La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Своим повышенным интересом к теме смерти австрийцы во многом обязаны своему прошлому: в частности, окружавшему аристократов великолепию и пышным похоронам, превращавшим кончину императора в долгожданное событие. Зрелищная сторона погребения, то, что венцы называют schone Leich (красивым трупом), играет важную роль в их культуре. Вот почему австрийцы убеждены в том, что смерть – это продолжение жизни, а не ее конец. "Тому, кто хотел бы понять, как живет венец, – писал австрийский классик Герман Бар, – следует знать, как его хоронят, ибо бытие его тесно связано с небытием, о котором он поет в сладостно-горьких песнях.
Обычаи, связанные с похоронами, подразделяются на живописные и жуткие. Когда сослуживцы идут за катафалком ведущего актера городского театра, совершающим круг почета вокруг здания, где покойник работал до последнего, а затем сопровождают его на кладбище, то это, в общем-то, приятный глазу ритуал. Во вторую категорию попадает страшная некролатрия* Габсбургов. Веками умерших императоров расчленяли и хоронили в разных концах столицы: сердца в одном месте, внутренности в другом, остальное – под церковью Капуцинов.
В число притягательных мест, навевающих думы о смерти, входят венский музей погребальных принадлежностей, где все взоры приковывает к себе гроб со звонком, чтобы, если вас вдруг похоронили живьем, дать знать о совершенной ошибке, и обширное центральное кладбище.
Впервые вопрос о большом центральном кладбище, поскольку существующие трещали по швам, был поставлен свободомыслящим городским советом в XIX веке. При дальнейшем обсуждении проявилась та скрупулезность, с которой австрийцы подходят к вопросам жизни и смерти. Поскольку погост должен был располагаться вдали от центра города, а условия для сохранения тел бедняков не всегда были такими, какими могли бы быть, некий Франц Фельбингер предложил механизм для "pneumatische Leichenbeforderung" (пневматической транспортировки тел – разумеется, на кладбище, а не на небеса). В основе этой идеи лежал принцип пневматической почты, применявшийся в самых крупных универсальных магазинах для пересылки бумаг с одного этажа на другой, – система, впоследствии проданная инженером Фельбингером венскому почтамту. Мертвецов должны были класть под центральным моргом в трубопровод, а затем без сучка без задоринки переправлять в течение нескольких минут на кладбище. К сожалению или к счастью, этому проекту так и не суждено было реализоваться из-за технических трудностей (были высказаны опасения, что трупы застрянут в трубе на полпути и начнут разлагаться, прежде чем их успеют оттуда извлечь).
Центральное кладбище является местом паломничества, особенно в День Всех Святых, когда большинство венцев выезжает в осеннем мраке за город, дабы возложить венок к фамильному склепу либо на могилу какого-нибудь популярного актера или общественного деятеля. Кладбище столь велико, что муниципалитету приходится содержать микроавтобус, который развозит пожилых людей по безмолвным аллеям, а также нанимать хорошего стрелка, который был бы достаточно храбр, чтобы являться сюда на рассвете и отстреливать зайцев, обгрызающих венки.
***
-Самоубийство-

Некролатрия – обожествление мертвых, распространенное во многих религиях: культ предков, поклонение мощам святых, суеверия, связанные с мертвецами и привидениями и т.п. ©

