Никогда вы не воскреснете, не встанете
Из гнилых своих гробов!
Никогда на божий лик не глянете,
Ибо нет восстанья для рабов -
Темных слуг корысти, злобы, ярости,
Мести, страха, похоти и лжи,
Тучных тел и скучной, грязной старости:
Закопали - и лежи!
27 июня 1916
И. Бунин
История некрополяИстория некрополя
Некрополь начал складываться в ноябре 1917, когда на Красной площади появились две братские могилы участников штурма Кремля (события 2 (15) ноября 1917 в Москве), павших на стороне большевиков (по некоторым данным, в этих могилах покоится 238 человек). В 1919 на Красной площади был похоронен Я. М. Свердлов, а осенью того же года — жертвы взрыва в Леонтьевском переулке, включая 1-го секретаря МГК В. М. Загорского.
В 1924 был построен Мавзолей Ленина, ставший центром некрополя.
В 1920-е годы около Кремлёвской стены появилось еще 15 братских могил борцов революции, либо умерших в разное время своей смертью и подхороненных потом в общие могилы, либо погибших вместе при катастрофах (например, при крушении аэровагона, в котором погибли Артём (Ф. А. Сергеев) и ряд других большевиков). Затем эта практика прекратилась.
В дальнейшем некрополь пополнялся двумя видами захоронений:
* особо выдающиеся деятели партии и правительства (Свердлов, а затем Фрунзе, Дзержинский, Калинин, Жданов, Ворошилов, Будённый, Суслов, Брежнев, Андропов и Черненко) похоронены около Кремлёвской стены справа от Мавзолея без кремации, в гробу и в могиле. В такой же могиле похоронено в 1961 также вынесенное из Мавзолея тело И. В. Сталина. Над ними поставлены памятники — скульптурные портреты (работы М. В. Томского и др.)
* большинство лиц, похороненных у Кремлёвской стены в 1930—1980-е годы, кремировано, а урны с их прахом замурованы в стену (по обе стороны Сенатской башни) под мемориальными плитами, на которых указано имя и даты жизни (всего 114 человек). В 1925—1936 (до С. С. Каменева и Карпинского) урны преимущественно замуровывались на правой стороне Некрополя, но в 1934, 1935 и 1936 Киров, Куйбышев и Горький были похоронены с левой стороны; начиная с 1937 года (Орджоникидзе, Мария Ульянова) захоронения полностью перешли на левую часть и производились только там до 1976 (единственное исключение — Г. К. Жуков, чей прах был захоронен в 1974 на правой стороне, рядом с С. С. Каменевым); а с 1977 вплоть до прекращения погребений они вновь «вернулись» на правую сторону.
Политики, находившиеся в опале, не хоронились у Кремлёвской стены (например, Н. С. Хрущёв, А. И. Микоян и Н. В. Подгорный покоятся на Новодевичьем кладбище).
В случае, если то или иное лицо было посмертно осуждено партией, его захоронение в Кремлёвской стене не ликвидировалось (например, никак не были тронуты урны с прахом С. С. Каменева и А. Я. Вышинского).
В некрополе у Кремлёвской стены — прах выдающихся лётчиков (1930-е-1940-е), погибших космонавтов (1960-е-1970-е), крупных учёных (А. П. Карпинский, И. В. Курчатов, С. П. Королёв, М. В. Келдыш).
До 1976 у Кремлёвской стены хоронили всех умерших в звании Маршала Советского Союза, но, начиная с П. К. Кошевого, маршалов стали хоронить также и на других кладбищах.
Последним похороненным у Кремлёвской стены был К. У. Черненко (март 1985). Последним, чей прах был помещён в Кремлёвскую стену — умерший в декабре 1984 Д. Ф. Устинов.
Судьба некрополя
В 1953 было принято постановление СМ и ЦК КПСС о ликвидации некрополя и переносе праха покоящихся у стены, а также тел Ленина и Сталина в проектируемый Пантеон; вскоре этот проект был забыт.
