La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Виктор Ефимович Попков (9 марта 1932 — 12 ноября 1974) — советский художник, график.
Творческая деятельность В. Е. Попкова началась в период «оттепели». В 1950—1960-е годы художник много путешествовал по стране. Посетил Иркутск, Братск и другие города и области Сибири, где в это время осуществлялись крупные строительные проекты. Исполнил ряд картин по впечатлениям от поездок. Среди них одно из центральных произведений «сурового стиля» — «Строители Братской ГЭС» (1961). К середине 1960-х годов полностью отходит от этой стилистики. После официального искусства сталинской эпохи, выражавшего государственную идеологию, именно в произведениях Попкова вновь зазвучал авторский голос. Повествование в его картинах разворачивается как бы «от первого лица». Художник открыто выражал своё личное отношение к миру и человеку. В его творчестве нашла отражение тема несостоявшейся судьбы поколения, ставшего жертвой Великой Отечественной войны (цикл «Мезенские вдовы», 1966—1968).
Многие отмечали, что в последний год его жизни над ним всегда висела какая-то тревога, он словно предчувствовал приближение чего-то трагического. Макс Бирштейн вспоминал, что незадолго до смерти Попков принес стопку пластинок, перевязанную ленточкой, и сказал: «Прошу проиграть это на моих похоронах».
Художник погиб 12 ноября 1974 года, в результате несчастного случая: он был убит выстрелом инкассатора в упор, когда подошёл к инкассаторской машине и попросил водителя подвезти его. Впоследствии инкассатор утверждал, что действовал по инструкции.
Похоронен на Черкизовском кладбище Пушкинского района, МО.
*
Перед нами последняя из завершенных картина художника, созданная как реквием. Она словно ознаменовала трагический финал жизни художника. Героиня – никому не ведомая бабка Анисья – лицо метафорическое и символическое. Она словно воплощает народную философию о непреложности жизненного цикла любого человека. Природа в картине Попкова предстает как нерукотворный храм, в котором происходит определенный ритуал – похороны. Огромный дуб, как некое "древо жизни" осеняет отдельные группы молодых и старых людей с выдвинутой на передний план фигурой мальчика. Среди 30-ти персонажей полотна художник изобразил себя, свою мать Степаниду Ивановну; узнаются персонажи из других произведений автора – героини цикла"Мезенские вдовы" и других произведений. Мальчишку на дереве Виктор Попков писал со своего сына Алексея. Детали композиции – замшелый памятник, искусственный венок, летящие сороки – типичные приметы сельского кладбища, которые обладают автономной выразительностью,а вместе же они образуют полифоническое целое. Драматургия картины построена на сочетании интимной лирики души с эпическим звучанием народного духа. Композиция решается во фресковой стилистике с действом, развернутым не столько в глубину, сколько вдоль картинной плоскости. Не случайно прочитываются авторские аллюзии на знаменитое полотно французского художника Густава Кюрбе "Похороны в Орнане". Однако эмоциональное звучание картины наполнено сугубо российским колоритом. Тому способствует не только элементы фольклорного характера, но особая проникновенность образного решения, трогающая сердце зрителя.
В картине на переднем плане почти в цен­тре, прямо на фоне свежей моги­лы, Попков изобразил маленько­го мальчика в интенсивно-рыжем костюмчике. Его фигурка — это, с одной стороны, утешение, с другой — напоминание.
В основу кар­тины легло действительное событие, к которому наш герой имел отношение: похороны старушки из деревни Велегож, где художник не раз бывал. После похорон он по свежим следам сделал множество зарисовок и набросков, впослед­ствии претворившихся в одну из его лучших картин. В од­ном из первых эскизов к «Бабке Анисье», показанном в 1969 году на выставке шестнадцати московских художников, Попков еще не отходит от «бытовой» трактовки сюжета, изображая «все, как было» в деталях. В окончательном ва­рианте картины композиция приобретает более плоскостный характер, фигуры людей подвергаются стилизации. Ма­стер стремится показать не какие-то конкретные похороны, а вообще похороны «маленького человека», прожившего незаметную, незнаменитую, но цельную и хорошую жизнь и тем оставшегося в памяти людей, то есть — в понимании художника — в определенном смысле обретшего бессмер­тие. Символичность, всеобщность сюжета Попков стремил­ся подчеркнуть «иконной» техникой письма. На полях од­ного из рисунков к будущей картине он сделал запись: «Пи­сать "Бабку Анисью" как цветную гравюру и икону... Лица, как в иконах, — охра, лепка, пробела». Влияние икон замет­но даже в выборе фона — охристо-золотистого. Кроме того, в работе Попкову помогало близкое знакомство с фресками знаменитого Дионисия, ради которых он специально ездил в 1964 году в Ферапонтове. И писал он «Бабку Анисью» не маслом, а темперой — как иконописцы.
В 1966 году на картине «Полдень» художник в пышно-зеленой кроне дуба изобразил желтую ветку. Спустя несколько лет он развил эту метафору. Зеленая ветка среди пожухлой листвы выглядит симво­лом надежды.
Символична светлая фигура,стоящая спиной к зрителю - в серебристых складках дождевика угадывается силуэт крыльев...
Люди укрылись от дождя, но самого до­ждя не видно. Учитель Попкова Е. А. Киб­рик спросил, увидев картину: «Витя, а где дождь?» На это Попков ответил, что дождь — «слезы этих людей».
*
Из каталога "«Микулино Городище»: картинная галерея" Винокурова Г. А.
*
-Мезенский цикл-


