Бог Кими Мифология майя представляла бога Кими как одного из самых главных в пантеоне. Это был владыка смерти. Изображался Кими в виде скелета. Отличительной чертой его образа был так называемый "мёртвый глаз", который представлял собой чёрную горизонтальную полосу, проходящую сквозь глазницу. Также Кими имел специфические ожерелья и одежду, символизирующие смерть.
Кими был покровителем жертвоприношений. Его изображение можно найти на специальных обрядовых сосудах. Эти рисунки обычно показывают Кими в процессе самообезглавливания.
Бог смерти имел несколько обличий и имён: Кизин, Вак Митун Ахау, Шиб.
В гороскопе майя Кими ассоциируется с Землёй. Он считается покровителем людей, родившихся в январе. Кими символизирует стабильность и твёрдость духа.
читать дальшеАпух
Второе имя Ах-Пуч или просто А. В мифах племени майя Апух являлся одним из главных богов Шибальбы, то есть подземного мира мёртвых. Кроме него в стране смерти обитали Кумхав, Кисин, Вукуб-Каме, Чимиабак, Кикшик, Кикришкак и многие другие.
Ахпух на рисунках майя представлен как старик с черепом вместо головы и кусками разложившегося тела с торчащими костями. На голове Ахпух обычно имел головной убор в форме головы каймана. Среди украшений Ахпуха можно увидеть человеческие кости и глаза, принесенных ему жертв. Встречаются и изображения Ахпуха в женском обличье. Часто ему дорисовывали голову совы. И сейчас у жителей Центральной Америки есть поговорка: "Когда большая сова поёт, индеец умирает".
Ахпух символизировал смерть и разрушение. Обитал этот бог на девятом, самом жутком, этаже Шибальбы. Там он следил за душами умерших людей.
Ахпух повелевал всеми человеческими путями. Его считали причиной болезней и внезапных смертей. Это божество связано с цифрой 10, которое воспринималось как тайная "смертная" сторона священного числа 20.
Умерший человек должен был обязательно встретиться с Ахпухом в стране мёртвых. Только это обещало ему перерождение к новой жизни. Поэтому майя чтили Ахпуха, приносили ему жертвы, часто изображали на своей посуде танцующим. Майя одновременно и боялись и поклонялись Ахпуху. Он виделся проводником между жизнью и смертью, ответственным за возрождение человека в новом, не физическом образе.
Символом Ахпуха был череп.
У майя имелось множество богов смерти, их имена различались в зависимости от племени. Все они обитали в подземных мирах (число которых обычно равно девяти) и имели различные иконографические облики. Наиболее часто упоминаются: Кумхав и Вак-Митун-Ахав (у юкатанских майя), Кисин (у лакандонов), Ма-Ас-Амкуинк (у кекчи), у киче: Шикирипат и Кучумакик (вызывали кровотечения), Ах-Альпух (вызывал желтуху), Вукуб-Каме, Чимиабак, Кикшик, Кикришкак.
Шибальба
В мифах племён майя Шибальба представляет собой подземный мир мёртвых. Вообще, слово Шибальба (Xibalbá происходит от xibil - "исчезать" и переводится как "исчезающее". Этим словом называли и подземных божеств, которые, по верованиям майя, убивали людей, насылая на них страшные болезни. К примеру, боги Шикирипат и Кучумакик были причинами кровотечений, Ах-Альпух и Ах-Алькана вызывали желтуху , Шик и Патан – болезни горла.
В народном эпосе майя "Пополь-Вух" есть легенда о путешествии братьев-близнецов Хун-Ахпу и Шбаланке в подземное царство смерти для вызволения своих отца Хун-Хун-Ахпу и дяди Вукуб-Хун-Ахпу.
Мифы майя описывают Шибальбу как мир из 9 ярусов в виде пещеры или грота. Вход туда представлялся наземным в виде обрывистой скалы.
Путь в Шибальбу был нелёгким. Страннику предстояло пересечь три страшных реки: одну, полную скорпионов, вторую – полную крови, и третью – полную гноя. Затем его пытались обмануть 4 говорящие дорожки на перекрёстке. Оттуда путешественник попадал на совет Шибальбы, который состоял из подземных богов смерти. На самом деле здесь они попросту издевались над своим гостем, сажая его на раскаленную скамейку. Затем путник отправлялся в "Дома испытаний". В эпосе майя описывается 5 таких домов: Дом Холода, Дом Ягуара, Дом Летучей Мыши, Дом Обсидиановых Ножей и Дом Мрака, где и обитали главные боги Шибальбы. Целью жестоких пыток было отделить душу человека от его тела.
Индейцы майя приносили Шибальбе кровавые жертвы, пытаясь открыть дверь в этот страшный мир мёртвых.
Бакабы
В мифах племени майя бакабы описываются как божества, на которые опирался небосвод. Бакабы держали небеса по четырём углам, чтобы они не свалились. Мифы рассказывают о четырёх братьях-бакабах: Хобниль, Кан-Цик-Наль, Сак-Кими и Хоеан-Эк. Бакабы символизировали кроме того стороны света и цвета. Так, Хобниль являлся символом востока, был связан с алым цветом и считался защитником годов, начинавшихся с дня Кан. Кроме того он был покровителем пчеловодства. В то же время Кан-Цик-Наль символизировал север, белый цвет и покровительствовал годам Мулук. Сак-Кими охранял года Хищ, ассоциировался с западом и чёрным цветом. Хосан-Эк был покровителем годов Кавак, символизировал жёлтый цвет и юг.
Бакабы изображались в виде людей. Но в более древний период можно встретить их в образе игуаны, опоссума, черепахи и улитки или же паука и пчёл.
Позднее бакабы стали неразрывно связываться с богами ветра — павахтунами и богами дождя — чаками. Тогда же возникли представления о подземных бакабах, держащих свод мира мёртвых.
Иш Таб (Ixtab Петля-Женщина) у индейцев майя богиня самоубийств и жертвоприношений, также ассоциировавшаяся с плодородием и лунным затмением. В Дрезденском кодексе изображена повесившейся. Как предполагали майя, Иш Таб находилась на ветвях мирового древа, соответствовавших раю. Необходимо отметить позитивное отношение майя к суициду, приравнивавшемуся к жертвоприношению или военному подвигу (ср. харакири). Для самоубийц Иш Таб выполняла роль психопомпа. В индейском фольклоре Иш Таб вредоносный женский дух, заманивающий мужчин в лес. Она также часто появляется в произведениях фантастической литературы, связанных с мифологией майя.
Бог маиса (Vaxak Yol Kavil). Мексиканский эквивалент - Сентеотль, бог маиса. Бог жизни и плодородия. Один из верховных богов майяского пантеона постклассического и классического периода. Часто умерший правитель, после смерти, в загробном мире изображался в виде молодого бога маиса, что символизировало воскрешение и возрождение к жизни.
Бог жертвоприношения. Мексиканский эквивалент данного божества - Шипе Тотек, бог насильственной смерти. У астеков он изображался облаченным в свежесодранную человеческую кожу жертвы. Майяский бог, по всей вероятности, являлся покровителем различного рода жертвоприношений, как военных, так и гражданских.
Всего было двенадцать поименно названных богов Шибальбы; во главе их стояли верховные владыки Хун-Каме («Первая Смерть») и Вукуб-Каме («Седьмая Смерть»). Другие боги преисподней, вероятно, олицетворяли различные болезни.
@темы:
Прогулки с Бароном (Мифологические образы Смерти)