понедельник, 30 сентября 2013
В 2011 году мы начали рассказывать о мировых оссуариях. Главным источником материала был
сайт известного специалиста (историка и искусствоведа) по древним захоронениям, “охотника” за сокровищами прошлого
Пола Кудунариса, по кличке Индиана Боунз (bones – кости). В том же году увидела свет его книга, имевшая одно название с сайтом -
"The Empire of Death". Но только в этом году книга пополнила мою коллекцию тематической литературы.
Что сказать вам о ней? Это единственное в мире издание, в котором вы найдете все-все оссуарии (костницы) мира. Шикарное оформление и еще куча приятностей в том же духе. К сожалению, из-за кризиса цены взлетела в два раза, и уже не осмелюсь агитировать за ее приобретение.
Книга не состоит полностью из больших фотографий костниц. В достаточно текста, который рассказывает о первых оссуариях, о том, как подобные сооружения распространялись по свету. Есть снимки, которые не выкладывались на сайте.
В этом году у Пола выходит новая книга про скелеты в церквях (см. пост ниже на странице):
“Я работал над очередной книгой, обследуя различные склепы, когда наткнулся на факт существования этих скелетов.
Чем больше я узнавал о них, тем настойчивее становилось мое желание поведать эту захватывающую историю широкой публике. После того, как они были найдены в римских катакомбах, власти Ватикана подписали сертификаты, объявляющие их мучениками. Потом кости были сложены в ящики и отправлены куда-то на север, где скелеты были облачены в одежды и украшены драгоценными камнями, золотом и серебром. Занимались этим, в основном, монахини.
К ним могли быть допущены только те, кто принимал священную церковную клятву: поскольку их сочли мучениками, с ними не могли иметь дело простые миряне. Эти скелеты стали символами всепобеждающей веры и были объявлены святыми в муниципалитетах.
Важность их для церкви определялась не духовными заслугами, которые были довольно сомнительны, но социальной значимостью. Они считались чудотворными и укрепляли связь людей с их городом. Это также укрепляло городской престиж
Проходя по всем этим местам, фактически, совершая паломничество во все эти соборы на мощах, я постоянно испытывал одно чувство – чувство абсолютного безвременья. Безвременья и единства. Вот я стою и смотрю на прошлое – и в то же время я заглядываю в своё будущее. Всё, что было, и всё, что ещё впереди, – всё это соединено в каком-то неразрывном цикле”.Представляем вашему вниманию интервью Пола Кудунариса.
-Веселая жизнь мумий (+18)-- Как я понимаю, ваш прадед был грабителем гробниц?
- Моя семья греческого происхождения, и они жили в Александрии много веков назад, когда это был еще греческий город. В тот период процветала торговля прахом мумий, который назывался мумие, считалось, что оно излечивало ото всех болезней. Даже Людовик XIV носил мумие с собой в сумке и нюхал маленькие кусочки как табак. Проблема была в том, что к концу 19 века все старые мумии были выкопаны. Вместо них, люди воровали тела казненных преступников и отвозили их в центр Сахары, где покрывали их смолой. Потом возвращались через год, выкапывали и продавали аптекарям. Это была очень активная торговля.
- Это все как-то передалось вам по крови?
- Еще в аспирантуре я был известен как Фокс Малдер отдела истории искусств. Пока все работали с Рембрандтом, я смотрел на гравюры ведьм.
- Как вы пришли к тому, чтобы стать экспертом по оссуариям?
- После того, как я закончил свою докторскую, я отправился в путешествие по Восточной Европе. Дорога привела меня в маленький городок в Чешской Республике. Я зашел в старую церковь, спустился по лестнице и очутился в комнате полностью заполненной костями. После этого я стал спрашивать об этом людей в городе. Под ногами была инкрустированная костями церковь, а никто даже не знал об этом! Это вызвало мое любопытство. Ну и в итоге я написал книгу о подобных местах, объездив их все по всему миру. (Пол говорит об оссуарии Мельника)
- Вы когда-нибудь видели привидение?
- Все спрашивают меня об этом. Один инцидент, который не поддается никакому объяснению, произошел в Боливии. В Ла-Пасе есть одна женщина - Дона Ана, у которой есть 12 чудотворных черепов, молиться к которым приходят люди со всех уголков Боливии. Я пошел взять у нее интервью и спросил, могу ли я сфотографировать черепа. Она разрешила, и я сделал снимки (на обычную 35мм пленку и на среднеформатную). Среднеформатную пленку проявил сразу же в Боливии. По дороге я держал негативы на коленях: они были для меня сокровищем. Когда я вернулся домой, то положил их в своей гостиной и лег спать. Я услышал странный голос в моем ухе: "Где Ана?" Подумал, что у меня слуховая галлюцинация. На следующее утро негативов не было.
