Пауки - это не только ценный мех, но и мощные хелицеры
Одним из необычных и ярких памятников архитектуры в финском городе Пори является Мавзолей Юзелиуса. Создан он по инициативе промышленника Ф. А. Юзелиуса в память о рано умершей дочери. Возвышающийся на кладбище Кяппяри памятник архитектуры построен по проекту архитектора Йозефа Стенбека, украшен внутри фресками Галлен-Каллела-младшего, который повторил труд своего отца Аксели, уничтоженный пожаром. читать дальшеТолчком к появлению этого памятника архитектуры стала семейная трагедия: в самом конце XIX века ушла из жизни единственная дочь Сигрид специалиста горного дела Юзелиуса. Раздавленный смертью одиннадцатилетней девочки, он принял решение построить капеллу. Сам инициатор постройки, переживший свою дочь на 32 года, и его ближайшие родственники нашли покой после смерти в этом же мавзолее. До конца жизни отец не находил в ней радости и завещал все свое состояние на развитие медицины. Интерьер и внутреннее оформление должны были стать незабываемыми и неповторимыми. Роспись стен и сводов мавзолея Юзелиуса в Пори взял на себя живописец Галлен-Каллеле старший. В течение 1902 и 1903 годов он много работал над эскизами настенных фресок. Однако их состояние стремительно ухудшалось, а пожар в мавзолее Юзелиуса уничтожил рисунки. Позже, в 1930-х годах, по авторским наброскам, фрески были восстановлены сыном художника – Ермой. Каждая из групп фресок памятника архитектуры Пори получила собственное название в зависимости от темы рисунков. Теме жизненного расцвета и заката посвящены группы «Весна», «Осень» и «Зима». Метафорически автор выражает этапы в судьбе людей в виде времен года. Усиливает эффект свет, падающий сквозь витражи. Панно «Весна» в мавзолее Юзелиуса – это навевающий грусть рисунок женщины, облаченной в черное. Она олицетворяет смерть, угрожающую даже детям. На второй композиции – другая дама поит подросшего ребенка тем молоком, которое предназначалось для умершего младенца. Река смерти Туонела, уносящая все живое, стала базовой темой для еще одной группы фресок. В противовес этим композициям, в мавзолее изображены оптимистичные пейзажи, именуемые «Космический эфир» и «Рай». В них можно увидеть надежду автора на лучший исход. Безмерно сильными и выразительными фрески в Пори стали из-за того, что художник, Аксели Галлен-Каллела пережил личную трагедию. В середине 1890-х и его дочь умерла от тяжелой болезни, после чего изобразительная манера стала более резкой, а краски мрачными.
В самом мавзолее фотографировать запрещено, для чего приставлена специальная девушка - следить. Работа у нее такая - сидеть весь день в мавзолее... Поэтому снимали только снаружи. Но внутри - это что-то невероятное, поэтому я рекомендую посмотреть видео, посвященное мавзолею. Не смотря на то, что финская тетушка скорее мешает, видео все-таки хорошо отражает это гениальное творение.
И немного фотографий самого мавзолея, а также кладбища Käppärän*, где он находится. *Сравнительно новое кладбище в финском городе Пори, открытое 29 июня 1884 года. В 1970-х и 1980-х годов кладбище было расширено до площади около 18 га, на 27 000 мест погребения. В общей сложности на кладбище похоронено около 76 000 человек. Т.к. кладбище довольно новое и не слишком интересное, фотографировала мало.
И кстати, интересный момент. На одном из деревьев была огромная колония грачиных гнезд. И - я впервые такое видела - надгробия, располагающиеся под этим деревом, были снабжены защитными козырьками.
История маленькой красавицы Сигрид Юселиус похожа на волшебную рождественскую сказку, но она реальна – так же, как снежинки, которые тихо опускаются на мавзолей этой девочки в канун Нового года. Началась она более ста лет назад на западной окраине Российской империи и продолжается до сих пор. В Финляндии, которая тогда входила в наше государство, жил сын лавочника Фриц-Артур Юселиус, мечтавший стать врачом. Он даже начал учиться медицине, но после смерти отца, будучи старшим сыном, в 22 года унаследовал маленький магазин. Фриц оказался упорным и удачливым коммерсантом, торговал в Европе российским лесом. Успешно вкладывал деньги в новые проекты и разбогател так, что на рубеже веков стал миллионером. Олигархом, если пересчитать его состояние по нынешнему курсу. У него был железный характер и крутой нрав: Юселиус считал, что главное мерило успеха – деньги. Даже жениться решил только после того, как его капитал достиг круглой суммы. Взял в жены красавицу Терезу – дочь своего богатого соседа. Их первый ребенок прожил всего пять месяцев. Вторая дочка, Сигрид-Мария, родилась 17 мая 1887 года. Отец души не чаял в этой очаровательной малышке. «Сигрид была нежным и солнечным ребенком, который всегда думал о других больше, чем о себе, – вспоминал позже Фриц Юселиус. – Дорогие платья, которые ей привозили из Парижа, раздавала соседкам. Не тянулась к роскоши, любила все настоящее – небо, море, траву и полевые цветы…» Больше всего Сигрид-Мария обожала простые