La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
В романе "Полночи в саду добра и зла" Джона Берендта (действие там происходит в Саванне, штат Джорджия. Книга упоминалась в нашем посте о кладбище Bonaventure) есть такой момент:
Лютер подошел к входной двери и открыл ее. Я понял это как намек на то, что пора уходить. Но я не успел подняться, как Дриггерс резким движением поднял дверь, снял ее с петель и положил на пол в гостиной.
– Это не просто дверь, – сказал он. – Это то, что у нас называют покойницкой доской. На такие доски укладывают покойников и готовят их к погребению. Типичная деталь убранства всех старых домов. В моей семье всегда были покойницкие доски, и я тоже сделал себе такую. Когда я покину этот мир, меня вынесут на кладбище на этой доске.
Скрестив ноги, Лютер сидел на своей покойницкой доске, крепко сжимая в руках заветную бутыль.
Любопытно то, что в Полесье тоже существовала такая традиция. В "Чернобыльской молитве" Светланы Алексиевич есть такой монолог:
Было так... Объявили по радио: кошек брать нельзя! Дочка - в слезы, от страха потерять свою любимую кошку стала заикаться. Кошку в чемодан! А она в чемодан не хочет, вырывается. Обцарапала всех. Вещи брать нельзя! Я все вещи не возьму, я возьму одну вещь. Только одну! Я должен снять дверь с квартиры и увезти, дверь оставить не могу... А вход забью досками... Наша дверь... Наш талисман! Семейная реликвия. На этой двери лежал мой отец. Не знаю, по какому обычаю, не везде так, но у нас, сказала мне мама, покойника надо положить на дверь от его дома. Он так лежит, пока не привезут гроб. Я сидел около отца всю ночь, он лежал на этой двери... Дом был открыт... Всю ночь... И на этой же двери до самого верха зазубрины... Как я рос... Отмечено: первый класс, второй. Седьмой. Перед армией... А рядом -- как рос уже мой сын... Моя дочь... На этой двери вся наша жизнь записана, как на древних папирусах. Как я ее оставлю?
Из интервью с игуменом Амвросием, в котором он раскрывает извращенные похоронные обряды, зародившиеся в советское время:
Обязательно умершему, пока он дома находится, класть топор под стол, на котором он лежит. Желательно не на столе, а снимать дверь, класть её на стол, а потом ставить гроб с усопшем, и на этой двери обмывать. Дверь должна была символизировать, как бы, что душа пошла к Богу.
Но в США советских времен не было, а традиция есть. К сожалению, пока не удалось найти исследования на эту тему. Если кому-то что-то подобное встречалось, то пишите.
Пишет Йозеф К:
Мама выросла в Крыму и рассказала, что у них в селе тоже обмывали покойников на снятых входных дверях.
Но делали это не все, а двери затем вешали на место.
Пишет Милорд_Фортунат:
В Латвии, где я вырос, небольшой рыбацкий поселок на Видземском побережье - тоже была эта традиция снимать двери и класть на них покойника. Но двери снимали не входные, а с каких либо служебных помещений - сарай, летняя кухня. Там старики ходили в кирху, то есть население в основном протестантское.
Было несколько латгальских семей по соседству (латгалы - католики) у них этой традиции не было, но в каждом доме была так называемая "остывальная доска", широкая вроде чертежной, только понятное дело уже и длиннее, ею в обычной жизни не пользовались. Соседские дети боялись того места в сарае где она стояла, показывали нам - помню, хотя был еще очень мал, лет девять, какие то узоры по краям доски, но какие именно не запомнил, кажется сложный орнамент, похожий на обычные латышские орнаменты все эти "солнышки, елочки, аусеклисы и коники".
Считалось, что предвещая покойника остывальная доска "потеет". (что немудрено при тамошней влажности и близости моря).
не знаю, была ли эта традиция народной или бытовала только в одной семье, рассказываю что помню.
Лютер подошел к входной двери и открыл ее. Я понял это как намек на то, что пора уходить. Но я не успел подняться, как Дриггерс резким движением поднял дверь, снял ее с петель и положил на пол в гостиной.
– Это не просто дверь, – сказал он. – Это то, что у нас называют покойницкой доской. На такие доски укладывают покойников и готовят их к погребению. Типичная деталь убранства всех старых домов. В моей семье всегда были покойницкие доски, и я тоже сделал себе такую. Когда я покину этот мир, меня вынесут на кладбище на этой доске.
Скрестив ноги, Лютер сидел на своей покойницкой доске, крепко сжимая в руках заветную бутыль.
