Сегодня мы представим вашему вниманию некоторые места Санкт-Петербурга в духе нашего сообщества.
-Петропавловская крепость-
-Усыпальница русских императоров (Петропавловский собор)-
Адрес: Петропавловская крепость, Заячий остров.
Вход на территорию крепости — ежедневно с 8.30 до 21:00. Большинство музеев работают с 10 до 19 часов.
Как добраться: Станция метро Горьковская, далее пешком по парку.
Цена билета: 250р.
Петропавловский собор Санкт-Петербурга возводился в 1721–1733 годы, но погребения в нем производились еще раньше. В северном приделе нынешнего собора у дверей, ведущих в великокняжескую усыпальницу, помещены бронзовые доски над предполагаемым местом захоронения сына и четырех малолетних дочерей Петра I и Екатерины. В январе 1716 года у входа в собор, на месте будущего придела Святой Екатерины, было предано земле тело царицы Марфы Матвеевны — вдовы царя Федора Алексеевича, единокровного брата Петра. Потом под недостроенной колокольней появилась третья усыпальница, где была похоронена принцесса Брауншвейгская-Люксембургская Шарлотта — супруга несчастного царевича Алексея, скончавшаяся вскоре после родов сына — будущего императора Петра II. В последние дни июня 1718 года, в присутствии Петра I, рядом было предано земле и тело ее замученного мужа. Позднее в Петропавловском соборе упокоилась и Мария Алексеевна — сестра Петра I.
Но ранг императорской усыпальницы Петропавловский собор обрел только после смерти Петра I, скончавшегося рано утром 28 января 1725 года от тяжелой болезни, обострившейся после простуды, полученной им осенью 1724 года. Специальная траурная комиссия во главе с графом Я.В. Брюсом составляла программу траурной церемонии, в которой предусматривались и украшение траурного зала в старом Зимнем дворце, и шествие к Петропавловской крепости, и само погребение. 13 февраля 1725 года набальзамированное тело императора было выставлено в траурном зале: Петр лежал в фобу, одетый в парчовый зеленый камзол, украшенный брабантскими кружевами, в сапогах со шпорами, со шпагой и орденом Андрея Первозванного. Сорок дней страна прощалась с Петром Великим, а между тем в начале марта умерла младшая его дочь — Наталья Петровна, и ее гроб был поставлен рядом.
За два дня до погребения специальным указом „торговые лавки, вольные дома и кабаки“ были закрыты, „чтобы не было никакого шуму и ссор“. От дворца до Петропавловской крепости вся дорога была посыпана песком и устлана еловым лапником. По живому коридору, образованному 1200 гренадерами, под звон церковных колоколов и пушечную пальбу гробы с телами императора и его дочери перенесли по льду Невы из старого Зимнего дворца в Петропавловский собор. Впереди процессии шествовали 25 гвардейских унтер-офицеров с алебардами, обвязанными черной материей; за ними следовали гоф-курьеры, музыканты с литаврами и трубами, придворные кавалеры, иностранные купцы, представители остзейских городов и дворянства и т. д. Далее несли штандарты Адмиралтейства, русское знамя с государственным гербом и собственное знамя Петра I; затем следовала личная лошадь императора, а за ней два рыцаря — черный и золотой; несли гербы царств, входивших в Российскую империю… Следом шло духовенство — в том же порядке, как и на выносе царей в Москве.
Петропавловский собор тогда еще не был достроен, поэтому в нем наскоро возвели временную деревянную часовню, стены которой покрыли черным сукном (черный цвет, как знак траура впервые в России был употреблен именно в этой церемонии). Гробы установили на возвышении под балдахином, участники траурной церемонии разместились частично в часовне и в недостроенном соборе, полки гвардии выстроились на крепостной стене. После отпевания тело Петра I посыпали землей, гроб закрыли и накрыли его императорской мантией. Шесть лет он оставался во временной часовне посреди строящегося собора, окруженный гербами и знаменами.
Постоянную усыпальницу Петру I соорудили только в 1731 году, а еще через два года Петропавловский собор был освящен. Гроб с телом императора предали земле у его южной стены, и с этого времени собор становится усыпальницей членов русской императорской фамилии. Здесь похоронены почти все русские императоры и императрицы, кроме Петра II, умершего в Москве в 1730 году и погребенного в Архангельском соборе, и императора Иоанна VI, свергнутого с престола младенцем и убитого в Шлиссельбургской крепости.
Петр I покоится в двойном гробу: внешнем — дубовом и внутреннем — металлическом, запаянном. Рядом с императором погребены его ближайшие родственники и преемники, в том числе и императрица Екатерина I.
