Еще в конце XVII века варшавские церкви были некрополями. Мертвых хоронили в склепах и на прилегающих к церквям кладбищам. Город рос, и кладбища при церквях начали выходить из своих границ и угрожать безопасности живых. Епископ познаньский и канцлер ксендз Арнджей Млоджейовски (Andrzej S. Młodziejowski) убедил духовенство, что оно должно любыми способами вынеси кладбища за пределы города: "Вынос за город есть дело необходимое, похвальное и угодное для ближних, ибо для сохранения их здоровья от губительных влияний совершается". Так и произошло. Мертвых запретили хоронить в церковных склепах и выделили место под новое кладбище. И двести лет в подземельях церквей хоронили только избранных. Приглашаем вас на прогулку по мрачным интерьерам варшавских склепов.
Церковь святой Екатерины (Kościół św. Katarzyny na Służewie ul. Fosa 17)![](http://i491.photobucket.com/albums/rr274/Alex_Kirn/AKi/th_800px-POL_Warsaw_Kosciol_sw_Katarzyny_SC582uC5BCew1_zps5fd1f398.jpg)
Под церковью святой Екатерины археологи обнаружили настоящую армию мертвецов, обнаружено около 800 тел. Некоторые скелеты были полными, а некоторые сохранились только частично.
- Эти люди часто лежали в плотно закрытых гробах. Когда их открывали, через 7-9 минут скелеты просто распадались, - рассказывает его преподобие ксендз Юзеф Май.
Обширные археологические исследования в церкви начались в 90х годах при капитальном ремонте здания. Когда на стенах строения появились трещины, эксперты поняли, что без укрепления старинного фундамента памятнику грозит катастрофа. Чтобы проникнуть к фундаменту, нужно было выкопать землю с центре церкви. Костел святой Екатерины, изначально деревянный, а затем обложенный камнем, стоял на этом месте с XIII века и неоднократно перестраивался. Это был самый старый приход в современных границах Варшавы. Считается, что в 1238 году его основал князь Конрад Мазовецкий (Konrad Mazowiecki). Кем были похороненные под церковью люди? Возможно, это прихожане, князья и благодетели прихода. С XIII по XIX век на церковном холме находилось кладбище, на котором хоронили местных жителей. Из-за нехватки места закапывали одних над другими, иногда даже в четыре слоя. Остатки этого кладбища сохранились внутри церкви. К сожалению, нет никакой информации о захороненных. Приходские книги погибли по время шведского потопа. Возможно, шведы вывезли их в Упсалу. Археологи обнаружили при скелетах различные предметы и фрагменты одежды, например, практически полный жупан, меч, предметы культа, керамику, монеты (ягеллонский динар и гданьский шеляг).
- Обнаружен прекрасный саркофаг, в котором, вполне вероятно, покоился сам рыцарь Готард, властитель Служева до 1250 r. - утверждает ксендз Май. Однако он признается, что некоторые находки вызывают споры: - Исследователи из Лодзя полагают, что выкопанный в подземелье меч - это орудие палача. Археологи из Варшавы - что это рыцарское оружие. Мне больше нравится другая теория. Палача, как человека нечистого, здесь бы не похоронили.
После исследований кости положили в мешки и временно складировали на ближайшем кладбище. Их должны вернуть в новые катакомбы, которые уже стоят под церковью.
- В этих катакомбах будет достаточно места в для священнослужителей нашей церкви, может быть, и для епископов. Я и сам там буду лежать, - сообщает ксендз Май. - Но я не хочу, чтобы в катакомбах хоронили политиков. Зачем они тут?
