![](http://i491.photobucket.com/albums/rr274/Alex_Kirn/voodoo01_zps984508a2.jpg)
Жизнь доконала, и я пою свой вуду-блюз.
Петро лоа, оставьте мой дом.
Зомби стонут всю ночь под окном.
Жизнь доконала, и я пою свой вуду-блюз.
Зузу-мамбо любила хунгана.
Зузу знала: с Эрзули не шути.
Зузу стала рабыней от заклятья тамтама.
Теперь у ней на могиле пляшет Барон Самеди.
Жизнь доконала, и я пою свой вуду-блюз…
Уильям Хьёртсберг «Сердце Ангела»
Многим людям Гаити представляется в виде разрозненного набора пугающих стереотипов, которые с трудом складываются в одно целое: зомби, вуду, тонтон-макуты, Папа Док и сын его Бэби Док, нищета, гражданская война, перманентные циклоны - и снова зомби. Все эти страшные слова сделали свое дело - до сих пор Гаити остается одной из самых малопосещаемых стран мира, хотя климат и благоприятствует туризму. Конечно, не в последнюю очередь так происходит просто потому, что все эти стереотипы - не досужие сказки. Вообще, чтобы полюбить Гаити, нужно там родиться. Или, на худой конец, преодолевая опасения, просто оказаться там.
Михаил Дружков
В моей голове не родились красивые и складные предложения для вводной речи. Даже мой интерес к теме не помог выбрать вектор для рассказа.
Об этом месте слышали почти все. Очень хочется избежать повторов, одновременно держа в уме мысль, что кому-то термины могут быть и не очень знакомы. Этот пост лишь попытка поведать о мире мертвых на Гаити. Поэтому вам самим придется найти в Википедии кодовые слова: вуду, Барон Самди, Мама Бриджит, лоа, Франсуа Дювалье (Папа Док), ибо расшифрововать это мне как-то совсем не хочется.
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
В тексте будут соседствовать "Самди" и "Самеди", ибо оба имени употребляются в литературе, а править прямые цитаты не считаю необходимым. Это касается и термина "Хунган/Унган".
И последняя мысль вступления...
В нашем сообществе у администратора есть негласное правило: беспристрастность. Каждый читатель сам для себя решает, как оценивать информацию в постах. Кому-то может показаться, что на наших страницах слишком много мифов и легенд. Да, ваш покорный слуга любит такие вещи, ибо считает их частью культуры и истории. Куда увлекательнее изучать историю через призму мифологии, чем через скупые даты (конечно же, это мое мнение).
Для начала хочется привести отрывок из книги Лаэнека Юрбона "Тайны вуду" (единственная вещь на русском языке, которую могу посоветовать по теме гаитянского вуду).
Культ мертвых в вудуКульт мертвых в вуду
СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ДУШИ
Согласно учению Вуду, человек состоит из пяти основных компонентов:
- corps cadavre, или смертная плоть;
- n'ame, или дух плоти;
- z'etoile, или звезда судьбы;
- gros-bon-ange и ti-bon-ange, две части души.
Физические или смертные части человека — corps cadavre и name. Corps cadavre — тело, которое разлагается после смерти. Name — дух, который позволяет телу функционировать при жизни и уходит как энергия в почву после смерти.
Z'etoile решает судьбу человека и располагается на небесах, отдельно от тела. Она не имеет большую важность в Вуду.
Наиболее важные компоненты человека — две части души, ti-bon-ange и gros-bon-ange. Gros-bon-ange буквально обозначает «большой хороший ангел». Согласно концепции, при рождении часть космической жизненной силы единого Бога проходит в человека. Это сила, которая является частью всех живых существ, объединяя нас друг с другом в большую энергетическую сеть.
Gros-bon-ange поддерживает жизнь и разум в теле, и после смерти возвращается назад в бассейн божественной космической энергии. Без gros-bon-ange человек теряет свою жизненную силу; возможно, согласно учению Вуду, отделить gros-bon-ange от человека и хранить ее в сосуде; эта энергия может быть направлена на другие цели.
Ti-bon-ange составляет другую половину души человека. Термин переводится как «маленький хороший ангел»; это источник индивидуальности. Ti-bon-ange представляет собой накопление знания человека и его опыта; она определяет индивидуальные характеристики человека. Она может покидать тело человека во время сна или во время одержимости Loa. Ti-bon-ange наиболее уязвима для колдовства, даже больше чем gros-bon-ange.
КОНЦЕПЦИЯ СМЕРТИ
Учение Вуду не предполагает, что смерть является прекращением жизни. Скорее, в смерти деятельность просто переходит от одного состояния в другое. Тело, оболочка жизненной силы, просто распадается, в то время как name, который оживлял тело, возвращается в землю как земная энергия. Gros-bon-ange возвращается к высшим солнечным областям, от которых его космическая энергия была взята прежде; там она присоединяется к другому Loa и сама становится Loa. Ti-bon-ange какое-то время парит вокруг тела и после ритуалов, выполненных houngan, уходит в царство мертвых.
Посмертные ритуалы выполняют множество функций в Вуду. Наиболее важный должен отослать gros-bon-ange в царство мертвых, Ginen, в космическое сообщество духов предков, где члены семейства будут поклоняться ему как Loa. Если это не исполнено, gros-bon-ange может остаться на земле, принося неудачу живущим членам семейства.
Ti-bon-ange парит вокруг тела в течение девяти дней, по истечение которых должен быть исполнен ритуал Novena, гарантирующий, что ti-bon-ange остается вместе с телом. Если это не сделано, ti-bon-ange может блуждать по земле и приносить неудачу другим.
Некоторые секты Вуду полагают, что каждый человек содержит в себе злое начало. В то время как душа, называемая в этом случае duppy, находится в теле, она контролируется сердцем и мозгом, и человек не будет отрекаться от себя и предаваться злу. Duppy выходит после смерти и больше не имеет этого ограничения, становясь способным к ужасным действиям. Обряд "Novena также гарантирует, что это зло, которое прибывает при жизни во всех людях, останется в могиле вместе с телом.