Над гробницей Анны Иоанновны до революции находились две иконы — Иерусалимской Божьей Матери и Святой Анны Пророчицы — в золотых окладах, с жемчугами и драгоценными камнями. Неподалеку от Анны Иоанновны похоронены две дочери Петра I и Екатерины I — старшая Анна и младшая — императрица Елизавета Петровна.
Петра III первоначально погребли в Александре-Невской лавре, а по восшествии на престол Павла I останки убитого монарха торжественно перенесли в Петропавловский собор. Это произошло 5 декабря 1796 года одновременно с погребением императрицы Екатерины II, причем корону перед гробом императора нес Алексей Орлов — один из его убийц. На надгробии самого Павла I была укреплена бриллиантовая корона Мальтийского ордена, которая после 1917 года пропала. Кроме гробницы в Петропавловском соборе, в глубине парка существует еще мемориальный мавзолей Павла I, возведенный в 1805–1808 годах. Сооружение это, выполненное по проектам И.П. Мартоса и Тома де Томона с большим вкусом и изяществом, напоминает небольшой античный храм.
Порядок погребения лиц императорской фамилии регламентировался высочайше утвержденным церемониалом. В день погребения к Петропавловскому собору к заранее намеченному часу прибывали приглашенные лица со специальными билетами; для въезда в крепость кучерам полагалось иметь отдельный билет. Почетный караул оставался до закрытия могилы и заделывания свода гроба, после чего над могилой устанавливали сначала временную, а потом и постоянную гробницу. Императорские регалии (корона, скипетр и держава) отправлялись в Бриллиантовую комнату Зимнего дворца, личное оружие императоров — в Оружейную палату Кремля, ордена передавались на хранение в Арсенал, где находилась и погребальная колесница. Иностранные ордена государственный канцлер возвращал выдавшим их государствам.
Императора Александра I погребли в марте 1826 года — через несколько месяцев после его кончины в Таганроге. И хотя гроб с телом покойного императора несколько дней стоял в Казанском соборе для прощания, в придворных кругах и в народе ходило много слухов.
Император скончался неожиданно — во время поездки по югу России в ноябре 1825 года. До сих пор распространена версия, что тогда Александр I не умер, а ушел в монастырь. А в гроб положили солдата, умершего в госпитале и лицом похожего на императора. Через много лет в Сибири появился творивший чудеса старец монах Федор Кузьмич. Некоторые из современников считали его Александром I, этой версии придерживался и Л.Н. Толстой. Однако великий князь Николай Михайлович Романов, внук императора Николая I, тщательно изучив все обстоятельства смерти Александра I, пришел к выводу, что легенда о Федоре Кузьмиче не имеет под собой никаких исторических оснований.
Не менее таинственной была и кончина супруги императора — императрицы Елизаветы Алексеевны. По официальной версии, она умерла неожиданно, вскоре после кончины супруга, в Белеве Тульской губернии, когда возвращалась из Таганрога в Санкт-Петербург. По другим сведениям, в 1834 году в Тихвине появилась неизвестная странница Вера Александровна, которая выделялась светскими манерами, знанием придворной жизни и иностранных языков. Уже в самом ее имени многие видели намек на происшедшие события: Вера — уход от всего мирского к Богу, Александровна — в память о венценосном супруге своем. С 1840 года она была молчальницей в Новгородском Сырковом монастыре, где и скончалась в 1861 году. Сохранился портрет Веры Александровны в гробу, очень похожий на портрет императрицы Елизаветы Алексеевны. Легенда рассказывает…что смерти (или уходу из мира) императорской четы предшествовали странные события. Например, в октябре 1825 года, незадолго до кончины императора Александра I, в одну из ночей жители Таганрога видели над дворцом две звезды, которые три раза сходились и расходились. А потом одна звезда превратилась в голубя, который сел на другую звезду. Через некоторое время он исчез, а затем постепенно исчезла и вторая звезда.
Ходили слухи и о внезапной смерти императора Николая I, 30 лет железной рукой правившего Россией. Существовало даже мнение, что император отравился, не в силах пережить поражение в Крымской войне. Поражение, несомненно, приблизило смерть Николая I, но сама версия отравления в ученых кругах считается весьма сомнительной, хотя смерти этого императора предшествовал ряд таинственных и загадочных событий.
Великая княгиня Александра Иосифовна, невестка Николая I, рассказывала, что незадолго до кончины царя в его загородном доме в Гатчине ей и князю А.И. Барятинскому показался белый призрак. За несколько дней до смерти императора видение повторилось уже в Зимнем дворце, а в последние дни жизни императора большая черная птица, которая встречается только в Финляндии и считается там предвестницей зла, каждое утро прилетала и садилась на телеграфный аппарат, находившийся на башенке над комнатой, где позже умер Николай I. Часового посылали прогонять птицу, и тогда она улетела к шпицу Петропавловского собора и исчезла. Но через 26 лет такая же птица вновь появилась в Зимнем дворце, и через несколько дней от бомбы террористов погиб Александр П.
