"Дневная бабочка - душа живого человека. Ночная бабочка - душа мертвого"
Индейцы Южной Америки
Если рассматривать символику этого образа, то можно выделить такие стороны:
* Символ души, бессмертия, возрождения и воскресения,
* Способности к превращениям, к трансформации, так как это крылатое небесное существо появляется на свет, преображаясь из мирской гусеницы.
"Чудо переходящих одно в другое состояний, это чудо превращения вялой гусеницы, тупой куколки в нежно-прекрасную бабочку, глубоко трогало человека, стало для него подобием собственных душевных превращений, подарило ему надежду на то, что когда-нибудь он оторвется от земли и поднимется в озаренные светом сферы вечности" ( Э. Эппли).* Бабочка считается символом Великой Богини (Великой Матери, Magna Mater). Образ Великой Богини восходит к древнейшим временам истории человечества, к палеолиту. Это верховное божество олицетворяло одновременно небо и землю, жизнь и смерть. С Великой Богиней ассоциировались птицы и летающие насекомые. Одним из насекомых, представлявших богиню, и была бабочка. Отсюда поверья о том, что ведьмы могут превращаться в бабочек, что бабочки способствуют зачатию и предвещают войну (например, римляне называли бабочку feralis- "свирепая"), что бабочки - это души умерших. Кроме того, во многих культурах бабочка символизирует преходящий характер радости. В Китае это крылатое существо обозначает бессмертие, досуг в изобилии, радость и лето. Изображенная со сливой бабочка символизирует долгожительство и красоту, с хризантемой - красоту в старости, с пером - долголетие.
* Образ бабочки встречается в даосских притчах. Так философ Чжуан-цзы однажды во сне увидел себя бабочкой. Проснувшись, он не мог понять: Чжуан-цзы видел во сне, что он - бабочка, или бабочке теперь снится, что она -Чжуан-цзы? Другая история, рассказанная Чжуан-цзы, повествует о том как молодой ученый, гоняясь за красивой бабочкой, нечаянно вторгся в частные владения отставного судьи и, увидев его дочь,был настолько заворожен ее чарами, что решил упорно трудиться и попытаться получить ее в жены. В этом он преуспел и поднялся до высокого чина. Здесь бабочка - это знак супружеского счастья, можно сказать, китайский Купидон.
* У японцев бабочка символизирует молодую женщину, а порхающие одна вокруг другой бабочки означают семейное счастье.
* Белая бабочка - дух умершего.
* В Древней Мексике бабочка относилась к атрибутам бога растительности, весны и любви, "Принца цветов" Шочипильи. Кроме того, она была связана с Солнцем и являлась символом колышащегося огня. Обрубленная каменными ножами (итцли)бабочка - это богиня Ицпапалотль, "Обсидиановая бабочка", ночной дух пламенеющих звезд и вместе с тем - символ душ женщин, умерших при родах.
продолжение* Древние греки считали бабочку символом бессмертия души. Психея, имя которой значит "душа", представлялась в виде девушки с крыльями бабочки. Из погребального костра на греческой гемме вылетает бабочка. Это Психея, которой боги вернули жизнь за любовь к Амуру.
* В христианстве стадии развития бабочки олицетворяют жизнь, смерть и воскресение, поэтому бабочка иногда изображается
в руке младенца Христа, что символизирует возрождение и воскресение души. На картинах, изображающих жизнь в раю, крылья имеет душа, которую Творец помещает в тело Адама.
* В германо-скандинавской мифологии эльфы, духи воздуха,изображались в виде красивых маленьких человечков с крыльями бабочки.
* У славян с бабочкой связываются прежде всего представления о душе. В народе зачастую говорят о бабочке как о душе умершего
или предвестнице смерти, а иногда и образе смерти. Да и в русском "бабочка" -- от "человеческой" бабки. Тому подтверждением диалектное название бабочки -- "душичка". Те же представления и в Азии, Мексике, Заире, у народа маори, у немцев, у ацтеков, у японцев. Кельты не сомневались, что если на похоронную церемонию прилетала бабочка -- дух покойника решил посетить свою мертвую "куколку". Потому и на древних надгробьях можно увидеть рисунки бабочек, порхающих над черепами.
* Изображения этих крылатых созданий оставили на фресках египтяне еще 3.5 тысячи лет назад, соотнося их стадии жизни с жизнью человеческой – от зарождения сознания до просветления, воскрешения души.
* В Бирме полагали, что бабочки появляются, когда человек засыпает. Поэтому нельзя будить человека внезапно: бабочка не успеет вернуться в свое тело...