Houngan может ритуально отделять ti-bon-ange от плоти и выпускать его, чтобы та могла жить в темных водах в течение одного года и одного дня. После этого семейство ритуально принимает душу, теперь называемую esprit. Esprit помещается в специальный глиняный сосуд govi, где его кормят и обращаются как с Loa.
УЧЕНИЕ О ПРЕДКАХ
Предки, или по-креольски «zanset yo», всегда присутствуют рядом с приверженцами Вуду. Человек живет, дышит и действует, понимая их присутствие. Государственный гимн Гаити начинается «Мы идем вместе для страны и для предков...».
В сельской местности на Гаити каждая семья имеет семейное кладбище. Гробницы предков семьи сложны настолько, насколько семейство может себе позволить. Некоторые могилы похожи на небольшие здания, построенные над землей, со склепом ниже. Гробницы, построенные для богатых семейств, могут даже включать маленькую гостиную с картинами и дорогими креслами. Когда чужой человек поселяется в доме на длительное время, необходимо, чтобы он или она совершили небольшое возлияние из воды на могиле — тогда предки будут более благосклонны. Члены семейства и гости могут также в любое время совершать обряд «освещения». Зажженные свечи помещаются на могилах, после чего произносится короткая молитва.
В городских условиях закон требует погребения на городском кладбище. И в этом случае гробницы могут быть достаточно сложными. Кроме того, здесь используются большие замки и другие устройства безопасности, чтобы не допустить проникновения в гробницу кладбищенских воров, охотящихся за останками умерших — считается, что кости мертвых обладают большой колдовской силой, особенно, если умерший был houngan или mambo.
Приверженцев Вуду хоронят по католическому обряду, который соблюдается в течение девяти ночей после смерти. Девятая ночь называется «denye priye» («последняя молитва»). После этого католическая часть обрядов считается завершенной.
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ РИТУАЛЫ
Процесс отделения gros-bon-ange от тела называется dessounin. Ноздри трупа и уши заполняются 1 хлопком, колени и большие пальцы ног связываются вместе. Рот завязывается, а карманы выворачиваются наружу.
В течение этого ритуала houngan разбрызгивает kleren (белый ром) по четырем сторонам света и затем по трупу, чтобы чистить его. Затем он ударяет своим asson по трупу и зажигает свечи. После этого он шепчет имя умершего в ухо мертвого тела. Во время ритуала часто в жертву приносятся животные, а также изображаются Veve, чтобы вызвать Loa мертвых.
В течение ритуала houngan становится одержимым Loa, который предсказывает будущее общины. Наполненный силой Loa, houngan становится повторно рожденным, так как божественная сущность жизни, которая принадлежала мертвому человеку, становится частью houngan на своем пути в царство мертвых.
Принятие духа от мертвого таким образом должно производиться только полностью посвященным и опытным houngan, поскольку это опасная процедура. Злые духи мертвых могут прийти и принести вред неопытному houngan прежде, чем хороший Loa будет вызван, чтобы прогнать их.
Чтобы отослать ti-bon-ange, ее сначала помещают в сосуд (govi). Иногда она проживает там как дух, которому поклоняются. В остальных случаях houngan сжигает govi во время ритуала, называемого boule zen. Это позволяет душе отправиться в царство мертвых, где ей предстоит обитать. Другой способ отпускать ti-bon-ange состоит в том, чтобы разбить сосуд и разбросать его части на перекрестке.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕРТВЫХ ДЛЯ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА
Даже после смерти ti-bon-ange может использоваться для совершения злых дел. Чтобы освободить ti-bon-ange — в этом случае duppy, нужно разлить ром и бросить три пенни на могилу и бить по ней тыквенной палкой. После этого вы можете приказывать, чтобы duppy шел за кем-либо. Ti-bon-ange может также использоваться, сделать врага одержимым в злом ритуале, называемом «насылание смерти». Loa кладбища, Baron Cimetiere, должен быть призван, чтобы вызвать мертвую душу из могилы. Ритуал вызывания духа мертвого на кладбище называется prise du mort.
В течение периода, во время которого ti-bon-ange парит вокруг тела после смерти, злой колдун bokor может захватить ее и превратить в астрального zombi. В отличие от zombi, который является мертвым телом без души, астральный zombi — это мертвая душа без тела. Она блуждает вокруг и выполняет поручения bokor, который никогда не позволяет ей обрести желанный покой.
Существует несколько способов предохранить мертвого от махинаций злого колдуна. Кто-нибудь должен убить тело еще раз, нанеся удар ему в сердце или извлекши его. Hoholi, или специальные семена сезама, помещенные в гроб, также предотвращают махинации bokor. Отрезанные волосы и обрезанные ногти — явный признак того, что bokor заинтересовался мертвым телом.
ZOMBI
Вероятно, наиболее известное использование мертвых в Вуду — это зомбификация. Zombi cadaver отличается от астрального zombi, так как астральный zombi это — ti-bon-ange, т.е. управляемая извне душа. Zombi cadaver, с другой стороны, является мертвым телом, которое не имеет души.
Zombi cadaver создаются черными колдунами bokor. Bokor исполняет ритуал, который приводит человека к смерти и через некоторое время возвращает к жизни его мертвое тело. Есть большое число исследователей, которые полагают, что зомбификация, осуществляемая не через колдовство и ритуал, а скорее через сильные наркотики, является фактической практикой. Эти наркотики делают человека внешне похожим на мертвого путем сильного опьянения и полного замедления функций организма. Когда эти функции восстанавливаются, мозг человека оказывается поврежденным настолько, что он не помнит, кто он. В таком виде человек может управляться колдуном.