Празднование всех исторических событий, связанных с жизнью того или иного монарха, всегда сопровождалось возложением даров, которые устанавливались на их монументах. Вместе с реликвиями, хранившимися на надгробиях с момента погребения императоров, они составляли сокровищницу Петропавловского собора. Больше всего таких реликвий украшало гробницу Петра I, у его подножия императрица Екатерина II положила трофей Чесменского сражения 1770 года — флаг капитан-паши турецкого флота. Потом на надгробии Петра появилось несколько памятных медалей: золотые — к 100-летию основания Санкт-Петербурга и 200-летию со дня рождения первого русского императора, золотая и бронзовая — к 200-летию Полтавской битвы, серебряная — к 200-летию взятия Нарвы и др. На стене около надгробия в 1898 году был укреплен серебряный барельеф, изображавший памятник Петру I в Таганроге; рядом в золотом окладе висела икона с ликом апостола Петра, примечательная тем, что своими размерами соответствовала росту Петра I при рождении…
Первоначально надгробия над усыпальницами русских императоров представляли собой четырехугольные продолговатые плиты разных размеров (мраморные или из путиловского камня). Все они были накрыты парчовыми покрывалами. В 1824 году журнал „Отечественные записки“ сообщал, что во время путешествия по России мадам де Сталь захотела иметь сувенир с гробницы Петра I. Она попыталась отрезать кусочек парчового покрывала, однако церковный сторож заметил это. Мадам пришлось спешно покинуть собор, а успокаивать бдительного сторожа остался сопровождавший ее Вихман.
В 1865 году, во время крупной реконструкции собора, были установлены новые надгробия, проект которых выполнили архитекторы А.А. Пуаро и А.Л. Гун. Саркофаги сделали из белого каррарского мрамора с большими бронзовыми крестами на верхней грани. По углам императорских надгробий располагались бронзовые императорские орлы, в головах саркофагов крепились бронзовые доски с обозначением имени погребенного, его титула, места и даты смерти, а также даты погребения.
В 1906 году над могилами императора Александра II и его супруги — императрицы Марии Федоровны — были установлены новые надгробия. Их изготовили из полудрагоценных камней на Петергофской гранильной фабрике по проекту архитектора А.Л. Гуна. Надгробие императора было сделано из зеленой волнистой яшмы, императрицы — из розового с жилками орлеца.
В 1896–1908 годах рядом с Петропавловским собором по проекту архитектора Д. Грима и при участии архитекторов А. Томишко и Л. Бенуа была сооружена великокняжеская усыпальница на 60 гробниц. Она пристраивалась к собору с северо-восточной стороны и соединялась с ним крытой галереей.
После Октябрьской революции судьба Петропавловского собора складывалась трагично. В 1919 году его закрыли, а в самой крепости разместился отряд Красной армии. В конце 1918 — начале 1919 года у Васильевской куртины происходили массовые расстрелы заложников. Вероятно, здесь среди других были убиты и великие князья Павел Александрович, Дмитрий Константинович, Георгий и Николай Михайловичи. По предположению М.Д. Печерского и С.С. Белова, в 1919–1921 годах были разрушены гробницы в великокняжеской усыпальнице, а царские захоронения вскоре вскрыли чекисты, искавшие в них сокровища. Врачи настолько искусно забальзамировали тело императора, что он лежал как живой, простершись во весь свой огромный рост. Правая рука его покоилась на эфесе шпаги, одет император был в зеленый мундир полковника Преображенского полка. Очевидец вскрытия впоследствии вспоминал, что у Петра было гордое лицо, обрамленное темными кудрями. При снятии крышки гроба руки императора неожиданно задвигались, и это было такое грозное зрелище, что комиссары в кожаных куртках кинулись к выходу, давя друг друга и роняя факелы.
В конце мая 1992 года в усыпальнице Петропавловского собора был погребен великий князь Владимир Кириллович — правнук императора Александра II. Он умер в Париже, но завещал похоронить себя в России. В связи с этим начато восстановление всех надгробных плит великокняжеской усыпальницы. © Н. Ионина "100 великих некрополей"
*Список захороненных в Петропавловском соборе
-Великокняжеская усыпальница-
Усыпальница некоронованных членов российского императорского дома, расположена в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости рядом с православным Петропавловским собором. Традиционное название «Великокняжеская усыпальница» не совсем точно: помимо особ, имевших титул великих князей и княгинь, усыпальница была предназначена также для князей императорской крови и членов породнившейся с Романовыми семьи Богарне, имевших титул герцогов Лейхтенбергских и светлейших князей Романовских.
