Пришло время погрузиться в мир легенд самого роскошного кладбища Южной Америки - Реколета.
В начале 18 века на окраинах тогдашнего Буэнос-Айреса поселились аскеты францисканы. Они основали монастырь, в 1732 году построили церковь Эль-Пилар и кладбище Реколета при ней. Местность получила название Реколета (от испанского Recoleta — аскетичный).
В 1822 году монашеский орден был распущен и 17 ноября этого же года монастырские земли были превращены в первое публичное кладбище в Буэнос-Айресе. Основатенлями кладбища считаются тогдашний губернатор Мартин Родригес и министр его правительства Бернардино Ривадавия.
В 1870-х года из-за эпидемии жёлтой лихорадки многие зажиточные жители Буэнос-Айреса переселились из районов Сан-Тельмо и Монсеррат в северную часть города, Реколету. Так как район Реколета стал престижным, его кладбище также стало последним пристанищем для многих жителей города из высшего света.
©
коты кладбища
wiki
.flickr.
«Реколета» — так называется стихотворение аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса, открывающее его первый изданный сборник. 24-летний автор, созерцая умиротворяющую и величественную торжественность надгробий, приходит к такому умозаключению:
и мечтаем о смерти, а на самом деле хотим
отрешенности и забытья.
Смерти нет — бурлящая в страстях и сражениях,
спящая в листьях плюща, существует жизнь.
Время и пространство — ее обличья,
волшебные сказки души.
В своем стихотворении Х.Л. Борхес говорит о Реколете как о будущем «пристанище его праха», но судьба распорядилась иначе. Через 64 года он умер в Женеве и был похоронен на местном кладбище Пленпале, неподалеку от могилы Жана Кальвина — вождя Реформации.
Вспомним для начала историю его основания.
-Историческая заметка-Кладбище Реколета располагается на территории района Реколета. Сады вокруг него образуют один из самых популярных и красивых парков города. Кладбище было объявлено национальным историческим памятником, это одно из кладбищ с самой богатой историей и архитектурой в мире.
Монахи ордена босых отшельников (recoleto="отшельник" пришли в эти земли (тогда являвшиеся окрестностями Буэнос Айреса) в начале XVIII века. Именно из-за названия этого ордена район называется Реколета.
Земли, на которых располагается Кладбище Реколета, в 1583 году были отданы доном Хуаном де Гарай (Juan de Garay) дону Родриго Ортису де Сарате (Rodrigo Ortíz de Zárate), сопровождающим его в его походах, так как в ту эпоху было заведено отдавать земли сопровождающим того, кто командовал экспедицией.
На том месте, которое сейчас занимает кладбище, раньше находился лишь монастырь ордена босых отшельников, который начал строиться в 1715, благодаря средствам, пожертвованным капитаном Педро де Бустинсой (Pedro de Bustinza) в 1705, и на землях, пожертвованных доном Фернандо Мигелем де Вальдес и Инклан (Fernando Miguel de Valdez e Inclán) и его женой, Грегорией де Уртадо (Gregoria de Hurtado).
Церковь Дель Пилар (La iglesia del Pilar) - построенная в честь Сеньоры дель Пилар из Сарагосы (Nuestra Señora del Pilar de Zaragoza) - открылась в тот же день, в который и почитается эта Богоматерь: 12 октября 1732 года.
Монастырь и церковь находились во владении монахов-отшельников, хотя некоторые утверждают, что эти монахи никогда не появлялись в тех краях, и что на самом деле то были монахи-францисканцы. Приграничные же земли служили огородами. Согласно обычаям той эпохи, захоронения проводились в храмах.
Когда орден был распущен, сады монастыря были превращены в первое общественное городское кладбище, которые открылось 17 ноября 1822 года. С того момента, кладбище получило официальное имя Кладбище Мизерере (Cementerio de Miserere, miserere - начало одного из псалмов в католическом богослужении), или Главное Северное Кладбище (Cementerio General del Norte), хотя люди предпочитали называть его по имени самого района, Реколета ("La Recoleta", что в конечном итоге прижилось и осталось до сегодняшнего дня.
Ответственными за создание кладбища были губернатор Буэнос Айреса в то время Мартин Родригес (Martín Rodriguez) и его министр и будущий первый президент Аргентины Бернардино Ривадавия (Bernardino Rivadavia),а первыми его "обитателями" стали вольноотпущенник мальчик-негр Хуан Бетино (Juan Benito) и девушка по имени Мария Долорес Масьель (María Dolores Maciel).
В 1871 году Буэнос Айрес был опустошен эпидемией желтой лихорадки, и вследствие этого многие жители престижных районов покинули такие районы как Сан-Тельмо (San Telmo) И Монсеррат (Monserrat) на юге и переехали в северную часть города, в Реколету. Когда Реколета превратилась в район высшего сословия, кладбище стало последним прибежищем самых престижных и могущественных семей Буэнос Айреса.
На этом кладбище, планировка которого была разработана инженером Просперо Кателином (Próspero Catelin), похоронены останки великих деятелей страны. Когда Буэнос Айрес оказался опустошенным ужасной эпидемией желтой лихорадки в 1871 году, там запретили хоронить умерших от этой болезни, даже если тем и принадлежали фамильные склепы. Губернатор Эмилио Кастро (Emilio Castro), обратился с просьбой к министру Авелланеде (Avellaneda) прося о закрытии кладбища, говоря, что оно переполнено и в самом плачевном состоянии. Но интерес к кладбищу не позволил удовлетворить его просьбу. Постепенно, Кладбище Реколета теряло свой малопривлекательный вид и превращалось в тихое и спокойное место, где медленно возводились роскошные склепы и монументы.
Вход на кладбище осуществляется через большой портик в дорическом греческом стиле, построенный во время великих реформ 1881 года по приказу главы муниципалитета в то время Торкуато де Альвеара (Torcuato de Alvear) архитектором Хуаном Антонио Бучиасо (Juan Antonio Buschiazzo).
На кладбище расположено множество мраморных мавзолеев, украшенных статуями, построенных в самых разнообразных архитектурных стилях. Все они разбиты по "кварталам", с широкими "улицами", усаженными деревьями, которые выходят на боковые "переулки", где рядами выстроились гробницы и склепы. Основные "улицы" расходятся от центральной широкой ротонды.
В центре кладбища установлена статую Христа Спасителя, который глава муниципалитета Хоакин де Анчорена (Joaquín S. de Anchorena) поручил сделать скульптору педро Сонса Бриасо (Pedro Zonza Briazo, 1886 – 1941) в 1914 году. Скульптура, созданная во второй половине этого века, является очень спорным произведением искусства, так как не выдерживает классических канонов. Взгляд статуи Христа Спасителя указывает на выход.
На самом деле этот город ангелов и легенд приглашает открыть архитектурные сокровища и познакомиться с культурой и историями о тех, кто предшествовал нынешним обитателям столицы, да и всей Аргентины. Кладбище Реколета - это сундук, полный необыкновенных историй: историй о страстях. О неразделенной любви и боли, о ненависти до самой смерти; о склепах, воспроизводящих убранство спален покойных, о семьях, которые премировали верность своих слуг, хороня служанку в семейном пантеоне, хотя и выполнив ритуал, обязующий ее "спать" вне хозяйского дома...
