Культ Доньи Себастьяны/Doña Sebastiana
Я бросилась к дверям и пронзительно закричала. Меня услышала Кларита и, стремительно взбежав по лестнице, через мгновение стояла рядом со мной, глядя на то, что лежало у меня на кровати.
— La Muerte, — мягко сказала она. — Телега движется. Шаги приближаются. Идет смерть
***
Она La Muerte. Или донья Себастьяна, если хотите. Так ее называют. Лучше помолитесь за ее долгую жизнь. Эта стрела поразит какого-нибудь неверующего наблюдателя. Донья сидит в одной из тележек смертников, которые тянут кающиеся. Камни в тележке для тяжести, так что те, кто ее тянет, сами себя наказывают.
— Вы писали обо всем этом, не правда ли?
— Да. Меня это очень увлекло. Я был в Стране Кающихся много раз, и мне удалось разговориться с ними. Эту плеть они используют для самоистязания. Деревянные трещотки называются матрака и производят страшный шум. Кремни здесь в углу — педернали — используют, чтобы наносить себе раны, а здесь фонарь со свечой и распятие. Эта секта вымирает, но в глубине холмов все еще живут Los Hermanos — Братья. Они потомки испанцев и в каком-то смысле католики, хотя церковь запретила их деятельность.
Филлис Уитни "Бирюзовая маска"
Речь идет о Донье Себастьяне из Нью-Мексико, США. Примечательно, что некоторые адепты Святой Смерти называют так свою покровительницу. Причем, это явное нововведение. Когда я интересовался культом Санта-Муэрте лет 5 назад назад, ничего подобного еще не происходило. По крайней мере, в Мехико.
Чтобы понять, что к чему, предлагаю перенестись в Нью-Мексико первой половины ХIX века. С 1821 по 1848 годы эта территория принадлежала новорожденному мексиканскому государству, пока ее не отжали США. Освоение этих земель осложнялось постоянными конфликтами с индейцами. После интенсивной миссионерской деятельности в XVII веке, католическая церковь сдавала свои позиции в регионе из-за непрестанных атак апачей и других индейских групп.
Значительная часть населения уже была окрещена, но контролировать религиозную жизнь было некому; она развивалась стихийно. И в это смутное время в регионе разворачивает активную деятельность Братство кающихся. Изначально речь шла о группах взаимопомощи, которые формировались в населенных пунктах, покинутых католическими священниками.
Суровая эпоха диктовала стиль, и, среди прочего, кающиеся славились предельно буквальной трактовкой культа страдания, апогеем которого была, естественно, Страстная неделя. Как уже упоминалось выше, в то время Смерть являлась одной из участниц предпасхальных аллегорий. Поэтому не удивительно, что изображения скелетов занимали важное место на алтарях в часовнях кающихся.
Однако это была уже не европейская Смерть-Чума с косой, но Смерть с луком и стрелой. Называли ее «подруга-смерть» или Донья Себастьяна. Как и многие ее заокеанские родичи, она восседала в повозке. На Страстной недели эту символическую карету грузили камнями и возили ее за страдающим Христом, роль которого исполнял один из кающихся.
Почему лук и стрелы? Одним из самых сильных страхов той эпохи среди жителей Нью-Мексико было нападение необращенных в христианство индейцев. И самой страшной этим людям представлялась именно смерть от индейской стрелы. Последние известные изображения Доньи Себастьяны относятся к 50-м годам XX века, и они уже практически не были похожи на скелетов. В это же время происходит примирение Братства кающихся с официальной католической церковью, что несколько смягчило их ритуалы.
В последние годы почти все упоминания Доньи Себастьяны происходят в контексте культа Святой Смерти, к которой ее приплели не совсем корректно. ©
-Сан ла Муэрте/San la Muerte/Senor Muerte-
Этому народному святому поклоняются на северо-востоке Аргентины (главным образом, в провинции Корриентес), в Парагвае и в ряде южных штатов Бразилии. Изображается он в виде облаченного в балахон скелета с косой. В отличие от мексиканской Святой Смерти, обращаются к нему в мужском роде.
Для адептов культа Сан Ла-Муэрте является частью католического пантеона, несмотря на то что официальная церковь относится к нему крайне негативно и расценивает его, как проявление язычества. Считается, что поклонение Сан Ла-Муэрте развилось среди индейцев-гуарани после изгнания иезуитов из Нового Света в 1767 году, якобы на базе культа костей предков. Впрочем, не исключено, что роль синкретического фактора в этом феномене несколько преувеличена, и речь идет всего лишь о поздней реинтерпретации традиционного европейского средневекового сюжета «Триумф смерти».
читать дальшеВ связи с тем, что путь в официальные католические храмы для этого святого закрыт, главными центрами поклонения ему являются самовольно организованные домовые церкви и придорожные часовни.