Здание Великокняжеской усыпальницы было возведено по проекту, составленному архитектором Д. И. Гриммом в 1896 году. Реализация проекта осуществлена в 1897—1908 годах архитекторами А. И. Томишко и Л. Н. Бенуа. С 1908 по 1916 год в ней были погребены тринадцать членов императорской фамилии (восемь захоронений перенесены из Петропавловского собора).
В 1992 году в усыпальнице был похоронен правнук императора Александра II князь Владимир Кириллович Романов, в 2010 году — его жена Леонида Георгиевна, а в 1995 году здесь были перезахоронены останки его родителей. wikipedia.org
-Комендантское кладбище-
Комендантское кладбище - одно из старейших в Санкт-Петербурге. Первое захоронение на нем произошло в 1720 году, когда здесь был погребен первый обер-комендант Петропавловской крепости генерал-лейтенант Роберт Брюс (1668-1720; комендант с 1704), потомок шотландских королей и сподвижник Петра I. С этого времени берет начало традиция хоронить возле Петропавловского собора комендантов крепости, скончавшихся на этом посту, к какому бы христианскому вероисповеданию они не принадлежали. Участок для их погребения был выделен у алтарной части (у восточной стены) Петропавловского собора. Всего с 1703 по 1917 год в крепости сменились 34 коменданта и обер-коменданта, 19 из них погребены на Комендантском кладбище. В XVIII веке коменданты Петропавловской крепости являлись одновременно и военными комендантами Петербурга, позже они выполняли в основном военно-хозяйственные и церемониальные функции.
В 1841 году кладбище было огорожено железной решёткой. В 1970-х гг. произведено археологическое исследование Комендантского кладбища (руководитель В.А. Грач). В 1969-1983 годах произведены реставрационные работы и благоустройство кладбища по проекту архитектора И.Н. Бенуа и инженера Е.А. Комаровой. В ходе этих работ все надгробия были установлены на новые цоколи в соответствии с местами захоронений. Разрушенные склепы восстановлены из кирпича и перекрыты сводами. Не сохранившиеся надгробия М.О. Чемезова (комендант в 1720-1723), Я.Х. Бахмиотова (1723-1725), В.Н. Данилова (1912-1914), а также сильно пострадавшие надгробия Г.Д. Есипова (1732-1734) и Н.И. Зиновьева (1764-1773) были сделаны заново из известнякового камня по сохранившимся фрагментам.
Территория кладбища спланирована в трех уровнях, в соответствии с хронологией захоронений, при этом могилы сгруппированы по времени. Надгробия XVIII века расположены напротив центра восточной стены собора на самом нижнем (первоначальном) уровне. Снятый при этом культурный слой позволил раскрыть и отреставрировать фрагмент восточного фасада Петропавловского собора. Захоронения XIX века находятся на среднем уровне в южной части кладбища, а могилы XX века - на современном уровне, в северо-западной части.
Согласно фольклору, кладбище основано по идее Петра I, который будто бы пожелал лично присутствовать на похоронах одного из первых комендантов Романа Вилимовича Брюса.
Надо сказать, что это довольно хорошо сохранившееся захоронение петровской эпохи. Могила долгое время была утраченной и найдена во время археологических раскопок. Находится она намного ниже уровня других захоронений. Даже построена каменная лестница, чтобы спуститься к ней.
На нём похоронено 19 человек – коменданты Петропавловской крепости, скончавшиеся на этом посту (всего комендантов до 1917 года было 34). Первым на нём все же был похоронен М.О. Чемесов в 1717 году (но считается, что первым похоронили Р.В. Брюса в 1720 г.). И Пётр, действительно, присутствовал на похоронах Брюса. ©
+Галерея vk+- В
Казанском соборе вы найдете могилу М. Кутузова. А в
Эрмитаже советуем найти
К.Д. Фридриха, "Остров мертвых"
Беклина-мл. и сосчитать все нэцкэ с черепами. Обязательно дойти до Садовой 55—57 и полюбоваться на
Дом городских учреждений с его совами, демонами-маскаронами, летучими мышами и карликами во внутреннем дворе. На
Лахтинской, 24 на вас с высоты посмотрит демон, а на
Литейном, 17 можно отдохнуть в уютном китайском сквере с 9 драконами.
-
Марсово поле-Марсово поле-
Площадь в центре Санкт-Петербурга.
Первыми на Марсовом поле были похоронены погибшие в Февральскую революцию.
На Марсовом поле погребены петроградские рабочие, павшие во время Ярославского восстания 6—21 июля 1918 года, участники обороны Петрограда от войск генерала Н. Н. Юденича.
В 1920—1923 годах на площади Жертв революции разбит парк. При этом были использованы фонари, снятые с Николаевского моста, переименованного в мост Лейтенанта Шмидта (ныне — Благовещенский мост).