ромашки. Наверное, не раз гадала на них, отрывая белые лепестки: «Любит, не любит?» А этого чувства в семье становилось все меньше и меньше. «Только бизнес, ничего личного!» – любил повторять Юселиус. Он гнался за деньгами, а его жена и дочь так хотели душевного тепла, а не роскошных подарков… Драма Родители развелись, когда Сигрид исполнилось шесть лет. Быть может, этот разрыв между папой и мамой подорвал и без того хрупкое здоровье дочки. Малышка через три года заболела туберкулезом. Когда она узнала о новом браке отца, ей стало хуже. Отец привез дочери лучших докторов, бросил дела. Фриц сидел возле постели своего единственного ребенка, рассказывал сказки, обещал выполнить все ее желания. Приносил кукол, медвежат, зайцев – любые игрушки, которые были в детских магазинах. Лишь бы доставить радость, вызвать улыбку на бледном личике. Но единственную мечту девочки – дожить хотя бы до Рождества – папа не смог выполнить. Ни за какие деньги… К туберкулезу прибавилась корь, и малышка сгорела, как свечка, на глазах безутешного отца. Одиннадцатилетняя Сигрид-Мария умерла 19 июня 1898 года в городе Турку. В гробу девочка лежала как живая. Будто только спит, вот-вот проснется… Отец заказал строительство мавзолея на кладбище Каппара в городе Пори лучшим архитекторам и художникам. В 1903 году он был готов – похожий на готический храм, виражи которого напоминали лепестки столь любимой Сигрид ромашки. Фриц после смерти дочери так и не завел детей. Второй брак, с Эдит, оказался бездетным. Овдовев, он женился в третий раз, на молодой девушке Берте, ровеснице умершей Сигрид, но вскоре после свадьбы юную красавицу погубил рак. В старости богач остался в одиночестве, его душили неизлечимая болезнь и тоска. Юселиус подолгу сидел в мавзолее на каменной скамье, глядя на мраморный гроб единственной дочери. Отец пережил Сигрид на 32 года и умер в 1930-м, в разгар мирового экономического кризиса, даже не заметив его. Деньги для Юселиуса уже не имели никакого значения, он уже отдал все свое состояние на благие дела, основал в 1927 году фонд имени своей дочери. «Мой самый близкий человек, более близкий, чем многие другие, страдал и умер прежде времени, – написал он в завещании. – Поэтому, чтобы люди в будущем смогли побеждать болезни, все свое имущество я передаю в фонд Сигрид для предоставления грантов для медицинских исследований». Ни войны, ни инфляция не подкосили фонд. Сейчас эта организация помогает больным детям не только в Финляндии, но и по всему миру. – Прибыль за прошлый год составила 11 миллионов евро, эти средства пущены на медицинские исследования, – отмечает председатель совета директоров Лейф Севон. Похоронили Фрица-Артура Юселиуса в том же склепе, в нише перед гробом любимой дочери. Наконец-то они оказались рядом, уже навечно. Склеп О том, что привидение Сигрид появляется в склепе, стали говорить сразу после кончины. В окнах вспыхивал свет, слышались странные звуки. Что это было – завывание ветра в арках мавзолея, отблески вечерней зари в окнах? Затем камень в склепе начал плакать – влага соленая, словно жгучие слезы, сочилась из стен, губя фрески знаменитого художника Акселя Галлен-Каллелы. На них он аллегорически изобразил человеческую жизнь от рождения до смерти. И всюду: в деревьях, персонажах, предметах – отобразил число 11, возраст, в котором Сигрид покинула земной мир. Вода капля за каплей разъедала фрески. – Привидение плачет! – разнеслось по округе. Встревоженные архитекторы подтвердили – влага сочится. И объяснили причину: камень для мавзолея был взят с острова, он пропитался морской водой и сейчас выделяет ее, как губка. Помещение просушили, но затем случилась другая беда – в 1931 году вспыхнул пожар. Свеча не могла сама собой упасть в закрытом на замок склепе, и опять заговорили о привидении. Склеп и мавзолей восстанавливали долго. Сын художника, Ёрма, вновь расписал стены и потолок по эскизам отца, восстановил витражи. В склеп провели электричество, стали пускать туда всех, кто хочет помянуть Сигрид. На ее мраморном гробу чаще всего лежат ромашки. И сам саркофаг по контуру окружен мраморными белыми лепестками. И на гербе фонда имени Сигрид изображен надломленный цветок. Цветок фонда, который служит заветному желанию больных детей – жить, жить, жить. На кладбище в Пори приезжают со всего света. И каждый, прикасаясь к холодному склепу, в канун Рождества загадывает свое желание. Люди верят, что Сигрид-Мария, маленький ангел, донесет их мечты до Бога. Только денег не стоит просить – не сбудется. – Судьба Юселиуса – подтверждение вечной истины о том, что богатство не приносит счастья, – говорит паломникам Кари Эркола, викарий местной церкви. …Уходя с кладбища, я заметил, как на ажурных окнах мавзолея мелькнула тень. Может, это ветер качает деревья, а может быть, спустилась с небес душа Сигрид? Маленькая принцесса, она всегда знала эту мудрость про деньги. Счастье – это не куча серебра и золота. Счастье – когда тебя любят и когда любишь ты.