Мгновение — мгновеньем отпето
-Доктор Бартек и Смерть-

Просто не верится, что мультфильм «Доктор Бартек и Смерть» появился ещё в советское время, а о нём мало кто слышал до сих пор. Режиссёром его стала Марианна Новогрудская. В польской легенде о Докторе Бартеке другой финал. И как же велик оказался замысел Новогрудской, показавшей победу над Смертью и Временем! Основная идея мультфильма такова: Бартек должен пронести горящую свечу через рощу, и если огонь её не погаснет, он станет Бессмертным. И вот путник идёт через ночь, Смерть в облике мрачной бледноликой женщины устраивает ему испытания, но свеча (жизнь Бартека) всё горит. Как герой «Ностальгии» Тарковского он пытается сохранить Пламя Жизни. Его Соперница становится его Мистагогом. И разве не сказано: «Смерть – наш лучший учитель»? Она задаёт вопрос: «Чего ты хочешь?», Бартек отвечает: «Лечить людей», а значит, отвоёвывать их у самой Смерти. Теперь она называет его Доктором. Бартек – Сила Жизни, воскрешения, обновления, его Соперница – Сила Смерти, поглощения, истребления. Каждый – освобождает, каждый – трансформирует. Различны лишь процессы, но Битва, в которую вступили оба, поистине страшна. Это битва за человечество. Доктор Бартек, исцеляя больных, отдаёт им частицу Света, жертвуя своим Бессмертием. И вот свеча его тает. Тот же символ встречается в пьесе Леонида Андреева «Жизнь Человека», где смерть представлена в образе Некто В Сером. В повозку Доктора запряжён белый конь, рассекая ночную мглу, исцелитель спешит к Человеку, над которым уже властвует бледноликая Госпожа. Он – Солнце. Он – Тот, кто вечно возвращается. Я уже говорила, что Новогрудская изменила финал легенды. Первоначально Бартек терпел поражение. Тем более поразителен этот завершающий, царский, победоносный штрих: доктор прицеливается в лицо Смерти и пускает свою молниеносную стрелу. Он отвоевал своё Бессмертие. В руках доктора свеча, которая уже никогда не истает.
(с)




-Сказка-

Братья Гримм "Смерть в кумовьях"

Было у одного бедняка двенадцать душ детей, и должен он был день и ночь работать, чтоб на хлеб заработать.
Вот родился на свет тринадцатый ребенок, и не знал бедняк, как из беды выбраться; вышел он на большую дорогу, чтоб первого встречного пригласить в кумовья. И первый, кто встретился ему, был господь бог: он знал, что у бедняка на сердце, и сказал ему:
- Бедный человек, мне тебя жалко, я готов быть крестным отцом твоего ребенка, я буду о нем заботиться и сделаю его на земле счастливым.
Говорит бедняк:
- А ты кто такой?
- Я - господь бог.
- В таком случае я тебя в кумовья не хочу, - сказал бедняк, - ты все отдаешь богачам, а нас, бедняков, голодать заставляешь. - И отвернулся бедняк от господа бога и отправился дальше.
Тут подошел к нему черт и говорит:
- Чего ты ищешь? Ежели хочешь взять меня в крестные твоего ребенка, то я дам ему золота вдосталь да к тому ж предоставлю всякие удовольствия на свете.
Спросил человек:
- А кто ты такой?
- Я - черт.
- В таком случае я тебя в кумовья не желаю, - сказал человек, - ты обманываешь и вводишь людей в соблазн.
Отправился бедняк дальше. И подходит к нему костлявая смерть на худых ногах и говорит:
- Возьми меня в кумовья.
Спросил человек:
- Ты кто такая?
- Я смерть, я делаю всех равными.
Говорит человек:
- Ты справедливая, ты уносишь и богача и бедняка без различия, будь у меня кумой.
Ответила смерть:
- Я сделаю твое дитя богатым и знатным, ибо кто со мной подружится, у того ни в чем недостатка не будет.
Сказал человек:
- В следующее воскресенье будем справлять крестины, приходи в этот день.
Явилась смерть, как и обещала, и оказалась настоящей кумой, как полагается.
читать дальше


@темы: кинематограф, Ваши пальцы пахнут ладаном (поэзия, отрывки из романов, рассказы)