La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir




Караимское кладбище в Севастополе
Рядом со старыми православным и еврейским некрополями в районе улицы Пожарова имеется караимское кладбище, возникшее после Крымской (Восточной) войны 1853-1856 годов. Пребывание в Севастополе значительной по численности караимской общины с начала XIX века обусловило возникновение национального национального некрополя. Известно, что в 1892 году в Севастополе проживало 650 караимов. Поэтому на склоне горы Рудольфа – ныне улица Пожарова, вблизи хутора Миниха и было организовано караимское кладбище, а рядом еще два национальных некрополя: еврейский и мусульманский.
Впервые караимское кладбище в районе Рудольфовой горы было нанесено на Генеральный план Севастополя в 1887 году. Обследование этого некрополя автором этих строк выявило, что самое раннее сохранившееся захоронение датируется 1863 годом. Выявленные захоронения позволяют предположить, что с момента возникновения некрополя, погребения производились в его центре. В начале XX века на средства севастопольского купца караима И.Д. Бурназа на кладбище построили дом для сторожа и отправления обрядов. И.Д. Бурназ – известный караимский благотворитель, член Севастопольского караимского благотворительного общества. Он пожертвовал довольно курпную сумму денег и на окончание строительства кенасы. Здание кенасы сохранилось (Ул. Б. Морская, 11).Благодарная караимская община на доме, построенном на кладбище, установила две памятные доски из белого мрамора с текстом на древнееврейском и русском языках: «Севастопольское караимское общество свидетельствует с признательностью, что здание это, посвященное имени Господа, сооружено иждивениемъ и личными трудами Высокочтимого ктитора Общества Иосифа Давидовича Бурназа. Да помянет ему Господь это во благо, да воздастъ ему по сердцу его полною наградою и да соделаетъ его и семью его счастливыми и жизнерадостными во все ихъ дни. 1909 годъ».Землетрясение 12 сентября 1927 года и сильный ливень, прошедший ровно через год, нанес некоторый урон надгробным памятникам караимского и соседним некрополям. Многие из них, разрушенные во время землетрясения и снесенные потоками мощного ливня, так и не были восстановлены. Пострадало кладбище и в годы Второй мировой. Захоронения на нем производились до 1 марта 1965 года, когда решением Севастопольского горисполкома караимское и еврейские кладбища были закрыты.В ходе обследования караимского некрополя общая площадь которого составляет 1,3 га, выявлено 715 могил. Из ни в 310 случаях погребения обозначены только могильным холмом. На остальных установлены надгробия четырнадцати типов с эпитафиями на русском, древнееврейском и двуязычном языках. Имеются и кенотафы – надгробия, установленные лицам, захороненным в других местах. («йолд-таш» - дорожный камень). Среди них сиволические могилы партизана И.М. Юткевича и Т.С. Леви-Бабовича. Он был гаазаном (священнослужителем) кенасы в Севастополе с 1912 года до ее закрытия в феврале 1931 года, затем выехал в Египет, был также газзаном, у мер и похоронен там в 1956 году.В настоящее время караимский некрополь – памятник истории и культуры местного значения, переживает не лучшие времена. Разрыты многие склепы, сброшены на землю верхние части ступенчатых саркофагов, снесен ритуальный дом. Памятные доски удалось спасти: их реставрировали и передали на хранение в Музей героической обороны и освобождения Севастополя . на кладбище же установили точные копии этих досок.
Караимское кладбище в Севастополе – одно из немногих сохранившихся национальных исторических некрополей XIX-XX веков, типичный образец караимской кладбищенской архитектуры этого времени. Отрадно, что этот некрополь предварительно обследован, взят на государственный учет, присвоена его топографическая фиксация, что позволяет ввести его в научный оборот и сохранить для потомков этот интереснейший национальный некрополь-памятник.
На протяжении веков в Тавриде жил малочисленный народ Караимы - история немногословна про их жизнь и культуру, изрядно потрепала их обычаи и язык. Но наши современники и любители путешествий, постоянно сталкиваются с разбросанным свидетельством караимской культуры.
КАРАИМЫ, возникшая в начале 8 в. в Багдаде еврейская секта. (еврейская электронная библиотека). Служители культа выводили термин "караим" от семитских слов того же корня, переводя его как "читающие", "призывающие" либо "знатоки" Священного Писания. В другом объяснении название религии происходит от этнонима карай. Главный принцип учения - самостоятельное изучение Священного Писания, не полагаясь на мнение других.

