La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Нэцкэ "Щенки и черепа" Япония, 19 век, Эрмитаж

Щенки на черепе - не только напоминание о беззаботности существования и брености мира, но и магический амулет для роженицы, потому что щенки - это символ богатого потомства.

Нэ́цкэ (яп. 根付 netsuke) — миниатюрная скульптура, произведение японского декоративно-прикладного искусства, представляющее собой небольшой резной брелок.
Нэцкэ использовалось в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде кимоно и косодэ (帯鉗;), которая была лишена карманов. Небольшие вещи вроде кисета или ключа клали в особые ёмкости (называемые сагэмоно 下げ物;). Ёмкости могли иметь форму кисетов или маленьких плетёных корзинок, но наиболее популярными были ящички (инро), которые закрывались с помощью бусины, скользившей по шнуру (одзимэ). Инро крепились к поясу кимоно (оби) с помощью шнура. Его связывали в кольцо, складывали пополам и пропускали через пояс. К одному из концов получившейся петли крепили нэцкэ. Узел шнура прятали в одном из двух химотоси (紐解;) — отверстий нэцкэ, соединённых сквозным клапаном. Таким образом, нэцкэ служило одновременно своеобразным противовесом и изящным украшением одежды.
Нэцкэ не следует путать с окимоно — миниатюрной японской скульптурой, похожей на нэцкэ и по оформлению, и по сюжетам, и нередко по размерам. В окимоно всегда отсутствует отверстие для шнура, то есть эти скульптуры лишены утилитарных функций. Слово окимоно (дословно — «поставленная вещь») является общим наименованием всей станковой скульптуры малых размеров, предназначенной только для оформления интерьера. Оно относится к статуэткам, выполненным из любого материала. В тех случаях, когда термин окимоно употребляется в связи с нэцкэ, имеются в виду скульптуры, выполненные из слоновой кости и — редко — из дерева. Такие окимоно возникли позже — не ранее XIX века и создавались они мастерами, основной специальностью которых была резьба нэцкэ.
wikipedia.org

Нэцке изначально изготавливали из очень большого количества материалов, которые, кстати, имели свою символику. Пожелание здоровья, например, могло сопровождаться подарком фигурки из слоновой кости, так как она в то время широко использовалась в китайской медицине, как лекарство практически от всех болезней. Прилегающую к одежде часть фигурки оставляли плоской, чтобы ее обладатель мог без ущерба для композиции соскоблить немного порошка. Кроме дерева и слоновой кости – традиционных для нэцке материалов - мастерами использовались также рога оленя, буйвола, нарвала, носорога, клыки животных (вепря и тигра), металлы, бамбук и фарфор, янтарь и кораллы, агат и нефрит, стекло, черепаховый панцирь.

Завзятые игроки в Японии носили на удачу черепа и змей.


Нэцкэ «Мыши с черепами»

Историческая справка:
В одной из китайских легенд рассказывается, что мышь сотворила мир. Когда Небо и Земля были перемешаны на повсюду царил хаос и мрак, мышь, пользуясь своим острым зрением и чутьем, пробралась к пределу мира и прогрызла в нем отверстие, через которое хлынул свет. Именно поэтому мышь, помимо тигра, удостоилась в Китае титула «лао» - «почтенный». В Китае и Японии мышь пользовалась большим почтением. Считалось, что иметь их в доме означало, что в него придет достаток и благополучие. Тихое шуршание и писк мыши по-китайски звучало как «сиси-сусу», и напоминало звук монет. С этим связана древняя китайская поговорка: «мыши деньги считают».
Символическое значение:
На Востоке мышь является доброжелательным символом и олицетворяет собой достаток, зажиточность и процветание. Этот запасливый и осторожный зверек был излюбленным героем в искусстве нэцкэ. Его часто изображали в соседстве с различными символами, усиливающими его собственное значение: мешочек с зерном, початок кукурузы, веер, монеты и др.
В нэцкэ «Мыши с черепами» рядом с мышами находится достаточно необычный для них предмет – череп. Это связано с восточными представлениями о жизни и смерти.
Для японских воинов череп являлся вместилищем человеческой души и символом жизненной силы, заключенной в голове. В данном случае нэцкэ «Мыши с черепами» можно воспринимать как аллегорию жизни в достатке до самой смерти.

