La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Одна из достопримечательностей Керчи — Склеп Деметры, который является уникальным памятником античной погребальной архитектуры и фресковой живописи. По художественной ценности декоративной живописи с мифологическими сюжетами росписи, выполненной в наиболее характерном для боспорской живописи I-II веков нашей эры цветочном стиле, склеп сравним с Казынлыкской гробницей IV века до нашей эры (Болгария).
Склеп Деметры, расположенный в центральной части Керчи недалеко от автовокзала, на улице братьев Перепелиц, был случайно открыт в 1895 году на территории частной усадьбы Зайцевых. Впервые склеп Деметры детально исследовал археолог К.Е. Думберг.
Склеп, представляющий собой почти квадратную в плане комнату (2,20 на 2,75 метра), находится под землей и вырыт в естественном грунте. К погребальной камере ведет узкий, длиной около 4 метров, дромос. Небольшая погребальная камера имеет прямоугольное основание и покрыта полуцилиндрическим сводом. Оштукатуренные стены, в которых имеются три ниши, и свод украшены фресковой живописью по сюжетам мифов о богине плодородия и земледелия Деметре.
-читать дальше-Линия начала свода условно обозначена декоративным сухарным карнизом. Роспись карниза создает иллюзию его скульптурной рельефности. Вся поверхность стен до него оставлена в цвете штукатурки и не имеет росписи, подражающей кладке или облицовке стен. По обеим сторонам каждой ниши написаны лишь ветки винограда. Направо от входа изображена женская фигура Калипсо с наброшенным на голову в знак траура покрывалом. Слева от входа представлен обнаженный, но обутый в сандалии с крылышками бог Гермес, держащий в руке свой жезл — кадуцей. Гермес и Калипсо, как представляли греки, встречали души умерших у входа в Аид и провожали их в загробное царство под землей. Поэтому они изображены у входа в склеп Деметры.
Полукруглое поле стены (люнетка) над входом расписана изображением пышных ярких гирлянд, состоящих из скомбинированных с различными плодами (гранаты, груши, яблоки) растительных веток. Это должно было символизировать райскую обитель блаженных, в которую попадают души после смерти.
Противоположная люнетка занята изображением мифологической сцены увоза Персефоны, дочери богини Деметры, похитившим ее богом преисподней Плутоном. Все свободное пространство люнетки, не занятое фигурами, заполнено, как и на потолке, разбросанными лепестками и листьями.
В колеснице, запряженной четверкой коней, стоит придерживающий маленькую куклообразную фигурку Персефоны полуобнаженный Плутон. Над лошадьми видна миниатюрная фигурка парящего в воздухе возничего, держащего в одной руке поводья, в другой — кнут. Внешность Плутона имеет восточные черты: лицо обрамлено сливающейся с пышной курчавой шевелюрой густой окладистой бородой.
Сводчатый потолок склепа Деметры украшен изображением перехваченных лентой плодов, пучков маков, растительных гирлянд и сидящих на них птиц. В центральной части свода находится окаймленный венком круглый медальон. Внутри него на голубоватом темнооливковом фоне написано погрудное изображение богини Деметры. Пышные каштановые волосы окаймляют строгое лицо богини и падают на ее плечи. Шея Деметры охвачена золотым ожерельем, ниже видна часть покрывающего плечи и грудь синего хитона. Сжатые губы, широко открытые скорбные глаза, устремленный вдаль взор убедительно и с большой экспрессией передают душевное состояние матери, бродящей в поисках дочери и напряженно вглядывающейся вдаль.
Изображение Деметры — исполненной чувством потери матери, страдающей, но не примирившейся со своей потерей — ставят роспись склепа в ряд лучших образцов древнегреческой живописи. Высокое мастерство, с которым написано изображение богини Деметры, подтверждает существование в Пантикапее живописцев-портретистов. Вероятно, в этом жанре там работали художники, вполне владевшие лучшими традициями эллинистического искусства, что нашло свое отражение и в работе мастера, писавшего портрет богини.
Картина увоза Персефоны выполнена в ином стиле. Здесь наблюдаются значительная обобщенность и плоскостность фигур, стремление к геометризации форм, несоблюдение пропорций и, как следствие этого, анатомические неправильности. Вместе с тем художник старается тщательно передать некоторые детали, которыми он как бы желает подчеркнуть реальность изображенных образов и предметов (таковы кнут и поводья в руках возничего, узоры на колеснице и другие детали).