Действительно, bokor дает человеку яд, чтобы начать процесс зомбификации. Этот яд настолько ядовит, что он просто может поглощаться через кожу. Никто не знает точно, каковы компоненты яда, но, вероятно, он содержит вещества, добытые из различных ядовитых животных и растений, включая железы особой лягушки, жабы bouga, которые являются в 50—100 раз более ядовитыми, чем яд наперстянки, а также содержат галлюциногены. Другими компонентами, возможно, являются яды многоножек и тарантулов, шкуры ядовитых древесных лягушек, семена и листья ядовитых растений, человеческие останки (для эффекта) и четыре типа рыб, которые содержат тетродотоксин, одно из наиболее ядовитых веществ в мире.
После отравления жертва становится полностью парализованной и впадает в кому. Что бы там ни было, он или она кажутся мертвыми. Иногда жертва сохраняет сознание и является свидетелем своих собственных похорон. Bokor достает жертву через пару дней и дает ей галлюциногенную смесь, называемую «огурец zombi», которая восстанавливает жертву. Как только zombi cadaver приходит в себя, он не может говорить, а его чувства притупляются. Человеческая индивидуальность полностью исчезает вместе с памятью. Zombi cadaver легко управляется и используется колдунами в качестве рабочей силы на фермах или строительстве. Вопреки тому, что изображается в кино, zombi cadaver не охотятся за человеческими мозгами, чтобы пожирать их.
Фактически, практикующие Вуду не боятся вреда от zombi cadaver, они боятся стать одним из них. Если дать zombi cadaver соль, предполагается, что это восстанавливает его речь и вкус и активизирует инстинкт возвращения, который заставляет его вернуться в могилу, освобождая от влияния колдуна.
***
Смерть является невыносимой и наиболее жестокой природной необходимостью, составляющей противоположность продолжению рода. Поэтому человеческое общество всегда связывает с нею множество ритуалов. Говорят, что с их помощью живые помогают покойникам обрести новую силу Она необходима им для того, чтобы пройти Под водой и присоединиться к духам вуду.
Существуют специальные места, в которых можно разговаривать с мертвыми. Согласно верованиям вудуистов, кладбища можно контролировать с помощью креста Барона Самеди, владыки духов умерших.
Начиная с рабовладельческого периода миссионеры пытались всеми силами привить невольникам католические похоронные обряды. Администрация колоний старалась, чтобы похороны рабов проходили как можно проще. На сегодняшний день одним из главных заимствований вуду у католической церкви стала похоронная месса. Ни крещение, ни почитание христианских святых не произвели такого эффекта, как богоугодная церемония проводов души покойного. В вудуизме этот ритуал приобрел социальное значение. Примечательно, что по мере его распространения в народе церковь добилась всеобщего уважения.
Помощь мертвых людям очень эффективна, поскольку они знают социальное устройство земной жизни. Обращаясь к культу мертвых, рабы заметили, что умершие влияют на общественный порядок. Исходя из этого, приверженцы культа вуду не испытывали страха перед физической смертью. Вместе с тем они утверждали свое человеческое достоинство, принижаемое рабством, и использовали все средства, включая католические обряды, чтобы привлечь людей к почитанию мертвых. С точки зрения вуду, смерть является событием, поражающим социальное тело, то есть семью или сообщество, а не конкретного умершего индивида.
Все ритуалы призваны сделать так, чтобы смерть касалась лишь отдельного человека и была окончательной, иначе она будет охотиться за остальными людьми, и жизнь сообщества станет невыносимой. После этого смерть уже не вызывает постоянного ужаса, поскольку не сможет затронуть всю социальную группу или сообщество.
Конечно, традиционное поведение на сегодняшний день сильно изменилось. Это случилось по мере того, как деревенские привычки проникали в города, охватывали средний класс и буржуазию, а также испытывали влияние современных веяний. Но в деревнях покойников провожают на кладбище с большими предосторожностями. Люди, несущие гроб, путают следы, чтобы мертвец не запомнил дорогу и не вернулся.
Когда человек умирает, один из его родственников испускает крик (илирея), извещающий о смерти близкого. Тут же собираются друзья и близкие покойного. Операция по удалению всего, что может вызвать покойника, начинается с его вещей и имущества. Вообще говоря, к процедуре проводов становятся причастны все. Ее цель — отделить мертвого от сообщества живых, провести границу между покойником и людьми, чтобы он уже никогда не мог сюда вернуться.
Смерть прежде всего разъединяет тело и различные духовные элементы, сочетающиеся в человеке. Они остаются живыми, и каждый из них размещается или закрепляется в новом пространстве. В течение первых секунд после смерти душа покойного все еще остается возле тела и кружит по дому. Она может заразить живых, увлечь их в царство мертвых, поэтому представляет большую опасность. Цель всех приготовлений и хлопот, связанных с похоронами, включая окончательный вынос покойника, состоит в том, чтобы он обрел новое качество и стал для сообщества «потенциальным покровителем».
Время от времени приходится воздавать покойникам дань уважения. Все члены семьи, включая самых дальних родственников, участвуют в обряде, посвященном мертвым, с целью получить у них совет для конкретного случая, например, как разделить наследство. Родственники, одетые в белое, собираются в комнате вокруг песаванна (что-то вроде католического священника, исполняющего смесь молитв и гимнов). Приводится козленок, голова которого замотана белым платком. Приносятся кушанья, предлагаемые мертвым (такие, как ром, различные алкогольные и газированные напитки, дыни, кукуруза, горох и т.п.), как будто накануне новых похорон. Напитки и еда расставляются на столе в центральной комнате. Один из важнейших моментов обряда заключается в том. что козленка, которого ночью принесут в жертву, вводят в комнату и ставят на стол. Он пробует различные блюда. Это означает, что церемония удалась. В это время начинается торжество в честь мертвых и пляски под звуки барабана.