Вплоть до 1933 года продолжали хоронить советских и партийных работников. wikipedia.org
Из книги "Мистический Петербург": "О том, что Марсово поле, или, как его поначалу называли, Царицын луг, – место гиблое, где водится всякая нечисть, люди знали давно. Известно, что вдовствующая императрица Екатерина I была женщиной суеверной, панически боялась русалок, леших и домовых. О дурной репутации этого жуткого места она, видимо, не знала, иначе никогда бы не построила здесь дворец. Однако когда ей все же рассказали о связанных с пустырем народных поверьях, императрица зареклась появляться в своем новом доме…
В 1918 году, после превращения неухоженного Марсова поля в революционное кладбище, многие старались обходить его стороной, а тот, кто шел напрямик, считался храбрецом. Говорили, что здесь пропадают люди, которых сначала зазывают, а потом топят в Неве русалки".Чесменское воинское кладбище Находится в Московском районе Санкт-Петербурга, рядом с Чесменской церковью. На нём захоронены герои кутузовских и суворовских походов, защитники Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
Вначале на нём хоронили ветеранов русской армии, которые жили в инвалидном доме, находившемся в Чесменском дворце. К середине XX века старые захоронения были уничтожены, а на их месте расположилось кладбище защитников Ленинграда.
7 мая 2003 года на кладбище был установлен памятный крест в честь всех погибших воинов.
Рядом располагаются неоготические
Чесменская церковь и
Чесменский дворец.
Пишет
Bellena:
Чесменское воинское кладбище возникло в 1836 году рядом с Чесменской церковью. Вначале на нём хоронили ветеранов русской армии, которые жили в инвалидном доме, находившемся в Чесменском дворце. Здесь были захоронены герои Кутузовских и Cуворовских походов. К середине XX века все старые захоронения были полностью уничтожены, часовня, построенная здесь, также не сохранилась. На их месте, за Чесменской церковью, расположилось кладбище защитников Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. (
целиком отсюда)
читать дальшеСдается мне, этот камень остался со старого кладбища.
-
ул. РепинаКак проехать: м. "Василеостровская", 5 минут пешком.
Самая узкая улица шириной всего 5,6 метров.
Первоначально называлась Песочным переулком.
5 марта 1871 переулок стал называться Соловьёвским, по имени золотопромышленника Соловьёва.
Это также единственная из улиц в историческом центре города, на которой сохраняется мощение проезжей части камнем (диабаз) практически на всём её протяжении. В основном переулок использовался для подвоза дров. Этакий "черный вход в дома".
Теперь почему улица страшная. Когда-то это была улица-морг. Во время блокады Ленинграда, в зиму 1941—1942 годов на нее свозили трупы с центра города.
Сначала трупы выкладывались штабелями, потом вываливались навалом. Крематории не успевали сжигать. Справедливости ради, должен отметить, что улиц таких в городе было много: несколько в каждом районе. Моргом был даже Спас на Крови.
Сегодня улица Репина ничем не напомнит туристу о своей страшной истории. Ни памятной доской, ни рассказом экскурсовода. Лишь ночами на этой улице раздаются непонятные звуки, шорохи, крики, некоторые видят непонятные движущиеся световые пятна на стенах домов.
© etovidel.net-
Кладбище людоедовНеподалеку от Михайловского замка (у забора на стороне Садовой ул.) во время блокады якобы закапывали расстрелянных без суда и следствия людей, которые взяли себе на душу грех людоедства - место так и называлось - "кладбище людоедов".Найти хоть какие-нибудь официальные сведения по этому вопросу не удалось.
-
Памятник жертвам политических репрессийПамятник жертвам политических репрессий
Памятник на берегу Невы в Санкт-Петербурге, в котором переосмыслены мотивы знаменитых сфинксов на Университетской набережной. Расположен напротив печально известной тюрьмы «Кресты» на Набережной Робеспьера. Автор проекта — Михаил Шемякин.
Памятник в виде двух бронзовых сфинксов на гранитных постаментах открыт 28 апреля 1995 года. К жилым домам на набережной эти необычные сфинксы обращены профилем как юные женские лица, к Неве и тюрьме «Кресты» на противоположном берегу — изъеденные, обнажившиеся черепа. Между сфинксами на парапете набережной — стилизованное окно тюремной камеры с решёткой.
По периметрам гранитных постаментов — медные таблички, на которых выгравированы строки из произведений В. Шаламова, Н. Гумилёва, О. Мандельштама, А. Ахматовой, Н. Заболоцкого, Д. Андреева, Д. Лихачёва, И. Бродского, Ю. Галанскова, А. Солженицына, В. Высоцкого, В. Буковского.-
Московский парк ПобедыМосковский парк Победы
Парк был заложен 7 октября 1945 года на месте Кирпично-пемзового завода № 1, выполнявшего в годы войны роль крематория. По разным источникам на нём в годы войны были сожжены останки от 100 до 600 тысяч ленинградцев. Таким образом территория парка является местом самой массовой кремации в истории.