+Кладбища Вены+

+Оссуарии Австрии (St. Florian Monastery)+

+Музей патологоанатомии или Башня сумасшедших+


Императорский склеп (нем. Kaisergruft; также склеп Капуцинов, нем. Kapuzinergruft) — крипта венской Капуцинеркирхе, где покоятся императоры Священной Римской империи, Австрийской империи и Австро-Венгрии и члены их семей из дома Габсбургов.Первой похороненной в склепе была основательница Капуцинеркирхе императрица Анна (1633), в том же году туда перенесли останки умершего в 1619 г. её мужа императора Матвея. Сердца Габсбургов было принято размещать в серебряных урнах отдельно, в Склепе сердец при Августинской церкви, а их внутренности хоронили в медных урнах в Герцогском склепе под Собором св. Стефана. В склепе Капуцинской церкви покоятся 12 императоров (включая императора Мексики Максимилиана, брата Франца Иосифа I), 19 императриц (включая Марию-Луизу, вторую жену Наполеона I) и многие другие члены фамилии Габсбургов (всего 137 человек). Кроме Габсбургов, в Императорском склепе погребена также одна дама, к династии не принадлежавшая — графиня Каролина Фукс-Моллард, любимая воспитательница Марии Терезии, которая пожелала покоиться с ней рядом; на её надгробии императрица приказала написать: «На вечную память благосклонного благодарного сердца о благородном воспитании добродетели». Кроме того, в склепе есть 4 урны с забальзамированными сердцами покойных.Последнее погребение в склепе Капуцинов произошло 12 января 2008 года, когда в нём был похоронен умерший в 1922 году в изгнании на Мадейре последний император из дома Габсбургов Карл I, в 2003 году причисленный Католической церковью к лику блаженных. Императорский склеп делится на 9 меньших склепов, а также капеллу (Gruftkapelle), где покоится жена Карла I императрица Цита Бурбон-Пармская, пережившая мужа на 67 лет, и один из их сыновей, умерший в 2007 году. С художественной точки зрения примечательны склеп Карла VI (основан им в 1720) и склеп Марии-Терезии (1758), декорированный в стиле рококо. При внесении гроба в церковь герольд из процессии стучал в ворота; настоятель, монах-капуцин, спрашивал по-латыни: «Кто просит о входе в эту усыпальницу?»; ему отвечали (к примеру): «О входе в эту усыпальницу просит раб Божий Франц; в земной жизни он был австрийским императором». Капуцин отвечал: «Такого мы не знаем!». Второй раз повторялось то же. На третий раз ответ герольда был: «Раб божий Франц, бедный грешник!». И двери открывались.

-Катакомбы под собором святого Стефана (Вена, Австрия)-

История национального символа Австрии — собора святого Стефана, — начинается еще в 1137 году, когда на его месте маркграф Леопольд IV заложил первую церковь. Она была построена на месте древнего кладбища, оставшегося еще с римских времен. Впоследствии церковь сгорела, на ее месте воздвигли другую, та перестраивалась, разрасталась и постепенно обретала облик и статус собора. Внутри его склепов нашли свой последний приют 72 члена монаршего семейства Габсбургов и выдающиеся исторические деятели разных эпох.

В катакомбах хранятся останки бывших архиепископов и правителей Австрии, например, Фредерика III, Императора Святой Римской Империи. В старой части, в Комнате Герцогов, хранятся заспиртованные органы членов Императорской семьи (в том числе и монарший желудок Императрицы Марии Терезии), их сердца в серебряных сосудах расположены в церкви Св. Августина, а бальзамированные тела — в церкви Капуцинов (Императорский склеп).
Массово хоронить в катакомбах под храмом и его окрестностями начали лишь в 1732 году после эпидемии бубонной чумы, когда Карл VI запретил погребать умерших на традиционных кладбищах внутри городских стен. А в 1783 году по указу Иосифа II был закрыт и подземный некрополь, который за относительно короткое время своей работы успел принять порядка 11 000 тел. Примечательно, что «катакомбами» коридоры и склепы под Собором начали называть лишь в начале XIX века, в эпоху романтизма; к этому же периоду относятся и первые туристические посещения подземелий.
Оф.сайт

Как рассказывает нам хроника 1363 года:
На Сильвестр 1363 года священник церкви Св.Стефания засиделся за полночь, работая над своей проповедью для следующего года. Вдруг неожиданно за окном разносятся голоса, торопливые шаги, приглушенный звук органа , как будто бы люди собираются вокруг собора на вечернюю службу. Немного удивленный, что бы это могло быть в столь поздний час, священник выходит из дома, подходит к церкви и заглядывает внутрь через витражи.....Освященный собор полон людьми...
Торопливо возвращается, берет ключи от ворот церкви и проходя через кладбище направляется ко входу в церковь. Вдруг кто то цепко хватает священника, в недоумении священник оглядывается. .....Никого... «Странно ..»- думает священник, на кладбище тихо..и моментально забывая об этом, идет к воротам собора. «Что бы это могло быть , ворота открыты, собор полон людей...и спасаясь от холода входит тихонечко в церковь.. И только он рот открыл спросить близ стоящего прихожанина: »Что Вы делаете здесь в столь поздний час ?..»- как тот час сотни лиц повернулись и уставились на него со злостью и упреком.. Вглядевшись в священника, читавшего проповедь, с ужасом узнает в нем себя и оглядываясь вокруг, видит все больше знакомые лица.., в сий момент разносится звук колокола и в одну секунд у церковь опустела, как и не было ничего. Вернувшись в дом, садится снова за работу и с ужасом замечает, что не может закончить проповедь..
Наступивший год, был страшный год - год черной оспы ..и все люди, которых он видел там были жертвами этой черной смерти, в том числе и он сам..