Правдивые факты из прошлого с легкостью соседствуют здесь с огромным количеством мифов, с приведениями и невероятными легендами, с почтительностью к молчанию мертвых; настойчивое эхо, которое ни прах, ни время не смогли заставить замолчать, раздается среди узких "улочек" и диагоналей, облюбованных туристами-иностранцами и самым многочисленным обществом котов во всем городе.
Этот монументальный некрополь - это первое кладбище, которое было свидетелем рождения Буэнос Айреса. Предания, передаваемые из поколения в поколение, превращают истории этого места, где покоятся 350 000 душ - (включая 25 президентов, 4 знаменитых правителей, 200 героев Независимости и 100 губернаторов) - в самые захватывающие рассказы о повседневной жизни.
Почти за два века существования кладбища родились тысячи таких историй, которые заботливо хранят эти знаменитые 6 гектаров, где расположены 83 исторических национальных монумента. Это кладбище знаменито своими скульптурными сокровищами и тоннами самых дорогих и экзотических типов венецианского мрамора. Около 300 человек каждые выходные собираются там, чтобы услышать все эти невероятные истории...
©
План и рекомендуемый маршрут осмотра Кладбища Реколета
Из книги "100 великих некрополей":
-Отрывок о Реколете-«Да покоятся в мире!» — гласит надпись на колоннаде при входе на кладбище Реколета. По иронии судьбы в аргентинской столице в одном квартале сосредоточены главное злачное место города с самыми изысканными ресторанами и самыми шикарными автомобилями и национальный некрополь страны. Слово «реколета» означает «сосредоточенная на божественном», «придерживающаяся строжайших правил». Такое название этот район Буэнос-Айреса получил от монахов-францисканцев, которые в начале XVII века купили здесь землю и построили на ней свою обитель с базиликой Богоматери Пилар. Цена, которую они заплатили владельцу земли, была вполне божеской; ему дали плащ из грубой ткани, пару подштанников да кое-что из земледельческой утвари.
В 1822 году на месте старого монастырского погоста было устроено общегородское кладбище, и с той поры на нем похоронены представители семи поколений самых именитых семейств Аргентины. Если русские кладбища своим видом напоминают сад или парк, то Реколета похожа на странный игрушечный город — город мертвых внутри города живых. Здесь нет земли — только камень, монотонность которого нарушают лишь живые цветы. Вдоль тесных проходов, вплотную друг к другу, стоят часовни со склепами (их здесь 6400), а на перекрестках аллей — мемориальные монументы.
Кладбище Реколета окружено высокими современными зданиями, из окон которых открывается хоть и не вполне оптимистический вид, зато заставляющий порой задуматься о вечном. Гнездящиеся на кладбище летучие мыши часто залетают в открытые двери балконов, и такие «посланцы с того света» пугают еще больше, заставляя многих людей вздрагивать от страха.
Знатоки утверждают, что по художественным достоинствам своих памятников Реколета занимает второе место после кладбища в Генуе. Например, одна из часовен (вмещающая 60 саркофагов) построена в виде древнегреческого храма со скульптурами и золотой инкрустацией. Рядом со склепами — образцами классического зодчества — образцы других архитектурных стилей. У дверей склепов возвышаются статуи, словно бы шагнувшие из-за рокового порога бравый солдат в парадном мундире, боксер в халате, хрупкая девушка с собачкой… Если бы они заговорили, то, несомненно, могли бы о многом рассказать. Но умершие молчат, и только кладбищенские сторожа хранят в памяти своей истории достоверные и невероятные.
Достопримечательностью Реколеты является могила Факундо Кироги, колоритнейшего персонажа аргентинской истории XIX века, героя войны между федералистами и унитариями. «Тигр льянос» (так прозвали этого человека за неукротимый нрав) — единственный на Реколете, кто похоронен стоя: таким было его завещание. Надгробие на его могиле венчает высеченная из каррарского мрамора фигура скорбяшей вдовы.
А вот загадочная легенда о склепе, значащемся в кладбищенской книге, но канувшем в неизвестность…
В нем, согласно записи, была погребена Исабель Валевская — внучка Наполеона Бонапарта. Ее отец — французский дипломат Александр Жозеф Колонна — был незаконнорожденным сыном французского императора и польской графини Марии Валевской. В 1847 году его назначают послом в Аргентину, и в Буэнос-Айресе у него рождается дочь Исабель, которая прожила всего месяц. Вскоре А.Ж. Колонна возвращается в Европу, где его блестящая карьера продолжается. Проходят годы, и память об умершем ребенке тает как дым. Где теперь могила внучки Наполеона Бонапарта — не может сказать никто…
На Реколете покоится и прах Эвы Перон — супруги президента Хуана Доминго Перона, которую любили в народе и ласково звали Эвитой. Ее сравнивали с Жанной д'Арк, а в парадно-официальном обиходе именовали «духовной руководительницей нации», «полномочной представительницей трудящихся», «знаменосицей обездоленных» и т. д. У входа в склеп Эвы Перон прикреплены таблички с высказываниями усопшей: «Я чувствую неодолимое желание сжечь свою жизнь, если это пламя сможет осветить аргентинскому народу дорогу к счастью», «Я вернусь и стану миллионами»… Она была больна раком, и жизнь ее оборвалась 26 июля 1952 года. Было ей 33 года.
Эве устроили поистине королевские похороны. В стране объявили 30-дневный траур, по инициативе профсоюзов на три дня была остановлена работа на всех предприятиях, Буэнос-Айрес превратился в мертвый город. Прощание с покойной длилось 13 дней, очередь к ее гробу порой вытягивалась на несколько десятков кварталов. Активисты Красного Креста едва успевали оказывать помощь обессилевшим в многочасовых стояниях людям. Так продолжалось до тех пор, пока тело не перевезли в здание Всеобщей конфедерации труда, где оно должно было находиться до сооружения памятника.
Тело Эвы решили забальзамировать, для чего пригласили испанского врача Педро Ара, считавшегося крупным специалистом в этой области. Работа заняла целый год, но когда бальзамирование было завершено, возведение монумента с мавзолеем все еще оставалось делом далеким. Поэтому в здании Всеобщей конфедерации труда соорудили пока временную часовню. Тело Эвы было помещено на ложе, покрытом атласной тканью, под стеклянным колпаком.
После сентября 1955 года, когда президент Х.Д. Перон был свергнут и к власти в Аргентине пришли военные, идея сооружения монумента-колосса Эве была постепенно забыта. К тому же у рабочих, в условиях наступившего в стране кризиса, уже не было ни возможности, ни желания делать добровольные взносы на крупнейший в мире памятник. Согласно декрету, изданному новой властью 5 марта 1956 года, в стране все символы режима Х.Д. Перона были запрещены, нельзя было иметь у себя «фотографию, портрет или скульптурное изображение перонистских функционеров и их родственников». Нарушителям грозило тюремное наказание сроком от 30 дней до 6 лет. Знаменитые драгоценности Эвы, предмет затаенной зависти многих аристократок, были распроданы на аукционе.
