La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Киево-Печерская лавра начала устраиваться при Ярославе Мудром, а окончательно сложилась при сыне его Изяславе. Первым киевским иноком-отшельником был священник церкви в пригородном селе Берестово по имени Иларион — «муж благ, книжен и постен», как говорится о нем в старинных сказаниях. Иларион часто ходил из своего села на Днепровский холм и молился там в густом лесу, где по обычаям того времени для своих молитв устроил небольшую пещерку. Благочестивого Илариона скоро заметил князь Ярослав и в 1051 году поставил его митрополитом Киевским.
читать историю дальше


Пещеры
читать дальше
Дальние пещеры
читать дальше


«Новая» увидела, как сушат одежды преподобных и святителей. В такие дни над Лаврой всегда солнечно. Святые отцы не любят об этом рассказывать, но нам, мирянам-прихожанам, это интересно. Оказывается, ежегодно в Петров пост (в этом году он длится с 15 июня по 11 июля)в подземных помещениях Киево-Печерской лавры проводят генеральную уборку. Белят стены и своды пещер, очищают от воска полы, масляной краской красят подиумы, на которых установлены священные гробницы, но самое главное, монахи переодевают мощи святых, которых в Лавре — 123!
Мирских особ к процессу переоблачения не допускают, но для «Новой», с позволения настоятеля Киево-Печерской лавры архиепископа Павла, сделали исключение — разрешили присутствовать при выносе святых останков после переодевания и возвращении их на свои места в пещерах.
На этой седмице (неделе) в течение двух дней поднимали и переодевали святых из Дальних пещер. Уже в пять утра братия «с радостью и трепетом, дерзостью и страхом» приступала к священнодействию. Сначала проводится молебное пение акафистов, в которых прославляются святые, причем обращаются к ним, как к живым. Затем мощи бережно извлекают из рак (гробниц) и по подземному ходу заносят в специальное двухэтажное помещение. Уже там, помолившись, монахи снимают одежды со святых мощей, к каждой ризе прикалывают записки с их именами.
Одежды сушат под открытым небом на обычных веревках. В подземельях остаются только замурованные угодники-затворники, в свое время связь которых с внешним миром осуществлялась через маленькое окошко в стене, служившее для передачи еды. Затворник считался умершим, когда еда оставалась нетронутой. Сегодня у заложенных окон стоят иконки, монахи обители верят в святость останков и возносят им молитвы.
В течение всего дня дьякон читает молитвы над мощами. После вечернего богослужения братия вновь собирается и облачает святых угодников.
— Соприкасаться со святыми останками для нас огромные честь и чудо, — поведал «Новой» отец Стефан. — Стараемся, чтобы все могли поучаствовать в священнодействии: одни облачают, другие разоблачают. Мы сушим только одежду, не мощи. Как и Христа во время страданий на кресте не покинуло божество, так и святые кости не покидает Божья благодать и благоухание. Бывает, ризы приходится заменять на новые, но случается это крайне редко, шьют их в лаврской пошивочнице.

Примечательно, что какая бы ни была в эти летние дни в Киеве погода, над Лаврой всегда солнечно. Это означает, что дождь ни разу не намочил одеяния святых. Считается, что священный ритуал переодевания уже сам по себе чудо, способное излечить любые болезни и отвадить зло.
Облачают мощи по строго установленному порядку. Преподобных одевают в зеленые одежды, при этом они должны соответствовать сану, в котором находились угодники, когда Господь призвал их к себе.
Кроме того, им придают атрибуты сана. Например, митрополиту Киевскому преподобному Филарету в раку кладут палицу и митру, а одевают в саккос — просторную ризу с тридцатью тремя пуговицами и звонцами, благовещающими о слове Божьем, а также омофор — широкие ленты на плечи и спину, символизирующие заблудшую овцу, принесенную на плечах в дом. В зеленых ризах и Григорий-чудотворец, исцелявший больных сырыми овощами, и Арсений-трудолюбивый, у которого сегодня, как никогда, люди просят хорошую работу. Диакон Мартирий изгонял бесов, его до сих пор молят о том же.
Священномучеников облачают в красное. Среди них митрополит Киевский Владимир Богоявленский, расстрелянный в 1918 г. рядом с Лаврой. Святой благословлял своих распинателей и просил для них прощения у Бога.
Святителей же одевают в золотисто-желтые одежды. Архиепископ Феофил Новгородский нашел тут упокоение после того, как в Новгороде ему явился почивающий в Лавре епископ Нифонт и напомнил о данном когда-то обещании приложиться к лаврским мощам. Феофил отправился в Киев совершенно больной, в дороге ему явился Господь и пообещал упокоение в Киево-Печерской обители. Он так и не приложился к мощам, но сам был причислен к лику святых и таки попал в Дальние пещеры навсегда.
Схимникам (это третья ступень монашества, высокий ангельский чин) положена схима — мантия без рукавов поверх одеяния. Скажем, мощи одного из наиболее известных лаврских схимников Силуана, которому обычно молятся о возвращении похищенного (однажды он по дару прозорливости узнал, что воры забрались в сад, силой молитвы связал их и привел к покаянию). А на схиме Нестору Некнижному написано: «Сердце чистое созиждива мне Боже». Неграмотный паренек, он в одночасье выучил Священное Писание. В основном ему молятся студенты и школьники.
Вынос переоблаченных святых мощей из домика в пещеры — торжественная и трогательная процедура. Впереди дьякон со свечой, а за ним монахи с раззолоченными свертками в руках. Несут они мощи действительно трепетно и радостно — точно так мирские выносят из роддома новорожденных младенцев. Красиво и торжественно возвращают мощи на свои места.
Святых переодевают с радостью и страхом