-Собор святого Иоанна Крестителя (Katedra św. Jana Chrzciciela, Świętojańska 8)-Собор святого Иоанна Крестителя (Katedra św. Jana Chrzciciela, Świętojańska 8)
![](http://img5.arrivo.ru/c4ca/cf/10970/2/with_fishEyEs..._-_%D0%9A%D0%B0%D1%84%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE.jpg)
Подземелья церкви не сравнимы по уровню с Вавелем, но здесь находятся останки князей мазовецких, варшавских архиепископов, президентов II Республики, выдающихся писателей, и несколько лет там находится и урна с прахом короля Станислава Августа Понятовского (króla Stanisława Augusta Poniatowskiego). Уже с 1429 года святыня стала мавзолеем князей мазовецких. Спускаемся в склеп по крутой лесенке со стороны левого нефа. В самом старом княжеском гробу находятся останки Януша I Старшего (Janusza I Starszego (1350-1429). Он был самым выдающимся из всех князей Мазовша (Мазовии) и хорошо знаком нам по "Крестоносцам" Сенкевича. Будучи властителем независимого княжества, вместе с мазовецкими рыцарями он поддержал Польшу в битве под Грюнвальдем. Именно он перенес коллегиат в варшавский костел приходя святого Иоанна, выбрав место упокоения мазовецких князей. Рядом спят его потомки. Болеслав IV (Bolesław IV (1454-88), сын Януша I, был защитников жителей Варшавы. Болеслав V (Bolesław V (1454-1488), внук Януша I, охранял независимость Мазовша от посягательств Казимира Ягеллона. В 1483 году он наделил горожан привилегированным правом на эксклюзивную продажу пива.
В правом нефе храма над могилой последних князей мазовецких Януша III (Janusza III (1500-24) и Станислава (Stanisława (1502-26) стоял великолепный мраморный саркофаг. На нем были изображены два обнявшихся спящих младенца. Памятник был уничтожен в 1944 году, после войны он был восстановлен Леоном Маховским (Leon Machowski). Кости князей были обнаружены в 1953 году под алтарем. Они оба умерли быстро и при загадочных обстоятельствах. Сегодня историки полагают, что их отравила воевода Кристина Раджийовска (Krystyna Radziejowska). Тогда, в XVI веке, мазовецкая знать подозревала в отравлении даже королеву Бону. Сестра князей, Анна, поставила им надгробие в стиле Ренессанса.
В феврале 1995 года в церковь перенесли урну с прахом короля Станислава Августа Понятовского (1732-98), фаворита Екатерины II, с помощью которой он стал польским королем. Несчастный король, обвиненный в упадке Речи Посполитой, так и не нашел покоя после смерти. Он умер в изгнании, в Петербурге 12 февраля 1789 года, вскоре после того, как выпил чашку бульона.
Царь Павел I, матушку ненавидевший, похоронил короля Станислава с большими почестями, по иронии, в костеле святой Екатерины на Невском. В 1938 году советские власти передали останки короля Польше. Станислав Август совсем не считался героической личностью и был снова "сослан" в церквушку в поселке Волчин, который в 1945 оказался на территории Белорусской CCP. D 1988 году церковь находилась в аварийном состоянии, и от королевской могилы там остались только фрагменты, также были найдены пуговицы, часть мундира, несколько регалий. Все это уместилось в урне, которую в 1995 году поместили в мраморный саркофаг, выполненный по проекту Яна Христиана Камсетзера (Jana Chrystiana Kamsetzera) в 1784 году. Некоторые все-таки сомневаются, что внутри действительно находится истинный прах несчастного короля.
![](http://i491.photobucket.com/albums/rr274/Alex_Kirn/AKi/th_z5868009XKatedra-sw--Jana--Tu-spoczywaja-prochy-Stanislawa_zps09da78c6.jpg)
Осматривая подземелья собора, обратим внимание и на саркофаги XIX и XX веков, хранящих кости архиепископов варшавских. Среди них находится Зигмунд Фелинский (Zygmunt Szczęsny Feliński (1822-95), который был сослан в Сибирь поддержку участников Январского восстания (служил он в том же костеле святой Екатерины). В 1981 году здесь же стоял простой каменный саркофаг с телом Его Высокопреосвященство кардинала Стефана Вышинского, Примаса Тысячелетия (Stefana Wyszyńskiego (1901-81). В 1988 году его останки перенесли в новую часовню-мавзолей. В соборе обрели свое место упокоения убитый в 1922 году первый президент Польши Габриэль Нарутович (Gabriel Narutowicz (1865-1922)и писатель Генрик Сенкевич (Henryk Sienkiewicz (1846-1916). Склеп Нарутовича спроектировал в 1926 году выдающийся архитектор Мариан Лалевич (Marian Lalewicz). Этот саркофаг из черного камня вызывает глубокие чувства. Через 8 лет после смерти Сенкевича прах нобелевского лауреата привезли из Швейцарии в Варшаву, a и сотни тысяч людей провожали его в последний путь.
