© smartnews.ru
Арский некрополь, который когда-то был вынесен за пределы города, сегодня находится в самом сердце Казани. Легендарное кладбище объединяет в себе несколько погостов, по которым можно изучать историю региона. Краеведы, заручившись поддержкой местных властей, хотят восстановить кладбище и превратить его в туристический объект. Один из инициаторов этого проекта краевед и историк Анатолий Елдашев провел корреспондента SmartNews по тропам старинного некрополя и поведал его историю.
Самое древнее захоронение кладбища, которое сохранилось до наших дней, — 1818 года. Это могила городского головы Петрова. Вообще же на территории Арского погоста находится около десяти кладбищ: русское, два еврейских, два старообрядческих, немецкое, польское, католическое, лютеранское и военное.
История Арского кладбища берет свое начало в XVIII веке. Создано оно было по указу Екатерины II. Дело в том, что в 1771 году в Москве разразилась чума, ее бациллы привезли русские воины из сражений с Турцией. Чума уносила тысячи москвичей, поднялся бунт, и Екатерина решила своим указом вынести все захоронения в империи за черту города. Прежде же захоронения производились либо в церквях, либо на городских церковных погостах. В конце XVIII века окраиной Казани была Варваринская церковь, за ней начинались глубокие овраги, Сибирский тракт, по которому гнали тысячи кандальных, и Арское поле. Поэтому именно Арское поле выбрали для захоронений. Первые, кого похоронили, — 300 человек, которые погибли, защищая Казань от бунтовщиков Пугачева. А за 240 лет там упокоилось не менее 250–300 тыс. человек — в три-пять слоев. Это целый город. Среди них знаковые исторические фигуры, в основном люди дореволюционной и частично советской эпохи: священники, иерархи, купцы-благотворители, военные, летчики-испытатели, профессура университетов.
**Впервые упоминается в 1766 г. Первые известные захоронения состоялись здесь 12 и 13 июля 1774 г., когда земле были преданы тела погибших при штурме Казанского посада и Кремля повстанцев армии Е.И. Пугачева, а также горожан, павших при столкновении с его войском. Территория кладбища постепенно росла, появились участки для представителей неправославных конфессий. Постепенно разрозненные участки соединились в единый некрополь.
Уже до революции Арское кладбище не являлось исключительно православным. На нем имелись католическая, лютеранская и еврейская часть. После революции подобная упорядоченность была нарушена. Между тем, даже после 80-ти лет постоянного и целенаправленного разрушения, православный некрополь Арского кладбища остается весьма представительным.**
читать дальшеНа Арском кладбище покоится прах ученых, художников, православных деятелей. Среди них — академики-химики Арбузовы, художник Николай Фешин, сын Сталина Василий Джугашвили (правда, в 2002 году его останки перевезли в Москву на Троекуровское кладбище), врач, ботаник, этнограф, историк Карл Фукс, с которым дружил Пушкин. Похоронен здесь внук поэта Евгения Абрамовича Боратынского — Александр Николаевич Боратынский. Он был предводителем казанского и царево-кокшайского дворянства. Его расстреляли в сентябре 1918 года во время Гражданской войны.
Многим известно, что на Арском кладбище находится могила Николая Ивановича Лобачевского — русского математика, создателя неевклидовой геометрии, 40 лет пребывавшего на посту ректора Казанского университета. Пребывание его праха там сослужило добрую службу всему погосту. Дело в том, что в 1979 году это кладбище закрыли, открыли Самосыровское. Думали, что лет через 25 все могилы на старинном Арском кладбище снесут и на его месте разобьют парк. Видимо, не хотелось советской власти иметь недалеко от центра города это напоминание о прошлой жизни, о купцах, ученых, интеллигенции, жившей до революции. Однако такие фигуры, как Лобачевский, не дали этого сделать. Но на этом не всё. В 2004 году Казанскому государственному университету (ныне — ПФУ) было 200 лет. Тогда реконструировали памятник Лобачевскому и допустили несуразность. Крест кавалера орденов Владимира, Анны и Станислава, которыми был награжден при жизни Лобачевский, должен находиться над могилой Лобачевского, а его поставили над могилой его жены. Перепутали.
Анатолий Елдашев, историк, краевед, председатель Клуба любителей казанской старины, лауреат Макариевской премии, автор известной монографии «Казанский некрополь»
Могила Николая Ивановича Лобачевского.
