La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
1 и 2 ноября
По тегу Day of the Dead вы можете найти много материала. Повторяться не будем и продолжим знакомиться дальше с ноябрьскими традициями.

Христианству так и не удалось полностью искоренить языческих традиций, связанных с почитанием мертвых. Так, литовцы, чехи, белорусы уже в период католичества устраивали на кладбищах тризны в честь подземных богов – так называемые «пиры козла». Заправлял пиром гусляр (или, по-чешски, козляр), который фактически выполнял функции жреца. Впрочем, существует версия, согласно которой, традиция эта пошла от евреев, которые в свои семидневные Босины обязательно приносили в жертву козла, сталкивая его с горы. Это якобы очищало грехи…
В Литве и Беларуси существовал также обычай под названием «отрада душ». В особые поминальные, или «задушные» дни жители села тайком собирались в часовне на кладбище, или же в ближайшем к кладбищу пустующем доме. Во время пирушки возжигали лен и вино, вызывая души усопших близких. О появлении души узнавали по изменению цвета пламени. Тогда брали полотенце, один его конец вывешивали за окно, на другой ставили рюмку водки и выкладывали по кусочку от всех яств, приготовленных на праздник. На следующий день остатки кушаний раздавали нищим.
В Минской и некоторых соседних губерниях 6 ноября практиковались так называемые «прикладины» - могилы обкладывали свежим дерном. Считалось, что так усопшим будет теплее, и они не захотят выбраться на поверхность…


Италия
Вот и наступила настоящая осень в Италии. Дождливые, хмурые дни потянулись грустной чередой!
Да-да, настоящая осень здесь наступает в конце октября - начале ноября. Не зря существует древняя итальянская поговорка, что после Дня Всех Святых уже пора надевать рукавицы!
А праздник этот приходится как раз на 1-е ноября. В этот день славят всех святых, и даже тех, чьи имена не вошли в католический календарь. Это напоминание о том, что на земле в разное время жили и живут люди, которые не были причислены к рангу святых, но делами и помыслами доказали свою любовь к Богу. Сам смысл праздника заключается в том, чтобы каждый человек осознал, что может стать ближе к Богу, ощутить его присутствие рядом с собой...
И ещё. Так как некоторые итальянцы носят имена, не существующие в католическом календаре, они празднуют "день своего имени" именно в день Всех Святых.
Праздник этот выпадает как раз после Хеллоуина, и прилавки магазинов завалены всякими скелетами, тыквами, ведьмами и прочей игрушечной нечистью. Что делать, Америка навязывает свои традиции всему миру. Только пожилые итальянцы пожимают плечами, мол, не было этого раньше. Не наши это традиции...
Ведь как не крути, а понимание этого праздника у итальянцев несколько другое, это праздник скорей религиозный, чем мистический.
А вот идущий за ним День Мёртвых (2 ноября), в который принято идти на кладбище, вспоминать умерших родственников, наверное, немножко мистический...
Ведь когда он появился (в 6-м столетии), сразу зародилось поверье, что в этот день мёртвые сходят на землю и бродят в поисках своих близких. Считалось, что именно в этот день мёртвые могли являться живым. ©

Dia de los Difuntos (Эквадор)
Этот религиозный праздник сам по себе представляет собой слияние традиций завоевателей и завоеванных: католическая вера испанцев и языческие ритуалы индейских племен, уходящие вглубь веков, когда живые поклонялись душам умерших. День Мертвых отмечается в ноябре, совпадая по дате с испанским Днем Всех Святых.
Согласно мировоззрению аборигенов и католиков, смерть – это не конец жизни, а лишь переход в другое измерение.
Согласно древнему индейскому календарю ноябрь назывался “ayamarca” (“месяц мертвых”). В течение всего месяца исполнялись различные обряды в честь предков. После христианизации обряд поминовения сократился до одного дня и стал ассоциироваться с испанским католическим праздником.
По традиции ночью и на рассвете 2 ноября проводятся ночные бдения на кладбищах: эквадорцы приезжают на могилы родственников, чтобы почистить и украсить их цветами. Родные начинают делиться последними новостями и событиями за прошедший год, таким образом незримо вовлекая покойных к участию в жизни семьи.
Также довольно распространен ритуал “кормления”. Родственники приносят с собой на кладбище еду, которой должны поделиться с покойным.
А вот, например, народность китус, населявшая в прежние времена современную столицу Эквадора, хоронила усопших в сидячем в положении, оставляя у них во рту бамбуковую трубку, которая выходила на поверхность. Через нее родственники покойного вливали в его рот чичу (кукурузную водку наподобие русского самогона) – так сказать для поддержания духа умершего.
Накануне и в сам День поминовения усопших эквадорцы по традиции едят фигурки из хлеба (“guaguas de pan”), запивая их густым ягодным напитком колада-морада (“colada morada”). Этот напиток отдаленно напоминает русский кисель. Хотя процесс его приготовления немного сложнее и варьируется от региона, но основными ингредиентами остаются темная кукурузная мука, трава луиза, андская ежевика, ананас и клубника.


