La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir


Бали славится яркими церемониями, сказочными пейзажами, дружелюбными аборигенами, да своей уникальной атмосферой. Не удивительно, что это место стало популярным туристическим направлением. Но мало кто может себе представить, что на острове есть уголок, где некие бали-ага практикуют жуткий обычай - они оставляют своих покойников под открытым небом рядом с гигантским деревом. Самое мрачное, что это вовсе не байка для туристов.
- Давным-давно во времена, когда на Яве существовало царство Маджапахит, - начинает легенду Неман, не переставая работать над черепашкой, которую он вырезает на террасе своего дома, - Раджа учуял благоухающие запахи, которые тянулись со стороны острова Бали. Тогда в нем проснулось любопытство и он отправил своего человека на поиски источника этих ароматов. Посланец проделал путь до деревни Трунян и нашел гигантское дерево. Именно оно источало эти запахи. Тогда посланец сел подле дерева и занялся медитацией. Уходя же, он оставил в этом чудесном месте покойника.
Логика посланца не совсем понятна. Поэтому стоит пояснить его мотивы. Дело в том, что он не хотел, чтобы Раджа когда-нибудь сумел узнать о местоположении этого чудо-дерева. А покойник был нужен для того, чтобы “заглушить” ароматные запахи, которые тянулись до самой Явы.
Есть еще вторая версия этой легенды, которая была рассказана мне школьным учителем по имени Мадик. Учитель чрезмерно вежлив, как официант в дорогом ресторане и назойлив как муха (а мух здесь очень много!), которая так и норовит залететь вам в рот. Начинается легенда теми же словами «Давным-давно, когда на Яве существовало царство Маджапахит…». Так вот в те времена все то уникальное, что есть в мире, должно было быть преподнесено Радже. Естественно жители деревни Трунян не желали расставаться со своим чудесным деревом. Поэтому они стали укладывать покойников вокруг него, чтобы перебить благоухающий аромат. Только вот воздух вокруг почему-то приобрел нейтральный запах. Нельзя было теперь почувствовать ни ароматов дерева, ни вони разлагающихся тел. Почему это произошло – остается загадкой, но чтобы не говорили нам легенды, покойников продолжают укладывать вокруг дерева по сей день.
В Труняне на самом деле есть три кладбища. Первое предназначено для младенцев и детей, которых на похоронах чуть посыпают землей. На втором кладбище покоятся все те, кто погибли в несчастных случаях или были убиты. Их уже закапывают в землю. Ну а третье кладбище только для тех, кому удалось дожить до старости, для тех, кто умер по естественным причинам. Их тела не закапывают в землю, а укладывают под гигантским Тару Менян. «Тару» - значит дерево, «Менян» - ароматное, благоухающее. Это очень старое дерево, от которого произошло название деревни. Мы верим, что оно нейтрализует запах разлагающихся тел.
Старый чудак Нянглу в свою очередь подтверждает все сказанное Мадиком:
- Там лежат такие же как и я. Те у кого зубов не осталось, - Нянглу расплывается в улыбке. Зубов у него и вправду больше нет.
Собрав местные легенды, я отправляюсь на то самое кладбище. Добраться до него можно только по озеру. Расстояние от деревни до кладбища незначительное – меньше километра. Поэтому как вариант можно попробовать пройти этот маршрут вплавь. Но пока таких авантюристов не нашлось, трунянцы заколачивают деньги на туристах с острова Ява, которые как в той легенде прибывают сюда каждый день, чтобы посмотреть на чудо-дерево.
На кладбище мрачно, влажно и очень грязно. Пластиковые бутылки, целлофановые пакеты и другие продукты цивилизации сразу бросаются в глаза. Судя по всему мусор, который остается после похорон, никто не вывозит. Его просто сметают в кусты. Какой-либо запах – трупный или ароматный – отсутствует. Крона гигантского Тару Менян спасает “погребенных” и визитеров от жаркого тропического солнца. Покойники лежат в ряд прямо на земле. Могилками им служат плетеные клетки из бамбука, которые называются “анчак саджи”. Они нужны для того, чтобы голодные собаки или другие животные не устроили себе пир на костях умерших.

Всего клеток на кладбище 7 штук. Я аккуратно заглядываю в одну из них. Судя по одежде это женщина. На ней длинная юбка и вроде блузка. Туфли не нахожу. Сложно предположить как давно лежит в бамбуковой клетке эта незнакомка, но я бы сказал, что она еще не успела потерять своего лица окончательно. У нее остался нос, полный ряд здоровых зубов и местами даже кожа. Ее черные волосы лежат нетронутыми вокруг черепа. Не хватает только глаз.
От вида спящей под кроной гигантского дерева “некрасавицы” мурашки пробегают по коже, становится не по себе, в то время как ее соседки выглядят куда “милей”. В двух ближайших клетках покоятся одетые скелеты, которые воспринимаются абсолютно естественно.
Отсняв материал, я покидаю кладбище. В след мне смотрят десятки черепов, которые аккуратно выставлены на древнем пьедестале. Когда-то все они принадлежали покойникам из бамбуковых клеток. Потом они переехали на мрачный пьедестал. Три из них еще совсем свеженькие – серо-белого цвета, другие же позеленели и покрылись плесенью. Здесь на пьедестале они служат циничным напоминаем того, что все мы смертны. И все мы, если посчастливится, когда-нибудь будем лежать на кладбище, погребенные согласно обычаям. Только вот обычаи эти разные.


@темы: обряды и традиции, древние захоронения, азиатские кладбища, Оссуарии, кости, черепа, скелеты

Комментарии
01.03.2012 в 20:34

Baby, did you forget to take your meds?
они служат циничным напоминаем того, что все мы смертны. почему циничным? Отрезвляющим.
01.03.2012 в 20:36

Drugg-on-fly, вот и я считаю, что не циничным. но решил оставить текст автора без изменений.
14.04.2012 в 23:44

надо же...чудеса природы