Картина выполнена мастером, у которого античные греческие приемы живописи уже в значительной мере переработаны в духе боспорского искусства, формировавшегося под все более усиливавшимся влиянием местных вкусов. Так происходило, впрочем, всюду, где античный греко-римский мир тесно соприкасался с варварскими обществами.
Культ богини Деметры был одним из самых почитаемых в Боспорском царстве. В склепе были похоронены жрицы этой богини. Первые захоронения в нем совершены еще до середины I века нашей эры. Предположительно, в конце того же столетия при повторном использовании склепа прах ранее погребенных людей был изъят из саркофагов и сложен в преддверие гробницы, а в саркофаги были помещены тела других умерших. Вместе с ними в склепе появилась повешенная на одной из стен лошадиная уздечка.
Склеп Деметры, как одно из немногих исключений, был открыт неразграбленным. Вдоль боковых стен стояли деревянные саркофаги. Возле восточного саркофага найдены синий с белыми пятнами стеклянный сосуд, украшенный рельефными орнаментами (произведение сидонской фабрики в Сирии), а также высокий бронзовый канделябр и лежавшая рядом с ним серебряная раковина. Под самим саркофагом обнаружены два золотых перстня. Возле западного саркофага были найдены золотые дутые бусы, две золотые бляшки, воспроизводящие монеты начала I века нашей эры, погребальный золотой лавровый венок, а также сосуд из бледно-зеленого стекла с рельефными украшениями, подобный тому, что стоял с восточной стороны.
В начале XX столетия склеп Деметры был приобретен Археологической комиссией и стал считаться филиалом Керченского музея древностей, а с 1908 года стал открыт для посетителей. По свидетельству М.И. Ростовцева, автора описания гробницы того периода, «влажность в склепе оставалась постоянной, а краски сохраняли свою свежесть». Но уже в 1914 году в склепе было замечено появление повышенной влажности и шелушение красочного слоя.
В 1927 году, руководствуясь выступлениями участников Всесоюзной конференции археологов 1926 года об угрожающем состоянии росписей склепа, было принято решение ограничить доступ посетителей в гробницу. Проведенная в 1938 году комиссия обнаружила увеличение осыпей красочного слоя по сравнению с 1927 годом. Основными причинами продолжающегося разрушения были названы повышение влажности в склепе и отложение солей на штукатурке и красочном слое. Керченскому музею предложили вести постоянные наблюдения за влажностью в гробнице.
В годы Великой Отечественной войны местные жители использовали склеп Деметры как бомбоубежище, установив в нем печь и пробив в потолке дромоса отверстие для трубы. Из-за этого сохранившаяся часть живописи оказалась покрыта слоем копоти.
В послевоенные годы проводилась реставрация, и предпринимались попытки осушить склеп. Но ни один из проектов по спасению склепа так и не был осуществлен. В 1970 годах строительство рядом со склепом жилого микрорайона резко ухудшило состояние памятника. В склеп стали поступать грунтовые воды. В 1980-1990 годах их уровень в погребальной камере колебался от 50 до 90 сантиметров. Благодаря усилиям созданного в Керчи в середине 1990 годов благотворительного фонда «Деметра» весной 2001 года был проведен дренаж и ряд других работ, направленных на осушение склепа и спасение сохранившихся фрагментов живописи. Эти работы продолжаются и в настоящее время.
***
Из книги "100 великих некрополей":
читать дальшеВ 1895 году в Керчи на территории усадьбы Зайцевой, расположенной на так называемом Глинище, случайно был открыт неразграбленный склеп, который стал широко известен под названием «Склеп Деметры». Архитектура его сложилась под влиянием подземных погребальных камер, вырезаемых в грунте. Склеп состоял из погребальной камеры, вделанной в естественное возвышение небольшого холма. Он имел наклонные стены, которые постепенно сближались и образовывали полуцилиндрический свод. К склепу вел наклонный вход глубиной три метра, а в погребальную камеру — низкая, но довольно широкая дверь. В каждой из стен была устроена небольшая ниша для приношений, по сторонам ниш были нарисованы виноградные лозы с гроздьями и листьями.
Однако все архитектурные элементы склепа отходили на второй план, так как весь он, особенно плафон, были живописно декорированы. Роспись склепа немедленно была снята фотографом Рубанчиком, а также скопирована в красках художником-любителем штабс-капитаном П. Ридигером. Все стены склепа и внутренние простенки входа прямо по камню покрывал толстый двойной слой штукатурки. Первый слой был более белым, второй — от значительной примеси толченого кирпича — получил рыжеватый или желтовато-розовый оттенок. По этому фону и была сделана роспись. По сторонам входа — фигуры Гермеса в крылатых сандалиях и с жезлом в руках, отводящего души умерших в подземное царство, и Калипсо, покрывающей их покровом смерти. На других стенах изображены виноградные лозы, нарисованные около ниш, выделенных темной краской.