Пишет Йозеф К:
Пожалуй, караимское кладбище на Чуфут-Кале это самое мрачное, но в то же время и удивительно притягательное место. Днем, когда лучи солнца, пронизывают заросли орешника, и играют на глянцевых листьях плюща, ничего пугающего не приходит в голову путнику, случайному забредшему на кладбище. Наоборот, умиротворение и покой заполняют его душу. Можно часами ходить по этому месту, разглядывая живописные нагромождения плит известняка разбросанных землетрясением, и разбирать таинственные письмена покрывающие их.
Вечером, с заходом солнца, картина меняется. Странный, ничем не объяснимый страх возникает у путника оказавшегося у кладбища с наступлением темноты. Этот страх становится все сильнее по мере приближения к границам кладбища. Будто невидимая стена ужаса становится все плотнее и плотнее. В какой-то момент человек вынужден повернуть назад, и уйти от границы кладбища.
Интересно то, что ощущение страха возникает даже тогда, когда человек не знает, что приближается к территории караимского кладбища. Однажды, я с товарищем сам был застигнут сумерками на дороге огибающей кладбище. Тогда, мы еще не знали, что наш путь проходит совсем близко от него. Из за густой растительности не было видно ни стен, ни надгробий. Я вдруг ощутил непреодолимое желание уйти с этой дороги как можно быстрее, я украдкой посмотрел на своего спутника, его лицо было необычно напряжено. Мы, не сговариваясь, ускорили шаг. Потом почти побежали. Постепенно ощущение страха начало ослабевать, и вскоре совсем прошло. Позже я расспросил моего друга о пережитых ощущениях. Его состояние было очень похоже на мое. Это показалось нам очень странным, ведь мы несколько ночей провели в местных пещерах во время сильной грозы, и ничего подобного не испытали!
Истории о подобном воздействии на людей караимского кладбища на Чуфут-Кале не единичны. Был случай, когда большая "команда" панков решила заночевать прямо на кладбище. После наступления темноты все они, под действием сильнейшего страха убежали с кладбища, бросив свои пожитки, которые осмелились забрать только утром. А панки, как известно, народ неприхотливый, и в "бабушкины сказки" верить не склонный!
С караимским кладбищем связано немало других интересных историй. Говорят, что именно там Фиркович подделывал надписи о дате смерти на надгробных камнях. Делал он это с целью реабилитировать свой народ в глазах царского правительства России, отмежевавшись от евреев, на которых распространялись дискриминационные законы. А отмежеваться было вроде бы просто - доказать, что караимы поселились на Чуфут-Кале до времени описываемых в Библии событий распятия Иисуса. Таким образом, караимы, как не принимавшие участия в этих событиях, не будут виновны в смерти Христа, следовательно, они невиновны в глазах потомков! Задачу Фирковича облегчало то, что известняк, из которого были вытесаны надгробия, легко окисляется на воздухе. Надпись, выбитую недавно, природа быстро состарит так, что она будет не отличим от выбитой сотни лет назад. Радиоуглеродного метода датировки исторических артефактов тогда еще не изобрели. Основным критерием датировки были надписи на самих этих артефактах - в данном случае - на надгробиях.
После революции вопрос о причастности или не причастности караимов к распятию Христа отпал сам собой. Однако когда археологи попытались по останкам определить реальную давность захоронений, в дело опять вмешались почти мистические события.
История примерно такова: приехавшие на раскопки археологи наняли группу людей для земляной работы - раскапывать могилы. Понятно, что на такую работу нанимаются обычно не самые интеллигентные представители местного населения. И вот, занимаясь земляными работами "на веселе", они поминали и Фирковича и его жену, и караимов "незлым тихим словом" - как это нередко бывает в подобной обстановке среди подобных людей. Но интересно то, что их "беседы" были кем-то записаны на магнитофон, а пленка попала "куда следует". Раскопки на кладбище, понятное дело, запретили, как акт кощунства и вандализма. Что в принципе и правильно, но загадка точного времени появления караимов на Чуфут-Кале осталась.
Пресса так описывала произошедшие события:
"Скандал в городе мертвых.
...К месту подтянулось несколько десятков человек, кое-кто из них с дубинками и ножами. Ситуация накалялась, вновь посыпались антисемитские высказывания, угрозы. Прибывшая чуть позже милиция предпочла роль наблюдателей, и ученые к вечеру вынуждены были вернуться в Симферополь несолоно хлебавши...
Почему фотографирование надгробий приравнивается к осквернению святынь?
Почему иудеи-караимы не пустили иудеев-израильтян на Чуфут-Кале?
Кто прав: комитет по охране памятников или Ассоциация крымских караимов?"
Ходит легенда и о том, что Фиркович, будучи великим мистификатором, распорядился так, что на его могиле, расположенная рядом с могилой жены лежит плита супруги, а ее могила - соответственно покрыта его плитой. Правда, это или нет - не знаю. Но легенда об этом есть.
Во время моего очередного посещения Чуфут-Кале, я со своими спутниками стал свидетелем еще одного интересного явления связанного с караимским кладбищем. Как-то гуляя по кладбищу (дело было в конце августа), мы заметили на самом его краю странное место. Это была площадка на склоне оврага, между деревьями, неправильной круглой формы, около 7-10 метров в диаметре, ограниченная лежащими на земле ветками. С виду, площадка абсолютно ничем не выделяется, но на ней нет ни одного упавшего листа или ветки! В то время как земля вокруг них просто усыпана. Выглядит так, будто ее только что тщательно подмели. Но так подмести землю с многолетней опавшей листвой просто невозможно! Мы приходили к площадке еще несколько дней. На этом месте не появился ни один упавший лист или маленькая ветка. Место на склоне оврага, ветром туда наверняка должно было насыпать листьев или другой лесной сор. Рационального объяснения мы этому не нашли. В качестве места для стоянки площадка не пригодна - крутой склон, почти посреди кладбища, нет следов огня, мусора, и прочих "туристских отметин". Да и зачем убирать листья и мелкие веточки с такой тщательностью? К тому же, неподалеку была ровная полянка гораздо более подходящая для лагеря.
Увиденное мной в этой поездке, так и осталось загадкой. Одной из многих загадок этого странного места.