Новая власть была озабочена и тем, чтобы останки Эвы не были превращены в своего рода святые мощи. Тело в ноябре 1956 года исчезает в неизвестном направлении, и следы его с этого времени надолго теряются. Хотя власти и утверждали потом, что оно было погребено в соответствии с христианским обычаем, но ходили разговоры, будто труп «королевы оборванцев» сожгли и прах развеяли по ветру, а по другой версии — бросили в море с самолета.
В начале сентября 1971 года аргентинский посол в Испании передал Х.Д. Перону, жившему в эмиграции в Мадриде, тело его жены. Как выяснилось, несколькими днями ранее оно было эксгумировано на кладбище в Милане, но лишь в ноябре 1974 года останки Эвы вернулись на родину. К этому времени Х.Д. Перона уже не было в живых, и Эву похоронили рядом с мужем в президентской резиденции Оливес. Однако в 1976 году в Аргентине произошел очередной военный переворот, после чего останки супругов были разлучены. Каждый из них был отправлен в свой фамильный склеп: Х.Д. Перон — на кладбище Чакарита, Эва — на Реколету. Могила ее — единственная на кладбище, где каждое утро появляются свежие цветы.
• Давид Аллено – Тот, кто не мог дождаться собственной смерти…В одном маленьком склепе выделяется рельефное изображение, выполненное в мраморе, которое представляет смотрителя кладбища Реколета, одетого в рабочую одежду, с лейкой, метлой и огромной связкой ключей.
Склеп этот принадлежит Давиду Аллено (David Alleno, 1854-1910), который работал в этом месте смотрителем с 1881 по 1910 годы. Рассказывают, что он всю свою жизнь копил деньги, чтобы купить место на Реколете. Затем он поехал в Италию, где и заказал статую для склепа женевскому скульптору А. Канессе (A. Canessa).
Легенда рассказывает, что как только скульптура была выполнена и установлена, он вернулся домой и покончил с собой. Стремление к цели пересилило: он хотел быть немедленно похороненным в том месте, которое было для него наваждением всей жизни.
Эта известная трагикомическая история началась в 1881 году, в день, когда Давид Аллено начал работать смотрителем Кладбища Реколета. С детства он часто посещал кладбище, потому что там работали ночными сторожами два его старших брата. Спустя некоторое время, когда он вырос, сбылась его мечта - работать там, присматривая за порядком. Его жизнью было пребывать в контакте со смертью, ему не важно было то, что он сам не создал семью, ни то, что его заработок никогда не позволил бы ему купить крышу над головой, он смирился с тем, что снимал небольшой домик. Он был влюблен в прекрасный скульптуры, которые украшали склепы, и у него появилась мечта: построить такой склеп себе. Но для него она была неосуществимой. Неосуществимой до тех пор, когда однажды судьба его не переменилась. Его старший брат выиграл в лотерею и разделил деньги между всеми членами семьи. Внезапно Давид получил в пользование маленькое состояние и, не раздумывая, купил себе билет на пароход, отплывающий в Геную. Очутившись там, он нашел одного известного скульптора и заказал, чтобы тот, основываясь на фотографии, сделал для него статую, представляющую его самого с метлой и всеми остальными рабочими принадлежностями, из мрамора, в натуральную величину. Затем он вернулся со статуей на родину тем же пароходом.
Вернувшись домой, он потратил все до последнего песо для того, чтобы купить кусочек земли на Реколете для собственного склепа. В конце концов, однажды в 1910 году склеп был готов, с установленной там статуей и надписью на фундаменте: “Давид Аллено, смотритель кладбища с 1881 по 1910 годы”. Он так и не ответил на вопросы тех, кого удивляло. Что надпись уже заранее имела две даты... он отвечал лишь молчанием.
Когда склеп был окончательно готов, Давид Аллено известил администрацию кладбища, что больше не будет там работать. Счастлив сбывшейся мечтой и полный желания сразу же «использовать по назначению» свой склеп, он вернулся домой и... одним выстрелом покончил с собой. Ему было 40 лет.
С тех пошла легенда о том, что Аллено и после смерти прогуливается по ночному некрополю. Его присутствие можно распознать по звону связки ключей.
• Семейство Дель КаррильСклеп семьи Дель Карриль (где покоятся останки Сальвадора Мария Дель Карриль и его жены Тибурсии Домингес), выполненный в форме готической часовни, из-за своего месторасположения предоставляет чудесный вид с любого угла обзора.
Тибурсия повелела построить этот внушительный мавзолей в честь памяти мужа. Но мавзолей Тибурсии Домингес – это прямое доказательство их брачных размолвок.
Сальвадор Мария Дель Карриль был достаточно жестким человеком ,как в политических вопросах, так и в собственной семейной жизни. Его мавзолей как раз и повествует об истории его ссоры с женой.
Она начала вести более роскошную жизнь, чем та, что позволяли их доходы, и наделала, – не спросив совета мужа, – больших долгов.
Однажды Сальвадор опубликовал официальное письмо, в котором извещал всех ее кредиторов, что никогда больше не будет нести ответственность за долги своей жены. Ответом Тибурсии было то, что она никогда больше – до самой его смерти – с ним не разговаривала, а после его смерти она воздвигла для него часовню на Кладбище Реколета, где установлен его бюст, но оставила четкие инструкции, что в случае ее собственной смерти ее бюст должен быть установлен спиной к бюсту мужа, в качестве запоздалой мести.
Наверху башенку часовни венчает скульптура Кроноса, "Бога Времени".
А внутри так и остались два бюста – фигура Сальвадора Марии Дель Карриль, сидящего в кресле, и его жены Тибурсии, повернутой к нему спиной. Это мраморное воспоминание о том, какой была их совместная жизнь.
Сальвадор Мария Дель Карриль (Salvador María Del Carril) (1798–1883) родился в городе Сан Хуан и изучал гражданское и каноническое право в Национальном Университете провинции Кордоба. Получив докторскую степень в 19 лет, он переехал в Буэнос Айрес, где сначала работал журналистом.
Но постепенно его политическая карьера пошла в гору. Будучи хорошим другом генерала Хусто Хосе де Уркисы (Justo José de Urquiza), предизента Аргентинской Конфедерации, Дель Карриль был выбран его вице-президентом, а также стал крестным первого сына генерала.
Через некоторое время он вернулся в свою провинцию и 15 июля 1826 года обнародовал первую провинциальную конституцию (известную под именем Майское Письмо), которая была сильно вдохновлена американской идеологией и которая немедленно спровоцировала оппозицию среди его сограждан.
Одним из самых спорных пунктов Письма было заявление о свободе религиозных культов, что в общем-то являлось лишь чем-то символичным, потому что во всем Сан Хуане был лишь один человек, не являвшийся католиком, – американский врач и фармацевт Аман Роусон (Amán Rawson).
Письмо также выражало некоторые принципы, которые будут присутствовать во всех последующих конституциях – например, законное равенство или запрет рабства, – однако они были очень сдержаны в воплощении. Например, юридический статут на тот момент существующих рабов никак не менялся.
