La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

— Зайдите погреться у огонька, бабушка, — сказал Саиг. — Вы совсем промокли. Не следовало бы вам бродить по дорогам в этот час. Может случиться недоброе: вдруг встретятся Ночные Прачки, которые заставят вас выкручивать вместе с ними простыни, а потом выкрутят ваши руки и раздробят вам кости.
— Я не боюсь Ночных Прачек, — ответила Кателль.

бретонская сказка «Грот корриганов»

"Знаки", предвещающие смерть и видения, несущие угрозу смерти в бретонском фольклоре. ©
В бретонской фольклорной традиции в ряду поверий, связанных с уходом человека в иной мир, важное место занимают так называемые "знаки" (брет. Sin). Эти "знаки" являются человеку незадолго до его смерти (за неделю, за несколько дней), или родственникам умершего (чаще всего в момент его смерти или непосредственно перед тем, как известие о смерти будет получено). Иногда человек, желающий узнать о собственной судьбе или судьбе своих близких, может видеть "знаки" с помощью гадания, но, как правило, они возникают неожиданно. Большое число подобных "знаков" приводит А. Ар Браз (La légende de la Mort), описания тех или иных "знаков" и примет содержатся в публикациях практически всех собирателей бретонского фольклора (напр. записи Микаэля Мадека). Большинство примет дожило до нашего времени и бытует в крестьянской среде, причем рассказы о явлении “знака” бытуют в форме быличек.
Несмотря на многообразие "знаков", можно условно поделить их на следующие группы:
Характерные звуки: крик птицы Анку, скрип телеги Анку, проезжающей в темноте, неизвестно откуда доносящийся колокольный звон и т. п. Слышащий их необязательно умрет, возможно, эти знаки предвещают смерть родственника или соседа. Смерть может наступить через несколько часов или по истечении нескольких недель, предотвратить ее невозможно.
Разнообразные видения, вещие сны и т. п. Эта категория "знаков" самая разнообразная, т. к. при желании любое из ряда вон выходящее событие, непонятное явление, неприятный сон, явление во сне и наяву умерших родственников можно расценить как дурное предзнаменование. Как предвестие смерти можно расценить разнообразные явления, например - появление птицы вблизи дома тяжело больного человека, горящий свет и шум в мастерской, где никто не должен в это время работать и так далее. Мотивы этих быличек универсальны и встречаются у многих народов (как, например такой мотив: человек слышит голос родственника, находящегося далеко; позже выясняется, что именно в это время этот родственник умер) Однако часто эти в общем-то банальные мотивы привязываются к местным поверьям, например, связываются с появлением Анку.
Явление потустороннего существа: Анку, олицетворяющего смерть и являющегося не только ее вестником, но и ее "исполнителем" (его роль - поражать живых и отправлять их души к Богу) а также непосредственно предупреждающего о дне предстоящей смерти, либо призрака, встреча с которым чревата смертельным исходом. Если в первом случае смерть неизбежна, т. к. встречу с Анку нельзя ни предугадать, ни отсрочить, ни отменить (мотив обманутой смерти встречается крайне редко), то во втором случае избежать встречи или контакта с призраком вполне возможно.
Так, например, встреча с призраком чаще всего происходит ночью. В самом названии многих призраков содержится элемент noz "ночь", прибавляемый к названию: spes noz, Boudig-noz, bugel-noz. Этот элемент является указанием на время явления его живым. Таким образом, встречи с этими существами легко избежать - достаточно не появляться ночью на дороге. Но даже в том случае, если встреча состоялась, у жертвы есть все шансы остаться в живых, как при встрече с "ночными прачками" (kannerezed noz), т. е. женщинами, стирающими белье по ночам в пруду. Как сообщает Ар Браз, эти прачки стирают саван того, кому предстоит умереть. Иногда видящий их может узнать о близкой смерти другого человека, а иногда умирает сам. Того, кто проходит мимо ночные прачки просят помочь выжать им белье, и когда человек помогает им, его убивают. Однако путник может и не помогать им. В этом случае прачки не являются вестницами смерти, а представляют собой существа встреча с которыми потенциально опасна, причем, выбирая определенную тактику поведения, смерти можно избежать. Схожая ситуация наблюдается в случае встречи человека с корриганами. Корриганы, в зависимости от поведения человека могут оказывать ему помощь (одаривать, исполнять желания) или вредить, нанося увечья или убивая человека. Собственно, корриганы, в отличие от ночных прачек никогда не являются вестниками смерти. Так же обстоит дело и с явлением живому человеку умершего родственника или соседа. Умерший далеко не всегда враждебен живущему, более того, он иногда сам нуждается в помощи (La légende de la mort, сказки типа Un ene e poan Ф. Люзеля). Подобные видения обычно не относят к "знакам", так как они не возвещают о неизбежной смерти, а лишь создают смертельно опасную ситуацию.

О женщинах – богатых и нет, знатных и не очень – в Бретани до сих пор рассказывают невероятные истории. В старые времена, когда хозяйки еще не были избалованы стиральными машинами, в каждой деревне был водоем – пруд или ручей, – куда все женщины ходили стирать белье. И, случалось, целый день вокруг пруда слышно было, как отбивают белье деревянными колотушками, поют песни, смеются, сплетничают. А ночью, говорят, на то же место приходили совсем другие прачки. Тут уж было не смеха. Горе путнику, появившемуся неподалеку от них в темное время суток! Проходить мимо ночных прачек следует тихо и уж ни в коем случае нельзя здороваться и заводить с ними разговор. Иначе они попросят прохожего помочь им со стиркой, и будет очень трудно ответить отказом. А дальше начнется совсем страшное: ночная прачка возьмется за один конец простыни и протянет другой невольному помощнику, а потом начнет скручивать, выжимать воду. Так будет продолжаться до тех пор, пока вместе с бельем не выкрутит руки незадачливому прохожему. Иногда некоторых горе-помощников наутро находили задушенными неподалеку от воды. Рассказывают, в Средние века, когда в Бретани бушевали междоусобные войны, ночные прачки стирали окровавленные одежды воинов, павших на поле боя. ©
-
Ночные мойщики – также злые духи, появляющиеся по ночам на берегах рек. Они просят прохожих помочь им постирать саваны умерших. Если человек им отказывает, хватают его, затаскивают в воду и ломают ему руки. Эти существа, вероятно, похожи на Бенни, Белую Прачку, шотландских горцев, которую можно встретить в уединенных местах недалеко от пруда или реки и увидеть, как она стирает одежду тех, кто вскоре должен умереть. Жители острова Скай считают, будто она маленького роста. Если ее поймать, она расскажет обо всем, что ждет человека в потустороннем мире. В Пертшире о ней говорят как о «маленькой и полной, одетой в красивую зеленую одежду». "Легенды и Рыцарские Предания Бретани" Льюис Спенс
-
Во Франции было распространено поверье в "ночных прачек", которые до скончания века должны по ночам стирать белье. Это наказание они получили за детоубийство или за то, что недостойно похоронили своих родителей и работали по воскресеньям. Жан Делюмо "Ужасы на Западе"

-В других краях-
***

-Ив Пэнгийи. Ночная прачка. Бретонская сказка-


Les Vapeurs de la nuit / Les Lavandières de la nuit ~ Yan Dargent




@темы: поверья и приметы, Ваши пальцы пахнут ладаном (поэзия, отрывки из романов, рассказы), Прогулки с Бароном (Мифологические образы Смерти)