Удаление духов
Во время похорон душа покойника становится духом вуду. В связи с этим исполняется ритуал, называемый дессунен. С его помощью из души выделяется лоа-мет-тет, то есть покровитель, обретающий после этого священную сущность. Пока ритуал не завершен, покойник все еще считается живым. Хунган (жрец вуду) начинает с того, что удаляет всех родственников и друзей умершего. С помощью ассона (погремушки, символизирующей его власть над духами) он призывает лоа-мет-тет, который по-прежнему находится на голове покойника. Утверждают, что по слабому движению туловища можно заметить, что дух покинул тело. Он может вселиться в кого-нибудь из оставшихся в доме родственников и навсегда завладеть его телом. Что касается части души, остающейся с покойником, то она переносится в кувшин. Ее изымают очень осторожно вместе с прядью волос или срезанными ногтями. Поместив их в кувшин, можно быть уверенным, что душа изолирована и больше не сможет навести порчу.
По верованиям вуду необходимо обмыть покойника и привести его в порядок. Во время этой процедуры с ним разговаривают точно так же, как с живым. Умерший направляется в невидимый мир и в конце своего пути должен передать послания. Очень распространенный в Африке обычай расспрашивать мертвых сохранился и на Гаити. Вопросы задают как во время обмывания, так и во время ночного бдения.
Родственники, друзья и близкие покойного бодрствуют всю ночь, до самого рассвета. Мужчины проводят время за игровым столом, а женщины варят кофе и чай. Весь вечер выкрикиваются жалобы, упреки и вопросы к покойнику, перемежаемые молитвами и гимнами.
Однако во время бдения происходят и коллективные развлечения. Звучит рассказ о жизни умершего, а также различные истории, сказки и загадки, веселящие присутствующих. Конечно, успех бдения во многом зависит от социального положения умершего, но в особенности он усиливается отчаянием перед непоправимой потерей, увеличивающей ценность жизни.
После этого все с предосторожностями собираются у смертного одра, чтобы изъять покойника из мира живых. Эта процедура очень долгая, сложная и опасная. Обмывание умершего, его переодевание, укладывание в гроб, перенос из дома в церковь и на кладбище — все это делается в соответствии с очень строгими правилами. Они необходимы для того, чтобы сбить покойника с толку и не дать ему вернуться туда, откуда начался путь, и побеспокоить живых. Само погребение не является частью этого маневра. Оно становится новым этапом окончательного отделения умершего от нашего мира.
Назначение траура состоит в том, чтобы живые участвовали в делах мертвого до тех пор, пока он полностью не перейдет в разряд «невидимых». Его продолжительность варьируется от шести месяцев до двух лет, в зависимости от степени родства или отношений с покойником. Снятие траура означает, что умерший наконец-то полностью отделен от мира живых.
«Манже-лемо» — предсмертное причащение
Когда ритуалы отделения завершены, наступает время «еды для мертвых», или манже-лемо. В этом обряде участвуют все присутствующие друзья и родственники покойного. Во время путешествия в невидимый мир, находящийся под водой, умерший нуждается в пище и питье. Прежде всего нужны горячие блюда, поскольку в пути покойник сильно замерзает. При этом совершается ритуал, называемый буле-зен. Кувшины, в которые кладутся прядь волос или срезанные ногти, называются по-тет (от франц. «pots de tete» — «сосуд для головы») и символизируют дух. Их проносят через огонь, прежде чем положить тело в гроб. Смазав растительным маслом кувшин или котелок, зажига ют огонь, который означает, что душа покойника нашла пристанище под водой или поселилась там.
Однако куда более важно расспросить умершего, поскольку сейчас он будет покорным. Отныне он услышит все адресованные ему вопросы. Теперь он достиг нового бытия и может рассказать о тайнах жизни и смерти, которые стали ему известны. Если накормить покойника, его силой смогут воспользоваться живые. Поскольку умерший приблизился к духам вуду в том числе и к главным, за хорошую еду он будет толковать сны, расскажет о лекарственных травах и растениях, заранее сообщит выигрышный номер в лотерее или в популярной азартной игре «борлетт», словом, поможет добиться удачи и богатства.
Гедэ, озорные фаллические духи смерти
Одним из наиболее важных праздников вуду является церемония в честь духов смерти, лоа Гедэ. Их дни отмечают в каждом умфро 1 или 2 ноября. Все общественные кладбища, равно как и частные, открываются для больших семейных компаний. Могилы приводятся в порядок — очищаются от сорняков, заново окрашиваются. Во время церемоний на улицах появляются люди, одержимые Гедэ. Эти лоа на несколько дней ускользают от своих вселенских владык, поэтому нужно быть очень осторожным, чтобы избежать встречи с ними. Однако в свой праздник духи смерти заставляют людей веселиться.
Дело в том, что Гедэ — фаллические лоа, поэтому они рассказывают скабрезные истории, исполняют неприличные и сладострастные танцы, ссорят собравшихся, воруют деньги и вещи. На алтаре в умфро всегда стоят их главные атрибуты — фаллические символы и спиртные напитки, которые используются для вхождения в транс. Эксцентрическое поведение Гедэ — это целое искусство обращать смерть в шутку. Игра со смертью ради ее провала является сутью Гедэ. Поскольку смерть является печальной необходимостью, можно вступать с ней в противоборство ради отсрочки и добиться успеха. «Приход Гедэ собравшиеся всегда встречают играми. Замечено, что их появление сопровождается очень серьезными церемониями, переходящими в веселье. Гнусавый голос Гедэ всегда вызывает комический эффект» (Альфред Метро).
Семье духов смерти отдают должное во всех ритуалах вуду. Например, Гедэ Нибо, помощнику могильщиков (о котором поется в известной песне, что он «красивый малый, одетый во все белое, словно депутат, который с трудом проделывает путь до Национального Дворца»), Гедэ Фуий, копающему могилы, Гедэ Лоражу (от франц. «de l'orage» — «надвигается гроза»), который управляет насильственной смертью с помощью молнии.
Хунган, служащий Гедэ
Хунган, служащий Гедэ, живет вблизи от кладбища, носит черные очки и в ожидании клиентов курит сигары. Будучи одержимым, он исполняет несколько акробатических номеров и сладострастных танцев. Гедэ бывают иногда жестокими, иногда веселыми, и всегда — важными. Когда хунган снимает очки, у него оказываются безжизненные глаза трупа или испуганный взгляд безумца.