Многие захоронения на Арском кладбище повествуют о личных трагедиях. Вот, например, две могилы — отца и сына. Отец — Несмелов Виктор Иванович, русский ученый и богослов, работавший в Казанской духовной академии. Его труд «Наука о человеке» изучается до сих пор. Он не принял революцию, что привело к разрыву отношений со старшим сыном Валентином. Валентин стал чекистом и был убит толпой, когда пошел с группой товарищей «изымать ценности» из храмов Раифского Богородицкого мужского монастыря под Казанью. В честь него, погибшего за дело революции, назвали улицу в Казани. А отца его привлекли к ответственности по делу о «контрреволюционной церковно-монархической организации». Его обвинили в создании религиозной организации «Истинно православная церковь». Однако не отправили в ссылку в Казахстан, как планировалось, — благодаря сыну, который получил звание героя посмертно.
Похоронен здесь также Катанов Николай Федорович, профессор Казанского императорского университета и Казанской духовной академии. Человек, который знал 114 языков, в том числе 10 мертвых. Он переписывался с учеными мира на 50 языках. Когда пришла советская власть, он выживал с помощью огородика, а также запасал, колол и продавал дрова, но вскоре умер. В Казани в честь него назван переулок.
На Арском кладбище нашли покой многие казанские купцы-благотворители. Например, Смоленцев, которому принадлежало известное здание, ставшее сегодня отелем «Шаляпин». Или купец-старообрядец Шамов, который построил больницу для бедных, работающую до сих пор. Или Ложкин, которому принадлежала самая большая городская богадельня.
Есть тут и могила Ласточкиных — дедушки и внучки. Елизавета Гурьевна Ласточкина — заслуженная учительница РСФСР, известный русский сурдопедагог. Из своих 98 лет 76 Елизавета Гурьевна отдала созданной ею в Казани школе глухих, которую ласково нарекли «ласточкиным гнездом». Ласточкина удержала училище на плаву в годы революции, двух мировых войн. Школа существует и сегодня. А скончалась она в полном безденежье в Москве на руках своего племянника. В 1967 году урна с ее прахом была погребена в могиле деда, протоиерея Ласточкина, память которого она свято чтила.
Посещение кладбища рождает мысли о бренности существования, о скоротечности жизни. Что надо не для себя жить, что надо творить добрые дела, потому что сегодня ты есть, а завтра тебя нет. И какая память о тебе останется?
Анатолий Елдашев
Наиболее почитаемое кладбище — около действующей и поныне церкви Ярославских Чудотворцев. Храм с колокольней был построен еще в 1796 году. Значение церкви Ярославских Чудотворцев (мало чем прославившейся в прежние годы) в истории Казанской епархии XX века чрезвычайно велико. Она единственная не была закрыта в годы советской власти и служила пристанищем для всех православных верующих Казани. Все святыни из разных храмов переносили в этот кладбищенский храм. Здесь хранились чудотворные иконы: Смоленская Седмиозерная икона Божией Матери (из Седмиозерной пустыни), Раифская икона Божией Матери (из Раифской пустыни), икона Преподобного Сергия Радонежского (из Свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря), икона Великомученицы Варвары (из Варваринской церкви Казани), Тихвинская икона Божией Матери (из Тихвинской церкви Казани) и др. В сознании верующих это одно из самых намоленных мест древнего города. Сегодня в церкви находятся мощи святителя Гурия и чудотворный список Казанской иконы Божией Матери.
А вот это балдахин над могилой химика Зайцева, лучшего ученика Бутлерова. Он умер в 1910 году. На его памятнике написано: «Любите другъ друга».
Также на Арском кладбище стоит небольшая красивая часовня, построенная на средства старообрядцев в 1909 году в старорусском стиле.
Мы коренные казанцы, третье поколение. Это очень доброе, теплое кладбище. Очень грустно видеть, что здесь травой всё зарастает. Должны выделяться средства, чтобы ухаживать за могилами тех граждан, которые внесли лепту в историю этого города. Профессора, которые с нами работали, которых мы знали, здесь похоронены. Не надо быть Иванами, родства не помнящими. Сысоева — участница войны, муж ее, Фан Юнг, — военный корреспондент. Целая история. Мы ходим и вспоминаем.