Но у меня был еще один рулон непроявленной 35мм пленки, который я отнес в лабораторию в Лос-Анджелесе. Я попросил сотрудников проявить его немедленно. Парень перезванивает мне через два часа и говорит, что есть небольшая проблема: негативы внезапно самовозгорелись! Придя домой я долго искал пропавшую коробку, но она исчезла без следа. И в тот вече прямо посреди гостиной раздался громкий удар. Это происходило каждую ночь в 2 часа ночи около месяца.
- Как так получилось, что мумии в катакомбах Палермо в таких хороших нарядах?
- На протяжении веков люди платили, чтобы их родственников мумифицировали и выставляли на всеобщее обозрение. И каждый год 2 ноября вы бы одевали своих мумий в новый набор одежды. Это была просто традиционная обязанность семьи. А потом это все закончилось. Эти катакомбы лучшие в мире музеи истории моды: то, что они все носят сейчас, - все то, что носили их родственники, когда перестали облачать мертвых в новую одежду.
Потом наступила эпоха Просвещения. Пришло время трансформации концепции человеческой борьбы со смертью. Если поразмышлять о Psycho («Психо» роман Роберта Блоха): что делает Нормана Бейтса безумным и изгоем в обществе - то, что у него есть мумифицированная мать, которую он наряжает в новые платья. А вот в Сицилии в 1700 году его бы считали образцом любящего сына. В тот период у смерти не было границ - это был просто переход, и мертвые продолжали играть роль в жизни живых после смерти
- Объясните, пожалуйста, разницу между суккубом/инкубом (злыми духами, которые занимаются сексом с людьми во время сна) и секс-призраком? (ужасный термин, хотя не могу придумать ничего хорошего. Может сексуально озабоченные привидения?)) Это одно и то же?
- Ах, это отличный вопрос. Лично я думаю, что есть вид континуума между суккубами и секс призраками. Это мой термин. Кстати, на Сицилии жизнь тесно связана и с сексом и со смертью, поэтому они считаются просто призраками. Они думают, что призраки, конечно, тоже развлекаются и занимаются сексом. Сицилия - это место, где монахини изобрели сладости под названием "Сиськи Богородицы". Вот такая вот там странная сексуальная среда. Таких рассказов достаточно на протяжении всей истории.
- Как вы узнаете, что у вас был секс с призраком? Это мог быть просто сон?
- Некоторые из этих историй нечто большее, чем просто галлюцинация. Например, один призрак приревновал парня к его подруге и напал на нее. Она оказалась в больнице.
- Это звучит страшно.
- Но есть и другие. Один из более диковинных рассказов о парне, которого прозвали "Пене Гранде", что означает "Большой член." Его мумия была знаменита размерами гениталий. Люди спускались в катакомбы Палермо, и обращались к нему как к покровителю больших пенисов. Однажды одна новобрачная женщина пришла к нему, потому что она вышла замуж за парня, который не мог похвастаться мужским достоинством. Она взяла тряпку и потерла ею член мумии, а затем протерла ею гениталии мужа. В следующий раз, у нее был секс с мужем, его пенис оказался больше и полнее. И, когда перед получением наивысшего наслаждения, она решила посмотреть на мужа, то увидела перед собой призрака. Все подумали, что она сумасшедшая, но это повторилось и в следующий раз. Тогда было принято решение провести обряд экзорцизма.
- Как же можно изгнать призрак пениса?
- У них был кузнец, который выковал облегающую оболочку (типа ножны) из металла. Как только у мужчины наступила эрекция, призрак вышел и попал в этот гульфик, который окропили святой водой.
- А что потом?
- Призрак был изгнан из тела парня. Он остался со своим миниатюрным достоинством, но был освобожден от подселенца, а вот призрак приобрел много последователей среди пожилых дам. В конце концов, посетителей у мумии стало так много, что пришлось убрать ее в заднюю комнату, где она по сей день обитает.
- Ничего себе. Получается, что привидения были почти рок-звездами своего времени.
- В Палермо был колодец, куда бросали головы казненных преступников. И у этих голов были свои поклонницы - женщины, которые приходили поговорить с духами преступников и попросить у них помощи. Это продолжалось до конца XX века. Это прекратилось только потому, что власти города поставили решетку.
- Неужели преступники реально могут помочь людям?
- Они думали, что духи были замечательными защитниками. Существует столько историй о том, как женщины были спасены духами от ограбления.
- Но некоторые призраки Палермо делают более типичные для призраков пугающие вещи?
- Существует старая и очень странная история о призраке парня, который жил в монастыре. И как говорится, бес его попутал: он начал мастурбировать и у него случился сердечный приступ в момент эякуляции. Потому, говорят, такое выражение застыло на лице мумии. И люди стали говорить, что его призрак теперь будет посещать мальчиков, предающихся этому пороку, и пугать их, заставляя прекратить это дело. Одному мальчику не посчастливилось встретиться с этим фантомом лицом к лицу: призрак схватил несчастного за гениталии и так сильно сжал, что мальчик потерял сознание. И хотя он не был кастрирован, но после этого он стал бесплодным на всю жизнь.