Любопытно то, что в Полесье тоже существовала такая традиция. В "Чернобыльской молитве" Светланы Алексиевич есть такой монолог:
Было так... Объявили по радио: кошек брать нельзя! Дочка - в слезы, от страха потерять свою любимую кошку стала заикаться. Кошку в чемодан! А она в чемодан не хочет, вырывается. Обцарапала всех. Вещи брать нельзя! Я все вещи не возьму, я возьму одну вещь. Только одну! Я должен снять дверь с квартиры и увезти, дверь оставить не могу... А вход забью досками... Наша дверь... Наш талисман! Семейная реликвия. На этой двери лежал мой отец. Не знаю, по какому обычаю, не везде так, но у нас, сказала мне мама, покойника надо положить на дверь от его дома. Он так лежит, пока не привезут гроб. Я сидел около отца всю ночь, он лежал на этой двери... Дом был открыт... Всю ночь... И на этой же двери до самого верха зазубрины... Как я рос... Отмечено: первый класс, второй. Седьмой. Перед армией... А рядом -- как рос уже мой сын... Моя дочь... На этой двери вся наша жизнь записана, как на древних папирусах. Как я ее оставлю?
Из интервью с игуменом Амвросием, в котором он раскрывает извращенные похоронные обряды, зародившиеся в советское время:
Обязательно умершему, пока он дома находится, класть топор под стол, на котором он лежит. Желательно не на столе, а снимать дверь, класть её на стол, а потом ставить гроб с усопшем, и на этой двери обмывать. Дверь должна была символизировать, как бы, что душа пошла к Богу.
Но в США советских времен не было, а традиция есть. К сожалению, пока не удалось найти исследования на эту тему. Если кому-то что-то подобное встречалось, то пишите.
Пишет Йозеф К:
Мама выросла в Крыму и рассказала, что у них в селе тоже обмывали покойников на снятых входных дверях.
Но делали это не все, а двери затем вешали на место.
Пишет Милорд_Фортунат:
В Латвии, где я вырос, небольшой рыбацкий поселок на Видземском побережье - тоже была эта традиция снимать двери и класть на них покойника. Но двери снимали не входные, а с каких либо служебных помещений - сарай, летняя кухня. Там старики ходили в кирху, то есть население в основном протестантское.
Было несколько латгальских семей по соседству (латгалы - католики) у них этой традиции не было, но в каждом доме была так называемая "остывальная доска", широкая вроде чертежной, только понятное дело уже и длиннее, ею в обычной жизни не пользовались. Соседские дети боялись того места в сарае где она стояла, показывали нам - помню, хотя был еще очень мал, лет девять, какие то узоры по краям доски, но какие именно не запомнил, кажется сложный орнамент, похожий на обычные латышские орнаменты все эти "солнышки, елочки, аусеклисы и коники".
Считалось, что предвещая покойника остывальная доска "потеет". (что немудрено при тамошней влажности и близости моря).
не знаю, была ли эта традиция народной или бытовала только в одной семье, рассказываю что помню.
В Латвии, где я вырос, небольшой рыбацкий поселок на Видземском побережье - тоже была эта традиция снимать двери и класть на них покойника. Но двери снимали не входные, а с каких либо служебных помещений - сарай, летняя кухня. Там старики ходили в кирху, то есть население в основном протестантское.
Было несколько латгальских семей по соседству (латгалы - католики) у них этой традиции не было, но в каждом доме была так называемая "остывальная доска", широкая вроде чертежной, только понятное дело уже и длиннее, ею в обычной жизни не пользовались. Соседские дети боялись того места в сарае где она стояла, показывали нам - помню, хотя был еще очень мал, лет девять, какие то узоры по краям доски, но какие именно не запомнил, кажется сложный орнамент, похожий на обычные латышские орнаменты все эти "солнышки, елочки, аусеклисы и коники".
Считалось, что предвещая покойника остывальная доска "потеет". (что немудрено при тамошней влажности и близости моря).
не знаю, была ли эта традиция народной или бытовала только в одной семье, рассказываю что помню.
Мама выросла в Крыму и рассказала, что у них в селе тоже обмывали покойников на снятых входных дверях.
Но делали это не все, а двери затем вешали на место.
Йозеф К, вот же как интересно -) сколько мест, а традиция одна и та же.
Впрочем, Вам ли не знать, что детство и смерть нераздельны.
надо признаться, что порой тематика для постов всплывает из каких-то детских воспоминаний -)