Из коллекции Эрмитажа:





В ранних нэцкэ смерть изображалась попроще. Изображения бога смерти - Эмма-о:



Череп, змея, лягушка и отрубленные головы
Гёкудзан Асахи
Слоновая кость и рог;
10.3 х 7.0 > 4.0 см.
Начапо XIX в
Токио (Япония)


-Подробнее-


В этом виде искусства мы пока разбираемся плохо, поэтому можем путать нэцкэ с окимоно. Если среди наших читателей есть знатоки нэцке, то ждем поправок и дополнений.

@темы: поверья и приметы, история скульптуры

Комментарии
30.06.2014 в 18:18

оставлю глубокомысленный комментарий
^_^
01.07.2014 в 16:16

Пауки - это не только ценный мех, но и мощные хелицеры
В московском музее Искусства народов Востока, кстати, очень интересная коллекция нэцкэ. Есть и череп с лягушкой.
01.07.2014 в 18:37

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
да, попадалась фотография.
03.07.2014 в 03:08

Я Н(е/и)кто из Ниоткуда
В подписях к фото сомневаться не стану - все-таки, дырочка для шнурка иногда в неожиданных местах обнаруживалась, а вот насчет символики черепа - это вы зря. В Японии считалось, что душа находится в животе - хара.
В философии дзэн-буддизма центром жизнедеятельности человека и местоположением его души считалось не сердце или голова, а живот, занимающий как бы срединное положение по отношению ко всему телу и способствующий более уравновешенному и гармоничному развитию человека. В связи с этим возникла масса выражений, описывающих разные душевные состояния человека с использованием слова «живот», по-японски "хара"; например, харадацу — «ходить с поднявшимся животом» — «сердиться», хара китанай — «грязный живот» — «низкие стремления», хара-но курой хито — «человек с чёрным животом» — «человек с чёрной душой», хара-но най хито — «человек без живота» — «бездуховный человек». Считается, что самоубийство путем вскрытия живота осуществляется в целях показать чистоту и незапятнанность своих помыслов и устремлений, открытие своих сокровенных и истинных намерений, как доказательство своей внутренней правоты; другими словами, это является последним, крайним оправданием себя перед небом и людьми. (с) История стран Азии и Африки в средние века. — М.: Изд-во Московского университета, 1987.

А Эмма-о (другое имя - Яма) - не бог смерти, а распорядитель мёртвых. Что-то вроде судьи и стражника. Причём, женщин судить он не имел права - этим занималась его сестра.

Касательно черепов - в буддизме изображение черепа напоминает о священном характере любой жизни. Изображение змеи, вылезающей из глазницы черепа – это символ бессмертия и мудрости - опыт и знания, приобретенные человеком, продолжают жить и после его смерти.
Череп — атрибут индуистских отшельников, санньясинов, в знак их отречения от мира на пути к спасению. Также выступает атрибутом грозных божеств тибетского пантеона. Даосских бессмертных (сянь) часто изображают с непомерно разросшимся черепом — знак того, что они накопили в своем мозгу огромное количество энергии ян.

ПС: Кстати, насчёт Минамото тоже лишка хватили. Иродовского истребления младенцев не было =Р
03.07.2014 в 13:11

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Мы все брали из разных статей, поэтому наших личных трактовок здесь нет.
В буддизме - да, конечно. Но не все японцы буддисты -)
За дополнение спасибо!
04.07.2014 в 16:56

Я Н(е/и)кто из Ниоткуда
The Highgate Vampire, основные две религии в Японии - синто и буддизм. Причем, буддизм с синто так переплелся, что сейчас сами японцы не знают, к кому себя относить. Даже храмы вплотную ставят рядышком. Всё, что касается повседневной жизни и свадеб - синтоистские традиции, а вот вопросы касательно смерти и многое потустороннее в плане загробного существования - это всё из буддизма взяли. И главная причина в том, что в синто на этом месте пробел.