Если на поверхности стен были разбросаны лишь отдельные изображения, то значительно разнообразней и богаче оказалась роспись верхней части склепа. Над входом его, например, помещены растительные орнаменты; против входа — сцена похищения Персефоны богом подземного царства Аидом, о чем в древнегреческом мифе рассказывается так:
У Деметры, богини земледелия и плодородия, была дочь — юная и прекрасная Персефона, отцом которой являлся сам громовержец Зевс. Однажды Персефона вместе со своими подругами-океанидами беззаботно резвилась на цветущей Нисейской долине. Подобно легкокрылой бабочке перебегала юная дочь Деметры от цветка к цветку, рвала пышные розы, душистые фиалки, белоснежные лилии и красные гиацинты.
Бог подземного царства Аид видел, как резвилась в Нисейской долине Персефона, и решил похитить ее. Он упросил богиню Земли Гею вырастить необычайной красоты цветок, пьянящий аромат которого разлился бы во все стороны. Увидела Персефона цветок, протянула к нему руку и уже схватилась за стебелек, как вдруг разверзлась земля, и на черных конях появился из земли бог Аид в золотой колеснице. Схватил он Персефону, поднял на колесницу и в мгновение ока скрылся на своих быстрых конях в недрах земли. Только вскрикнуть успела Персефона…
Услышав крик дочери, богиня Деметра поспешила в Нисейс-кую долину, всюду искала Персефону, но ее нигде не было… И никто, кроме Гелиоса— бога Солнца, не видел, как похитил Персефону мрачный Аид.
Плафон склепа, покрытый вторым слоем белой штукатурки, был усеян зелеными листиками, розовыми лепестками сердцевидной формы, цветами и сидящими на ветках птицами. А посреди всего этого великолепия, в самом центре сводчатого потолка помещался большой круглый медальон, состоявший, судя по его остаткам, из розового плетения, изнутри и снаружи обрамленного остроконечными листьями. Внутренность медальона была заполнена зеленой краской, на фоне которой представало погрудное изображение скорбящей богини Деметры. Волнистые каштановые волосы ее двумя густыми прядями ниспадали на плечи, на шее было изображено золотое ожерелье из подвесок на тонкой золотой нитке. Фигуру богини закрывал синий с черными складками (от теней) хитон (или гиматий), может быть, застегнутый на правом плече красной застежкой. Невольно привлекали к себе внимание большие, прямо устремленные глаза богини, смотревшие строго и серьезно. Остальные фигуры в росписи склепа (даже в сцене похищения Персефоны) уступают Деметре как по масштабу, так и по силе выразительности. По глубине психологического реализма искусствоведы сравнивают это изображение Деметры с портретной живописью.
На коротких сторонах плафона (к северу и югу от головы Деметры) изображен пучок (или букет) из посаженных в ряд цветков мака. На длинных сторонах медальона изображены: посередине — три ветки граната с одним плодом на каждой, по обе стороны от них — стилизованные ветки лавра с ягодкой между каждыми двумя листьями.
«Склеп Деметры» постоянно находился под наблюдением специалистов, и вскоре после открытия его сделали доступным для посещения. Для этого соорудили тяжелую и крепкую дверь и ведущий в склеп коридор — длинный, широкий и прочный. Принятые меры оказались весьма целесообразными, так как с помощью их в склепе поддерживалась необходимая для живописи влажность. И к счастью для памятника, несмотря на частое открывание склепа для посетителей и освещение его лампой, краски совсем не побледнели, и, таким образом, живопись почти не пострадала.
Этот памятник мог бы долгое время находиться в хорошем состоянии, но во время Великой Отечественной войны была уничтожена значительная часть его великолепного декора. Особенно сильно немецкие солдаты повредили роспись люнета задней стены, где была изображена сцена похищения Персефоны. Фигура ее была почти полностью уничтожена, за исключением самой нижней части. Была сбита также нижняя часть изображения Эроса, туловище Аида оказалось все в трещинах, утрачена шея одной из лошадей, а у ног другой появилась выбоина. На противоположном люнете, украшенном растительными орнаментами, роспись тоже была повреждена большими сбоями и трещинами. На плафоне пострадали фигуры птицы в юго-западном углу, растительный орнамент и часть центрального медальона. В стены склепа было вбито несколько десятков гвоздей, отчего в них появилось много глубоких выбоин, были причинены и другие повреждения.