Проект районного парка культуры и отдыха на месте карьеров кирпичного завода был разработан в 1939—1940 годах архитектором Т. Б. Дубяго, однако нынешний парк был разбит по проекту архитекторов Е. И. Катонина и В. Д. Кирхоглани и в нём соединены два стиля — пейзажный и регулярный. Сызранское поле), прилегавшее в парку, было осушено.
Воронки от снарядов и карьеры кирпичного завода были превращены в небольшие пруды замысловатой формы, соединённые каналами.
Парк был открыт 7 июля 1946 года, на тот момент его территория составляла 1/7 часть от современной.
Памятный знак «Вагонетка» — памятный знак к 60-летию начала блокады Лениграда. Открыт 8 сентября 2001 года. Архитектор А. Г. Костюрина. В процессе реконструкции Московского парка Победы была обнаружена в пруду вагонетка военного времени. По инициативе и на средства жителя Петербурга Ю. Ю. Жорно ее установили на берегу пруда на гранитном постаменте в виде стилизованных шпал. В композицию также включены памятные доски, рассказывающие о военных событиях.
В марте 1942 года, в блокированном Ленинграде на 1-м кирпичном заводе начал работать блокадный крематорий. Документальная история этого предприятия до сих пор не написана, что приводит к появлению различного рода легенд о якобы «второй Пискаревке на Московском проспекте», активно муссируемых некоторыми средствами массовой информации. Между тем материалы, хранящиеся в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга, позволяют проследить историю завода и достаточно точно установить число ленинградцев, чей пепел был здесь рассеян.
Организация крематория в осажденном городе была вызвана практической необходимостью — трест «Похоронное дело», чьи производственные возможности в мирное время не превышали 4 — 5 тысяч захоронений в месяц, уже поздней осенью 1941 года перестал справляться со своими обязанностями. Сильные морозы, промерзание почвы, отсутствие техники, крайняя истощенность людей, работавших на кладбищах, мешали проводить захоронения с соблюдением необходимых санитарных норм.
Переоборудование печей шло быстрыми темпами, была установлена передвижная блок-станция, снабжавшая завод электричеством, по проекту главного инженера В. Д. Мазохина сконструирована вагонетка-катафалк (обычная вагонетка, обмурованная огнеупорным кирпичом). В качестве топлива использовались сланец и дрова. Первоначально дрова кололи вручную, но позднее инженер А. А. Цыганов сконструировал механический колун. Основная проблема заключалась в том, что температура в печи повышалась неравномерно. Приходилось вручную при высокой температуре чистить подподовые каналы и проталкивать вагонетки.
Именно эта страшная чистка печных туннелей запомнилась тем работницам завода, кто дожил до обнародования сведений о блокадном крематории в начале 1990-х годов. Поначалу приходилось несгоревшие останки возвращать на повторное сжигание, но уже к апрелю была достигнута высокая температура — 1100—1200 градусов, что практически обеспечивало полное сгорание. К этому времени была переоборудована и пущена в эксплуатацию вторая печь. По карьеру, куда ссыпался пепел, был проложен узкоколейный путь для вагонеток.
Для осмотра конструкций были приглашены очевидцы — работницы кирпично-пемзового завода, трудившиеся там годы войны. Они сообщили, что пепел ссыпался на дно именно этого пруда, и узнали части механизмов. А техническая экспертиза, проведённая музеем истории города, ещё раз подтвердила принадлежность находки кирпично-пемзовому заводу.
Согласно исторической справке и архивным материалам, в 1942—1943 годах для кремации были переоборудованы тоннельные печи на кирпичном заводе № 1.
Главным инженером завода В. Д. Мазохиным на базе серийных были сконструированы вагонетки-катафалки. Найденное на дне пруда в Московском парке Победы устройство представляет собой двухрамную конструкцию. Одна рама, двухосная, передвигалась вдоль печи по рельсам. Другая, связаная с ней посредством шестерен, передвигалась перпендикулярно первой, управление движением которой осуществлялось с помощью сдвоенного штурвала, связанного карданной передачей с системой шестерён, и реечного устройства.
Сравнение данного механизма с аналогичным, приведённым в труде Ярошевского А. В. («Как сушить кирпич-сырец в тоннельной сушке». М.-Л.1940) позволяет сделать вывод, что найденное устройство принадлежит кирпичному заводу 31 и служило для работы по обжигу кирпича в тоннельных печах, которые во время блокады выполняли роль крематория.