-Церковь святого Антония Падевского (Kościół św. Antoniego Padewskiego, ul. Senatorska 31)-Церковь святого Антония Падевского (Kościół św. Antoniego Padewskiego, ul. Senatorska 31)
![](http://i491.photobucket.com/albums/rr274/Alex_Kirn/AKi/th_775487110435988376_KoC59BciC3B3C58220C59Bw20Antoniego20Padewskiego_zpsb48e347e.jpg)
Внутри барочной церкви отцов францисканцев-реформаторов можно увидеть впечатляющую резную эпитафию XVIII века, памятник двум женам придворного маршала Ежи Вандалина Мнишха (Jerzego Wandalina Mniszcha), а в окружающих церковный двор оградах - сотни плит XIX и XX веков, посвященных мертвым. "Заслуженному и тихому труженику на ниве благополучия страны, уважаемому горожанину, лучшему главе семьи..." - написано на надгробии умершего в 1881 году Михала Ростафиньского, директора Польского Банка. Через несколько метров на свою эпитафию смотрит старый усатый мужчина - Феликс Худжински, офицер и земкий горожанин, отошедший в мир иной в 1881 году, a сейчас "Просит о вздохе до Бога". Умершему в 1871 году драматическому актеру Людвику Панчиковскому поставили оригинальную эпитафию "Высокопоставленные лица, семья и товарищи по работе". Ее дополняет барельеф с изображением актера, которого ангел смерти ведет за руки. Тем не менее, большая часть плит в оградах посвящена людям, погибшим во время последней войны. На многих из них написано: "Погиб во время Варшавского Восстания". Эти плиты только символические.
С самого основания церкви в ее подземелье хоронили тела монахов и светских лиц. Францисканцев погребали гораздо проще: без гробов и даже без информации, кем они были. Одних закапывали, других клали прямо на землю. Однако с 80х гг XVII века монахов стали погребать в нишах, закрывающихся плитой с надписью. Тела францисканцев, умерших во время эпидемий, закапывали на площади перед церковью или в саду.
Подземелья церкви были открыты также и для тех, кто жертвовал для монастыря. Но их было так много, что в первой половине XVIII века в криптах закончилось место. Поэтому, как пишет в монографии и церкви и монастыре Анзельм Януш Штейнке, архиепископ Базыли Малиновски запретил захоронения мирян за исключением выдающихся личностей. Такое решение не было на руку монахам. Каждые похороны в подземелье означали щедрое пожертвование от семьи покойного. Братья быстро нашли выход. Через несколько десятков лет после похорон останки переносили в могилы за церковью, освобождая в подземелье место для следующего тела. Такие похороны имели место еще в XIX веке до запрещения религиозных орденов после Январского Восстания.
-Святой и распутник - Церковь святого Антония Бернадинов на Чернякове (Kościół św. Antoniego Bernardynów na Czerniakowie, Czerniakowska 2/4)-Святой и распутник - Церковь святого Антония Бернадинов на Чернякове (Kościół św. Antoniego Bernardynów na Czerniakowie, Czerniakowska 2/4)
Барочный костел на Чернякове - детище Тыльмана из Гамерен. Церковь построена по указу Станислава Геракла Любомирского (Stanisława Herakliusza Lubomirskiego (1642-1702), великого королевского маршала, политика, поэта, прозаика, комедиографа, знатока иностранных языков. Церковь задумывалась как его мавзолей. Князь, составляя завещание, повелел, чтобы его не бальзамировали и сразу похоронили (без отпевания?). "Бальзамирование тела запрещаю, ибо затем оно родилось, чтобы сгнить, третьего дня в сером гробу, в саване бернадинского цвета, принести тело неофициально и установить на единственный постамент, поставив шесть больших свечей". Так и сделали, а в 1708 году гроб с трупом поместили в мраморный саркофаг. Сейчас рядом покоятся сын маршала Теодор Любомирски (Teodor Lubomirski (1683-1745) и Виктор Максимилиан Оссолиньски (Wiktor Maksymilian Ossoliński (1790-1860), адъютант князя Юзефа Понятовского (Józefa Poniatowskiego).
