© smartnews.ru
Арский некрополь, который когда-то был вынесен за пределы города, сегодня находится в самом сердце Казани. Легендарное кладбище объединяет в себе несколько погостов, по которым можно изучать историю региона. Краеведы, заручившись поддержкой местных властей, хотят восстановить кладбище и превратить его в туристический объект. Один из инициаторов этого проекта краевед и историк Анатолий Елдашев провел корреспондента SmartNews по тропам старинного некрополя и поведал его историю.
Самое древнее захоронение кладбища, которое сохранилось до наших дней, — 1818 года. Это могила городского головы Петрова. Вообще же на территории Арского погоста находится около десяти кладбищ: русское, два еврейских, два старообрядческих, немецкое, польское, католическое, лютеранское и военное.
История Арского кладбища берет свое начало в XVIII веке. Создано оно было по указу Екатерины II. Дело в том, что в 1771 году в Москве разразилась чума, ее бациллы привезли русские воины из сражений с Турцией. Чума уносила тысячи москвичей, поднялся бунт, и Екатерина решила своим указом вынести все захоронения в империи за черту города. Прежде же захоронения производились либо в церквях, либо на городских церковных погостах. В конце XVIII века окраиной Казани была Варваринская церковь, за ней начинались глубокие овраги, Сибирский тракт, по которому гнали тысячи кандальных, и Арское поле. Поэтому именно Арское поле выбрали для захоронений. Первые, кого похоронили, — 300 человек, которые погибли, защищая Казань от бунтовщиков Пугачева. А за 240 лет там упокоилось не менее 250–300 тыс. человек — в три-пять слоев. Это целый город. Среди них знаковые исторические фигуры, в основном люди дореволюционной и частично советской эпохи: священники, иерархи, купцы-благотворители, военные, летчики-испытатели, профессура университетов.
**Впервые упоминается в 1766 г. Первые известные захоронения состоялись здесь 12 и 13 июля 1774 г., когда земле были преданы тела погибших при штурме Казанского посада и Кремля повстанцев армии Е.И. Пугачева, а также горожан, павших при столкновении с его войском. Территория кладбища постепенно росла, появились участки для представителей неправославных конфессий. Постепенно разрозненные участки соединились в единый некрополь.
Уже до революции Арское кладбище не являлось исключительно православным. На нем имелись католическая, лютеранская и еврейская часть. После революции подобная упорядоченность была нарушена. Между тем, даже после 80-ти лет постоянного и целенаправленного разрушения, православный некрополь Арского кладбища остается весьма представительным.**
читать дальшеНа Арском кладбище покоится прах ученых, художников, православных деятелей. Среди них — академики-химики Арбузовы, художник Николай Фешин, сын Сталина Василий Джугашвили (правда, в 2002 году его останки перевезли в Москву на Троекуровское кладбище), врач, ботаник, этнограф, историк Карл Фукс, с которым дружил Пушкин. Похоронен здесь внук поэта Евгения Абрамовича Боратынского — Александр Николаевич Боратынский. Он был предводителем казанского и царево-кокшайского дворянства. Его расстреляли в сентябре 1918 года во время Гражданской войны.
Многим известно, что на Арском кладбище находится могила Николая Ивановича Лобачевского — русского математика, создателя неевклидовой геометрии, 40 лет пребывавшего на посту ректора Казанского университета. Пребывание его праха там сослужило добрую службу всему погосту. Дело в том, что в 1979 году это кладбище закрыли, открыли Самосыровское. Думали, что лет через 25 все могилы на старинном Арском кладбище снесут и на его месте разобьют парк. Видимо, не хотелось советской власти иметь недалеко от центра города это напоминание о прошлой жизни, о купцах, ученых, интеллигенции, жившей до революции. Однако такие фигуры, как Лобачевский, не дали этого сделать. Но на этом не всё. В 2004 году Казанскому государственному университету (ныне — ПФУ) было 200 лет. Тогда реконструировали памятник Лобачевскому и допустили несуразность. Крест кавалера орденов Владимира, Анны и Станислава, которыми был награжден при жизни Лобачевский, должен находиться над могилой Лобачевского, а его поставили над могилой его жены. Перепутали.
Анатолий Елдашев, историк, краевед, председатель Клуба любителей казанской старины, лауреат Макариевской премии, автор известной монографии «Казанский некрополь»
![](http://static.diary.ru/userdir/6/5/8/8/658864/82898102.jpg)
Могила Николая Ивановича Лобачевского.
