La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir




Цам (с монгольского; тибетское «Чам»; бурятское «Сам») — торжественное религиозное служение, совершаемое ежегодно на открытом воздухе в буддийских монастырях (дацанах) Бурятии, Калмыкии, Монголии, Непала и Тибета. По одной из версий, происходит от древних шаманских практик. Был включён в буддийский комплекс. В Монголии и Забайкалье Цам стал одной из основных буддистских религиозных мистерий.
-О церемонии-

Большинство видов Цама включают, так называемые, танцы скелетов, среди которых можно выделить три основных класса. К первому классу относятся «защитники четырех кладбищ». Эти скелеты принадлежат к божествам высокого ранга и потому украшены короной с тремя или пятью миниатюрными черепами. К их маске, которая является увеличенной копией человеческого черепа, крепится пара вееров радужных цветов. Эти веера тибетцы называют «украшения защитников кладбищ». Монголы же называют их «бабочками» и так же именуют танцоров, исполняющих этот вид танца. Они одеты в белые обтягивающие костюмы с прорисованным на них скелетом и набедренные повязки из шкуры тигра.

Танцоры, исполняющие второй вид «танца скелетов», так же носят маску с изображением черепа, но без радужных украшений. Их костюм состоит из обтягивающих белых брюк с желтыми, красными и зелеными заплатками и свободной белой рубашки. Несмотря на свой зловещий облик, скелеты относятся к мирным божествам, приносящим счастье и богатство. Скелеты третьего типа держат в руках белую палку длиной в полтора метра с нанесенной на нее красной спиралью. Назначение этих палок – отгонять ими от приготовленного из теста «сора-торма» как реальных ворон, так и ворону-маску, которая в ходе всей церемонии совершает неоднократные попытки похитить «сор».


Читипати - хранители кладбищ в буддизме.
История гласит, что однажды пара йогинов - мужчина и женщина, во время одной из практик, медитируя на кладбище, покинули свои тела. Но пока они отсутствовали, собаки и крысы съели тела (также встречаются версии о том, что их убили разбойники или даже срезали и съели мясо с их костей).
Вернувшись в астральной форме к своим телам, йогины обнаружили, что остались только скелеты и тогда дали обещание защищать всех практикующих на кладбище йогинов.
Читипати радостно танцуют на солнечном диске. Их головы украшены черепами, а вокруг тела развиваются шёлковые шарфы и юбки. Эта форма символизирует непостоянство и свободу от любых привязанностей.
«Владыка кладбищ» (санскр. Читипати, тибет. Дур-бдаг, бурятск. Хохимой или Хохимай) – это персонаж в маске, изображающей череп. Костюм персонажа, носящего эту маску, практически всегда расписан под скелет.
Еще версия:
Читипати. Единственное в своем роде изображение двух танцующих скелетов в виде Охранителей кладбищ. Имя Читипати и означает "Владыка Кладбищ". Правый скелет держит в поднятой правой руке булаву с черепом, у второго в правой руке пламя или факел. В левых руках они держат по габале с амритой. Правые ноги у них поджаты. Под ногами поверженные враги, лежащие на солнечном диске и лотосе. Вокруг фигур протуберанец из языков пламени. На заднем фоне горы и облака. Читипати являются проявлениями Махакалы.
История происхождения этого образа такова: двое приятелей, практиковавших йогу Чод, созерцали на кладбище, и, когда они были в самадхи, туда пришли разбойники. Обнаружив, что с впавших в транс отшельников нечего взять, они в злобе срезали с их тел все мясо для своих собак. Тут созерцатели пробудились из транса и в свою очередь обнаружили, что реализовали бессмертие и на радости начали танцевать. Разбойников тут же хватил удар и они упали замертво. С тех пор Читипати охраняют других созерцателей на кладбищах от подобных ситуаций и злобных существ.

©

-Отрывок из книги-



Тибетские коврики для медитаций:


@темы: Пляска смерти, В гостях у La Belle Dame sans Merci, Прогулки с Бароном (Мифологические образы Смерти), клипы/ролики/передачи