С 1974 некрополь охраняется государством как памятник. В 1990-е-2000-е годы неоднократно поднимался вопрос о ликвидации некрополя (из политических, религиозных или иных соображений); этому противоречит действующее законодательство, запрещающее переносить прах без воли родственников (для большей части похороненных у Кремлёвской стены получить такое согласие затруднительно, не говоря о том, что не все похороненные в братских могилах известны по именам).
Список покоящихся у Кремлёвской стены
Отдельные могилы
(справа налево)
1. Черненко Константин Устинович (1911—1985)
2. Буденный Семен Михайлович (1883—1973)
3. Ворошилов Климент Ефремович (1881—1969)
4. Жданов Андрей Александрович (1896—1948)
5. Фрунзе Михаил Васильевич (1885—1925)
6. Свердлов Яков Михайлович (1885—1919)
7. Брежнев Леонид Ильич (1906—1982)
8. Дзержинский Феликс Эдмундович (1877—1926)
9. Андропов Юрий Владимирович (1914—1984)
10. Калинин Михаил Иванович (1875—1946)
11. Сталин Иосиф Виссарионович (1878/79-1953)
12. Суслов Михаил Андреевич (1902—1982)
Братские могилы борцов революции
1. Ванторин А. И., Тяпкин П. Г., Эров И. С., Снегирев Н. М., Загорский В. М., Николаева А., Игнатова И. М., Волкова М., Агафошин С., Горюнов С., Дудинский И., Звонов
2. Зимин И., Иванов И., Кокорев С., Косарев А., Кропотов Н. Н., Халдина А. Н., Титов Г. В., Мокряк М. И., Коспяник П., Крашенильников В., Лещиков А., Лизенко Ф.
3. Хорак А., Лысенков Ф., Петухов И., Романов В., Разоренов-Никитин Г. Н., Сафонов А. К., Колбин, Кваш А. Л., Рыжев М., Смирнов А., Сологудинов Ф., Сопляков
4. Федоров С., Хохлов С., Ципляков С., Шефаревич В., Подбельский В. Н., Кучутенков А. А., Вальдовский Я. М., Швырков Е. П., Прямиков Н. Н., Дроздов Ф., Есаулов Д., Томский Г. В.
5. Сухарев А. А., Елагин Г. Л., Степачев И. Г., Арманд Е. Ф. (Инесса), Джон Рид, Русаков И. В., Пекалов С. М., Стефанович, Вольский К., Тараев
6. Ногин В. П., Карпов Л. Я., Ковшов В. Д., Лихачев В. М., Чжан, Ван
7. Воровская Д. М., Воровский В. В., Нариманов Н., Войков П. Л., Станкевич А. В., Засухин П. А., Юдичев Д. И., Капелин С. П., Котов И. В.
8. Щербаков П. П., Андреев Павлик, Киреев А. А., Драудынь М., Хомяков И. М., Янышев М. П., Лисинова Л. А., Смилга И., Морозов В. Е., Ширяев С. А., Михайлов Л. Ф.
9. Запорожец А. П., Бочаров Я. И., Тимофеев А. Т., Осен А.
10. Тимофеев Г., Инюшев А. А., Гавриков Я. В., Усольцев М. Т.
11. Баскаков Т. А., Владимиров С. В., Неделкин Т. Ф., Трунов Н. Р., Войтович В. Е.
12. Сахаров, Артём (Ф. А. Сергеев), Салунов Е. Н., Воронов А. П., Назаров И. А., Скворцов Г. А.
13. Жилин И. Я., Константинов И., Абаковский В. И., Фриман Д.
14. Вевер О., Вирземнек О. К., Звейнек Г. П., Звейнек Я. Е., Афонин Е. Л., Струпат О., Гельбрих О., Хьюлетт В. Д., Квардаков А. В., Степанов
15. Гадомский А. В., Барасевич Ф. К.