Уже 200 лет каждого 14 мая в святыню на Чернякове приходят паломницы, чтобы помолиться праху истинного святого, Бонифация, похороненного в стеклянном гробу в склепе под главным алтарем. Совершенно понятно, что святой Бонифаций в Варшаве никогда не был, ведь он стал христианским мучеником во время упадка Римской империи. Его прах в 1687 году подарил папа Иннокентий XI маршалу Любомирскому. -Церковь непорочного зачатия пресвятой девы Марии (Kościół Niepokalanego Poczęcia Najświętszej Marii Panny, ul. Dewajtis 3)-Церковь непорочного зачатия пресвятой девы Марии (Kościół Niepokalanego Poczęcia Najświętszej Marii Panny, ul. Dewajtis 3)
![](http://i491.photobucket.com/albums/rr274/Alex_Kirn/AKi/th_kosciol_niepokalanego_poczecia_nmp_ul_dewajtis_tomasz_nowak_1_zpsb4d9f52e.jpg)
Кто зайдет в подземелье барочного костела на краю Белянского леса, надолго запомнит это место. Здесь, в мрачном пространстве подвалов камедульской церкви, под сырыми сводами склепов, sacrum соединяется с profanum. Здесь нашли приют студенты, которые устраивают спектакли и концерты, а рядом, в двух помещениях, отделенных от главного нефа подвала деревянными дверьми, покоятся камедули. Их тела находятся в камерах в стенах, которые закрыты плитами с надписями.
В церковном нефе, в тайнике за портретом Михала Корыбута Вишневецкого (Michała Korybuta Wiśniowieckiego), спрятаны серебряная урна с сердцем этого короля, умершего в 1673 году, и еще одна похожая урна с сердцем Клары Изабеллы Евгении Геновефы де Майли Ласкарис Пац (Klary Izabeli Eugenii Genowefy de Mailly Lascaris Pac), королевской фаворитки. Рядом с церковью находится могила Станислава Сташица (Stanisława Staszica), похороненного тут в 1826 году согласно его воле.-Церковь провидения господня (Świątynia Opatrzności Bożej, Pola Wilanowskie, u zbiegu ul. Klimczaka i planowanej alei Rzeczypospolitej)-Похороненные не по своей воле - Церковь провидения господня (Świątynia Opatrzności Bożej, Pola Wilanowskie, u zbiegu ul. Klimczaka i planowanej alei Rzeczypospolitej)
Хотя этот огромный бетонный костел все еще строится, в его нижней, уже готовой части находится усыпальница для выдающихся поляков. В ней находится символическая могила Иоанна Павла II с папским гербом и девизом "Totus Tuus", являющаяся копией ватиканского оригинала. В склепе покоятся два известных духовных лица - в 2006 под ополированную до блеска каменную плиту положили тело священника и поэта Яна Твардовского, а 2007 году - ксендза Здислава Пешковского, солдата сентября 1939 и армии Андерса, а в последние годы капеллана катыньских семей и убиенных на востоке. Ни один из них не хотел лежать в церкви "провидения господня". У жаждущего покоя ксендза Твардовского уже была приготовлена могила на Старых Повонжках. Ксендз Пешковски желал упокоиться рядом со своими товарищами по оружию в Катыни или в построенном на Ясной горе святилище Восточной Голгофы. Однако победила власть церковных владык. -Церковь святого Якова в Тархомине (Kościół św. Jakuba w Tarchominie, ul. Mehoffera 4)-Пустой склеп Оссолиньских - церковь святого Якова в Тархомине (Kościół św. Jakuba w Tarchominie, ul. Mehoffera 4)
Немногие жители Варшавы знают, что в районе Тархомина стоит самая настоящая готическая церковь. И еще меньше людей знает о находящемся в той церкви захоронении семьи Оссолиньских. Вход в подземный склеп закрывает богато украшенная бронзовая плита с родовым гербом в виде топора и девизом "Sedificat prioprias hic ascia moesta ruinas".