Лидия, жительница Казани
У нас здесь похоронены родные, близкие. Мы помним то время, когда на этом кладбище жили служители, там, где контора. И мы приходили в гости в эту семью, там было очень уютно, они были служителями этого кладбища с дореволюционной поры из поколения в поколение. Вечером кладбище закрывалось и мы, дети, играли здесь в прятки. А у нашей родственницы, которая жила здесь, на кладбище, было написано на фотографии в детском саду: девочка такая-то, адрес — Арское кладбище. Такая курьезная история. Мы идем к своему близкому человеку, папе. На этом кладбище он студентом у родственника — сторожа этого кладбища, инвалида войны — снимал квартиру. Жил здесь. Прошли годы, а теперь он здесь совсем упокоился. Круг жизни.
Ольга, родом из Казани, живет в Москве.
Советуем обратить внимание при посещении Арского кладбища на красивую скульптуру, которая стоит на могиле рядом с храмом Ярославских Чудотворцев. Она изображает ангела и выполнена из неглазурированного фарфора, очень редкого материала. Работа явно дореволюционная, однако установлена она сегодня на могиле 1941 года.
На Казанке напротив Кремля в XIX веке долгое время работала мельница, принадлежавшая известному купцу и почетному гражданину Казани Ивану Николаевичу Журавлеву. У него была дочь, Аделаида. Когда она умерла, отец поставил на ее могилу очень красивый и дорогой памятник — из редкого мрамора. Ценность его велика еще и потому, что в Казани не было своей каменотесной мастерской. Камни везли из Москвы, Ярославля, Рыбинска на баржах, а обратно взамен везли хлеб. Сегодня сохранилась только часть этого памятника. На нем прежде стояла искусно выполненная фигурка скорбящей женщины. В 90-х годах прошлого века, когда в стране царил беспорядок, одна сотрудница казанского Музея изо увидела на улице, как два пьяницы тащат эту метровую фигурку. Недолго думая она выкупила ее у них за бутылку водки и поставила для сохранности в саду у музея.
Анатолий Елдашев
А в католической части немецкого кладбища стоит вот такой памятник в виде дерева с усеченными ветками и стволом. По воспоминаниям, такой же стоял и на могиле Карла Фукса, а по словам историков, подобные формы свойственны немецким захоронениям. По одной версии, это символизирует угасание рода (например, человек имел много дочерей и ни одного сына), по другой — земную жизнь, стремление души вверх, которое прервалось со смертью.
На Арском кладбище существует множество переделок: в советское время старые дореволюционные памятники переделывали, зашлифовывали прежние надписи, наносили новые и ставили памятники на свежие могилы. И зачастую рядом с именами советских служащих оставались эпитафии с дореволюционным ятем. Например, на территории старообрядческого кладбища есть памятник Назарову Ивану Ивановичу, который умер в 1952 году. На вершине памятника высечен герб СССР, а внизу, у подножия, сохранилась надпись: «Скорбящая жена шлетъ тебе земной поклонъ и вечная память». Вот такая политическая эклектика.
Есть на кладбище место, которое носит название Верочкин бугор, или Верочка на бугре. Сохранились разные варианты легенды о похороненной там девушке, но все они повествуют о чистой любви девушки по имени Вера, которая жила с надеждой на светлое будущее. Жила с чистыми и светлыми помыслами, но суровая действительность перечеркнула все девичьи ожидания. По рассказам, Верочку хотели насильно отдать за сына купца, чему она сильно противилась, потому что сама была из разночинной семьи. И повесилась прямо в день свадьбы. Было это в 1885 году. После этого случая в Казани прошли демонстрации против притеснения женщин. А в 1920-е годы казанский художник Константин Чеботарев даже отразил на холсте Верочкин бугор.
Интересна история одного общего захоронения — братской могилы. Вид ее сегодня не самый приглядный. Поэтому мало кто знает, что похоронены там рабочие, которые были расстреляны в октябре 1905 года, когда восстания прокатились по всей империи. Расстреляли их на улице Кремлевской (тогда ее называли Воскресенской). Поставили памятник в 1920 году как дань памяти рабочим.
Анатолий Елдашев
Раньше в День Победы на могилу Василия Сталина приходили грузины, приносили с собой бочонок вина и всем наливали, кто мимо проходил.
