старые и современные, и понимаешь, что желание украсить могилу - вовсе не блажь , как многие считают.
Да, недавно выбирали памятник - с одной стороны, сейчас много интересного предлагается на могилы, с другой - до голгофы все равно не дотягивает.
А индивидуальность покойного, само собой, интересна, но мне еще нравится ухватывать общие какие-то тенденции. Они потом, через энное количество лет, многое говорят об эпохе вообще.
И относящееся к некрополистике. Вы, случайно, не под руководством Надежды Михайловны работали?
А еще, несколько лет назад, когда попала на Южное без фотоаппарата, причем " с задворья", видела там, в том конце, который выходит к ж/д полотну и гаражам, простенький деревянный крест с именем, датами (60-е годы) и надписью "Здесь умерла (имярек)". Ужасно заинтригоавала эта надпись, но в прошлом году я искала этот крест не нашла. (