Барон Самеди, именуемый также Барон-Кладбище или Барон-Крест, является главой всех Гедэ. предводителем «эскорта» духов смерти. Его символ — крест, установленный у входа на кладбище. К нему обращаются очень часто, при всех трудностях повседневной жизни.
Если семья покойного относится к деревенским или городским беднякам, гроб несут на головах всего лишь двое мужчин. Во время шествия члены семьи кричат и падают наземь, изображая то, как мертвец становится духом вуду Придя на могилу, присутствующие выражают искреннюю скорбь, чтобы покойник был доволен и после приносил своей семье только удачу.
Приверженцы вуду воздают почести мертвым, иначе те будут являться во сне, насылать болезни и всяческие неприятности.
Принято считать, что образ Барона - чисто гаитянская черта вуду. В Африке духи смерти имеют иное воплощение. По одной из версий, этому божеству поклонялось одно племя, которое полностью исчезло с африканского континента (одну часть увезли на Гаити, что подарило духу новую жизнь, а другая часть была истреблена соседями). Выжившие, потеряв связь с предками и родной землей, сотворили себе образ Барона.
О Бароне Интернет вам расскажет многое. Даже слишком.
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
Не будем повторяться, а просто дадим краткую справку.
-Пометка о Баронах-
![](http://i491.photobucket.com/albums/rr274/Alex_Kirn/76305528_zps6c9f2af0.jpg)
Барон Самеди (Самди) является управителем кладбища и мертвых. Первая могила (если умерший мужчина), посвящается ему. Причем этот мертвый, скорее всего, будет смотрителем кладбища, а не самим Бароном, но через него энергии Барона могут свободно управлять другими мертвыми. За умерших предков Барон не отвечает (т.к. это отдельные лоа), но с его помощью можно открывать ворота в их мир. При пересечении кладбищенских ворот, следует попросить об этом разрешения Барона, т.к. вы входите в его дом. И дальше будете находится под присмотром его подопечных.
Люди, одержимые Бароном Самеди, нецензурно ругается, жадно набрасываются на еду, курят крепкие сигары и выпивают огромные количества алкоголя. Изображается в виде скелета в чёрном фраке и чёрном цилиндре (одежда похоронных дел мастера) в руках держит трость. Любит детей и жизнь, как вторую составляющую смерти. Если ребенок находится при смерти, то надо обращаться к Барону.
Также в его ведомстве находится так называемая "Черная" магия. Если колдун хочет наслать порчу или убить человека, то с этим вопросом можно обращаться к Барону Самеди.
Мама Бриджит - хозяйка ворот кладбища, лоа знахарства. Является супругой Барона. Она может воскрешать мертвых, отодвигать смерть, лечить от некоторых, казалось бы, неизлечимых болезней, вызванных сторонним воздействием (магией).
Самыми популярными формами Геде являются Геде Ниббо (Нимбо), Геде Азака и Барон Семетьер. Они изображаются как белобородые старики в длинном пальто и высокой шляпе. Непременные атрибуты - череп, гроб, крест и трость или костыль.
Геде Нибо - устрашающая фигура в черном. Он управляет вечной дорогой, которую каждый должен когда-нибудь пересечь - дорогой от жизни к смерти. Его символ - крест на могиле. Геде управляет доступом к загробному миру. Он также дух эротизма, который находится вне хорошего или плохого, так как этот эротизм неизбежен. Геде Ниббо ни восхищен эротизмом, ни пристыжен им.
Лоа Геде - переходные существа, поскольку они находятся между жизнью и окончательной смертью. Независимо от того, какое другое имя они носят, их подпись всегда Ла крест.
"Основной" Геде – Барон Семетьер - это фигура в красном, которая сторожит небесные перекрестки, те, что каждому из нас приходится пересекать в момент смерти. Его символом является надгробие, и для потустороннего мира он то же самое, что Легба для нашего. Иногда его отождествляют с Бароном Суббота. В этом аспекте он является воплощенной смертью, сторожем кладбищ и, вследствие этого, главным источником контактов с мертвыми. Поэтому, чтобы войти в контакт с кем-то умершим, вначале молятся ему.
Для Барона Саметьера или Барона Кладбища, как Барона Субботы, характерны безумный аппетит на еду и напитки, особенно алкогольные. Саметьер обладает специфическим чувством юмора. Будучи стражем мира мертвых, он обладает прямым доступом к истории, так как может получать информацию от непосредственных участников событий. Геде знает, какие они строили планы, что происходит в их семьях и охотно делится информацией с обеими сторонами. Даже когда он дурачится и устраивает плоские шуточки, его можно спросить о серьезных вещах, и он честно ответит.
К обязанностям Барона Саметьера относится опека над детьми, потому что он страшно не любит, когда умирает ребенок. Геде предпочитает, чтобы люди прожили долгую и насыщенную жизнь пред тем, как появиться перед его вратами. Поэтому, когда ребенок заболевает, родители в первую очередь обращаются именно к нему.
Как Барон Суббота, является владыкой зомби, и это он решает, кого и за что следует превратить в ходячий труп. Каждый практикующий адепт черной магии (бокор) в любом вопросе консультируется с Бароном Суббота. Так как Саметьер властвует над смертью, он является последней надеждой для тяжелобольных, которым он либо позволяет выздороветь, либо забирает к себе.
Зака или Азака – брат Саметьера и лоа сельского хозяйства. Братья охотно прибываю вместе, когда проводится ритуал призывания. Зака является прямой противоположностью Барона. Он простой, симпатичный и очень работящий крестьянин, который пользуется огромным уважением крестьян. Охотнее всего он ходит босиком и в соломенной шляпе. Иногда создается впечатление, что он весьма неудачно пытается подражать своему «городскому» брату, например, он тоже любит поесть, но в отличие от изысканного Барона, Зака просто обжирается, не заботясь о хороших манерах. Часто бывает, что появившись на церемонии, он хватает еду, прячется в углу и там жадно ее глотает.