Дель Карриль имитировал политический курс Бернардино Ривадавия (Bernardino Rivadavia) – первого президента Аргентины - в Буэнос Айресе, упразднив провинциальные монастыри. Они были единственными (и, несомненно, лучшими) центрами провинциального образования, так что это решение повлекло за собой множество протестов. Через 13 дней после его обнародования, произошла революция, возглавляемая лидерами-консерваторами и монахами. Дель Карриль вынужден был покинуть провинцию и выехать в Мендосу.
Губернатор Мендосы выслал ему на помощь братьев Альдао с небольшим военным отрядом. После короткой битвы, поборники революции бежали, и Дель Карриль был восстановлен в должности. Но чуть позднее он ушел в отставку, чтобы переехать в Буэнос Айрес, где новоиспеченный президент Ривадавия назначил его Министром финансов.
В столичном министерстве экономические волнения правительства Ривадавии возникали из-за ведущейся войны с Бразилией, которая требовала больших расходов. Дель Карриль «продвинул» Закон о Консолидации Долга (Ley de Consolidación de la Deuda), согласно которому все природные ресурсы государства становились залогом кредитной операции.
Его перу также принадлежал закон, который вводил обязательный курс денежных купюр и их конвертируемость в ценные металлы; его противники обвинили его в том, что такие образом он позволяет экспортерам заполучить слитки золота и серебра, которые составляли золотой запас страны, и прозвали его «Доктор Слиток».
Губернатол столицы Мануэль Доррего (Manuel Dorrego), сменивший на этой посту Ривадавию, резко покритиковал экономический план, разработанный Дель Каррилем. Спор об этом стал достоянием общественности, заставив Ривадавию и Дель Карриля держать официальный ответ перед массами, который в свою очередь тоже был публично раскритикован Мануэлем Доррего.
Когда 5 сентября 1828 года был заключен мир с Бразилией, которая признавала независимость Уругвая, образовалась горячая оппозиция в недовольных этим войсках, что использовали унитарии (сторонники государственного единства) в своих целях. Доррего был арестован и Дель Карриль, узнав об этом, стал одним их тех, что ускорил его расстрел. По возращению в Буэнос Айрес, он был назначен Министром Иностранных дел.
Гражданская война оставила всю внутреннюю часть провинции Буэнос Айреса в руках Хуана Мануэля де Росас (Juan Manuel de Rosas), который оставался верен идеям губернатора Доррего, так что Дель Карриль переехал в Монтевидео, где стал организовывать новые попытки унитариев по возвращению к власти.
Годы ссылки были тяжелыми для Дель Карриля, столкнувшегося с бедностью, но это не помешало ему жениться на Тибурсии Домингес Лопес Камело (Tiburcia Dominguez López Camelo), которая была на 25 лет младше его и родила ему 7 детей.
В 1838 он вступил в Аргентинскую Комиссию (Comisión Argentina), составлявшую оппозицию Хуану Мануэлю де Росас, ратуя за свободу и за свободное передвижение по аргентинским рекам, что было очень ценно для европейцев. Правительство Франции решило поддержать эту группу, и французский флот блокировал реку Рио де ла Плата (Río de la Plata) и предоставил своим союзникам огромные субсидии. Дель Карриль, уставший жить в бедности, стал ответственным за распоряжение этими средствами. Постепенно его экономическая ситуация заметно улучшилась.
Когда он вернулся в Аргентину, то Хусто Хосе де Уркиса (Justo José de Urquiza), губернатор провинции Энтре Риос (Entre Ríos) назначил его Государственным Советником (Consejero de Estado). Уркисе нужен был известный унитарий в качестве союзника, поэтому Дель Карриль был выбран вицепрезидентом, когда Уркиса стал президентов Аргентины в мае 1854.
Его деятельность как вице-президента была скорее исполнительной, чем законодательной, а когда он был назначен Министром Военного Суда (Ministro de la Corte Suprema de Justicia de la Nación) он также не произвел никакого заметного вклада в историю, ограничившись копированием политики иностранной юриспруденции. Он умалчивал жестокие вещи, творимые правительством по всей стране.
Он ушел в отставку в 1877 году. В 1881 году были опубликованы неизвестные до того момента письма Дель Карриля к генералу Хуану Лавалье (Juan Lavalle), свергнувшему Доррего, где содержались подталкивания к растрелу последнего. Дель Карриль не сделал ни единого комментария по этому поводу. Он умер в Буэнос Айресе в 1883 году.
• Лус Мария Гарсия Веллосо - Спящая КрасавицаБольшая ниша, в которой располагается скульптура почившей девушки, Лус Марии Гарсия Веллосо (Luz María García Velloso, 1910-1925), окруженной цветами и словно спящей, особо выделяет этот семейный склеп – творение аргентинского скульптурой Виктора Годин.
Дочь писателя Энрике Гарсия Веллосо (Enrique García Velloso) умерла в 15 лет от лейкемии. Ее отец был предтечей креольского театра и автором таких произведений как «Квартал лягушек» (“El Barrio de las Ranas”), «Иисус из Назарета» (“Jesús Nazareno”), «Нарезаные фрукты» (“Fruta picada”), «Танго в Париже» (“El Tango en París”), а также первым президентом Театрального Дома (Casa del Teatro). Вот в такой интеллектуальной среде выросла Лус Мария, у которой было особенное очарование и талант декламировать стихи на домашних «тертулиях». Многие поэты посвятили ей свои произведения, которые сейчас можно увидеть на боковой стене.
Отдыхает Белоснежка на ложе из роз,
ласкаемая легким ветерком, и плывет в воздухе тонкий аромат,
Лус Мария, нежная и ласковая девочка,
покоится перед тобой, словно Спящая Красавица.
Она спит вечным сном, сном смерти,
и, возможно, ожидает, что ее разбудит поцелуй,
тот поцелуй, которого она, быть может, всегда ждала,
поцелуй любви, поцелуй заколдованного принца.
Продолжай спать, девочка, ангелы оберегают тебя,
в то время, как все восторгаются твоей бледной красотой,
и слеза затуманивает взгляд чьих-то глаз,
которые оплакивают твой уход, проливая слезами свою печаль.
Сусана Эспосито
Могила Лус Марии представляет девушку спящей, и говорят, что мать в порыве горя приказала соорудить небольшое пустое пространство в мавзолее, где она могла бы спать рядом с останками своей дочери.
Некоторые приписывают девушке известный образ «Белой Дамы» (“Dama de Blanco”) и одну из самых известных в мире городских легенд: девушка однажды идет потанцевать, знакомится с молодым человеком, у которого вспыхивает к ней сильный интерес. Он одалживает ей жакет, чтобы та укрылась от холода, и она пачкает его, проливая на него кофе. Парень оставляет ей жакет и обещает, что чуть попозже заедет за ним, используя это как предлог, чтобы вновь увидеть ее, но, приехав к ней домой, узнает от матери Лус, что ее дочь мертва и похоронена на Кладбище Реколета. Парень не только находит могилу, но и к своему ужасу видит на гробе свой жакет, испачканный кофе. Некоторые утверждают, что парень сошел с ума, а некоторые – что он убежал, охваченный неподдельным ужасом.