Кроме того, специалисты, сравнив очертания береговой линии и высотные отметки на до-и послевоенных картах, составленных по съёмкам ГРИИ, обратили внимание на существенные изменения в юго-западной части пруда. Здесь появился достаточно высокий холм, основой которого служит пепел погибших в дни блокады ленинградцев.
Таким образом сегодня с помощью свидетельства очевидцев и архивных исторических материалов места захоронений определены с абсолютной точностью: первоначально пепел ссыпался на дно пруда там, где была найдена вагонетка, а основная часть захоронений скрыта в глубине рукотворного холма, что подтверждает проведённая сотрудниками Санкт-Петербургской Лесотехнической академии экспертиза проб почв.
©-
Церковь во имя Посещения Девой Марией ЕлизаветыБыло когда-то в Питере красивое Выборгское кладбище. Старожилы Выборгской стороны еще помнят остатки старинных надгробий из чистейшего мрамора, как в детстве играли возле красивых склепов и даже забирались на колокольню, посмотреть сверху на остатки могил.
Кладбище это появилось в середине 19 века по многочисленным ходатайствам петербургских католиков, в т.ч. герцога Максимилиана Лейхтенбергского (того самого, в честь которого называлась Лейхтенбергской нынешняя улица Розенштейна, известного благотворителя, основателя Максимилиановской больницы).
Проект церкви и кладбищенских строений создавался Н.Л.Бенуа в 1852 г. Среди похороненных было немало представителей высшего католического духовенства и петербургской аристократии. Архитекторы - Н.Л.Бенуа, и Ж.-Ж.Шарлемань, композитор Ц.Пуни, художник и ректор Академии Художеств Ф.Бруни, А.Молинари, А.Бозио, Потоцкие, лицейский друг Пушкина - Данзас и др.
В 1919 кладбище было национализировано. В июле 1920 часть гробов изъята для НУЖД большевиков, а прах почивших выброшен в ров.(В 1923 году, в пасхальную ночь, на Лубянке расстреляли о. Константина Будкевича, настоятеля церкви св.Екатерины на Невском.) В 1930 на части кладбища был построен чугунолитейный завод. Кстати, улица Минеральная тоже пролегает через кладбищенскую территорию. В 1937 настоятель церкви о. Епифаний Акулов расстрелян на Левашовской пустоши. С 1938 в церкви Посещения было устроено картофелехранилище. В 1939 президиум Ленсовета принял решение о ликвидации кладбища. Его остатки были уничтожены в 1950-х.
(Адрес: Минеральная ул., 21, лит. Д. Ст. метро Финляндский вокзал, тролл. 43 и 8, маршрутки 32-К и 146-К) © и еще
+Статья о кладбище+текст: Екатерина Лурье
фото: Яна Романова
R.I.P. №1 (июнь/июль 2005)Notre Dame de Saint-PetersbourgNotre Dame de Saint-Petersbourg
В 1856 году император Александр II удовлетворил давнишнюю просьбу столичной католической общины и отдал под первое (и единственное) в Петербурге специальное римско-католическое кладбище землю на Куликовом поле, где местные городские власти издавна приказывали хоронить жертв холерных эпидемий. На территории Санкт-Петербурга насчитывается 14 «упраздненных» кладбищ. Выборгское Римско-Католическое — из их числа.
Здесь были похоронены художник Адольф Шарлемань, А. Бруни, лицейский товарищ Пушкина Константин Данзас — всего около 40 тысяч поляков, немцев, итальянцев и французов. За свою менее чем столетнюю историю Выборгское Римско-Католическое кладбище стало самым большим католическим некрополем России. Некрополем, который за пару десятилетий был полностью поглощен мегаполисом.
Пасмурным весенним днем я иду по безлюдной промзоне за Финляндским вокзалом, боясь не увидеть собора Девы Марии, чье разрушенное здание, по мнению Интернета, является единственным напоминанием о существовавшем здесь некогда кладбище. Но еще издалека замечаю я этот таинственный собор — он смотрит на меня оконной фанерой своей восьмигранной колокольни, сквозь ветвистые голые тополя как из-под челки. Строгие прямые линии, красно-желтая отделка стен. На руины костел совсем не похож. Побродив вокруг украшенного колючей проволокой забора, нажимаю на звонок возле серых металлических ворот.
"Студентка исторического факультета", — протягиваю я свой студенческий приветливому мужчине, открывшему мне ворота, — "пишу об иноверческих кладбищах".
Кладбищах? Здесь запчасти, а не могилы. Металлолом есть, мусор, вон бомба с войны лежит — не хотите сфотографировать? Часовню уже католикам передали, они скоро ремонт начнут. А там на неделе трубу горячую прорвало, все подземье затоплено. Ключи только от внешней двери есть, если подождете.
