La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Неизбежный конец всего живого — смерть — страшит и ужасает, за­вораживает и ко многому обязывает. В разных культурах со смертью связаны пышные обряды и торжественные ритуалы, в основе которых не только свойственные каждому времени представления о причинах смерти людей, о загробном мире или его отсутствии, об устройстве мира, о высшем предназначении человека, но и — вполне земная ие­рархия, сложная система социальных связей, и кроме того — понима­ние долга, красоты, не говоря уже о самых разных способах выраже­ния любви, признательности, горя. Похороны и траур издавна были публичной демонстрацией не только и не столько личных чувств, от глубокой любви, привязанности, просто симпатии до безысходного горя и психологического потрясения, сколько религиозной и сослов­ной принадлежности, семейных традиций, классовых и корпоратив­ных союзов, обозначения своего места в социальной иерархии и в этом смысле — незыблемости социальных устоев.
Всерьез изучать погребальную культуру как самостоятельный вид человеческой деятельности стали сравнительно недавно, причем боль­шую роль здесь сыграли музеи, традиционно в западной культуре выполняющие еще и функцию исследовательских центров. Музеи по­гребальной культуры есть в Париже и в немецком Касселе, Националь­ный музей похоронной истории действует в американском Хьюстоне, свои музеи смерти и похоронных обрядов — в Сан-Диего и Спрингфил­де. Существует Европейская ассоциация музеев смерти, объединяющая специалистов из многих городов, в том числе из Базеля, Будапешта, Вены, Гамбурга и Лондона. В 2010 году первый такой музей открылся и в России — в Новосибирске.

И все же смерть по-прежнему пугает и настораживает, все, что свя­зано с ней, окружено зоной молчания, так что не приходится удивлять­ся, что траурный и погребальный костюм крайне редко становится те­мой специальных исследований и даже профессиональные историки костюма и моды старательно обходят его стороной1. А уже одна только классификация костюмов, связанных так или иначе с концом челове­ческой жизни, заслуживает самого пристального внимания, поскольку особые одежды предназначались не только для покойного, но и для его близких, и для священнослужителей, участвующих в обряде погребе­ния, и для участников траурных церемоний, причем это могли быть одежды не только для людей, но и, к примеру, для входивших в погре­бальную процессию коней.

-Статья-

@темы: обряды и традиции, смерть и викторианцы, атрибуты погребения и похорон