©

-Церковь Святого Михаила (Михаэлеркирхе)-

10 декабря 1792 г. на отпевании Вольфганга Амадея Моцарта в церкви впервые был исполнен его "Реквием".
В 1792 году западный фасад был оформлен в классицистском духе.
Только дворяне и богатые граждане могли быть здесь похоронены. Выручка от этих продаж была использована для поддержания церкви. Из-за особых климатических условий и постоянной температуры в склепе, трупы прекрасно сохранились. Сотни мумифицированных трупов, некоторые из которых захоронены в красивых нарядах и париках в открытых гробах, доступны для просмотра.

-Музей погребальной культуры-


-Статья-
***
-Отрывок из еще одной статьи-
***
В Вене принято и многоэтажное захоронение - несколько гробов в одну высокую могилу. Срок платного пребывания в могиле не превышает десяти лет, после чего следует опять оплачивать следующие десять лет. Поэтому в одну могилу принято с годами захоранивать очередных родственников.
***
Элизабет — венский немецкоязычный мюзикл с текстом и либретто Михаэля Кунце и музыкой Сильвестра Левая. Сюжет изображает жизнь и смерть Императрицы Австрии, Елизаветы Баварской, жены Императора Франца Иосифа. Мюзикл был переведен на семь языков и стал самой успешной немецкоязычной постановкой, его посмотрели более девяти миллионов зрителей во всем мире.
Одна из главных ролей принадлежит, конечно же, Смерти.

Die Schatten werden länger (Тени становятся длиннее) — диалог Смерти и Рудольфа (сына Елизаветы)
Перевод текста




@темы: нотки вечности (музыкальные полотна), австрийские кладбища, катакомбы, В гостях у La Belle Dame sans Merci, атрибуты погребения и похорон, Оссуарии, кости, черепа, скелеты, клипы/ролики/передачи

Комментарии
25.08.2014 в 21:47

Мрачный жнец -замах косы плюс минус 3 метра- как не повезет
Мюзикл Элизабет и конкретно этот смерть-венгр Матэ камараш моя давняя и огромная любовь =) Спасибо.:dance3:
25.08.2014 в 21:53

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
greamreaper, когда вставляли это видео, то вас вспомнили) Когда-то давно вы спрашивали про образ смерти в Австрии. Не нашли ничего нового по этой теме?
25.08.2014 в 21:59

Мрачный жнец -замах косы плюс минус 3 метра- как не повезет
Когда-то давно вы спрашивали про образ смерти в Австрии. Не нашли ничего нового по этой теме? Пока ничего, к сожалению. Зато нашла про венгерские похоронные столбы реформатушей. Соберусь с силами -сделаю перевод на русский.
25.08.2014 в 22:01

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
было бы очень интересно!
25.08.2014 в 22:07

Мрачный жнец -замах косы плюс минус 3 метра- как не повезет
было бы очень интересно! Думаю,что смогу после 16 сентября -учеба как раз устаканится чуть-чуть.
27.08.2014 в 01:34

сосед сверху
Замечательный пост!
28.08.2014 в 22:28

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Cavendish, спасибо) стараемся)
26.10.2014 в 17:34

Искатель @сокровищ
Можно процитировать ваш пост в Хэллоуин?
26.10.2014 в 21:28

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Да.
31.10.2014 в 21:55

Искатель @сокровищ
Ваш пост добавлен в profileDiary best и участвует в Конкурсе на лучшую запись месяца.
05.11.2014 в 13:02

The Highgate Vampire, позвольте вмешаться в беседу? По поводу образа смерти и самоубийств в Вене англочитающие люди могут обратиться к книге Фредерика Мортона: Frederic Morton. A Nervous Splendor. Это основанная на документах книга, посвященная Вене 1888/89 годов, с центральной темой самоубийства Рудольфа. Но, кроме кронпринца, там много интересного и про сам город, императорский быт, про социальные проблемы и художественную жизнь - и про частоту самоубийств, с большим количеством живописных примеров.
05.11.2014 в 20:52

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Спасибо! Поищем.)