- Неужели вы думаете, что это произошло на самом деле?
- Очень просто в это не верить. Тем более я обычно имею дело с устным фольклором. Но у меня на самом деле есть подруга из Сицилии, и один из секс-призраков оказался её дядей. Это был призрак, которого обвиняли в краже женских трусов. Так что это вполне реально. По крайней мере, человек вполне реален, вне зависимости от того, таскал ли он вправду женское белье.
- Подождите. Он крал трусы?
- Люди долгое время находили женские трусики за одной конкретной мумией. Они будто бы были спрятаны там как трофеи. Однажды, одна девушка позвонила в полицию и сказала, что видела, как призрак входит в ее дом. Он сделал ей предложение, а когда она ему отказала, то он украл ее трусики. Монастырь обвинил девушку в том, то она сама подложила туда трусы, но потом устроили специальный эксперимент, и трусики все равно появились за мумией.
Потом один человек подошел к мумии и пригрозил ему, что если он не прекратит воровать трусы, его захоронят в земле. И после этого ни у кого белье больше не пропадало.
©
Перевод и работа над текстом: THV и Innes "Меня всегда интересовала культура смерти, даже в детстве: я сидел и рисовал могильные камни, что, конечно, очень беспокоило мою мать. Особый стимул, который привёл меня к работе над фотографиями и книгой, пришёл несколько лет назад в Чехии. В Седлеце есть очень известная церковь, разукрашенная костями, - Кутна Гора. Но особенно меня вдохновила открывшаяся возможность посетить другую, столь же фантастическую, но менее известную комнату из костей. О ней мало знали даже люди из городка, где она располагалась. И я заинтересовался, как много других памятников человеческой смертности, украшенных останками людей, есть в мире. Они забыты или заброшены просто потому, что мы в современном мире слишком беспокоимся о необходимости иметь дело с мёртвыми, чтобы замечать жизненную силу и духовную значимость, которые скрыты в них. Я провёл небольшое предварительное исследование и понял, что таких мест намного больше, чем я мог бы предположить. Быть мёртвым - это уникальное состояние. То, что человек "мёртв", означает, что все жизненные функции его тела остановились. И хотя могут быть детали того, как именно вы умрёте, всё равно - от сердечного приступа или от нарушения работы мозга, в Нью-Йорке, Лондоне или Каире, вы всё равно умираете. Но "смерть" для меня - не более чем граница между двумя группами людей. Группой живых и группой мёртвых. Эта граница варьируется от культуры к культуре. Граница может быть мягкой и подвижной, и через неё может быть всё ещё возможен диалог - при этом мёртвым отводится определённая роль в мире живых. Но она может быть и жёсткой, и тогда пересечение её табуировано.
Современная западная культура относится ко второму варианту; в течение уже почти целого века мы находимся на "жёсткой" стороне. Но моя работа показывает и "мягкие" границы.
В кросскультурном и историческом контексте мы видим, что "мягкие" границы между жизнью и смертью всегда были более приняты, чем "жёсткие".
Да, это мы странные, а не они. Но это не значит, что все другие культуры фетишизируют смерть так, как это показано у меня - совсем нет, и необязательно фетишизировать останки, чтобы можно было вести речь о "мягких" границах".
Наше нынешнее отношение к мёртвым и то, как мы стараемся отгородиться от них, необычно с культурной и исторической точек зрения.
Моё отношение к смерти (или моё понимание смерти) радикально изменилось в процессе моей работы, потому что понимание логики установления этих границ пришло ко мне за это время. Мне нравятся мумии, сохранившиеся в церквях в Южной Италии и Сицилии - не только из-за того, как они представлены, но и из уважения к тем, кем они были, и к тому, как люди обходились с их телами.
Самое важное для меня - то, что с мёртвыми обращаются в соответствии с культурными и духовными ценностями общества. Поэтому есть много правильных путей. Я бы никогда не сказал, что одна культура обходится со смертью "правильно", другая - "неправильно". Я очень быстро понял, работая над этим материалом, что мне нужно перестать проецировать свои представления о правильном и неправильном на увиденное. Есть более и менее подходящие с психологической точки зрения способы воспринимать смерть. Психологи говорят, что в культурах, которые постоянно сталкиваются с напоминаниями о смерти, люди живут более счастливо и лучше приспосабливаются к возрастным изменениям, потому что меньше беспокоятся о смерти. То, как мы на Западе воспринимаем смерть, хуже для душевного здоровья, чем во многих иных культурах и в другие исторические периоды" - Пол Кудунарис (пер.fishki.net)
@темы:
обряды и традиции,
загадки и мистика некрополей,
Из дневников сержанта Бертрана,
Оссуарии, кости, черепа, скелеты,
Haunted,
мумии
Если бы не сообщество, эта информация прошла бы мимо меня. Постараюсь раздобыть книгу, очень люблю подобные издания.
русский сайт, который доставляет книгу в РФ: www.logobook.ru/
Тоже, наверное, закажу)