Наш город славится своими мифами и легендами. Однако мало кто знает, что у Санкт-Петербурга в покровителях не только святые Петр и Павел, но и древние американские божества. Идолы индейских богов уже почти век стоят в тихом дворике Кунсткамеры, который за это время стал своеобразным местом паломничества. Об идолах ходят мистические слухи - говорят, что божества ацтеков творят настоящие чудеса. Корреспонденты «Смены» решили разобраться, так ли это на самом деле.
Рядом с божеством врать нельзя!Путь к богам открыт каждому горожанину. Но при этом разыскать их не так-то просто. Индейские боги прячутся во дворике, за зданием Музея антропологии и этнографии Петра Великого, или, как говорят в народе, Кунсткамеры. Чтобы попасть в этот дворик, надо пройти по узкому проходу со стороны Менделеевской линии. Тем, кто добрался до богов, открывается необычное зрелище: в центре двора по кругу выстроились каменные идолы, один другого страшнее. Они покрыты мхом и пылью, зимой их засыпает снегом, летом поливает дождем. Считается, что лицезреть богов могут только посвященные.
- Среди молодежи распространена легенда, - рассказывает один из таких «посвященных» Игорь, - мол, рядом с богами нельзя говорить неправду - иначе последует незамедлительная кара. Поэтому во дворик Кунсткамеры принято приходить парочками - чтобы выяснять отношения «по-честному». Кстати, дворик удобен еще и тем, что там всегда пустынно и откровенный разговор никто не услышит.
Согласно другой легенде статуи богов привезла одна из экспедиций по Центральной Америке в конце XIX века. Во время шторма по дороге обратно экспедиция растеряла почти все американские трофеи, но вот божков стихии удалось сохранить. Их с почестями привезли в Петербург, но академики из Кунсткамеры отказались размещать каменные фигуры в музее и выделили им место во дворе.
Шипе-Тотек излечит от рака?Там они стоят и по сей день. Согласно еще одной легенде, когда однажды статуи попытались перенести в другое место, все деревья во дворике моментально засохли. Поэтому богов тут же вернули на прежнее место и решили больше не гневить.
- Существует такая легенда: у одного из сотрудников Кунсткамеры (якобы специалиста из отдела Америки) сын умирал от рака, - рассказывают почитатели каменных божеств. - Так его отец, отчаявшись, пришел во двор, разрезал себе палец и окропил кровью лик одного из божеств. Буквально через несколько дней его сын выздоровел...
Почитатели даже пытаются давать безымянным богам имена. Например, они убеждены, что одна из скульптур в руках держит два веретена - а значит, это «соляная женщина», богиня соли Уиштосиуатль, жена бога смерти Миктлантекутли и старшая сестра бога дождя Тлалоки. Неподалеку от нее стоит бог созидания по имени Тлоке-Науаке («тот, кто содержит все в себе»), его изображение нельзя видеть простым смертным. Рядом с ним бог сева и весеннего цветения Шипе-Тотек. В жертву ему ацтеки приносили свежеободранную человеческую кожу.
Ацтеки здесь ни при чемНекоторые из легенд показались «Смене» настолько фантастическими, что мы решили узнать про каменных богов поподробнее. И оказалось, что древние ацтекские божества были изготовлены... в начале XX века в Германии! Идолы, стоящие во дворике Кунсткамеры, - всего лишь копии настоящих каменных истуканов, которые до сих пор стоят в долине Сан-Августин в Южной Колумбии.
- Эти статуи привезли в Петербург в 1913 году, - говорит заведующий отделом Америки Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого доктор исторических наук Юрий Березкин, - фигуры были изготовлены в Гейдельберге под личным наблюдением путешественника Степпеля. Именно он во время своего путешествия по Южной Америке снял гипсовые слепки с оригиналов в долине Сан-Августин. Вот те скульптуры действительно древние - их создание датируется первым тысячелетием нашей эры. Правда, более точную дату назвать сложно. Ведь к приходу туда европейцев от тех индейцев, которые создали эти скульптуры, от их культуры и языка не осталось следов. К богам ацтеков эти божества не имеют никакого отношения. Статуи разбросаны по всей долине, некоторые из них достигают пяти метров в высоту! Такого количества каменных сооружений (всего их несколько сотен) нет больше нигде в мире. Единственное, что про них известно: они охраняли входы к гробницам вождей - саркофагам, находящимся под землей в огромных залах.