3 ноября 2012:
Дмитриевская суббота — по народному календарю последняя родительская суббота в году, когда почитают предков. В субботу перед днём св. Димитрия на Руси справляют прощальные (в отличие от весенних) поминки-тризны по усопшим. В центральном Полесье поминки в пятницу бывают постными и называются дедами, а в субботу скоромными и называются бабами. Дмитровская неделя называется родительской, дедовой. В Литве и Белоруссии этот день назывался «Пиром козла», где первенствовал козляр, гусляр, жрец и песнопевец.
Перед Дедами чисто убирались, мылись в бане, где оставляли ведро чистой воды и новый веник для душ предков. Празднование родительской субботы начинается вечером в пятницу, в избах: после ужина семьи хозяйка накрывает стол новой скатертью, ставит еду и приглашает предков. В субботу готовят кутью, блины, яичницу, мясо, а также явства, особенно любимые их предками. За обедом откладывают по одной ложке в отдельную посуду, которую оставляют на ночь. Также наливают в отдельную посуду воду и вешают рушник (полотенце), чтобы ночью «души умерших умылись и пообедали». Торжественный поминальный ужин длится довольно долго, все ведут себя сдержано. Вспоминают лучшее в своих умерших родственниках, те поступки, которыми может гордится не одно поколение этого рода.
Дмитровскую субботу всегда проводят торжественно: ходят на могилы своих покойников и служат здесь панихиды, устраивают богатые подношения церковным служителям. Женщины причитают на могилах родителей и наиболее близких родных. «Родительская справлялась, что называется, честь-честью. Приготовляется к ней деревенщина-посельщина, словно к какому великому празднику: пива варит, меда сытит, пироги печёт, кисели заготовляет разные — поминальщикам да причту церковному на угощение, усопшим родителям-сродственникам на вспомин души. Русский пахарь-народ зачастую, начиная за здравие, сводит на упокой, — но бывает (и нередко), что наоборот — начав поминаньем, сводит на ликованье-здравствованье. К Дмитриеву дню с полной справедливостью можно отнести последнее. В этот праздник мёртвых можно наблюдать в народной Руси «радование» живых».
Поговорки:
Покойнички на Русь Дмитриев день ведут; покойнички ведут, живых блюдут. Когда тепло на дворе, приговаривали: «Покойнички по нас радуются». На дедовой неделе и родители вздохнут. Живы родители — почитай, а умерли – поминай. Деды́ не знали беды́, а внуки познали муки. Покойника не поминай лихом, а добром — как хочешь. Поминай живых добром, а покойничков зелёным вином. Без пива, да без вина — и не поминки. Человек рождается на смерть, умирает на жизнь. Тяжела земля, а как обольёшь её пивцом да винцом — всё полегчает. Добром поминай, зло забывай. Русский человек без родни не живёт. Мужик своей роднёю крепок. И велико поле, да не родимое. Дмитриева суббота — кутейникам работа. Пей, не жалей — поминай веселей. С весёлыми поминальщиками и покойничкам веселее. На Дмитрия девки хитрые (собираются выйти замуж, так после этого дня уже редко бывают в деревнях свадьбы до зимнего мясоеда). С Егорья хороводы, с Дмитрия посиделки. Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота. На дедовой неделе отдохнут родители, стоит оттепель — всей зимушке-зиме быть с теплинами. На Дедовской неделе вся Русь напоминает единую великую свечу.