Многие захоронения на Арском кладбище повествуют о личных трагедиях. Вот, например, две могилы — отца и сына. Отец — Несмелов Виктор Иванович, русский ученый и богослов, работавший в Казанской духовной академии. Его труд «Наука о человеке» изучается до сих пор. Он не принял революцию, что привело к разрыву отношений со старшим сыном Валентином. Валентин стал чекистом и был убит толпой, когда пошел с группой товарищей «изымать ценности» из храмов Раифского Богородицкого мужского монастыря под Казанью. В честь него, погибшего за дело революции, назвали улицу в Казани. А отца его привлекли к ответственности по делу о «контрреволюционной церковно-монархической организации». Его обвинили в создании религиозной организации «Истинно православная церковь». Однако не отправили в ссылку в Казахстан, как планировалось, — благодаря сыну, который получил звание героя посмертно.
Похоронен здесь также Катанов Николай Федорович, профессор Казанского императорского университета и Казанской духовной академии. Человек, который знал 114 языков, в том числе 10 мертвых. Он переписывался с учеными мира на 50 языках. Когда пришла советская власть, он выживал с помощью огородика, а также запасал, колол и продавал дрова, но вскоре умер. В Казани в честь него назван переулок.
На Арском кладбище нашли покой многие казанские купцы-благотворители. Например, Смоленцев, которому принадлежало известное здание, ставшее сегодня отелем «Шаляпин». Или купец-старообрядец Шамов, который построил больницу для бедных, работающую до сих пор. Или Ложкин, которому принадлежала самая большая городская богадельня.
Есть тут и могила Ласточкиных — дедушки и внучки. Елизавета Гурьевна Ласточкина — заслуженная учительница РСФСР, известный русский сурдопедагог. Из своих 98 лет 76 Елизавета Гурьевна отдала созданной ею в Казани школе глухих, которую ласково нарекли «ласточкиным гнездом». Ласточкина удержала училище на плаву в годы революции, двух мировых войн. Школа существует и сегодня. А скончалась она в полном безденежье в Москве на руках своего племянника. В 1967 году урна с ее прахом была погребена в могиле деда, протоиерея Ласточкина, память которого она свято чтила.
Посещение кладбища рождает мысли о бренности существования, о скоротечности жизни. Что надо не для себя жить, что надо творить добрые дела, потому что сегодня ты есть, а завтра тебя нет. И какая память о тебе останется?
Анатолий Елдашев
Наиболее почитаемое кладбище — около действующей и поныне церкви Ярославских Чудотворцев. Храм с колокольней был построен еще в 1796 году. Значение церкви Ярославских Чудотворцев (мало чем прославившейся в прежние годы) в истории Казанской епархии XX века чрезвычайно велико. Она единственная не была закрыта в годы советской власти и служила пристанищем для всех православных верующих Казани. Все святыни из разных храмов переносили в этот кладбищенский храм. Здесь хранились чудотворные иконы: Смоленская Седмиозерная икона Божией Матери (из Седмиозерной пустыни), Раифская икона Божией Матери (из Раифской пустыни), икона Преподобного Сергия Радонежского (из Свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря), икона Великомученицы Варвары (из Варваринской церкви Казани), Тихвинская икона Божией Матери (из Тихвинской церкви Казани) и др. В сознании верующих это одно из самых намоленных мест древнего города. Сегодня в церкви находятся мощи святителя Гурия и чудотворный список Казанской иконы Божией Матери.
![](http://static.diary.ru/userdir/6/5/8/8/658864/82898097.jpg)
А вот это балдахин над могилой химика Зайцева, лучшего ученика Бутлерова. Он умер в 1910 году. На его памятнике написано: «Любите другъ друга».
Также на Арском кладбище стоит небольшая красивая часовня, построенная на средства старообрядцев в 1909 году в старорусском стиле.
![](http://static.diary.ru/userdir/6/5/8/8/658864/82898099.jpg)
Мы коренные казанцы, третье поколение. Это очень доброе, теплое кладбище. Очень грустно видеть, что здесь травой всё зарастает. Должны выделяться средства, чтобы ухаживать за могилами тех граждан, которые внесли лепту в историю этого города. Профессора, которые с нами работали, которых мы знали, здесь похоронены. Не надо быть Иванами, родства не помнящими. Сысоева — участница войны, муж ее, Фан Юнг, — военный корреспондент. Целая история. Мы ходим и вспоминаем.