Тархоминский приход сформировался еще в XIII веке. Оссолиньские купили Тархомин в начале XVIII века. Хозяином был Франтишек Максимилиан Оссолиньки (Franciszek Maksymilian Ossoliński (1676-1756), великий королевский казначей, многократный депутат сейма, личный секретарь короля Августа II. Церковь, разрушенная и разграбленная шведами, теперь стала новой усыпальницей его семьи. A поскольку Франтишек Максимилиан принадлежал в боковой ветви Оссолиньских, он особо хотел подчеркнуть свою высокородность. Он реставрировал и строил церкви, щедро украшал черным мрамором алтари, амвоны и крестильни.
Но в приготовленном для него склепе Франтишек Максимилиан Оссолиньки похоронен не был. После смерти своего благодетеля Августа II он поддержал Станислава Лещинского, кандидата на польский престол, и поехал за ним во Францию, где и провел последние годы жизни. Его могила находится в церкви в Нанси. В Тархомине не упокоился ни один из его сыновей - Юзеф Кант Оссолиньски похоронен в Рыманове, а Томаш Констант Оссолиньски - в Чехановце. Не известно, есть ли кто-нибудь еще в тархоминском склепе, но, как говорят ксендзы, во время войны он был разграблен, а через некоторое время священники его восстановили.
Источник: Gazeta Wyborcza Stołeczna-Костел Отцов Иезуитов Милосердной Божьей Матери (Kościół Ojców Jezuitów pw. Matki Bożej Łaskawej, ul. Świętojańska 10)-Костел Отцов Иезуитов Милосердной Божьей Матери (Kościół Ojców Jezuitów pw. Matki Bożej Łaskawej, ul. Świętojańska 10)
Иезуитская церковь была построена в 1609-26 годах по инициативе Петра Скарги (Piotra Skargi) над подвалами стоявших здесь ранее городских домов, сгоревших при пожаре 1607 года. В подземелье костела хоронили монахов и жертвовавших обители. Здесь покоятся не только иезуиты, поскольку их выгнали в 1773 под давлением законов. После них церковь неоднократно меняла хозяев. В XIX веке 30 лет она принадлежала пиаристам, а иезуитам ее вернули только в 1920 году.
"Церковь Пресвятой Милосердной девы Марии" в течение веков принимал в свои подземелья останки многих выдающихся особ. Среди них: Франтишек Виттнофф (Franciszek Witthoff), которого 11 раз выбирали президентом Варшавы за многочисленные заслуги, дочь Стефана Чарницкого, известный в Европе поэт XVII ксендз Мачей Сарбевский (Maciej Sarbiewski) (1595-1640), популярный во времена Сасов рифмоплет ксендз Юзеф Бака (Józef Baka)(1707-1780), а также здесь находится сердце королевы Констанции (1588-1631), жены Зигмунта III, и сердце Цецилии Ренаты (1611-1644), первой жены Владислава IV" - читаем мы в изданной полвека назад книге "Восстановленные костелы Варшавы".
Немцы взорвали церковь во время Варшавского восстания при разрушении старого города. Подземелья уцелели. Во время реконструкции было вскрыто целых три яруса крипт, о которых раньше не было известно, поскольку подвалы были замурованы со времен Январского восстания. Обнаруженные там человеческие останки были в большинстве своем перенесены на Старые Повонжки, где находятся захоронения иезуитов. Однако часть их осталась безымянными. В крипте костела отправляют вечерню. -Доминиканская церковь святого Яцека (Kościół Dominikanów pw. św. Jacka, Freta 10)-Доминиканская церковь святого Яцека (Kościół Dominikanów pw. św. Jacka, Freta 10)
Церкви уже более 400 лет. Ее интерьер украшают эпитафии и частично уничтоженные в 1944 году надгробия. Самой интересной является небольшая барочная капелла Котовских, спроектированная Тыльманом из Гамерен. В двух саркофагах черного мрамора покоятся останки Адама и Малгожаты Котовских. Внутренности капеллы являются весьма необычным барочным памятником. Ее украшают портреты Котовских, алтарь, скамьи из мрамора и алебастра, росписи. В портале, окружающем вход в капеллу, ходит гордый кот - изображение герба Котовских. Адам Котовски был сыном крепостного крестьянина из Шлонска. Он сбежал и заработал состояние и титул. Участвовал в венском походе, дослужился до вышегородского стольника, был уважаем королем Яном III. Интерьер капеллы был отреставрирован в 1983 году.