Всю блокаду пролежали в сарае- Я могу понять, почему у петербуржцев родилось столько легенд об этих идолах, - вы только посмотрите на их лица! Вполне возможно, что в этом племени индейцев считалось, что чем страшнее божество, тем оно лучше будет защищать. Демонические, карающие существа могли нагнать ужас на любого хулигана.
В Кунсткамере развеяли еще один миф. Многие считают, что эти боги пережили все революции и блокаду Ленинграда именно из-за своего мистического всемогущества. Но на самом деле во время всех потрясений XX века они мирно пролежали в сарае!
- Поскольку эти бетонные произведения всего лишь копии, - рассказал Юрий Березкин, - то их положили в сарай на хранение и только в середине шестидесятых годов выставили во двор на всеобщее обозрение. Тут они пока и будут стоять - искать этим тяжелейшим конструкциям новое пристанище никто не собирается.
Как заметили корреспонденты «Смены», копии американских богов оказались не бесполезны - видимо, страшась свирепого вида идолов, посетители дворика предпочитают там не мусорить, да и вандалы обходят его стороной. Кто их знает, этих индейских идолов, а вдруг они и в самом деле обладают божественной силой?!
1. Шипе-Тотек, "наш вождь ободранный". Бог сева и весеннего цветения. В жертву ему приносили свежеободранную человеческую кожу.
2. Уицилопочтли, "колибри левой стороны". Бог солнца, войны и охоты. Один из демиургов, создавших людей.
3. Уиштосиуатль, "соляная женщина", жена бога смерти Миктлантекутли и старшая сестра бога дождя Тлалоки. Богиня соли и солёных вод, изображена с двумя веретенами.
4. Тлоке-Науаке, "тот, кто содержит все в себе". Бог созидания, чьего изображения нельзя видеть смертным.
5. Тлалока, "заставляющий расти", бог дождя, грома и съедобных растений.
6. Тескатлипока, "курящееся зеркало". Бог ночи, холода и колдовства, покровитель жестоких зрелищ и увеселений. Недоброе существо, из-за которого славный Кецалькоатль был вынужден уйти в бега.
7. Миктлантекутли, "владыка страны мёртвых Миктлан". Бог смерти и загробного мира. Изображался всегда с черепом вместо головы или характерным взглядом.
8. Мишкоатль, "белая облачная змея". Отец Уицилопочтли и Кецалькоатля, бог звёзд и чисел.
***
-Загадочная Долина Cтатуй в Колумбии-Немногие знают, что Колумбия является родиной высокоразвитых индейских цивилизаций. Так сложилось, что культура индейцев, некогда проживавших на территории Колумбии, изучена гораздо хуже, чем мексиканские или перуанские древности. Когда испанские завоеватели в 1499-ом году ступили на землю Колумбии, они назвали её «Страной сказочных богатств». К сожалению, к тому моменту, когда Колумбия обрела свою независимость, от её богатств уже мало что осталось, а древние индейские цивилизации и вовсе были уничтожены. Конкистадоры вывезли в Европу несколько тысяч тонн золота, драгоценных металлов и камней. Что касается некогда могущественных городов андийских цивилизаций, то они и вовсе исчезли в карты Земли. Единственным напоминанием о древнем народе, который когда-то населял эти места, являются древние статуи и захоронения.
Так, следы одной из древнейших цивилизаций были как-то найдены в Северных Андах, неподалеку от города Сан-Агустин (San Agustín). Итак, у истоков реки Магдалена, в Долине статуй на высоте тысячу восемьсот метров, были найдены остатки доколумбовой культуры Чибча (Chibcha). Они представляли собой каменные фигуры, немного напоминающие статуи эпохи империи ацтеков. Всего были найдены более пяти сотен гигантских фигур богов, людей и животных. Эти фигуры были разбросаны в более чем двадцати разных местах лесистой долины. Все они вытесаны из камня и выполнены в различных стилях, высота некоторых фигур достигает шести метров. В Археологическом парке (Раrque Arquelogico), который расположен в двух с половиной километрах от Сан-Августина, стоит большая половина статуй. Именно в этом парке фигуры и были обнаружены. Многие из них до сих пор остаются на тех самых местах.