Круг прихожан - от людей попросту отчаявшихся (например, из-за неразделенной любви или тяжелой болезни близких) до откровенных преступников, ищущих потусторонней протекции от пули и ножа. День Сан Ла-Муэрте, также часто называемого Сантито или Сан-Эскелето, отмечается 13 августа, хотя отдельные группы верующих утверждают, что правильная дата - 15 августа.
Сторонники культа убеждены, что их личная статуэтка Сан Ла-Муэрте будет способна исполнять желания только после того, как ее пять или семь раз (в зависимости от материала, из которого она изготовлена) освятит католический священник. Учитывая позицию официальной церкви, добиться этого можно только обманным путем. Верующие приходят в храм, закрывая заветную фигурку изображением какого-нибудь другого святого, и таким образом подставляют ее под святую воду и благословение.
Помимо самого изображения этого народного святого, хранимого на домашнем алтаре, важную роль в этом культе играют амулеты, которые, по замыслу их обладателей, должны защитить их от смерти или тюремного заключения. Наиболее подходящими материалами для их изготовления считаются отстрелянные пули, которыми убили или ранили верующего христианина. Также в ход идут человеческие кости, серебро и золото. Впрочем, часто в качестве оберега используются и обыкновенные татуировки с изображением Сан Ла-Муэрте.
Есть главное отличие Санта Муерте и Сан Ла Муерте. Санта Муерте мексиканский культ и Санта Муерте - справедливая, добрая, она не убийца. Сан Ла Муерте - аргентинский культ, где Сеньора видят как убийцу, который также и жертв требует соответствующих. Санта Муерте более высокий в плане этом культ по организации. Да и популярнее Санта Муерте значительно, чем Сан Ла Муерте.
Святая Смерть и другие святые
Простой народ почитает собственных святых, у которых мало общего с чудотворцами, канонизированными католической церковью. «Народные святые» доступней и демократичней официальных. Более «земные» и «домашние», они стоят не над людьми, а на одном уровне с ними. Однако те, кто чтут «народных святых», остаются убежденными католиками.
У Леолинды Корреи, жившей в прошлом веке, бесследно исчез посаженный в тюрьму муж, она устремилась на его поиски — и тоже пропала. Потом нашли ее труп, а на трупе — живого младенца, сосавшего материнскую грудь. С тех пор идет молва, что покойница Коррея возвращает молоко кормящим матерям, соединяет разошедшихся супругов и делает много других добрых дел. В городе Сан-Хуан целый «поминальный комплекс» посвящен знаменитой покойнице, там есть даже отель для паломников. Филиалы «комплекса» разбросаны по всей стране. Десятки тысяч людей приходят туда со своими заботами и надеждами. В часовнях среди даров за оказанное содействие можно увидеть вещи самые разнообразные — от подвенечных платьев и боксерских перчаток до велосипедов и мотоциклов.
...Телесфора Кастильо, или просто Телесита, хорошенькая деревенская девушка, любившая петь и танцевать на вечеринках, заживо сгорела в своем бедном ранчо. Мученическая смерть окружила ее ореолом святости. Крестьяне в провинции Сантьяго-дель-Эстеро верят, что Телесита обладает способностью возвращать потерянное, в том числе утраченную любовь. Для этого нужно устроить в ее честь танцы с барабаном и скрипкой.
На всем северо-востоке Аргентины широко распространен культ Санта Муэрте — Святой Смерти. Костяной или деревянный ее скелетик с жестяной косой, окруженный цветами и свечками, помещают на алтаре ярко-красных тонов. Но чтобы обрести чудодейственную силу, образу надлежит получить благословение. Семь пятниц подряд его носят в семь разных храмов.
Разумеется, католические падре отказываются освящать неказистую языческую фигурку. Поэтому Сан-Ла-Муэрте приносят на мессу украдкой и держат в руке в момент, когда священник благословляет паству.
Если кому-нибудь хотят причинить зло, кого-нибудь приворожить, скелет устанавливают так, чтобы он смотрел в сторону дома, где живет этот человек. Либо ставят его на фотокарточку, повернутую лицом вниз, и держат в таком положении, пока желание не сбудется. Если речь идет о неверном возлюбленном, то произносится следующее заклинание:
Мне милый с другой изменяет, злодей!
О, Добрая Смерть, помоги мне в недоле!
Вели, чтоб назад он вернулся скорей.
А если твоей он не выполнит воли. То острой косой негодяя убей!
Девятнадцатого числа каждого месяца, чтобы ублажить Санта Муэрте, организуют веселые празднества с музыкой, напитками и традиционным «асадо» — говядиной, жаренной над раскаленными углями. Собираются родственники, встречаются старые друзья. Считается, что «виновник торжества» таким застольям очень рад, и их участники могут с полным основанием рассчитывать на «хорошую смерть» в будущем.