Пронзительная тревожность, ощущение надвигающейся катастрофы достигает пика в картине «Он им не завидует, или Взгляд из могилы», отразившей предгрозовую политическую ситуацию времени Карибского кризиса. Жизнь Попкова тех лет не исчерпывалась интенсивными творческими поисками: остаться в стороне от политической проблематики было трудно. «Голос Америки» художник не слушал, но, наверно, как любой другой житель Советского Союза, внимательно относился к международной обстановке. Начало 1960-х повсеместно было связано с предчувствиями нового военного столкновения, поскольку противостояние СССР и США достигло своего апогея. Кульминацией холодной войны стал Карибский кризис - несколько дней октября 1962 года, в течение которых весь мир замер в напряженном ожидании военного столкновения. Психологически для каждого человека этот период был крайне тяжел: еще живы были воспоминания о прошедшей войне, а в России не было семьи, которую эта кровопролитная война не затронула бы.
Именно в те дни художник, как и многие, мучимый страшными предчувствиями, создал произведение, в котором выразил свои мысли и опасения по поводу происходящего: мертвые не завидуют живым, ибо будущее представляется крайне мрачным. Это совершенно неожиданная для Попкова картина, в которой все происходящее воспринимается взглядом мертвеца – словно из глубины вырытой ямы-могилы, куда сверху заглядывают люди, в волнении машущие руками, а над ними проносятся военные самолеты, оставляя светящийся след в предзакатном небе. По нижнему краю картины в краске процарапано: «Он им не завидует». К счастью для всех, противоборствующие стороны все же сумели договориться, СССР начал демонтаж советских ракет на Кубе, что стало началом разрядки напряженности в международных отношениях.
Тема смерти, вообще всегда притягивала художника. Ему нравились кладбища, их особая атмосфера, печальная и одновременно значительная, очищающая от суетных мыслей. Попадая в любой незнакомый город, Попков первым делом отправлялся на кладбища и подолгу гулял там, разглядывая могилы, читая надписи на памятниках, высчитывая по датам возраст умерших. Фатум, смерть, смысл человеческого существования – понятия, ставшие ключевыми для зрелого творчества мастера.

@темы: Изобразительное искусство

Комментарии
04.06.2017 в 15:01

Сирень не зацветет, если не вспомнит, зачем ей цвести
А точно ли сам художник таким хитрым способом не рассчитал самоубийство? Кто в здравом уме пойдет к машине инкассаторов просить подвезти ><
04.06.2017 в 16:31

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Там мутная история. Если бы не одна женщина-свидетельница, то была бы версия, что он пошел грабить и его застрелили. И еще "друзья"-художники, которые сделали вид, что их с ним не было. Та же женщина сообщила, что они очень даже были рядом и разбежались, когда услышали выстрелы.
В отрывке из каталога Микулинской галереи вообще говорится о том, что его к этой машине направили.
04.06.2017 в 20:04

По красному небу церковному летят самолеты-бионики. Моя экспонента любовная.
Картина с видом _из_ открытой могилы на самолеты просто поразительная.
Знать бы точное ее значение и историю...
05.06.2017 в 19:56

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Пронзительная тревожность, ощущение надвигающейся катастрофы достигает пика в картине «Он им не завидует, или Взгляд из могилы», отразившей предгрозовую политическую ситуацию времени Карибского кризиса. Жизнь Попкова тех лет не исчерпывалась интенсивными творческими поисками: остаться в стороне от политической проблематики было трудно. «Голос Америки» художник не слушал, но, наверно, как любой другой житель Советского Союза, внимательно относился к международной обстановке. Начало 1960-х повсеместно было связано с предчувствиями нового военного столкновения, поскольку противостояние СССР и США достигло своего апогея. Кульминацией холодной войны стал Карибский кризис - несколько дней октября 1962 года, в течение которых весь мир замер в напряженном ожидании военного столкновения. Психологически для каждого человека этот период был крайне тяжел: еще живы были воспоминания о прошедшей войне, а в России не было семьи, которую эта кровопролитная война не затронула бы.
Именно в те дни художник, как и многие, мучимый страшными предчувствиями, создал произведение, в котором выразил свои мысли и опасения по поводу происходящего: мертвые не завидуют живым, ибо будущее представляется крайне мрачным. Это совершенно неожиданная для Попкова картина, в которой все происходящее воспринимается взглядом мертвеца – словно из глубины вырытой ямы-могилы, куда сверху заглядывают люди, в волнении машущие руками, а над ними проносятся военные самолеты, оставляя светящийся след в предзакатном небе. По нижнему краю картины в краске процарапано: «Он им не завидует». К счастью для всех, противоборствующие стороны все же сумели договориться, СССР начал демонтаж советских ракет на Кубе, что стало началом разрядки напряженности в международных отношениях.
Тема смерти, вообще всегда притягивала художника. Ему нравились кладбища, их особая атмосфера, печальная и одновременно значительная, очищающая от суетных мыслей. Попадая в любой незнакомый город, Попков первым делом отправлялся на кладбища и подолгу гулял там, разглядывая могилы, читая надписи на памятниках, высчитывая по датам возраст умерших. Фатум, смерть, смысл человеческого существования – понятия, ставшие ключевыми для зрелого творчества мастера.
05.06.2017 в 22:08

По красному небу церковному летят самолеты-бионики. Моя экспонента любовная.
The Highgate Vampire, спасибо огромное!
Просто тематика самолета как символа вероятной смерти, близкая мне, вдруг такое вот воплощение для меня нашла.