В этом же семейном склепе покоятся останки отца девушки (Энрике Гарсия Веллосо (1880-1935)), ее деда – испанского поэта Хуана Гарсия Веллосо (Juan García Velloso) и ее тети Луисы Бланки Подеста де Уркиса (Luisa Blanca Podestá de Urquíza, 1890-1967), известной столичной актрисы, которая сделала карьеру с подачи Энрике. Когда она умерла, театр "Smart" в Буэнос Айресе, ставший свидетелем ее творческих успехов, сменил свое название в ее честь (впервые в Аргентине).
• Руфина Камбасерес - Девушка, умершая дваждыВ глубине Кладбища Реколета возвышается скульптура, которая увековечивает молодую Руфину Камбасерес (Rufina Cambaceres, 1884-1903), дочь аргентинского писателя Эухенио Камбасереса (Eugenio Cambaceres), который своими колкими произведениями обнажал лицемерие высшего сословия конца 19 века, и которого отвергало общество за женитьбу на итальянской балерине Луизе Бачичи (Luisa Baccichi), которую «добрые люди» прозвали «Бачича» (= презрительное название итальянского языка).
У семейной пары родилась дочь, и когда Камбасерес умер, Луиза и маленькая Руфина остались одни в особняке на улице Монтес де Ока (Montes de Oca), доставшемся им по наследству. Характер девочки с годами становился все более замкнутым, и ситуация обострилась, когда ее мать 4 года спустя после смерти мужа превратилась в «возлюбленную» будущего президента страны Иполито Иригоена (Hipólito Yrigoyen). Руфине тогда было 14 лет, она была прекрасна, и многие молодые люди навещали их дом, но она была к ним равнодушной.
Но 31 мая 1902 года, в тот день, когда ей исполнялось 19 лет, Руфина умерла, предположительно от приступа каталепсии. Ее мать решила построить склеп для своей дочери по соседству с их фамильным склепом – прекрасный монумент в стиле Арт Нуво (Art Noveau), стилизованный плавными линиями, украшенный множеством стеблей, листьев и цветов. Это произведение принадлежит немцу Ричару Айнеру (Richard Aigner) и изображает Руфину, стоящую перед дверью, держась за дверную ручку, словно желая открыть ее.
Это художественное воплощение, а также обстоятельства ее скоропостижной смерти способствовали тому, что в столичном обществе той эпохи стали появляться различные легенды, которые рассказываются и до сих пор.
Вот одна из них:
31 мая 1902 года Руфина праздновала 19-летие, и ее мать устроила для нее большой праздник, а потом они должны были ехать на музыкальный концерт в театр Колон. Когда окончился праздник, и они уже должны были отправиться в театр, Луиза услышала душераздирающий вопль одной из служанок, она бросилась в комнату Руфины и нашла ее лежащей на полу, застывшей, мертвой.
На следующий день Луиза и Иполито Иригоен похоронили девушку на Кладбище Реколета. А некоторое время спустя смотритель склепа Камбасерес сообщил о зловещем открытии - у гроба Руфины была сломана крышка.
Официальная версия предполагает кражу, ведь девушка была похоронена в своих лучших украшениях; но Луиза до конца своей жизни жила, мучимая мыслью о том, что у ее дочери случился приступ каталепсии, и она была похоронена заживо.
Легенда рассказывает, что, царапая и стуча в крышку гроба, девушка смогла открыть его и выбраться наружу, и увидела пустынное кладбище. Но двери склепа были закрыты. И тогда, став жертвой отчаяния, она снова умерла – на этот раз по-настоящему, от сердечного приступа...
Поэтому Руфину Камбасерес знают под именем «Девушки, умершей дважды».
О жизни девушки рассказывается много историй. Одна из тех, что тоже могли бы быть правдой, повествует о том, что в день своего 19-летия, когда Руфина собиралась в театр, ее лучшая подруга открыла ей секрет, который хранила долгое время: возлюбленный девушки был также любовником ее красавицы матери.
Эффект от откровения ее подруги вызвал у девушки сердечный приступ, и она умерла. Кто же был рыцарем, разбившим ее сердце? Единственный неженатый президент в истории Аргентины: дон Иполито Иригоен, от которого спустя некоторое время вдова Камбасерес родила сына.
Есть и другая, леденящая кровь, версия событий: что Луиза и ее любовник дон Иполито подсыпали девушке снотворное, чтобы иметь возможность тайно встречаться. Но в ту ночь они переборщили с дозой, и Руфина впала в глубокую кому, из которой и вышла потом, уже находясь в склепе.
Ее гроб – это единственный на всем Кладбище Реколета, выполненный лишь из одного блока мрамора.
Рассказывают, что призрак Руфины бродит по ночным аллеям кладбища и следит за тем, чтобы других людей не постигла ее судьба.
• Лилиана КросиатиЗдесь на Кладбище Реколета располагается и могила Лилианы Кросиати (Liliana Crociati, 1945-1970), дочери известного итальянского парикмахера, художника и поэта, которая умерла 26 февраля 1970 года в 26 лет, проводя свой медовый месяц в австрийском городе Инсбрук, она стала жертвой схода снежной лавины. Лавина накрыла отель, где остановились она и муж. Но если они и были оба погребены под лавиной, то тело ее мужа так и не нашли, и никто больше никогда о нем не слышал.
Лилиану нашли на кровати под одеялами. После обнаружения она прожила всего несколько часов. Смерть наступила от недостатка кислорода и обморожения.
В аргентинской газете «Насьон» от 26 февраля 1970 года есть заметка о том, что среди 16 000 (в газете «Ла Пренса» говорится о 14 тысячах) туристов, пойманных в снежную ловушку, есть двое граждан Аргентины: муж и жена. Хуана обнаружили спустя15 минут поиска, а его жену только через час. Хуан сообщил, что, несмотря на ее критическое состояние, врачи уверены, что могут спасти ее.
Некоторые говорят, что в тот же самый день, за 14 000 километров от девушки, умер Сабу, ее любимый пес. Хотя другие уверяют, что собака умерла за несколько лет до этого.
Узнав о несчастье, ее отец похоронил ее в мавзолее, в котором была воспроизведена ее спальня, и нанял скульптора Вилфредо Виладрича (Wilfredo Viladrich), чтобы тот сделал статую девушки, одетой в свадебное платье и причесанной так, как ей нравилось, и статую ее собаки рядом.
Семья построила для нее роскошный неоготический склеп. Мать Лилианы, Адриана Бальдимиро де Кросиати (Adriana Baldimiro de Crociati) потребовала, чтобы он был сделан только из дерева и стекла – то есть из тех элементов, которые ее дочь очень любила использовать в своих творческих работах. При строительстве не использовалось ни единого вида камня. Дизайн внутренней части склепа показывает комнату девушки при жизни. Там нет пространства для цветов. Они ей не нравились срезанными, она предпочитала их живыми, как часть всего мира, поэтому они располагаются в подставках для цветов, а рядом установлена мателлическая статуя ее любимого пса Сабу, который будет сопровождать ее и в вечности… Вилфредо Виладрич по просьбе ее семьи сделал статую Лилианы в свадебном платье, в котором она была похоронена.