Есть и Барон Криминель - некогда казненный убийца, к которому обращаются с просьбой рассудить дело, которое не по зубам официальному суду из-за недостатка доказательств. Считается, что в течение суток после обращения Криминель покарает притворяющегося невиновным, если преступление было серьезным (убийство, изнасилование).
-Национальное кладбище Порт-о-Пренса-Национальное (или Большое) кладбище Порт-о-Пренса начинается с надписи "Помни, что ты - прах". Вполне в европейском духе.
Кладбище было основано в 1800 году. Сан-Доминго был самой богатой французской колонией, что, несомненно, сказалось на виде местного кладбища. К сожалению, былая роскошь до наших дней не сохранилась. И виноваты тут даже не последние природные катаклизмы, а человеческий фактор. Но именно склепы бывших узурпаторов стали спасением многим семьям, чьи дома пали под натиском разбушевавшейся стихии.
20102010
![](http://i491.photobucket.com/albums/rr274/Alex_Kirn/th_port-au-prince-cemetery-17_zps3e41b7a9.jpg)
![](http://i491.photobucket.com/albums/rr274/Alex_Kirn/th_port-au-prince-cemetery-15_zps168c486b.jpg)
![](http://i491.photobucket.com/albums/rr274/Alex_Kirn/th_port-au-prince-cemetery-14_zps904d39b6.jpg)
![](http://i491.photobucket.com/albums/rr274/Alex_Kirn/th_port-au-prince-cemetery-13_zpsbebe1725.jpg)
![](http://i491.photobucket.com/albums/rr274/Alex_Kirn/th_port-au-prince-cemetery-4_zpse75e5812.jpg)
![](http://i491.photobucket.com/albums/rr274/Alex_Kirn/th_port-au-prince-cemetery-3_zps0410cd39.jpg)
![](http://i491.photobucket.com/albums/rr274/Alex_Kirn/th_port-au-prince-cemetery-2_zpsd435a649.jpg)
![](http://i491.photobucket.com/albums/rr274/Alex_Kirn/th_port-au-prince-cemetery-6_zps762cb27d.jpg)
![](http://i491.photobucket.com/albums/rr274/Alex_Kirn/th_port-au-prince-cemetery_zps8c71cbd1.jpg)
20122012
![](http://i491.photobucket.com/albums/rr274/Alex_Kirn/th_8070548499_7d43c48300_b_zps817fc74a.jpg)
![](http://i491.photobucket.com/albums/rr274/Alex_Kirn/th_8070548415_194cbc22e7_b_zps44566150.jpg)
![](http://i491.photobucket.com/albums/rr274/Alex_Kirn/th_8070542380_002f5e8810_b_zps225c8612.jpg)
На кладбище вас встретит черный крест Барона. С ним принято здороваться, прикасаясь к нему три раза: крест-колено, крест-живот, крест-затылок.
![](http://i491.photobucket.com/albums/rr274/Alex_Kirn/th_5595477518_b1a5ebe8bf_b_zps86cc842e.jpg)
Следует и принести с собой подношения: сигареты, монеты или перцовку. Последнее рекомендуется всегда брать с собой на кладбище. Если вы хотите передать весточку Богу, а могилы родственников от вас далеко, то вы находите самую заброшенную могилу на любом кладбище и выливаете в нее водку. Можно и убраться на ней. Душе мертвого в благодарность обязательно донесет вашу просьбу до Бога.
К слову, по всему кладбищу разбросаны и другие черные кресты, но уже меньшего размера. Но этот самый главный.
-Фреска Барона на Национальном кладбище-
![](http://i491.photobucket.com/albums/rr274/Alex_Kirn/101224_voodoogrid-6x2_zps7f5a4721.jpg)
За крестом будет фреска, на которой изображены Барон со своей спутницей. На земле рядом с изображением есть алтарь, куда кладут подношения. К фреске принято прикладываться лбом во время молитвы (как к иконе или к Стене плача).
![](http://i491.photobucket.com/albums/rr274/Alex_Kirn/th_14_zpsf62a937a.jpg)
Изображение обновляют каждый год перед Днем Мертвых. На заглавной фотографии в кадр попала мамбо (жрица вуду) в праздничном наряде. Первого и второго ноября мамбо облачаются в фиолетовые одежды в честь Геде (у мертвых это главный цвет).
![](http://i491.photobucket.com/albums/rr274/Alex_Kirn/th_04-Gael-Turine-Baron-Samedi_zpse14ce1c2.jpg)
![](http://i491.photobucket.com/albums/rr274/Alex_Kirn/th_tumblr_m3aprrJ5q41qkwa41o1_1280_zpsd583a117.jpg)
![](http://i491.photobucket.com/albums/rr274/Alex_Kirn/th_7_zps090866b9.jpg)
![](http://i491.photobucket.com/albums/rr274/Alex_Kirn/th_tumblr_m3aprrJ5q41qkwa41o3_1280_zpsfad06a4e.jpg)
![](http://i491.photobucket.com/albums/rr274/Alex_Kirn/th_8070541894_b5209e986d_b_zps43f9e3d9.jpg)
На снимках вы можете увидеть, как со временем она видоизменяется. Первый снимок сделан где-то в 2008 году. Самый последний в 2012. Изображения идут в строгом временном порядке.