Владимир Резниченко "Наука и религия", № 1988 г.
-Сан-Паскуалито-Рэй/San Pascualito Muerte/El Rey San Pascual-
Об этом персонаже известно куда меньше, чем о предыдущем. Почитается он в Гватемале и в южном мексиканском штате Чьяпас. Про него, опять-таки, утверждается, что корни этой традиции уходят в доиспанскую эпоху. Однако есть основания полагать, что как и в прежнем случае – это наследие колониального режима, связанное с образным репертуаром «Триумфа смерти».
Два основных центра почитания Сан-Паскуалито расположены в Олиптепеке (Гватемала) и столице Чьяпаса, Тустла-Гутьеррес (Мексика).
Несмотря на внешний макабр, этот культ не ориентирован, главным образом, на маргинальные слои, как его «родственники», Сан Ла-Муэрте и Санта-Муэрте. Верующие ставят на алтарь перед Сан-Паскуалито разноцветные свечи, в зависимости от характера их просьбы. Красный, естественно, для любви, розовый для здоровья, желтый для защиты от недоброжелателей, зеленый для успеха в бизнесе, голубой для богатства, пурпурный для помощи в борьбе с алкогольной или наркозависимостью. Некоторые, впрочем, зажигают перед этим святым черные свечи, прося отомстить за них своим врагам. День Сан-Паскуалито отмечается 17 мая.
-Смерть как Мрачная Жница (отрывок из книги)-Если ее статус, как народной святой и воплощения смерти, - это феномен Америки в целом, то гендер Санта Муэрте – ее личная особенность. Аргентинский Сан Ла Муэрте и Рей Паскуаль из Гватемалы – вот пара ее «коллег по работе», неустанно трудящиеся на просторах от Буэнос-Айреса до Ванкувера. Но, как и традиционный образ Мрачного Жнеца, это скелетные святые, дошедшие до нас, невзирая на царившие в их странах в 1970-е и 80-е годы кровавые режимы, - персонажи однозначно «мужские». Слово «рей» в имени Рея Паскуаля означает «король», а слово «сан» в имени Сан Ла Муэрте – слово «святой» в мужском роде. Гватемальский святой носит царскую корону, а аргентинский облачен в монашескую мантию. В отличии от них, мексиканская Прелестница предпочитает монашеским и королевским одеяниям белое платье невесты. Ее все чаще можно встретить на алтарях с длинными и черными, как смоль, волосами, которые порой даже носят следы химической завивки. Как однозначно «женская» скелетная святая, Санта Муэрте представляет собой уникальное явление для Северной и Южной Америки – если не для всего мира. Единственная святая, не уступающая ей по популярности в Соединенных Штатах и Мексике – это Дева Мария Гваделупская, императрица обеих Америк.
«Королева Мексики» имеет самое прямое отношение к гендеру Святой Смерти. Мы уже наблюдали за тем, как испанцы принесли свою Мрачную Жницу, Ла Парку, в Новый свет. Но, если для испанцев смерть олицетворяла по преимуществу женщина, то «маскулинность» Рея Паскуаля и Сан Ла Муэрте требует известных объяснений. Не вдаваясь в подробности, отметим, что аргентинский и гватемальский скелетные святые представляют собой продукт синтеза Ла Парки с действительными и воображаемыми испанскими святыми. Как вы помните, канонизированный в шестнадцатом столетии испанский монах Паскуаль Байлон превратился в Гватемале в скелетного святого. В основной версии легенды о происхождении Сан Ла Муэрте о нем говорится как о миссионере-иезуите.
Поскольку в истории Святой Смерти существует лакуна почти в полтора века – с 1800 по 1930-ый годы о ней нет никаких письменных свидетельств, - невозможно сказать что-то определенное о том, как развивался в этот период ее образ. Известно, однако, что Санта Муэрте, появившаяся спустя сто тридцать лет после первых письменных упоминаний о ней, в полевых заметках этнографов, эта незаменимая помощница в делах любовной магии – это однозначно женский персонаж. Допуская подпольное почитание Святой Смерти в том регионе Центральной Мексики, где ее искала Инквизиция, было бы разумно предположить, что в течение всего этого времени женский гендер святой оставался неизменным. И как раз в этот период на «религиозную сцену» выходит Дева-метиска, Богоматерь Гваделупская, как считается, впервые явившаяся в 1531 году на территории современного Мехико крестьянину Хуану Диего, - эта знаменитая аватара Девы Марии, особенно популярная в центральной части страны, где она и появилась впервые. И появление Девы Марии Гваделупской, вскоре ставшей настоящим воплощением мексиканского народного христианства, лишь усилило матриархальный характер иберо-американского народного католицизма. Если бы не массово почитаемая мексиканская Богородица, то у ее эквивалента, скелетной святой, было бы значительно меньше шансов сохранить в Южной и Центральной Америке свой женский гендер – если допустить, что он присутствовал изначально. Напротив, сосредоточенный на женских образах мексиканский народный католицизм, особенно характерный для центральной части страны, скорее всего и укрепил представление о Святой Смерти как о женщине, хотя почитание этой святой, не признанной официально и преследуемой Инквизицией, на долгое время и стало подпольным.