Ее гроб можно увидеть уже снаружи, он полу прикрыт красным сари, которая девушка привезла из своего путешествия по Индии. На стенах видны портреты Лилианы, написанные в стиле той эпохи, когда она жила, на которых она показана живой и прекрасной, с сияющими голубыми глазами и огненно-рыжыми волосами. Все они нарисованы ее друзьями из Академии Художеств (Bellas Artes).
Могила Лилианы всегда оберегается персоналом кладбища, а ее родители часто приносят самые разнообразные цветы, которые любила их дочь.
Говорят, что иногда таинственный незнакомец оставляет девушке букетик цветов, но никогда не позволяет увидеть себя, потому что убегает, как только к нему приближается какой-нибудь смотритель. Возможно, ее муж не погиб и все еще влюблен в нее, оплакивая смерть своей возлюбленной?
Чтобы добавить еще грусти и необычности всему склепу, отец девушки приказал вырезать в мраморе поэму на итальянском языке, установив табличку на стене склепа, которая также содержит строки: “Miserere nostri Deus omniun respicit nos et ostende nob lugen miserationum tuarum”... они говорят о скоротечности жизни и о том, как несправедлива была жизнь, забрав его дочь раньше, чем его самого….
Моей дочери:
Я лишь спрашиваю себя, почему ты ушла и оставила разбитым моей сердце? Ведь я лишь любил тебя, так почему же? Почему? Лишь судьба знает причину, но я спрашиваю себя – почему? Почему же невозможно быть без тебя, почему? Ты была так прекрасна, что завистливая природа уничтожила тебя, почему? Я лишь спрашиваю себя, если есть ли Бог, то почему он забирает то, что ему не принадлежит? Почему он все уничтожает и оставляет только безграничную боль? Почему я верю в судьбу, а не в тебя, почему? Почему я только всегда вижу тебя во сне, почему? Ради всей любви к тебе, которая живет в моем сердце. Почему? Почему? Твой папа…
• Семья РовераноСклеп семьи Роверано украшает статуя, символизирующая обычного итальянского иммигранта, приехавшего на аргентинские земли с желанием и готовностью устроить свое будущее. Сам склеп был сделан на заказ в Генуе, и его привезли в разобранном состоянии.
Эта фигура мужчины (без сюртука, в крестьянской одежде: рубашка, платок на шее), стоящего на остове судна с надписью «Помоги себе сам» ("Аyúdate", представляет всех иммигрантов, предков многих аргентинцев, приехавших в те земли, чтобы населить страну, и их стремление двигаться вперед.
Семья Роверано (Los Roverano) (коммерсант Паскуаль Роверано (Pascual Roverano), вместе со своим отцом Франсиско (Francisco) – по некоторым источникам, отца его звали Антонио (Antonio), возможно, у него было двойное имя – и братьями Педро, Анхелем и Висенте (Pedro, Angel, Vicente)), занималась бизнесом по продаже и ремонту часов, благотворительностью, а также они были владельцами известной Кондитерской «Газ» (Сonfitería del Gas).
Их знаменитое кафе принимало посетителей там, где изначально находилось другое известное кафе Буэнос Айреса, Кафе «Тортони» (Café Tortoni). Когда «Тортони» переехало туда, где находится сегодня, семья Роверано в 1850 году открыла на его месте свою кондитерскую, которая затем получила имя Кондитерская «Газ», потому что в 1882 году она стала первым заведением, освещенным электрическими лампами, а ее имя происходит от 11 газовых фонарей, освещавших ее фасад.
Последнее местопребывание кондитерской – это пересечение улиц Эсмеральда и Ривадавия (Esmeralda y Rivadavia), но сегодня его уже не существует, потому что на его месте сейчас находится Майский Проспект (Avenida de Mayo). Однако маленькая улочка позади Здания Муниципалитета (Cabildo) носит их имя в знак памяти – Проезд Роверано (Pasaje Roverano).
В 1921 году Роверано решили перевести семейный склеп на кладбище Чакарита (Chacarita), так что сейчас в склепе на Реколета нет никаких останков, и он заброшен (потому что уже не осталось в живых потомков семьи).
• Луис Доррего Ортис БасуальдоСклеп семьи Доррего Ортис Басуальдо (Dorrego Ortiz Basualdo) считается самым грандиозным на всем Кладбище Реколета, он был построен французским архитектором Луи Дюбуа (Louis Dubois) в начале ХХ в. Этот мавзолей является копией склепа семьи Монтанаро (Montanaro) на кладбище Стальено (Staglieno) в Генуе.
Склеп был построен в форме часовни во французском стиле, которая таит в себе множество символических знаков.
В этом склепе покоятся останки доктора Луиса Доррего Ортис Басуальдо (Luis Ortiz Basualdo), рожденного в 1849 сына Мануэля Ортис Басуальдо (Manuel Ortiz Basualdo) и Анхелы Доррего (Angela Dorrego), племянницы Мануэля Доррего (Manuel Dorrego), губернатора провинции Буэнос Айрес в 1827-1828 годах [прим: в течении 27 лет Аргентина оставалась без центральной власти, в этот период страна была известна под названием «Аргентинская Конфедерация» и должностью, наиболее похожей на президентскую, была должность губернатора провинции Буэнос-Айрес].
Почему же так грандиозен этот склеп? Потому что семья Доррего Ортис Басуальдо поддерживала консерваторские устои группы видных аргентинских землевладельцев той эпохи, привыкших хоронить своих родных в церквях. Когда президент Ривадавия (Rivadavia) начал свою антицерковную политику, они решили повернуть закон в свою пользу. Если закон не позволял им хоронить своих родных в часовнях, то они решили возвести часовню там, где были бы похоронены.
Мраморная скульптура воссоздает сцену из «Притчи об умных и глупых девах» (ее автор – итальянский скульптор Джованни Батиста Вилья (Giovanni Battista Villa)). Женская фигура – это одна их тех умных дев, она зажигает огонь в 7-рожковом подсвечнике.
Такой подсвечник – типичный символ католицизма и иудаизма, но его символизм различен. Но мы видим также латинский крест с эмблемой четырех евангелий на его концах, что указывает нам, что хозяева склепа – католики, так что в этом случае такой канделябр символизирует Божественный Свет и Спасение.
• Луис Федерико ЛелуарОдин из самых дорогих склепов на Кладбище Реколета – это склеп семьи Лелуар (Leloir), где нашел покой обладатель Нобелевской Премии по Химии 1970 года Луис Федерико Лелуар (Luis Federico Leloir, 1906-1987). Его склеп, творение французского архитектора А. Жильбера (A. Guilbert), – один из самых величественных на всем кладбище.
Монумент состоит из трех хорошо различимых частей: большой кубический фундамент, отделанный полированным гранитом; средняя часть, образующая бронзовую капитель (ротонда ионических колонн), на которую опирается купол, сквозь который пробивается свет, освещая изысканную часовню. Купол увенчивает изображение Христа Спасителя с распростертыми руками - творение итальянца Леонардо Бистолфи (Leonardo Bistolfi) - из сортов смальты разного цвета и позолоты.