Урны с прахом
Правая сторона
(справа налево)
1. Хейвуд Вильям Дадли (1869—1928)
2. Ландлер Енё (1875—1928)
3. Мак Манус Артур (1889—1927)
4. Рутенберг Чарльз Эмиль (1882—1927)
5. Владимиров Мирон Константинович (1879—1925)
6. Устинов Дмитрий Федорович (1908—1984)
7. Костандов Леонид Аркадьевич (1915—1984)
8. Пельше Арвид Янович (1899—1983)
9. Баграмян Иван Христофорович (1897—1982)
10. Косыгин Алексей Николаевич (1904—1980)
11. Кулаков Федор Давыдович (1918—1978)
12. Келдыш Мстислав Всеволодович (1911—1978)
13. Василевский Александр Михайлович (1895—1977)
14. Жуков Георгий Константинович (1896—1974)
15. Каменев Сергей Сергеевич (1881—1936)
16. Карпинский Александр Петрович (1846—1936)
17. Геккерт Фриц (1884—1936)
18. Товстуха Иван Павлович (1889—1935)
19. Смидович Петр Гермогенович (1874—1935)
20. Довгалевский Валериан Савельевич (1885—1934)
21. Менжинский Вячеслав Рудольфович (1874—1934)
22. Штейнгарт Александр Матвеевич (1887—1934)
23. Усыскин Илья Давыдович (1910—1934)
24. Васенко Андрей Богданович (1899—1934)
25. Федосеенко Павел Федорович (1898—1934)
26. Луначарский Анатолий Васильевич (1875—1933)
27. Катаяма Сэн (1859—1933)
28. Гольцман Абрам Зиновьевич (1894—1933)
29. Баранов Петр Ионович (1892—1933)
30. Гусев Сергей Иванович (1874—1933)
31. Свидерский Алексей Иванович (1878—1933)
32. Ольминский Михаил Степанович (1863—1933)
33. Стопани Александр Митрофанович (1871—1932)
34. Киркиж Куприян Осипович (1888—1932)
35. Покровский Михаил Николаевич (1868—1932)
36. Стучка Петр Иванович (1865—1932)
37. Ларин Михаил Александрович (1882—1932)
38. Триандафиллов Владимир Кириакович (1894—1931)
39. Михайлов-Иванов Михаил Сильверстович (1894—1931)
40. Лепсе Иван Иванович (1889—1929)
41. Скворцов-Степанов Иван Иванович (1870—1928)
42. Цюрупа Александр Дмитриевич (1870—1928)
43. Красин Леонид Борисович (1870—1926)
44. Цеткин Клара (1857—1933)
Левая сторона
(справа налево)
1. Орджоникидзе Григорий Константинович (1886—1937)
2. Киров Сергей Миронович (1886—1934)
3. Куйбышев Валериан Владимирович (1888—1935)
4. Максим Горький (Пешков Алексей Максимович) (1868—1936)
5. Ульянова Мария Ильинична (1878—1937)
6. Чкалов Валерий Павлович (1904—1938)
7. Крупская Надежда Константиновна (1869—1939)
8. Серов Анатолий Константинович (1910—1939)
9. Осипенко Полина Денисовна (1907—1939)
10. Раскова Марина Михайловна (1912—1943)
11. Кравченко Григорий Пантелеевич (1912—1943)
12. Памфилов Константин Дмитриевич (1901—1943)
13. Ярославский Емельян Михайлович (1878—1943)
14. Николаева Клавдия Ивановна (1893—1944)
15. Шапошников Борис Михайлович (1882—1945)
16. Щербаков Александр Сергеевич (1901—1945)
17. Потемкин Владимир Петрович (1878—1946)
18. Вахрушев Василий Васильевич (1902—1947)
19. Землячка Розалия Самойловна (1876—1947)
20. Толбухин Федор Иванович (1894—1949)
21. Владимирский Михаил Федорович (1874—1951)
22. Ефремов Александр Илларионович (1904—1951)
23. Мехлис Лев Захарович (1889—1953)
24. Шкирятов Матвей Федорович (1883—1954)
25. Кузьмин Анатолий Николаевич (1903—1954)