Лидия, жительница Казани
У нас здесь похоронены родные, близкие. Мы помним то время, когда на этом кладбище жили служители, там, где контора. И мы приходили в гости в эту семью, там было очень уютно, они были служителями этого кладбища с дореволюционной поры из поколения в поколение. Вечером кладбище закрывалось и мы, дети, играли здесь в прятки. А у нашей родственницы, которая жила здесь, на кладбище, было написано на фотографии в детском саду: девочка такая-то, адрес — Арское кладбище. Такая курьезная история. Мы идем к своему близкому человеку, папе. На этом кладбище он студентом у родственника — сторожа этого кладбища, инвалида войны — снимал квартиру. Жил здесь. Прошли годы, а теперь он здесь совсем упокоился. Круг жизни.
Ольга, родом из Казани, живет в Москве.
Советуем обратить внимание при посещении Арского кладбища на красивую скульптуру, которая стоит на могиле рядом с храмом Ярославских Чудотворцев. Она изображает ангела и выполнена из неглазурированного фарфора, очень редкого материала. Работа явно дореволюционная, однако установлена она сегодня на могиле 1941 года.
На Казанке напротив Кремля в XIX веке долгое время работала мельница, принадлежавшая известному купцу и почетному гражданину Казани Ивану Николаевичу Журавлеву. У него была дочь, Аделаида. Когда она умерла, отец поставил на ее могилу очень красивый и дорогой памятник — из редкого мрамора. Ценность его велика еще и потому, что в Казани не было своей каменотесной мастерской. Камни везли из Москвы, Ярославля, Рыбинска на баржах, а обратно взамен везли хлеб. Сегодня сохранилась только часть этого памятника. На нем прежде стояла искусно выполненная фигурка скорбящей женщины. В 90-х годах прошлого века, когда в стране царил беспорядок, одна сотрудница казанского Музея изо увидела на улице, как два пьяницы тащат эту метровую фигурку. Недолго думая она выкупила ее у них за бутылку водки и поставила для сохранности в саду у музея.
Анатолий Елдашев
А в католической части немецкого кладбища стоит вот такой памятник в виде дерева с усеченными ветками и стволом. По воспоминаниям, такой же стоял и на могиле Карла Фукса, а по словам историков, подобные формы свойственны немецким захоронениям. По одной версии, это символизирует угасание рода (например, человек имел много дочерей и ни одного сына), по другой — земную жизнь, стремление души вверх, которое прервалось со смертью.
На Арском кладбище существует множество переделок: в советское время старые дореволюционные памятники переделывали, зашлифовывали прежние надписи, наносили новые и ставили памятники на свежие могилы. И зачастую рядом с именами советских служащих оставались эпитафии с дореволюционным ятем. Например, на территории старообрядческого кладбища есть памятник Назарову Ивану Ивановичу, который умер в 1952 году. На вершине памятника высечен герб СССР, а внизу, у подножия, сохранилась надпись: «Скорбящая жена шлетъ тебе земной поклонъ и вечная память». Вот такая политическая эклектика.
Есть на кладбище место, которое носит название Верочкин бугор, или Верочка на бугре. Сохранились разные варианты легенды о похороненной там девушке, но все они повествуют о чистой любви девушки по имени Вера, которая жила с надеждой на светлое будущее. Жила с чистыми и светлыми помыслами, но суровая действительность перечеркнула все девичьи ожидания. По рассказам, Верочку хотели насильно отдать за сына купца, чему она сильно противилась, потому что сама была из разночинной семьи. И повесилась прямо в день свадьбы. Было это в 1885 году. После этого случая в Казани прошли демонстрации против притеснения женщин. А в 1920-е годы казанский художник Константин Чеботарев даже отразил на холсте Верочкин бугор.
Интересна история одного общего захоронения — братской могилы. Вид ее сегодня не самый приглядный. Поэтому мало кто знает, что похоронены там рабочие, которые были расстреляны в октябре 1905 года, когда восстания прокатились по всей империи. Расстреляли их на улице Кремлевской (тогда ее называли Воскресенской). Поставили памятник в 1920 году как дань памяти рабочим.
Анатолий Елдашев
Раньше в День Победы на могилу Василия Сталина приходили грузины, приносили с собой бочонок вина и всем наливали, кто мимо проходил.