Родители Федерико Лелуара уехали из Буэнос Айреса в Париж (его мать уже была на последнем месяце беременности) в 1906 году, так как Федерико Лелуар-отец был болен, и нуждался в операции в одном из французских медицинских центров. 6 сентября, неделю спустя после смерти сеньора Лелуара, родился его последний сын, названный в его честь Луисом Федерико Лелуаром (Luis Federico Leloir). Вернувшись на родину в 1908 году, Лелуар жил с его семьей (8 братьями и сестрами) в большом семейном имении (эти земли его трудолюбивые предки купили, когда иммигрировали в Аргентину из Испании).
Едва ему исполнилось 4 года, Лелуар сам научился читать, с помощью газет, которые покупала его семья, чтобы быть в курсе землевладельческих новостей. Первые несколько лет своей жизни он очень увлекался наблюдением за естественными природными феноменами и много читал обо всем, что было связано с естественными науками и биологией.
Обучение его распределилось между Школой имени Генерала Сан-Мартина (Escuela General San Martín), Колледжем Lacordaire, Колледжем Del Salvador и колледжем Beaumont (в Англии). Его оценки не были ни хорошими, ни плохими, а его первый университетский опыт быстро закончился, когда он бросил обучение архитектуре, которое начал в Политехническом Институте в Париже.
Вернувшись в Аргентину, он поступил на Медицинский Факультет Университета Буэнос Айреса, чтобы получить докторскую степень по медицине. Сначала учение у него шло тяжело, ему пришлось 4 раза сдавать экзамен по анатомии, однако в 1932 году он смог получить диплом.
В 1933 году Лелуар познакомился с Бернардо А. Хуссеем (Bernardo A. Houssay), который взял на себя руководство его докторской диссертацией. Диссертация была готова всего за 2 года, и за нее он получил премию как за лучшую работу на факультете; однако он осознавал, что его образование в таких науках как физика, математика, химия и биология было скудным, поэтому он начал посещать занятия по всем этим дисциплинам (как слушатель) на Факультете Точных и Естественных Наук в Университете Буэнос Айреса.
В 1936 он едет в Англию, чтобы начать свои исследования в Кэмбриджском Университете, под руководством Сэра Фредерико Голанд Хопкинса (Frederick Gowland Hopkins), который также получил Нобелевскую Премию (в 1929 году) за свои исследования в физиологии и медицине, обнаружив, что определенные вещества, известные сегодня как витамины, необходимы для здоровья человека.
В 1937 году Лелуар вернулся в Аргентину и начал исследование окисления жирных кислот в Институте Физиологии (Instituto de Fisiología) Буэнос Айреса.
К 1943 ему пришлось снова оставить страну, Лелуар отправляется в США, где начинает работать в Фармакологическом Отделении Вашингтонского Университета. Некоторое время спустя он женится на Амелии Цюбербюллер (Amelia Zuberbuller), и у пары рождается дочь, которую они также называют Амелией.
В 1945 он вернулся в Аргентину, чтобы работать в институте, которым руководил тогда Бернардо Хуссей, и который затем станет Институтом Биохимических Исследований Фонда Кампомара (Instituto de Investigaciones Bioquímicas de la Fundación Campomar), которым будет руководить уже сам Лелуар с момента его основания в 1947 году (с помощью и на средства Хайме Кампомара (Jaime Campomar)) и на протяжении 40 лет.
В течение нескольких лет Лелуар с успехом провел множество экспериментов, открывших тонкости химического процесса синтеза сахаров, причем осуществлены они были на очень дешевом оборудовании, потому что экономические ресурсы Лелуара были очень скудны.
В начале 1948 года, команда Лелуара выявила группу сложных сахаров, которые играли основополагающую роль в метаболизме углеводов, это событие принесло Институту мировую славу. Вскоре после этого, Лелуар получает Премию Аргентинского Научного Общества.
Несмотря на то, что к концу 1957 года Ассоциация Рокфеллера (Fundación Rockefeller) и Центральная Клиника Массачуссетса (Massachusetts General Hospital) не раз пытались сподвигнуть Лелуара эмигрировать в США, как это сдеалал его учитель Хуссей, ученый предпочел остаться и работать в своей стране.
За открытие первого сахарного нуклеотида и работу в области основных элементов метаболических процессов углеводов и сложных сахаров Лелуара получил Нобелевскую Премию по химии в 1970 году (став, таким образом, первым латиноамериканцем, получившим ее), ведь его исследования открыли путь к контролю над детской болезнью, которая тогда была смертельной для новорожденных (галактоземия – невосприимчивость к лактозе).
80 000 долларов, которые он получил как Нобелевский лауреат, были целиком и полностью переданы Лелуаром Институту Кампомара для продолжения исследований.
Вскоре после получения Нобелевской Премии, мир облетела серия фотографий, на которых был запечатлен ученый, одетый в серый халат и сидящий на старой табуретке. Лелуар так бережно относился к своим тратам, направляя все свои доходы на исследования, что в течении 20 лет использовал старую табуретку, чье сиденье он сам и привязал к ножкам .
Это был символ его скромности и борьбы за то, чтобы добиться продвижения в исследованиях даже в крайне естественных экономических условиях.
Луис Федерико Лелуар умер в Буэнос Айресе 2 декабря 1987 года, от сердечного приступа, вскоре после того, как вернулся из лаборатории домой.
Любопытный факт:
Однажды, в середине 1920-х годов, Луис Федерико Лелуар обедал вместе с друзьями в Гольф-Клубе (Golf Club de Playa Grande), в городе Мар дель Плата. Когда им подали креветок, он попросил также подать некоторые ингредиенты, которые использовались для соусов (уксус, лимон, горчица, кетчуп, разные специи), и – смешав некоторые – получил соус, который известен сейчас под именем соуса «гольф» (основа его – майонез и кетчуп в равных пропорциях, иногда добавляется немного горчицы и специи по вкусу). А некоторое время спустя он шутил, говоря: "Если бы я запатентовал этот соус, я бы заработал гораздо больше денег, чем получаю, будучи ученым".
• Кенотаф трех друзейОдно из мест Реколеты, представляющих особый интерес, – это кенотаф (надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного) трех друзей, один из самых красивых в архитектурном смысле монументов на кладбище. Он состоит из основания, пирамиды и фигуры крылатого ангела на самом верху. На каждой стороне пирамиды есть бронзовый медальон (все три медальона выполнены скульптором Аугусто Фелисе (Augusto Felice)) с изображением лица каждого из трех друзей: Бенигно Бальдомеро Лугонеса (Benigno Baldomero Lugones), Адольфо Митре (Adolfo Mitre) и Альберто Навало Виолы (Alberto Navarro Viola).