Монах, сейчас известный как Преподобный Марк, жил в 11 века в Киево-Печерской лавре.
По результатам антропологических исследований преставился в возрасте 35-40 лет. Мощи преподобного Марка покоятся в Ближних пещерах (Ближние или Антониевы пещеры — комплекс подземных пещер в Киево-Печерской Лавре, где покоятся мощи печерских подвижников, своего рода парижские катакомбы по-украински).
В те времена среди монашеской братии практиковался обычай: для уединенной молитвы монахи отправлялись в пещеры, и в их стенах вырывали себе углубление (подземные кельи). Преподобный Марк отличался большим трудолюбием: помимо молитв и строгого поста он успевал копать пещеры для совершения молитвы и для погребения усопших монахов (именно по этой причине получил своё прозвище), на своих плечах выносил вырытую землю. За свою работу подвижник ничего не брал.
Преподобный Марк не боялся смерти, но имел такую силу чудотворения, что мог воскрешать мертвых (так его вознаградил Господь за усердие в молитвах ). Существуют легенды о трёх подобных случаях:
Так, однажды, когда он по обычаю рыл могилу, то изнемог после долгого труда и оставил ее тесной и недостаточно расширенной. Случилось же так, что один инок, болевший перед тем, умер, и другого места для его погребения не оказалось. Мертвого принесли в пещеру и с трудом смогли уложить в тесную могилу. Тогда братия стала роптать на Марка, что из-за тесноты могилы они не могли как должно положить покойного и возлить на него елей. Марк сказал мертвому:
- Брат, так как место тесно, то сам подвинься, и, принявши елей, возлей его на себя.
Мертвый тотчас протянул руку и, немного приподнявшись, принял елей, возлил его крестообразно на лицо и грудь себе, и снова возвратил сосуд, а сам, на глазах у всех, возлег и почил.
Второй случай произошел с двумя братьями, преподобными Иоанном и Феофилом, для которых Марк выкопал общую могилу. Младший брат, преподобный Иоанн, умер первым, и его похоронили в отсутствии старшего, бывшего в отъезде. Когда преподобный Феофил возвратился и увидел, что брат лежит в могиле на принадлежавшем ему по праву старшинства месте, то стал укорять прп. Марка. Пещерник просил прощения и желая устранить недовольство, обратился к усопшему: «Брат, встань и уступи это место своему старшему брату...» И мертвый подвинулся во гробе. Увидев это, преподобный Феофил пал к ногам преподобного Марка и просил прощения.
Пещерник заметил ему, чтобы он больше заботился о своем спасении, так как через некоторое время его также принесут сюда. Святой Феофил решил, что скоро умрет, и раздал все, что имел, оставив только мантию. Он каждый день ожидал смертного часа, и никто не мог удержать его от слез или заставить вкусить сладкой пищи. От слез преподобный Феофил потерял зрение. Перед кончиной прп. Марк на просьбу святого Феофила умереть вместе с ним сказал: «Не желай смерти, она придет, хотя бы ты и не желал. Вот что послужит знамением близкой твоей кончины: за три дня до смерти ты прозреешь». Предсказание святого исполнилось. Тело преподобного Феофила положено в Антониевой пещере вместе с его братом.
Третий случай произошел, когда Марк заболел и не смог выкопать могилу для усопшего монаха. Преподобный передал через другого монаха просьбу к умершему: мол, брат, погоди отходить в Царствие Господне, еще могила для тебя не готова. Многие стали свидетелями чуда, некоторые от страха убежали, когда покойник пришел в себя и открыл глаза. На следующий день Марк передал, что обитель для новопреставленного готова – в тот же момент монах закрыл глаза и вновь умер.
Когда пришел срок Марка предстать перед Господом, то он сам ископал себе могилу. Вместе с ним покоятся медный крест - кувшин, из которого он пил воду, и который он столь освятил своими устами, что сообщил ему чудотворную силу исцелять тех, кто теперь пьет из этого креста. Так же считается, что шапка Марка также обладает целительной силой (под шапкой имеется в виду металлический головной убор весом в четыре килограмма).
Музей Погребальной Культуры обладает уникальным экспонатом, связанным с Марком Гробокопателем - освященной в Киево-Печерской Лавре иконой Преподобного с частицей его мощей и землей с места его упокоения.

@настроение: http://fisechko.ru/100vel/nekropol

@темы: обряды и традиции, древние захоронения, катакомбы, В гостях у La Belle Dame sans Merci, Жизнь тела после смерти, украинские кладбища, мумии