Андрей, житель Казани[/i
Сегодня казанские краеведы хотят, чтобы кладбище стало мемориальным, наподобие Ваганьковского в Москве и Смоленского в Санкт-Петербурге. Чтобы его включали в туристические маршруты, потому что, говорят краеведы, мораль и нравственность общества определяется отношением к детям, старикам и некрополям. Их инициативу поддержал мэр Казани Ильсур Метшин. Недавно чиновники из мэрии посетили кладбище, и краеведы поведали им его историю.
[i]Вот мы часто апеллируем к западному опыту, а ведь кладбища на Западе играют большую роль — Пер-Лашез в Париже, Кокад и Шато в Ницце… А у нас общественный контроль до кладбищ вообще не доходит. Местные гробовщики Арского кладбища сегодня сами определяют необходимость сохранения могил, за деньги хоронят в 3–4 слоя. Это бизнес. Но ведь таким образом утрачиваются памятники… Там было похоронено огромное количество купеческих династий, там были семейные склепы, скульптуры. Причем иногда эти старинные скульптуры даже перевозятся в Москву — по заказу. Фактически распоряжаются кладбищем как антикварной лавочкой, которая бесплатно им подарена. На старообрядческом кладбище утрачено 90% могил. Если говорить в целом о кладбище, то, может быть, сохранилось только 30% могил. А там ведь кого только нет! Например, недавно я узнал, что там похоронены Римские-Корсаковы — семья известного российского композитора. Это целый погост. И многое нам еще неизвестно, ведь кладбищу почти 250 лет. Я считаю, тут сказывается наш послереволюционный полукрестьянский менталитет. Но если мы будем так относиться к старине, то наши дети и внуки поведут себя точно так же в отношении нас. Мы продолжаем составлять перепись могил на Арском кладбище, создаем сайт. Надеемся, что и власти поймут важность этого вопроса и начнут прислушиваться к профессионалам и не доверять вершить судьбы старины всякому начальнику.
Леонид Абрамов, краевед, экскурсовод, автор многочисленных книг о Казани и Татарстане.---
Можно себе только представить, сколько судеб переплелось под ветвями кладбищенских деревьев за прошедшие со дня его основания два с половиной века! Разумеется, не обошлось и без аномальных явлений.
Одно из них – привидение ребенка лет 7, которое показывается казанцам довольно часто и до сих пор. История его смерти настолько давняя, что даже пол призрака упоминается разный: по одним из свидетельств это мальчик, по другим – девочка… Как бы там ни было, городская легенда гласит: примерно 200 лет назад на Арском кладбище появилась детская могилка с камнем белого мрамора. Отец ребенка скончался еще в день его появления на свет. Когда дитя умерло примерно в 7-летнем возрасте, у его матери денег хватило только на могильный камень, а вот оплатить высечение на нем имени она уже не смогла. Несчастная мать скончалось от горя и голода прямо на могиле своего ребенка. Говорят, что и сегодня белоснежный камень без единой надписи можно увидеть в старинной части некрополя. А неприкаянная детская душа бродит по кладбищу и просит, чтобы на камне обозначили, как его зовут! Но увы… Сейчас уже невозможно установить имя… Легенды Казани+Галерея+ ПаучишкоВообще, ощущения неоднозначные. С одной стороны - старейший некрополь, и 250 лет истории как бы предполагали к обнаружению достаточно интересного места. Ан нет. Заросшие сорняками надгробия 70-х, редко-редко перемежающиеся более старинными и интересными композициями. Причем захоронения конца 19-го - начала 20-го века настолько точечно вкраплены в это буйство зелени и совка, что однозначно предполагалось единственное - все старинные надгробия, за исключением некоторых, давно и благополучно изничтожены. Обидно.
Из забавного - постоянно встречались могилы в больших железных клетках. Чтобы кто-то не залез? Или не вылез?)) Как бы надгробия не блистали особой ценностью в таких вот "оградках"... В процессе рассуждения по данному вопросу обнаружили одно из таких захоронений с выломанной деревянной дверцей, ведущей куда-то в фундамент. Ночью я бы туда не пошла, факт.
Тем не менее, поход случился не зря.
Я прямо влюбилась в это чудесное строение:
+ 3 кадра с некрополя
31 кадр в альбоме на ЯФ