-Могила Папы Дока-Могила Папы Дока 1971/1980/2010
![](http://i491.photobucket.com/albums/rr274/Alex_Kirn/th_194300_525_380_w_zps21877a92.jpg)
![](http://i491.photobucket.com/albums/rr274/Alex_Kirn/th_EQ00-6922_zps5f3cb2ff.jpg)
![](http://i491.photobucket.com/albums/rr274/Alex_Kirn/th_papa-doc-duvalier-tomb_zpsc5860a45.jpg)
"Падение Дювалье - этой династии черных подонков - сопровождали грандиозные празднества. Великое событие праздновали в Бостоне, Бруклине и северной части Майами. Тысячи гаитянских беженцев заказывали билеты на самолеты до Порт-о-Пренса, аэропорт которого до сих пор значится в
путеводителях как "Международный аэропорт имени Франсуа Дювалье". Но ему недолго носить это имя. На прошлой неделе разгромили могилу Старика. Банды обезумевшей молодежи, с кирками и бутылками черного рома в руках, разбили белый мраморный мавзолей Папы Дока на мелкие осколки. А вот костей они там не нашли. Никто не знал, куда они делись, но вид пустой гробницы ужаснул толпу. Многие в суеверном страхе упали на колени. Папа Док исчез. Он был запечатан в прозрачный плексиглас, как пчела, но непонятным образом ему удалось выбраться наружу. В могиле не было и одежды, в которой его похоронили. Пропали даже кнут и сапоги. Кое-кто говорил, что военные унесли тело и спрятали его в каком-то другом месте, но никто в это не верил. Толпа понимала! В стране, где восемьдесят процентов людей - католики, и девяносто процентов - тайные приверженцы вуду, бесполезно объяснять пустоту склепа, в котором был надежно замурован сам Дьявол, банальной кражей.
Телезапись сцены, последовавшей сразу после вскрытия могилы, запечатлела странное молчание людей, впавших в достаточно долгий ступор. Затем толпа, где было много пьяных, начала безумствовать от ярости и раскаяния.
Старик не ушел. Он остался с ними. Он находился рядом. В том смысле, в котором он сам это понимал, он был здесь. Навеки сохранил свое могущество. Несколько мгновений его тень плавно покружилась над толпой, а затем, как летучая мышь, унеслась, скользя между ветвями альбиций.
17 февраля 1986 года"
Хантер С.Томпсон "Поколение свиней"
Сложно найти легенды про место, которое и так пронизано магией и древними поверьями. Но все же есть одна легенда про Национальное кладбище.
Говорят, что на кладбище прячется орден бокоров-упырей. Когда-то они заключили договор с темными силами (баками), а те со временем и поглотили их.
Надо рассказать, кто такой этот бака. Это дух-защитник, называемый также гад (от франц. garde страж), создается жрецом вуду в виде карлика. Он охраняет дом или собственность. Бака обладает не очень хорошей репутацией, поскольку может обернуться против хозяина. Дух этот постоянно жаждет крови. Если дадите меньше, чем ему требуется, то он очень сильно негодует. Вплоть до полного вселения в вас для восполнения своих потребностей. Вот так и получается колдун, одержимый жаждой крови.
Конечно, это место не для впечатлительных. Алтари и склепы для ритуалов вуду, склепы с живыми жильцами, склепы, где скрываются асоциальные элементы, кости и черепа в траве (после катастрофы людям потребовались места для огромного числа погибших. Старые кости выкидывались из могил. Доходило до того, что воровали и гробы тех, кого совсем недавно успели похоронить состоятельные горожане), различная живность (куры, козы), бокоры и унганы всех мастей (а может и просто ряженые-шарлатаны).
Один склеп наполнен водой. Здесь стирают вещи, моются и используют воду для ритуалов. В другом - по поверьям - живет священная змея, которой несут записочки с желаниями и подношения.
-Отрывок из статьи "Гаити: Земля мертвецов" (Вокруг света)-Геде - лучший праздник
Несколько часов подряд машина тряслась по разбитой горной дороге, оставляя за собой облако красной пыли. Некрупные камни вылетали из-под колес как пули. Тонкие бананообразные рыжие собаки, дремавшие в придорожных кустах, предусмотрительно разбегались в стороны. Мы ехали из прибрежного городка Жакмель в прибрежный городок Ле-Ке. Чуть больше ста пятидесяти километров по карте. Чуть меньше шести часов пути. Особенность гаитянских дорог заключается в том, что их практически нет. Стоял обычный душный день, с гор сползали целые волны горячего воздуха. Мы, наконец, спустились в долину, и машина встала на накатанную грунтовую колею. Вдоль дороги потянулись пестрые, как новогодние открытки, деревни. Дома были бедные - пузатые и низкие, с покосившимися оконными рамами без стекол. Там, в темноте, за штопаными противомоскитными сетками, угадывались очертания стариков и старух. Они сидели у окон и внимательно смотрели на нас. Во дворе каждого строения стоял небольшой мавзолей, увенчанный католическим крестом. Рядом играли дети. Это были семейные склепы - двух- и трехъярусные, разделенные на шесть или девять мест. Строят их из бетона, и выкрашены они яркими красками - голубыми, желтыми, салатными.
Жители приморского города Леоган, как и все гаитяне, отмечают в ноябре Геде: в эти дни они собираются в храмах и на кладбищах, навещая предков и жертвуя Барону Самди кофе, жареный арахис и хлеб. Здесь, в отдалении от больших городов, никто после смерти не покидает круг семьи. Мертвые продолжают жить с живыми - или живые с мертвыми, если угодно. "Ты можешь прочитать об этом сто книг, - заметил как-то Раймон. - Но не поверишь, пока не увидишь сам". Раймон, вообще, рассказал мне многое. Гаитяне не хоронят своих покойников в земле. Мертвые остаются на поверхности, заключенные в помянутые выше склепы, и получают все, чего не имели при жизни, - хороший дом, внимание и уход. Никто не забывает о них, даже если семейная усыпальница стоит далеко от дома - так бывает во всех крупных городах. А раз в год, первого ноября, на праздник Геде, в котором слились День мертвых и День всех святых, - все женщины надевают пурпурное или черное и вместе с мужчинами навещают усопших родственников. В этот знаменательный день над всеми кладбищами вывешивают свои пестрые флаги жрецы вуду - живые пришли встретиться с мертвыми, и им нужны посредники!