Бенигно Бальдомеро Лугонес сотрудничал с журналом «Нация» (La Nación), описывая в форме романов основные преступления своего времени, и социальную реальность страны, на тот момент неизвестную. Его считают одним из первых «лунфардистов» («лунфардо» - жаргон, происходящий из портовых городов Аргентины и Уругвая (особенно - Буэнос Айрес, Росарио и Монтевидео), который используется главным образом в Рио-де-ла-Платском регионе).
Лугонес был писарем Полицейского Департамента, и в его задачу входил сбор терминов, которые использовали грабители и воры-карманники, с которыми ему приходилось общаться в рамках работы, а также всех тех слов, которые постепенно проникали во дворики жилых домов, в офисы и общественные заведения, распространяя таким образом лексикон иммигрантов, которые – плохо еще зная язык страны – из-за спешки слиться с их окружением вводили в оборот все вышеуказанные слова и выражения.
Адольфо Митре, сын Бартоломе Митре (Bartolomé Mitre), президента Аргентины в 1862-1868 годах, и Дельфины де Ведия (Delfina de Vedia), был адвокатом и поэтом. Он сделал определенный вклад в искусство как переводчик, писатель и основатель литературных организаций.
Альберто Наварро Виола, юрисконсульт и политик, вел важную журналистскую деятельность, сотрудничая с самыми известными средствами массовой информации того времени. Он основал «Биографический Ежегодник Республики Аргентины» («Anuario Biográfico de la República Argentina») в 1879, в котором была представлена самая полная хроника интеллигенции тех лет.
Итак, эти трое друзей, молодые люди из высшего общества XIX века, захотели оставить след своего дружеского союза для потомков и заказали монумент, который они собирались поставить в каком-нибудь месте быстро растущего Буэнос Айреса. Но власти города не позволили им этого, так что единственным решением, которое нашли друзья, стало установить его на кладбище Реколета. Самое любопытное было в том, что в течение того - 1885 - года все трое умерли, и все трое - скоропостижно.
• Элиса Браун - "Серебряная Невеста"Кладбище Реколета хранит – в числе прочих - историю Элисы Браун (Elisa Brown) – дочери Адмирала Гильермо Брауна (Guillermo Brown), которая потеряла своего жениха, капитана Франсиско Друмона (Francisco Drumond), сражавшегося против Бразильской Империи под командованием Брауна и погиб во время сражения в 1827 году, когда до их свадьбы с Элисой оставалось всего несколько месяцев.
Ее останки покоятся в Мавзолее ее отца, Адмирала Гильермо Брауна, в маленькой деревянной урне.
Короткая жизнь и трагическая жизнь Элисы Браун спровоцировала множество рассказов, поэм и песен, она превратилась в миф. В последующие годы благодаря произведениям и поэмам ее знали под именем «Серебряная Офелия» ("Ofelia del Plata" или "Серебряная Невеста" ("La novia del Plata".
Элиса была старшей и, как говорят, любимой дочерью Адмирала Гильермо Брауна. Она родилась в Англии 31 октября 1810 года. Вскоре после ее рождения ее семья переехала в Аргентину, обосновавшись в так называемом "Желтом Доме" ("Casa Amarilla" – имении в районе Ла Бока (сегодня от того места осталась лишь табличка на фасаде банка "Ciudad", который занимает часть принадлежащих семье Браун земель).
Жизнь девушки была тесно связана с деятельностью ее отца, ведь Элиса была его личным помощником. Ее семья рассказывала, что она была специалистом в цветах и растениях и лично занималась садом их дома, так же, как и военными бумагами своего отца.
В 16 лет Элиса влюбилась в молодого шотландца, капитана Френсиса (Франсиско) Друммона (Francis (Francisco) Drummond), который вступил в Аргентинскую эскадру под командованием Адмирала Брауна и принимал участие в морских сражениях в войне с Бразилией и в победном сражении в Хункале. Он обосновался в Буэнос Айресе и часто бывал в поместье Браунов в Барракасе, так как был верным помощником отца девушки. Они с Элисой обручились и собирались пожениться 27 декабря 1827 года.
6 апреля 1827 года Друммон отправляется на войну с флотом адмирала Брауна. В морском сражении В Монте Сантьяго произошла страшная битва. 4 аргентинских корабля противостояли 16 бразильским судам. "Независимость" под командованием Друммона потеряла половину личного состава мертвыми или ранеными, и большая часть орудий была выведена из строя, а остальные были практически бесполезны, запасы снарядов практически закончились, поэтому Браун приказал Друммону, чтобы эвакуировал команду и сжег судно, но члены команды отказались покинуть корабль, и Друммон поддерживает их решение, отправляясь на поиски боеприпасов, чтобы продолжать бой.
Друммон на единственной оставшейся шлюпке отправился искать боеприпасы на других судах, несмотря на то, что уже был ранен. Под постоянным огнем, сначала он достиг брига "Республика", но там почти не было боеприпасов, поэтому он отправился на шхуну "Саранди", которой командовал его друг, капитан Джон Хальстед Коу (John Halsted Coe), но едва он ступил на палубу, как получил смертельное ранение в правый бок.
На руках у друга, он сказал: "Дорогой друг, у меня затуманивается взор, я больше не увижу шотландских гор. Возьми мои часы, чтобы передать их моей матери, и это обручальное кольцо, чтобы отдать его Элисе..."
Браун, узнав о случившемся, под прикрытием ночи прибыл на "Саранди", чтобы провести последние минуты с тем мужественным человеком, который собирался разделить жизнь с его любимой дочерью. Друммон умер в 10 часов вечера, после трехчасовой агонии.
Сам Адмирал должен был сообщить горькую весть Элисе и передать ей кольцо, которое она принимает, не пролив ни единой слезинки, некоторые говорили, что погрузилась в молчаливое помешательство.
Френсиса похоронили на маленьком кладбище там, где сейчас находится Церковь Сокорро (Iglesia del Socorro), на пересечении улиц Хункаль и Суипача (Juncal y Suipacha). Это было первое протестантское кладбище Буэнос Айреса, в архивах которого фигурирует запись: Капитан Френсис Друммон, 30 лет, морской офицер, 9 апреля 1827 года. На следующий год в его честь там был установлен памятник.
Ужасная трагедия случилась 8 месяцев после смерти «Панчо» Друммона, как называли его друзья. 17-летняя Элиса утонула в проливе, на глазах у ее младшего брата Эдварда. Некоторые говорят, что она была одета в свадебное платье, и на руке у нее было то кольцо, которой Френсис передал ей перед смертью.
Она утонула, покончив с жизнью, или же это был несчастный случай, но случилось это именно в тот день, когда они должны были пожениться. Некоторые говорят, что она покончила с собой, не сумев пережить боль, которую ей нанесло известие о смерти ее любимого.
Ее останки были похоронены в Церкви Сокорро, рядом с прахом ее жениха, но некоторое время спустя они были перевезены на Кладбище Реколета, по просьбе Адмирала Брауна, который хотел, чтобы его любимая дочь покоилась в будущем рядом с ним.
конец первой части...
@настроение: огромная благодарность за материал coleccion.narod.ru
@темы: погребальные сооружения, Одна история любви, загадки и мистика некрополей, история скульптуры, аргентинские кладбища, кладбища Южной и Центральной Америки, Haunted