La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Перов Василий Григорьевич (1833/34-1882), российский живописец.
Ранние произведения Перова проникнуты анекдотически «обличительным» настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе на духовенство («Сельский крестный ход на Пасхе», «Проповедь в селе», оба 1861; «Чаепитие в Мытищах», 1862); мастер тщательно выписывает характеры и обстановку, стремясь к нравоучительному эффекту. Любовь к анекдоту сохраняется у него и позже («Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866).
Сатирическое настроение, однако же, с годами ослабевает, сменяясь драматической экспрессией либо добродушным юмором.
В поздний период мастер стремится к созданию грандиозных, обобщающих образов национальной истории. Однако законченные исторические картины Перова («Суд Пугачева», 1875, «Спор о вере», 1880-81) не принадлежат к числу его шедевров, поскольку как раз должной степени монументального обобщения в них и не удается достичь.
Художник скончался от чахотки в маленькой подмосковной больнице на территории усадьбы Кузьминки (ныне это территория г. Москвы). Похоронен был на монастырском кладбище в Даниловом монастыре. Прах его перезахоронен на монастырском кладбище в Донском монастыре. Точная дата перезахоронения не установлена. На новой могиле художника установлен надгробный памятник работы скульптора Алексея Евгеньевича Елецкого.


Дети-сироты, 1864
Старики-родители на могиле сына, 1874
Сцена на могиле, 1859
Проводы покойника, 1865
Утопленница, 1867


- Анна Простакова: «Смерть в искусстве: В.Перов «Утопленница»"
Критический реализм – то направление в живописи, которое более всего прославило русского художника Василия Григорьевича Перова. Из-под его пера вышло немало полотен социально-критического толка. Одна из таких работ – «Утопленница». Любопытную предысторию этой картины В.Г. Перов поведал в рассказе «На натуре. Фанни №30». Необходимо кратко ее осветить.
Чтобы написать эту картину художнику понадобилось мертвое тело молодой девушки. Для этого он обратился в полицию, где получил разрешение на посещение полицейской больницы и покойницкой. Нужной «натурщицы» сразу не нашлось. Но через несколько дней к Перову явился человек и объявил, что «мертвых женщин довольно». Художник собрал все необходимые для эскиза предметы и пришел туда, где находился холодильник для хранения трупов. Сколько поистине страшных вещей увидел здесь художник! В соседних комнатах жили люди, дети (!!!) преспокойно играли, ели – жили обычной жизнью, как будто в соседней комнате не лежит дюжина трупов. Бесцеремонное, наглое обращение полицейского с телами мертвых… Все, все – каждый из этих моментов, примеров равнодушия, отразится потом на картине в образе жандарма…
Покойница, которую выбрал для натуры Перов, оказалась его знакомой. Несколько лет назад его учителю Е.Я. Васильеву также была нужна натурщица для создания образа Богородицы. Девушку они нашли в публичном доме. Но когда она узнала, кого с нее пишут, устроила грандиозную сцену: «Как же можно с меня, — рыдала Фанни, — изображать лик Пречистой Девы Марии!». Больше Фанни не приходила…
Когда Перов делал первые эскизы для своей картины, он признавался, что сердце его ныло, что ему было холодно и жутко. Эти ощущения усугубляли рои мух, которые перелетали с тела покойницы на лицо художника.
Загубленная жизнь молодой девушки, безусловно, вызывает сочувствие. Ее мокрые темные волосы рассыпались на песке. Заостренные черты лица и руки лишены жизненных красок. На ногах, руках и в волосах остатки водорослей, а мокрая одежда плотно прилипла к телу…
Жандарм – воплощение всего равнодушия, встреченного Перовым при подготовке к написанию картины. Сидя на краю лодки, куря трубку, он смотрит как бы сквозь утопленницу – неизвестно о чем он думает. Как к обыденному, он относится к происходящему. Возможно, ему и жаль девушку, но смерть стала для него настолько частым событием, что удивляться и печалиться сейчас незачем – завтра будет то же самое.
Третий персонаж картины – город, погубивший эту молодую жизнь и теперь спрятавшийся за туманом.
Атмосфера картины настойчиво создает ощущение мертвой тишины: ровная гладь воды, мирно стоящие на ней суда, и лишь изредка эту тишину нарушает крик птиц.
Несмотря на то, что замысел картины «Утопленница» появился у Перова до обращения в полицейскую больницу и последующих событий, теперь трудно воспринимать картину и рассказ отдельно друг от друга и строить предположения «Кто была эта девушка?», «Почему она сделала это?» «Какие обстоятельства предшествовали ее смерти?» (хотя истинной причиной смерти Фанни было и не утопление) – выводы рождаются сами.
Безусловно, сквозной темой картины «Утопленница» является суровость происходящей реальности, но в этот раз художник решил осветить ее через призму смерти.

- В 1859 году Перов написал картину "Сцена на могиле" на сюжет русской песни: "Мать плачет, как река льется, сестра плачет, как ручей течет, жена плачет, как роса падет. Взойдет солнышко - росу высушит". Эта картина привлекает верностью передачи эмоционального состояния персонажей: безысходного горя матери, припавшей к могильному холму у подножия креста-голубца, сдержанной печали сестры и легкой, как облачко, грусти юной вдовы, смотрящей вслед идущему мимо солдату. Перов открыл для себя еще один источник вдохновения - русский фольклор, постоянный интерес к которому сохранил затем на долгие годы.

- -Проводы покойника-

@темы: Изобразительное искусство