La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir



Некоторые туристы приезжают в Прагу в надежде окунуться в таинственную атмосферу города из романов Майринка. Увы, их мечте суждено осуществиться только частично: на месте большинства темных кривых улочек еврейского гетто сейчас находятся фешенебельные кварталы с дорогими магазинами, да и других мрачных мест в центре Праги почти не осталось. Тем не менее, в городе еще имеются малоизведанные уголки, куда не только туристам, но и пражанам удается попасть не чаще одного раза в году. Одно из таких мест — романтическое и загадочное Малостранское кладбище.
Малостранское кладбище приютилось между двумя шумными улицами, по одной из которых (Пльзенской) с грохотом носятся трамваи, а по другой (Врхлицкого) — автомобили и автобусы. Тем не менее, само кладбище кажется необыкновенно тихим и, как ни странно это звучит, даже уютным. Наверное, из-за плюща, который густым вечнозеленым ковром покрывает старинные могилы, оплетает ограду и даже деревья, как будто защищая «обитателей» этого печального места от шума современной Праги.
Также хранят их вечный покой запертые ворота кладбища. Около десяти лет назад они были открыты для всех желающих, но укромные уголки за надгробиями и тихие фамильные склепы стали привлекать компании юных цыган, в изобилии проживающих в этом районе, и вскоре это историческое кладбище превратилось в замусоренный притон. Его ворота были заперты после того, как сторож застал детей все той же непопулярной в Чехии национальности за игрой в футбол человеческим черепом…
Попасть на Малостранское кладбище можно только в один день в году, в рамках Дней европейского наследия, проходящих в первой половине сентября. Да, и попадают туда сейчас только живые — последний покойник был там погребен в 1884 году.

Поездку к Малостанскому кладбищу можно совместить с посещением виллы Бертрамка. Она известна всем любителям классической музыки как место, где дважды гостил во время своих визитов в Прагу Моцарт. В то время вилла принадлежала супругам Душковым, а, по слухам, к Йозефине Душковой, знаменитой оперной певице, великий композитор был весьма неравнодушен. Бренные останки Йозефины и ее супруга Франтишека Ксавера Душека ныне покоятся на Малостранском кладбище, а в их вилле расположен Музей В. А. Моцарта. Вход на виллу находится рядом с отелем Movenpick неподалеку от станции метро Anděl. Прямо к кладбищу от той же станции идут трамваи 4, 7, 9 и 10 (остановка Bertramka).

-История-

-Легенды кладбища-



©

***
Малостранское кладбище. 2006 год, ноябрь.

***
Пишет  Bellena:


***
Виноградское и Малостранское кладбища: места последнего пристанища выдающих деятелей истории и культуры Чехии


Старшие пражане и члены благонравных пражских семей помнят и по сей день соблюдают старую традицию весенних торжеств на кладбищах, нечто подобное осенним «душечкам». Торжества называются «майскими» - старейшие граждане, теперь уже вымирающее поколение, в своих воспоминаниях на когда-то утраквистскую Прагу еще говорят «майфест», и проходят они обычно в воскресенье в конце июня. Так происходит издавна, и содержание торжеств выглядит настолько естественно, что никто не задумывается, как они появились и почему название не соответствует дате их поведения.
Но, как и у всего земного, у пражских «майских торжеств» есть свое начало, которое проливает свет на их смысл и атмосферу того времени, когда они появились. Три года назад у пражских весенних «душечек» даже был юбилей. Это было в 1807 году, тогда, действительно, 1 мая, когда из костелика на Малостранском кладбище вышла процессия во главе со страговским аббатом (у премострантов на этом кладбище есть своя усыпальница). Двадцать четыре девушки из процессии, одетые в белое, обсыпали могилы розами и при этом пели песни, написанные для этой цели инициатором торжеств.
Основоположником этих торжеств и в течение десятилетий режиссером обряда был пражский живописец и литератор Вацлав Франтишек Велеба (1785-1856). Сейчас его имя мало что говорит широкой общественности, но хорошо известно поклонникам Прагенсии (Pragensie - наука о Праге и ее истории), особенно тем, кто занимается старопражской иконографией. Велеба (на титульных листах - Welleba) выпустил несколько книг о пражских памятниках, также и описание Карлова моста, украшенное 37 гравюрами с изображениями его вида и всех статуй на рубеже 18 и 19 вв.
Кроме песен Велеба ежегодно писал к каждым торжествам религиозно-философские сочинения, которые печатались на листовках и на торжествах продавались с целью благотворительности. Уже своими названиями, как например, «Время и вечность», «Колыбель гроб», «Жизнь-дыхание», «Путеводные звезды нашей ночи», «Рождение, жизнь и смерть», и всем своим содержанием эти размышления помещают торжества в рамки того времени и указывают на личные намерения и мысли автора.
В отличие от осенних «душечек», барочных, которые на фоне умирающей природы представляли перед глазами человека символы смерти, гибели и бренности всего земного, «Майские торжества» весенний пейзаж с майскими символами связывали с печалью у могилы и утешительной мыслью о слиянии бренной земной жизни с вечно обновляющейся природой и надеждой на воскресение; сначала эти торжества так и назывались - торжества воскресения.
Таким образом, в простом торжестве скрыты противоположные взгляды двух эпох, двух разных, но не взаимоисключающих взглядов на жизнь и смерть, двоякого культа. К нам обращается ранний романтизм, рождающийся из симбиоза отмирающего барокко и века просвещения; здесь слышен тон, в полную силу зазвучавший в поэзии Карела Гинека Махи, особенно в торжественных словах о «земле единственной, земле любимой», в которых осужденный смиряется с мыслью о смерти.
Отсюда также можно сделать вывод, почему «майские» торжества проходят в конце июня. Можно заметить, как даты на листовках Велебы приходятся на разные дни, вероятно, в зависимости от того, в какое время в разные годы пробуждалась природа, и продвигалась вперед по мере увеличения числа могил. Малостранское кладбище разрасталось, торжества с него расширились до Ольшан, а позже и до Мальвазинок, вероятно, и на другие пражские кладбища. Роз, предоставляемых природой в мае, стало недостаточно, и торжества перенести на конец июня. Но своим названием они продолжают напоминать о своем «майском», т.е. весеннем смысле.

@темы: древние захоронения, загадки и мистика некрополей, чешские кладбища/Кладбища Праги, Haunted