Выложив все это, Раймон замолчал, оставив меня в глубоком раздумье. Тем временем машина вновь съехала с укатанной дороги на разбитую каменистую тропинку, и стало сильно трясти. Вдоль дороги по-прежнему пробегали пестрые нищие деревни.
Я смотрел в окно и, убаюканный равномерным мельканием крестов, не то спал, не то пребывал в ленивом обмороке. Мне вспомнилось, что за день до того на сельской толкучке мне предложили купить удивительную вещь - пыльную литровую бутылку, внутри которой непостижимым образом оказался опять-таки резной раскрашенный крест. "Зачем?" - спросил я. Продавал бутылку неулыбчивый молодой парень. Бережно протерев ее, он сказал: "Вы идете на кладбище и берете сосуд с собой. Вы наливаете в него то, что любит ваш родственник: ром, вино, что угодно. Вы поите его, и сила креста перетекает к нему". Парень был очень серьезен. Настолько, что я не стал покупать бутылку, хотя она и манила меня чем-то. Впрочем, вряд ли когда-нибудь я стал бы поить из нее своих мертвецов. А ставить такую вещь на полку как сувенир - глупо.
Я думал над этой бутылкой весь день, а вечером за ужином рассказал Раймону. Он долго смотрел на меня, а потом просто пожал плечами: "Смерть на Гаити - это только начало".
Михаил Дружков
01.03.2007
"The Serpent and the Rainbow"
Listen or download Brad Fiedel Main Title ( for free on Prostopleer
Посмотреть фильм "Змей и радуга" можно на нашей странице вконтакте.
-Похоронные традиции на Гаити-В жизни каждого человека, независимо от расы, места жительства и величины счета в банке, всегда наступает момент, когда его родные съезжаются с тем, чтобы его похоронить. На Гаити, как ни странно, происходит тоже самое, несмотря на все старания жрецов вуду.
Недавно мне довелось побывать на похоронах одного беглого (еще в 1948г) палестинца, который прожил всю оставшуюся жизнь на Гаити, создал здесь на пустом месте большую семью, построил дом, основал бизнес и приобрел авторитет уважаемого человека.
После смерти, на время пока съезжаются родственники, тело помещают в морг, причем все морги в стране частные, взымается плата за каждый день. В случае, если оплата просрочена, то на 22й день морг вправе выбросить тело на специальную свалку трупов недалеко от города. Чаще хоронят по канонам римской католической церкви (самого популярного здесь вероисповедания). За день до похорон устраивают посиделки (возможно, есть официальное название) в специальном месте, типа небольшого парка, чаще всего расположенном во дворе морга. Подается кушание, напитки, члены семьи и родственники общаются между собой. Звучит трагическая музыка.
В нашем случае воля покойного - отпевать его в одной затерянной церкви в горах. В назначенный день в этой заброшенной деревеньке было не протолкнуться, все близлежащие улицы уставлены джипами всевозможных типоразмеров, приехало много полиции и охранников в штатском, как оказалось на похороны пожаловал сам президент страны.
В церкви при входе гостей сверяют со списком, самых близких родственников отправляют расположиться в ложе возле гроба с усопшим. Остальных отправляют в партер. Выдают специальные программки как в театре, где расписан весь ритуал по порядку, приложены тексты песен и заготовленных речей. При входе установлено несколько стендов с прижизненными семейными фотографиями усопшего. В партере чувствуется оживление как в театре перед началом спектакля, большинство родственников не виделись несколько лет и приветствуют друг друга, обмениваясь последними новостями.
После вступительной речи священника исполняется довольно долгое песнопение и на трибуну приглашаются ближайшие родственники. Они выступают со слезными речами, о том как горячо они любили усопшего и как сильно им будет его не хватать.
Выступления перемежаются песнопениями и чтением молитв.
Затем семья и ближайшие родственники по очереди подходят к открытому гробу прощаться с умершим. После этого, к гробу выстраивается очередь из гостей, которые также подходят прощаются с умершим, затем подходят к семье высказать свои соболезнования. Действия прерываются молитвами и песнями.
Под плач семьи гроб закрывают, вывозят из церкви и грузят в катафалк, который направляется на кладбище.
Небольшое отступление про кладбища. На любом кладбище часть территории является государственной (т.е. родственники арендуют место в большом многоместном склепе с ежегодной оплатой ренты), часть территории частная, там можно выкупить участок, где возвести семейный склеп для нынешних и будущих захоронений. В последнем случае земля переходит в частную собственность и платить аренду не надо. Редко когда устраивают индивидуальные могилы непосредственно в земле.
Захоронения на государственном кладбище. Саркофаг - коммуналка. Табличек не ставят.
После погребения, процессия следует в дом покойного или другое место, где устраивается поминки с кушаниями и напитками. Гости общаются с членами семьи и между собой.
На этом все заканчивается. Также принято устраивать дополнительные поминки через год после смерти, называется "Последняя молитва". Иногда ее проводят ежегодно.
*
Путешествуя по острову мне бросилось в глаза лишь обилие кладбищ разного возраста. Причем на Гаити принято хоронить в фамильных склепах и с размахом. Как я узнал, если ты беден и умер, то тебя нельзя похоронить скромно, тихо мирно. Все должно быть на уровне. Семья берет в банке специальных кредит «Погребальный», покупает землю, нанимает рабочих, покупает гроб, устраивает поминки на всю деревню. Гробы на Гаити – это отдельный бизнес. Если посреди деревни стоит косая избенка-мазанка с кривыми окнами, но с металлической дверью – будь уверен это погребальная контора, в которой стоит нешуточный по роскоши гроб-красавец, похожий скорее на новую иномарку в салоне, чем на контейнер для бренного тела. Гробы, землю для склепа подбирают и покупают всю свою сознательную жизнь.
Конец. ©
@темы: обряды и традиции, поверья и приметы, Day of the Dead, загадки и мистика некрополей, атрибуты погребения и похорон, Прогулки с Бароном (Мифологические образы Смерти), кладбища экзотических островов, Haunted