Андрей, житель Казани[/i
Сегодня казанские краеведы хотят, чтобы кладбище стало мемориальным, наподобие Ваганьковского в Москве и Смоленского в Санкт-Петербурге. Чтобы его включали в туристические маршруты, потому что, говорят краеведы, мораль и нравственность общества определяется отношением к детям, старикам и некрополям. Их инициативу поддержал мэр Казани Ильсур Метшин. Недавно чиновники из мэрии посетили кладбище, и краеведы поведали им его историю.
[i]Вот мы часто апеллируем к западному опыту, а ведь кладбища на Западе играют большую роль — Пер-Лашез в Париже, Кокад и Шато в Ницце… А у нас общественный контроль до кладбищ вообще не доходит. Местные гробовщики Арского кладбища сегодня сами определяют необходимость сохранения могил, за деньги хоронят в 3–4 слоя. Это бизнес. Но ведь таким образом утрачиваются памятники… Там было похоронено огромное количество купеческих династий, там были семейные склепы, скульптуры. Причем иногда эти старинные скульптуры даже перевозятся в Москву — по заказу. Фактически распоряжаются кладбищем как антикварной лавочкой, которая бесплатно им подарена. На старообрядческом кладбище утрачено 90% могил. Если говорить в целом о кладбище, то, может быть, сохранилось только 30% могил. А там ведь кого только нет! Например, недавно я узнал, что там похоронены Римские-Корсаковы — семья известного российского композитора. Это целый погост. И многое нам еще неизвестно, ведь кладбищу почти 250 лет. Я считаю, тут сказывается наш послереволюционный полукрестьянский менталитет. Но если мы будем так относиться к старине, то наши дети и внуки поведут себя точно так же в отношении нас. Мы продолжаем составлять перепись могил на Арском кладбище, создаем сайт. Надеемся, что и власти поймут важность этого вопроса и начнут прислушиваться к профессионалам и не доверять вершить судьбы старины всякому начальнику.
Леонид Абрамов, краевед, экскурсовод, автор многочисленных книг о Казани и Татарстане.---
Можно себе только представить, сколько судеб переплелось под ветвями кладбищенских деревьев за прошедшие со дня его основания два с половиной века! Разумеется, не обошлось и без аномальных явлений.
Одно из них – привидение ребенка лет 7, которое показывается казанцам довольно часто и до сих пор. История его смерти настолько давняя, что даже пол призрака упоминается разный: по одним из свидетельств это мальчик, по другим – девочка… Как бы там ни было, городская легенда гласит: примерно 200 лет назад на Арском кладбище появилась детская могилка с камнем белого мрамора. Отец ребенка скончался еще в день его появления на свет. Когда дитя умерло примерно в 7-летнем возрасте, у его матери денег хватило только на могильный камень, а вот оплатить высечение на нем имени она уже не смогла. Несчастная мать скончалось от горя и голода прямо на могиле своего ребенка. Говорят, что и сегодня белоснежный камень без единой надписи можно увидеть в старинной части некрополя. А неприкаянная детская душа бродит по кладбищу и просит, чтобы на камне обозначили, как его зовут! Но увы… Сейчас уже невозможно установить имя… Легенды Казани+Галерея+ ПаучишкоВообще, ощущения неоднозначные. С одной стороны - старейший некрополь, и 250 лет истории как бы предполагали к обнаружению достаточно интересного места. Ан нет. Заросшие сорняками надгробия 70-х, редко-редко перемежающиеся более старинными и интересными композициями. Причем захоронения конца 19-го - начала 20-го века настолько точечно вкраплены в это буйство зелени и совка, что однозначно предполагалось единственное - все старинные надгробия, за исключением некоторых, давно и благополучно изничтожены. Обидно.
Из забавного - постоянно встречались могилы в больших железных клетках. Чтобы кто-то не залез? Или не вылез?)) Как бы надгробия не блистали особой ценностью в таких вот "оградках"... В процессе рассуждения по данному вопросу обнаружили одно из таких захоронений с выломанной деревянной дверцей, ведущей куда-то в фундамент. Ночью я бы туда не пошла, факт.
Тем не менее, поход случился не зря.
Я прямо влюбилась в это чудесное строение:
+ 3 кадра с некрополя![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6/155442675.7/0_6ac1d_7945b164_L)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/52/155442675.6/0_6ac0b_104f42b2_L)
31 кадр в альбоме на ЯФ