Рассматривая надгробия и эпитафии, обратим внимание на таинственную бронзовую плиту на стене пребитериума. Это написанная по-армянски надгробная эпитафия Якуба и Марианны Минасович, варшавских армян, умерших во время правления короля Яна III Собеского.-Костел святого Анджея Боболи (Kościół św. Andrzeja Boboli, Rakowiecka 61)-Мученик в стеклянном гробу - Костел святого Анджея Боболи (Kościół św. Andrzeja Boboli, Rakowiecka 61)
![](http://i491.photobucket.com/albums/rr274/Alex_Kirn/AKi/th_z5156085Q17-04-2007r---Warszawa--Mokotow--Kosciol-Jezuitow_zps12abf0c7.jpg)
В современной церкви святого Анджея Боболи под мраморным алтарем можно разглядеть стеклянный гроб. В нем покоится мумифицированное тело Анджея Боболи (Andrzeja Boboli) (1591-1657). В XVII веке Боболя был странствующим проповедником в трущобах на окраине Речи Посполитой. Он был убит 16 мая 1657 года в Янове Полеском, где казаки вырезали католиков и евреев. Останки святого естественным образом мумифицировались. Мощи очень почитаемы верующими. Несколько столетий они находились в костеле в Полоцке.В 1922 забрали их как особенный экспонат в музей гигиены народного комиссариата здоровья. Однако в мае 1924 года советское правительство переправило мощи в апостольскую столицу. В Варшаву они приехали 17 июня 1938 года. В празднествах приняли участие сотни варшавян. На Раковской улице мощи сначала находились в капелле, a с 1988 года в новой церкви.-Костел святой Анны (Kościół św. Anny ul. Kolegiacka 1a)-Костел святой Анны (Kościół św. Anny ul. Kolegiacka 1a)
В склеп под костелом святой Анны имеют право заходить только родственники похороненных там. Это место упокоения баронов, владевших Вилановой. Здесь лежит Станислав Костка Потоцки (Stanisław Kostka Potocki) (1755-1821), политик, писатель, знаток искусств, архитектор, один из главных родоначальников эпохи польского Просвещения. На Четырехлетнем Сейме был одним из лидеров патриотической партии, в Варшавском княжестве - председателем государственного совета и совета министров, в Польском королевстве - председателем Сената, а также комиссии по делам религии и просвещения. Он собрал в Виланове коллекцию произведений искусства и отдал ее общественности, дав таким образом начало современному музею.
Среди похороненных в склепе - последний правитель Виланова Адам Браницки (Adam Branicki) (1892-1947), который умер по возвращению из советских лагерей. Это произошло через два года после окончания войны, когда коммунистические власти запретили семье Браницких подойти к отобранному у них дворцу в Виланове. Похороны своего отца в церкви святой Анны так описала Анна Вольска из Броницких, дочь Адама Броницкого: "Похороны нашего отца прошли тихо - такого было условие, при котором его могли похоронить в семейном склепе под костелом святой Анны в Виланове. Однако пришли все старые слуги, почти все деревенские и большая часть родственников. После похорон Отца мы вышли из церкви как когда-то при Колаторской ложе. Мы автоматически пошли по направлению ко дворцу. Шли молча, смотря на Дом сквозь слезы. Миновали закрытые ворота. ( ) Нам не было даже места, где выпить чаю". В склепе покоятся также тела двух братьев Адама Браницкого, Константина и Владислава, и его жены Беаты Адамовей Браницкой из Потоцких.-Костел святого Креста (Kościół św. Krzyża, Krakowskie Przedmieście 3)-Известные наверху, тайные внизу - Костел святого Креста (Kościół św. Krzyża, Krakowskie Przedmieście 3)
На вопрос, где находится сердце Фредерика Шопена (1810-1849), каждый варшавянин покажет на костел святого Креста. Мраморный памятник с сердцем композитора, заказанный его старшей сестрой Людвикой Енджеевичовой, изготовил Леонард Маркони во Львове в 1880 году. Сердце вложено в углубление в двойной капсуле из олова и дерева. Но мало кто знает, что в эту же колонну замурована урна с сердцем нобелевского лауреата Владислава Реймонта (Władysława Reymonta) (1867-1925).