* Слетаются на огонек лампы и другие смыслы: преходящий характер земных радостей... ветреность и легкомыслие (в английском "баттерфляй" -- это и бабочка, и любитель неприлично развлечься, у нас "ночная бабочка" тоже понятно кто)... секретная мудрость с пыльцой знания на крылышках (у Кастанеды "Знание -- это моль")... сладострастие и чувственность -- оттого, что летят бабочки очертя голову на огонь.
* У тольтеков (или ольмеков, никто точно не знает) бабочки символизировали само пламя, и в их честь был построен целый дворец -- Теотихуакан. Кельты чувствовали в трепетании крыльев солнечный жар. А англичане, если их тошнит от волнения, "ощущают" трепет крыльев бабочки у себя в желудке -- у них есть слово "баттерфляйз" ("тошнит").
* В китайском языке "бабочка", "слива" и "70" -- омонимы. И потому "бабочками" называют бодрых старичков. А еще чешуекрылые символизируют в Китае влюбленного мужчину, пьющего "других девчонок сок". В Японии, наоборот, бабочка -- это символ молодой женщины или гейши. Две танцующие бабочки -- образ японского семейного счастья.
* А в Мексике бабочками женщин не называют. Потому что "марипоза" ("бабочка" по-испански) там -- слово для геев.
* Если первая бабочка, которую вы увидите весной, белая, год будет счастливым, желтая -- будет солнечно. Если темная -- будет буря. Если пестрая -- свадьба. Красная в Шотландии -- ведьма.
* Увидеть три бабочки вместе -- к счастью.
* Если ночная бабочка села на мать новорожденного, ребенок умрет.
* Увидеть во сне бабочку -- к рождению ребенка.
* Если по телу во всю его длину или ширину проползет гусеница -- к смерти.
* На Сицилии бабочка залетела в дом -- к счастью. Ее стараются не выпускать как можно дольше.
* Если над шотландским умирающим летает золотая бабочка, после смерти быть ему в раю.
* Древние римляне считали, что бабочки – это цветы, которые сорвал ветер
* В Японии считают, что увидеть бабочку у себя в доме – к счастью: они символизируют все лучшее в жизни человека. Поэтому ритуальный «танец бабочек», выражающий радость жизни, традиционно открывает здесь торжественные шествия и праздники. Именно в древнеяпонской классике впервые описан обычай выпускать на свадьбе пару живых бабочек. В Китае до сих пор жених перед свадьбой дарит невесте живую или нефритовую бабочку – символ неизменной любви.
* Славяне также верили: чистые души ангелов прилетают к нам дневными бабочками, чтобы передать наши желания на небеса.
* С глубочайшим почтением относятся к бабочкам буддисты: ведь к бабочке обратился Будда со своей проповедью.Пишет
Астери Нариэ:
Снова о бабочках
На этот раз речь пойдёт о бабочках и их значении в культуре Японии. Как и многие культурные веяния, эстетическое понимание предмета, вернее всего, пришло из Китая - и большая часть литературы о бабочках, скорее всего, как и многие легенды, китайского происхождения. Этим можно объяснить происхождение происхождение таких профессиональных (артистических) псевдонимов (гэимё) художников и поэтов, как, например, "Сон бабочки" (Тому), и ныне нередко используемые танцовщицами "Бабочка-цветок" (Тохана), "Бабочка-удача" (Токити), а также личные женские имена, означающие то же "Бабочка" - Кото или То. Литература в Японию пришла из Китая, и множество легенд прижились на благодатной почве - это обсуждалось не раз и очень многими, поэтому я об этом говорить не буду. Зато коснусь некоторых наиболее интересных верований, связанных с бабочками.
Наиболее интересная легенда гласит, что в виде бабочки может блуждать душа живого человека. Эта легенда, в свою очередь, породила определённые... пожалуй, лучше будет сказать - приметы. Если бабочка влетает в комнату для гостей и садится на бамбуковую ширму, это означает, что повидать вас придёт человек, которого вы любите. То, что бабочка может оказаться чьей-то душой, вовсе не повод для опасений. Однако появление бабочек в больших количествах вполне может быть дурным предзнаменованием. В истории Японии упоминаются подобные случаи - к примеру, в период Хэйан, когда самурайское восстание против центрального правительства под предводительством Тайры-но Масакадо, названное Смутой Дзёхэй и Тэнгё (936 — 941, названа по девизам Императорского правления), лишь тайно готовилось, в Киото появился огромный рой бабочек, напугав людей, которые сочли это предзнаменованием большой беды. Возможно, эти бабочки были душами людей, которым только предстояло погибнуть в грядущих сражениях, ощущающих смутную тоску, предчувствуя смерть. В отличие от большинства легенд народов мира, у японцев бабочка может быть как душой мёртвого человека, так и душой живого. О да, здесь мне вспомнилось пресловутое ОД. Кем или чем на самом деле являются адские бабочки? Могут ли это быть души, скажем, грешников, провинившихся недостаточно для того, чтобы их отправили в ад, и отрабатывающих своё наказание таким образом? Или это души, сил которых не хватило на воплощение в человеческом облике? Вполне возможно, что их модифицируют в лабораториях Куротсучи-тайчо... впрочем, я отвлеклась.