Еще тридцать пять древних фигур расставлены в Лесу Статуй (Bosque de las Estatuas), между этими фигурами проложена пешеходная тропа. Главным ритуальным местом Археологического парка является Источник омовения ног (Fuente de Lavapatas). В скальной породе выровнен участок площадью около трехсот квадратных метров. На этом участке располагается довольно сложная сеть каналов, которые имеют разную ширину. Маленькие и более крупные бассейны круглой и квадратной формы соединены между собой узкими канавками и ложбинками. Более тридцати ручейков протекает между четырьмя главными бассейнами. Каналы являют собой сложный лабиринт. Здесь повсюду стоят каменные статуи – изображения ящериц, змей и людей.
В Археологическом парке существует музей, в котором хранятся найденные в этих местах керамические изделия и другие археологические находки. Ученые делают предположения, что у родника ранее происходили торжественные церемонии в честь богини Воды, а также ритуальные омовения. Также существуют версии, будто священный Источник омовения ног на самом деле представлял собой жертвенник, по каналам которого кровь стекала в крупные бассейны. Еще одна догадка ученых по поводу этих хаотично расположенных на разной высоте ручейков звучит так: Источник омовения ног являл собой сооружение для очистки металлов. Предполагается, что расплавленная масса перетекала из одного бассейна в другой, а на дне этих бассейнов и каналов оставались осаждавшиеся шлаки и тяжелые инородные частицы. Интересно – была ли хоть одна версия ученых близка к реальности?
Недалеко от Археологического парка, в десяти километрах от города Сан-Августин расположен Холм идолов (El Alto de los ldolos). Здесь находятся каменные «стражи», которые охраняют захоронения. Некоторые из этих захоронений вскрыты. Под мраморными плитами были найдены каменные саркофаги, на которых были высечены изображения погребенных в них людей. В некрополе Альто де Лавапатас также имеются саркофаги с разноцветными росписями – черными, красными и желтыми.
В этом же некрополе можно увидеть знаменитую статую – «Двойное Я» (El Doble Yo). Это каменная скульптура двух фигур, которые будто срослись друг с другом. Одна из фигур сидит верхом на другой. У основной статуи скрещены руки на груди, а четыре оскаленных клыка зловеще выглядывают из под широкого носа. Стоит отметить, что оскаленные клыки можно заметить также и на многих других фигурах. Что касается второй фигуры, которая находится сверху, то археологами были выдвинуты предположения, что это фигура ягуара.
Расписанные каменные статуи можно увидеть в селении Ла Пелота, а в Ла Какире в отвесной скале вырублены статуи божеств. Однако наиболее удивительными памятниками Сан-Августина являются скульптуры людей в масках совы, ягуара, обезьян, орла и сверхъестественных существ. До наших дней сохранились приблизительно четыре сотни антропоморфных фигур из камня, высота которых составляет до четырех метров. Это фигуры людей с клыкастой пастью ягуара, в правой руке которых находится жезл, а в левой – сферический предмет, напоминающий мяч. У многих статуй на спине или над головой высечен образ чудовища. Встречаются также двуглавые статуи, одна из голов обязательно принадлежит какому-нибудь животному. Эти головы могут находиться одна над другой или рядом. Встречаются также статуи с детьми на руках. У всех каменных фигур пропорции тела нарушены, у них большие головы и иногда горбатые спины. Удивительно то, что фигуры животных были изображены древними мастерами с предельной точностью.
Впервые колумбийские каменные статуи были обнаружены в 1794-ом году испанским монахом по имени Фрай Хуан де Сайта Гертрудис. С этого момента археологи и историки с разных уголков мира пытаются разгадать возраст этих фигур и их происхождение. Одни ученые выдвигают версию, что каменные статуи были созданы в шестом веке до нашей эры, другие же считают, что эти исполины создали гораздо позже, относя их к культуре, которая была уничтожена инками накануне испанского завоевания. В пользу последней версии можно представить тот аргумент, что фигуры из Долины статуй схожи с каменными статуями с острова Пасхи. Хотя, даже невооруженным глазом видно, что колумбийские статуи выполнены по другому принципу, у них иные пропорции тела и черты лица, да и что уже говорить о двух- и трехглавых фигурах. Видимо древние каменотесы не только в совершенстве владели своим мастерством, но и неплохо разбирались в изобразительном искусстве. У них была четкая грань между человекоподобными существами, которые имеют клыки Дракулы, и людьми.