День Кекри (Финляндия)
День всех святых финны всегда отмечают в первую субботу ноября.
В День всех святых в Финляндии в домах горят свечи. Многие финские дети верят, что огни зажигают для того, чтобы ушедшие от нас родные и близкие в этот день увидели свой дом с неба и улыбнулись. А исследователи утверждают, что, по народным поверьям, огонь отпугивает злых духов.
В ночь накануне Дня всех святых на финских улицах можно встретить ведьм, демонов, вампиров и прочую нечисть. Финская молодежь, полюбившая американский праздник Хеллоуин, позаимствовала обычай наряжаться в страшные костюмы и пугать друг друга и прохожих.
Финский День всех святых имеет древнюю историю. В средние века праздник носил странное название Кекри, по имени карельского языческого бога, и отмечали его 1 ноября. Американский Хеллоуин, или ночь накануне Дня всех святых, пришел в Финляндию совсем недавно.
Кекри был днем уборки урожая и особенно почитался в деревнях, где в этот день устраивались самые пышные торжества с играми, танцами, большим число гостей и угощением. После этого дня финские крестьяне могли отдохнуть от летних и осенних трудов, а прислуга и работники получали свою годовую зарплату и имели право поменять место работы.
Этот день был и своеобразным крестьянским "Новым годом", земледельцы подводили итоги прошедшего года, гадали о погоде, урожае и политике правительства в следующем году.
Когда в Финляндии господствующей религией стало католичество, языческие праздники, в том числе и Кекри, были постепенно забыты. И с 1835 года праздник, перенесенный в 1775 году на первое воскресенье ноября, стал называться Днем всех святых.
Финская лютеранская церковь продолжила католическую традицию. В 1955 году праздник перенесли с воскресенья на первую субботу ноября, и с тех пор он отмечается в этот день.
В День всех святых, как и на Рождество, жизнь в Финляндии замирает: не работают магазины, рестораны и дискотеки, редко ходит транспорт. Днем люди идут на кладбище, вспоминают умерших родных и близких, приносят на могилы цветы и свечи, а вечером финские кладбища буквально тонут в огнях. Во всех церквях проходят службы.
День всех святых в Финляндии не зря отмечают в самое темное и мрачное время года, которое финны называют "каамос", и название которого созвучно с древними финскими словами, обозначающими "смерть" и "ужас". Этот праздник не только праздник памяти, но и праздник света - свечи и факелы символизируют победу света над тьмой и жизни над смертью.
*
Мальта
Ноябрь на архипелаге — «месяц мертвых», когда ворота кладбищ остаются открытыми, и островитяне толпами приходят навестить своих усопших, украшая могилы цветами. На Мальте есть несколько исторических кладбищ (Аддолората, Та’ Браксия, Гарден-оф-Рест), так что можно прогуляться по ним, утолив жажду празднования Хеллоуина (который на Мальте не прижился).

---
Nebelung (ноябрь) – месяц мертвых. С последними опадающими листьями год приближается к концу. В эту пору нечто мрачное и невыразимо печальное таится в туманах, висящих над землей. И каждый раз мы вновь понимаем: как частью жизни является весеннее возрождение, так её неотъемлемой частью является и осеннее умирание. Жизнь состоит из рождения и смерти. Так как всё живое нам свято, то нам равно святы рождение и смерть. Поэтому праздник мертвых входит в круг наших годовых празднеств. По воле судьбы, немецкие дни памяти смерти приходятся на месяц Nebelung: 11 ноября 1914г. был день Лангемарка, 11 ноября 1918г. был заключен смертоносный договор об окончании великой войны, а также 9 ноября 1923г. состоялся Марш к Feldherrnhalle (Пивной Путч). Каждый год в ноябре Фюрер вновь совершает «марш памяти к Feldherrnhalle». Также в этот месяц каждый отдельный из нас идет на кладбище к своим умершим родным, возлагая на могилы венки и свечи жизни. ССовец, особенно тесно ощущающий связь со своими умершими предками, в длинные сумеречные вечера зажигает свой светильник Йоля, который горит в честь павших и в память умерших предков. Если собираются несколько членов семьи, то нельзя забывать о праздничном ужине в честь умерших – обычае, который до сих пор везде водится. Возможно, ССовец, прежде чем отнести венок на кладбище, захочет повесить его на один день в свой красный угол, чтобы он с удвоенной силой мог передать предкам почтение от потомков. Затем вокруг светильника Йоля ставятся портреты умерших, а разговоры ведутся об их жизнях и храбрых смертях.
Перевод главы из книги Фрица Вайтцеля «Проведение годовых праздников в семье СС». (Fritz Weitzel. Die Gestaltung der Feste im Jahres- und Lebenslauf in der SS-Familie)
©

@темы: обряды и традиции, поверья и приметы, Day of the Dead, В гостях у La Belle Dame sans Merci

Комментарии
02.11.2012 в 16:14

Привет! Заходите на сайт, посвящённый мифам и легендам - mythology.ucoz.org
на сайте много разных статей. Ресурс активно развивается.