Жду. Смотрю под ноги на черный гумус кладбищенской земли. Лежит ли подо мною кто-нибудь? Француз, испанец?
У основания расчерченной вертикальными гранями контрфорсов громадины высится гора гранитных обломков. Надписей на них не видно, но, скорее всего, это фрагменты надгробий. Единственное, что осталось
Кладбище было ликвидировано в 1918 году. По декрету Совнаркома «О кладбищах и похоронах» от 7 декабря 1918 года место упокоения петербургских католиков передали в ведение районного совета, который устроил там каменоломню. Плиты пилились на части, и так в городе появились знаменитые "могильные поребрики". Ими же мостилась набережная Невы, что вызвало скандал в 1980-х годах, когда при ремонте дорог рабочие подняли эти плиты и увидели на них надписи готическим шрифтом.
Говорят, что последнее надгробие еще стоит. Мальчики с автомобильной стоянки направляют меня с фотоаппаратом «вон за тот забор», а «за тем забором» огромный охранник печальным жестом указывает на соседний. За ним меня встречает тот самый сторож, но он, как и все прочие, никогда никаких могильных памятников здесь не видел
Мы с ним входим в храм. Построенный в 1856 — 59 годах по проекту Николая Бенуа собор Девы Марии был изначально кладбищенской часовней и статус филиальной церкви при приходе церкви Св. Екатерины (что на Невском) получил лишь в 1879 году после завершения строительства колокольни (так же по проекту Бенуа). В декабре 1898 года архитектора похоронили под храмом в подземном склепе рядом с усыпальницей католического духовенства. Но в подвал мне спуститься не довелось, ибо там прорвало трубу с горячей водой. Побродив немного по дощечкам-мосткам в клубах серого пара, я отказываюсь от идеи исследовать подземную часть храма.
Сам Н.Л. Бенуа хотел построить католическую церковь в романском стиле, но после возведения колокольни (достигавшей высоты 40 м) костел обрел характерный неоготический вид. Даже сейчас лишенная шпиля базилика кажется «устремленной ввысь» (а не так ли звучит бытовое определение готики?).
Поднявшись на чердак, я вижу полусферы обратной стороны церковного краснокирпичного свода, перекрытого жестяной двускатной крышей. Архитектор выбрал далеко не самый легкий способ строительства (хоть и не аутентичный, конечно).
В башню ведет железная винтовая лестница. А потом еще одна, почти вертикальная, на смотровую площадку. Найдя пустое, не забитое фанерой, окно, встаю на цыпочки, желая сфотографировать панораму. И чуть тем самым не вызываю подозрений у сопровождавшего меня сторожа — зачем вам, девушка, завод сверху фотографировать? И правда, незачем.
Спустились. Множество боковых помещений индустриального вида, главный зал. Службы здесь в советское время велись довольно долго, до 1938 года. Собор регулярно пытались закрыть — и даже после процессии через весь город 30 мая 1918 года (в праздник Тела и Крови Господней), когда прихожане всех католических храмов соединились на Литейном проспекте и двинулись в сторону Выборгского кладбища. И после пожара 18 марта 1923 года, когда с трудом собрали пожертвования на восстановление. В 1938 году католическая община (на тот момент уже всего 1000 человек) была ликвидирована, еще через восемь лет храм окончательно закрыли. Дальнейшая его судьба не отличалась от судеб сотен и тысяч православных церквей — склад картофеля, клуб чугунолитейного завода, лаборатория Агрофизического института.
И вот — полутемный зал, пять рядов школьных стульев, справа — кафедра с проволочной решеткой, слева — верба. Престол, деревянный крест, ель. Церковь. Иноверческая.
Двойственное чувство испытываешь, стоя на бывшем кладбище. С одной стороны, обидно, вернее, горько за тех людей, память о которых стерта бульдозером. С другой стороны, если бы каждому умершему принадлежало два квадратных метра земли, то живым уже давно стало бы негде ютиться. Кладбища так же, как и люди умирают: некоторые красиво и благообразно, становясь памятниками архитектуры, некоторые страшно — вспомните хотя бы легенды о парижских подземельях, набитых костями. Но место вечного сна не вечно, историческая энтропия поджидает его вслед за физической. Есть ли дело до этого мертвым? Надеюсь, что нет.-
Dia de Los MuertosМоховая, 26
Милое местечко. Даже туалет в соответствующем антураже. Правда, мы вот были там субботним вечером, а повара не оказалось, как и половины алкоголя из барной карты.
-Любовь Карла и Эмилии--Индейские боги Санкт-Петербурга--Променад по Шуваловскому парку-
Птица Сомненья, ее вообще считают очень красивой и не любят вспоминать об этом историческом нюансе.
Меня трясет, когда я в те места попадаю, жутко очень.
William de Belleme, да... не просто парк на старом кладбище.