В середине девятнадцатого века эскизы с нескольких колумбийских статуй решил сделать итальянский генерал Годацци, он забрался в дикий лес, который находился в окрестностях города Сан-Агустин и зарисовал некоторые каменные фигуры. В начале двадцатого столетия в Долину статуй приехал Карл Штёпель, профессор Гейдельбергского университета имени Рупрехта и Карла (Ruprecht-Karls-Universität Heidelberg), одного из престижнейших университетов Германии. Профессор изготовил гипсовые слепки этих каменных фигур для проведения исследований, помимо этого, во время его пребывания в Археологическом парке Карлом Штёпелем были обнаружены подземные ходы, которые связывали древние храмы между собой. В 1912-ом году исследованиями статуй занялся этнолог Теодор К. Пройс. В процессе проведения исследований ученый обнаружил несколько гробниц. Самым поразительным оказалось то, что в этих гробницах этнолог не нашел ни одного следа от скелетов. Теодор К. Пройс пришел к выводу, что кости древних людей полностью распались и превратились в пыль.
Ученые, которые занимались исследованиями колумбийских каменных фигур, так объясняли образы людей и животных, которые изобразили древние каменотесы. Они посчитали, что статуя человека-ягуара являет собой шамана, который при помощи галлюциногенного напитка яхе и листьев коки во время религиозного культа «превращался» в ягуара. Наибольшей загадкой статуй города Сан-Августин является присутствие образов ягуара. Дело в том, что это животное в Андах никогда не обитало. Однако, судя по дошедшим до наших дней различным исполинам, это животное занимало, чуть ли не главное место в религии не только жителей города Сан-Агустин, но и центральноандинской цивилизации Чавин (Chavín), которая являлась их ближайшими соседями. Чавин так и переводится, как «Сыновья ягуара с копьями».
Также очевидной является и связь с мезоамериканской ольмекской культурой. Ольмеков (olmeca) очень часто называют «ягуарьими индейцами». Для ольмеков ягуар был тотемным животным. Сущетвует легенда, согласно которой ольмекам подарили жизнь божественный ягуар и смертная женщина. Не исключено, что сан-агустинцы придерживались той же версии относительно своего происхождения. Стоит отметить, что у правителей индейцев майя, которые были родственниками и ровесниками ольмеков, атрибутами власти являлись когти, клыки и шкура ягуара. А у каменного колумбийского шамана во рту изображены именно клыки хищника. Маски ягуара сан-агустинских статуй очень похожи на шлемообразный головной убор правителей майя, который выполнен в виде головы ягуара с раскрытой пастью.
Некоторые сан-агустинские статуи являют собой изображения животных, явно имевших символический характер. Так, к примеру, лягушка являлась символом наказания, орел – символом силы, а обезьяна являлась божеством плодородия. Другие каменные фигуры сделаны в виде полулюдей – полузверей. Если говорить о двухголовых статуях, в которых одна голова принадлежала человеку, а другая животному, здесь ученые считают, что такая скульптура передавала два понятия: нагуаль и тональ. Данные понятия снова связывают жителей Сан-Агустина с мезоамериканцами. Так, в мировоззрении майя и тольтеков, нагуаль - это шаман, колдун, который умеет перевоплощаться в животное, ну а тональ – это животное, в нем человек сохраняет половину своей души, с этим животным человек связан одной судьбой.
В Сан-Агустине можно также найти большое количество захоронений. Ученые предполагают, что место, где сегодня находятся каменные статуи, раньше было городом мертвых. По большому количеству могил можно судить о том, что ранее здесь происходили обряды загробного культа. Сан-Агустин является единственной южноамериканской доколумбовой культурой, после которой осталось настолько большое количество могильников. Ученые пришли к выводу, что в обществе сан-агустинцев культ мертвых играл особую роль. У них был свой специфический взгляд на мир живых и на мир мертвых. Они не противопоставляли земную жизнь загробной, просто умы индейцев были заняты вопросами о сущности и смысле ухода в загробный мир и о том, что именно происходит с человеком после его смерти. Подтверждением этому является популярность темы смерти в древней колумбийской мифологии. Археологами были выделены три типа погребений сан-агустинцев. Это были погребальные холмы, саркофаги из дерева и мегалитические подземные усыпальницы. Саркофаги из цельного камня помещали в гробницы из массивных каменных плит. Покой усопших оберегают каменные статуи, которые размещены у входа в гробницу. Сегодня камни этих гробниц слегка стесаны и покрывают их высокие курганы. Стены большинства склепов покрывает полихромный геометрический орнамент. Мифические сюжеты этих настенных росписей очень похожи на украшения храмовых построек культуры Мочика. ©