Осматривая костел, важно обратить внимание и на надгробие примаса Михала Раджейовского (Michała Radziejowskiego) (1645-1705), выполненное Карло Антонио Байем в 1718-22 годах. Оно сделано таким образом, что на него можно смотреть под углом, изнутри нефа. Если же смотреть на памятник прямо, видно, что скульптор создал иллюзию.Спереди надгробие несимметрично.
Некрополь, находящийся в подземелье, мало известен. Достаточно спуститься в отремонтированный нижний костел, чтобы в стене увидеть надгробную плиту, заканчивающуюся катакомбами на несколько десятков мест. Обратим внимание на скромную каменную плиту с именем княгини Марии Радзивилл из Завистов, филантропки, которая перед первой мировой войной вместе с мужем финансировала строительство многих церквей. Самой потрясающей должна была быть базилика при Кавенчиньской в Праге. Княгиня дожила до почтенных лет. Умерла трагически при неожиданных обстоятельствах.-Церковь капуцинов Преображения Господня (Kościół Kapucynów pw. Przemienienia Pańskiego, Miodowa 13)-Сердца королей и прерванная молодость - Церковь капуцинов Преображения Господня (Kościół Kapucynów pw. Przemienienia Pańskiego, Miodowa 13)
Мрачная крипта костела капуцинов находится рядом со сценой Рождества Христова в пещере. В ней слышны голоса, доносящиеся из благотворительной столовой для бездомных. Гробы замурованы здесь уже веками.
Очень интересна прогулка по самому костелу. Стены церкви украшают десятки эпитафий XVIII и XIX веков. Здесь находятся урны с сердцами королей Яна III Собеского и Августа II.Гроб с останками Яна III Собеского (1629-1696) сначала поставили в костеле капуцинов, основанного при участии монарха. В 1717 при таинственных обстоятельствах из Франции привезли останки королевы Марысеньки. Однако в 1733 году супругов перевезли на Вавель.У капуцинов осталось только сердце короля. Его скрывает саркофаг из серого мрамора, поставленный в 1830 году, незадолго до Ноябрьского восстания по повелению царя Николая I. В церкви также стоит урна с сердцем короля Августа II (August II) (1670-1733) - работа Иахима Даниэля Яуха (Joachima Daniela Jaucha). Когда король умер, его тело в Саском дворце почернело, а охранявшие тело мушкетеры впали в панику, решив, что имеют дело с дьяволом. На Вавель тело Саса перевезли одновременно с останками Собеских.
Ко временам Сасов относится и урна Франциски Брюхловей из Колловратов (умерла в 1762), жены последнего министра времен Августа III Саса (Augusta III Sasa). Исторический союз Брюхлов считают удачным, хотя министр не отказывал себе в интрижках с дочерью Августа II и графини Косель Фридерикой Мощинской, Иоанной Штейн и даже с певицой Альбуцци. После смерти супруги для того, чтобы почтить ее память, Брюхл построил при церкви новую капеллу.
Скромная плита посвящена княгине Александре Зайончковой из Пернетов (1754-1845), великой некогда женщине, жене наместника Польского королевства генерала Юзефа Зайончка (Józefa Zajączka). Княгиня почти сто лет вела неравную битву со временем за сохранение молодости. У нее было много способов сохранить молодость, но при этом она во многом себе отказывала. Княгиня выписала из Парижа восковую грудь, имитирующую гладкую кожу плечей. Спала в неотапливаемой комнате с кусками льда под кроватью, была вегетарианкой, не ела горячую пищу, принимала по утрам ледяную ванну. Знаток женской красоты Оноре де Бальзак, который с ней познакомился в 1836 году, был восхищен ею и давал ей лет 35, хотя пани Зайончковой было уже 60, более того, она шокировала общество романом с юным Альбертом Гжымалом.