+
bigpicture.ru

***
Практически все посещающие караимское кладбище в Феодосии задают вопрос о назначении лунок на некоторых памятниках. Согласно традиции эти лунки делались для того, чтобы в них собиралась дождевая вода для птиц. Польская путешественница Елена Скирмунт, известная под псевдонимом Поята в книге «Крымские наброски» описывает свое посещение караимского кладбища близ Чуфут-Кале, во время которого у нее завязался разговор с двумя резчиками, изготавливающими памятник. Вот, что пишет Поята в своей книге:
«По свидетельству резчиков, небольшие круглые углубления на рогах могил обозначали надгробия, под которыми покоятся молодые девушки, а также служили в качестве поилок для птиц: «Что означают эти ямки?» – спросили мы у молчащего караима. «Тут лежат девушки - ответствовал он - а в этих ямках собирается вода для птиц»».
То, что воду из этих ямок пьют птицы вполне вероятно, но то, что подобные ямки делались только на памятниках, под которыми были похоронены девушки, это уже совсем не соответствует действительности. По крайней мере, для феодосийского кладбища, на котором есть памятники, поставленные не девушкам, но с ямками. Это может значить только либо то, что караимы-резчики ошибались, либо то, что прежде действительно подобные углубления делались над могилами девушек, но позже их стали делать и на других памятниках. Логичнее всего предположить второе, потому как вряд ли резчики придумали эту традицию, а скорее всего, рассказали то, что знали от своих предшественников. Так что, возможно, эта традиция очень древняя.

@темы: обряды и традиции, погребальные сооружения, древние захоронения, еврейские кладбища, российские кладбища, загадки и мистика некрополей, Haunted