Всякий раз при мысли о тандеме Девы Марии Гваделупской и Тощей Леди я вспоминаю, как загорелись глаза у «крестного отца» культа, когда я произнес одновременно эти имена во время нашего интервью. Несколько больших изображений Девы-метиски украшают храм архиепископа Ромо и его кабинет. Рассуждая о том, как возвышаются две эти святые над мексиканским религиозным ландшафтом,, Падре Давид вдруг усмехнулся и выдал замечательный афоризм, который можно было перевести и как «Мексика – это страна многих матерей», и как «Мексика – это страна-мать» (“ Mexico es un pais de mucha madre ”). Таким образом, в Мексике, с ее матриархальным народным католицизмом, где до недавних пор безраздельно правила Дева Гваделупская, Мрачная Жница является весьма притягательной фигурой для своих поклонников, большая часть которых – девушки и женщины.
Помимо роли сестры или крестной, отраженных в таких ее прозвищах, как Белая Сестра или Крестная, Санта Муэрте для некоторых своих духовных чад выступает еще и в роли матери. Эрнестина, жительница Тепито пятидесяти лет от роду, в прошлом заключенная, со слезами рассказывает о материнских качествах Костлявой. «Взгляните на меня – позавчера мне исполнился пятьдесят один, но я по-прежнему с ней, и я всегда буду с ней. Если бы вы могли видеть те чудеса, что она творит для меня дома, на улице, - для меня и моих детей. У меня нет матери, но есть она. И она – это все, что у меня есть. И моя вера в нее настолько сильна, что я знаю: вскоре она вернет мне дочь [из тюрьмы]. Я знаю, что она собирается выпустить мою девочку на свободу! "
Р. Эндрю Чеснут "Посвященная смерти. Санта Муэрте, Скелетная Святая"
©Автор перевода svart-ulfr
Angelitos
«Lágrimas mojaban las alas del angelito y no podía volar hasta el paraíso» (Слезы делают мокрыми крылья «ангела» и он не может улететь в рай)
Angelitos - так в Мексике называются фотоснимки детей post mortem, было распространено преимущественно в 19-м веке, хотя встречается и сейчас.
Похороны детей в Мексике, сопровождаются особой традицией. Трагическая гибель младенца, уже крещеного, по понятию, рассматривается, как выбор его богом, он сразу отправляется в рай, потому как безгрешен. Поэтому похороны были праздничным событием, которое сопровождалось фейерверками, музыкой и выпивкой, было строго-настрого запрещено плакать по ребенку на похоронах, иначе верили, что его не возьмут на небеса.
Фотография же мертвого ребенка была свидетельством его божественной трансформации в ангела, отсюда и название - "ангелитос".
Среди фотографов, специализирующихся на этом жанре, особо выделялись Romualdo García, Rutilio Patiño и Juan de Dios Machain.
В Латинской Америки умершие дети часто становились семейными святыми (или ангелами-хранителями). Если же со смертью малыша была связана какая-нибудь запоминающаяся истории, то популярность могла расшириться до границ населенного пункта и даже выйти за его пределы.
Так стало с аргентинским ангелито - Мигелем Анхелем Гайтано (провинция Ла-Риоха), статья о культе которого даже появилась в газете Нью Йорк Таймс в 1996 году.
Мальчик умер от менингита в возрасте трех лет. Через семь лет после его смерти - в 1973 году - сильный шторм разрушил могилу ребенка. Когда пришло время приводить в порядок захоронение, люди обнаружили нетленное тело умершего. Находку сразу же объявили чудом, что, конечно же, повлекло за собой поток верующих и страждущих со всей страны. Люди по сей день чтят маленького Мигелито и просят его о работе, любви и прочих вещах. В дар чаще всего привозят цветы и игрушки. Последних иногда находят в жутком беспорядке - значит маленький ангел ночью играл с ними.
В статье говорится, что ребенка все-таки хотели похоронить. Но то восстановленная гробница разрушалась, то с гроба постоянно сваливалась крышка (сверху даже клали камни, но на утро Мигелито опять смотрел в небо). После всего этого решили оставить маленького Мигеля в покое.
@темы: обряды и традиции, поверья и приметы, post mortem/посмертная фотография, история скульптуры, Прогулки с Бароном (Мифологические образы Смерти), мумии