Душа умершего человека принимает вид бабочки, чтобы показать, что окончательно покидает своё тело. Именно по этой причине с бабочкой, залетевшей в дом, нужно обращаться осторожно и доброжелательно, не следует обижать её. Аллюзии на это верование встречаются в литературе и театре.
Существует, к примеру, очень известная пьеса, называющаяся "Летающая шпилька Кото", где рассказывается о прекрасной женщине по имени Кото (Бабочка), которая убивает себя, подвергнувшись жестокому обращению и несправедливым обвинениям. Тот, кто решился отомстить за неё, долго и безуспешно ищет виновника... пока, наконец, шпилька Кото не превращается в бабочку и не указывает мстителю путь к месту, где скрывается виновник.
Японцы во многом эстеты, и ценят прекрасное (ужасное, впрочем, тоже, но об этом не здесь), и их интерес к бабочкам можно проиллюстрировать множеством сложенных хокку:
Нэру-ути мо Асобу-юмэ во я - Куса но то!
Даже когда она спит, ей снится игра - ах, эта травяная бабочка!
Каго но тори То во ураяму Мэцуки кана!
Какое грустное выражение в глазах этой посаженной в клетку птицы! - Завидует бабочке!
Ракква эда ни Каэру то мирэба - Кото кана!
Я видел, что упавший цветок вернулся на ветку - но это просто была бабочка!
То тобу я - Коно ё но урами Наки ё ни!
Как веселится бабочка - будто нет никакой вражды в этом мире!
(перевод Владимира Соловьёва)
Существует прекрасная история, где также упоминается бабочка - и вот она-то, вполне возможно, уже японского происхождения.
История эта о некоем старике по имени Такахима, что жил уединённо за кладбищем храма Содзандзи (мне так и не удалось выяснить, что же это был за храм, пусть прямого отношения к истории это и не имеет). Соседи считали его странным - ибо он всю жизнь жил одиноко и не думал жениться, не будучи при этом монахом и обетов Будде не давая. Более пятидесяти лет прожил он один, а почувствовав приближение смерти, послал за единственными родственниками - вдовой своего брата и его сыном, дабы они облегчили последние часы умирающего.
В комнату, когда там, у постели больного, находились вдова с сыном, влетела большая белая бабочка, опустившаяся на подушку. Когда её отгоняли, она отлетала немного, затем вновь возвращалась и садилась на подушку, не желая улетать. Тогда племянник умирающего выгнал веером её в сад и погнал дальше. Бабочка же повела себя странно - она нисколько не боялась, порхая совсем рядом, и, в конце концов, когда её загнали через открытые ворота на кладбище, бабочка подлетела к некоей могиле и исчезла бесследно - будто и не было её.
На памятнике написано было женское имя, а сама могила, несмотря на то, что явно была старой, выглядела ухоженной, рядом же в сосуде стояли свежие цветы.
Вернувшись в дом, молодой человек узнал, что его дядя умер. А имя женщины на могиле, оказывается, принадлежало девушке, с которой некогда был обручён Такахима, умершей незадолго до свадьбы от туберкулёза. После смерти невесты Такахима поклялся больше не жениться и поселился в небольшом доме возле кладбища - чтобы всегда быть рядом с её могилой и ухаживать за ней. В конце концов, возлюбленная пришла за ним - белая бабочка была её душой...
Из сборника японских квайданов.
P.S. В квайдане приводится пример с городом Киото, однако Киото - это современное название, в указанное время он назывался Хэйан(кё). Город, сейчас называемый Киото, был столицей Японии с 794 по 1868. О славном городе, который для многих моих знакомых-по-сети стал городом Шинсенгуми, я расскажу в другой раз. Либо это ляп переводчика, либо переводчик попросту решил не морочить голову читателям.
В Бирме полагали, что бабочки появляются, когда человек засыпает. Поэтому нельзя будить человека внезапно: бабочка не успеет вернуться в свое тело...
Отличный обоснуй!
Огромное спасибо!