26. Вышинский Андрей Януарьевич (1883—1954)
27. Говоров Леонид Александрович (1897—1955)
28. Юдин Павел Александрович (1902—1956)
29. Лихачёв Иван Алексеевич (1896—1956)
30. Носенко Иван Исидорович (1902—1956)
31. Завенягин Авраамий Павлович (1901—1956)
32. Малышев Вячеслав Александрович (1902—1957)
33. Жук Сергей Яковлевич (1892—1957)
34. Петровский Григорий Иванович (1878—1958)
35. Тевосян Иван Федорович (1902—1958)
36. Кржижановский Глеб Максимилианович (1872—1959)
37. Курчатов Игорь Васильевич (1903—1960)
38. Неделин Митрофан Иванович (1902—1960)
39. Хруничев Михаил Васильевич (1901—1961)
40. Ванников Борис Львович (1897—1962)
41. Хрулев Андрей Васильевич (1892—1962)
42. Дыгай Николай Александрович (1908—1963)
43. Кучеренко Владимир Алексеевич (1909—1963)
44. Куусинен Отто Вильгельмович (1881—1964)
45. Бирюзов Сергей Семенович (1904—1964)
46. Козлов Фрол Романович (1908—1965)
47. Курашов Сергей Владимирович (1910—1965)
48. Королёв Сергей Павлович (1907—1966)
49. Рудаков Александр Петрович (1910—1966)
50. Игнатов Николай Григорьевич (1901—1966)
51. Стасова Елена Дмитриевна (1873—1966)
52. Малиновский Родион Яковлевич (1898—1967)
53. Комаров Владимир Михайлович (1927—1967)
54. Воронов Николай Николаевич (1899—1968)
55. Гагарин Юрий Алексеевич (1934—1968)
56. Серегин Владимир Сергеевич (1922—1968)
57. Соколовский Василий Данилович (1897—1968)
58. Рокоссовский Константин Константинович (1896—1968)
59. Мерецков Кирилл Афанасьевич (1897—1968)
60. Тимошенко Семен Константинович (1895—1970)
61. Еременко Андрей Иванович (1892—1970)
62. Шверник Николай Михайлович (1888—1970)
63. Добровольский Георгий Тимофеевич (1928—1971)
64. Волков Владислав Николаевич (1935—1971)
65. Пацаев Виктор Иванович (1933—1971)
66. Захаров Матвей Васильевич (1898—1972)
67. Крылов Николай Иванович (1903—1972)
68. Конев Иван Степанович (1897—1973)
69. Гречко Андрей Антонович (1903—1976)
70. Якубовский Иван Игнатьевич (1912—1976)Немного неоднозначная статья, но интересна к рассмотрению.
статья о некрополяхАвтор статьи «Кому нужен мавзолей?» обходит молчанием причины выбора места под кремлёвский некрополь. Но без уяснения всех обстоятельств его появления невозможно правильно оценить перспективы его сохранения на этом месте. Об одной из причин я уже говорил (см. статью «Жертвоприношение на Красной площади... на этом сайте). Но есть и другие.
Почему цари и большевики запрещали хоронить в Москве?
Указом 1657 года царь Алексей Михайлович запретил погребать усопших в Кремле и Китай-городе. В 1723 году Петр I повелел "в Москве и других городах мертвых человеческих телес, кроме знатных персон, внутри градов не погребать". Но он вскоре умер, и указ не исполняли. Аналогичные распоряжения издавали и позже, но окончательно перестали хоронить в черте города только с 1771 года. Придя к власти, большевики первым делом устроили у Кремля кладбище и ... начали уничтожать старые московские погосты (в советское время в столице уничтожили свыше 400 приходских кладбищ, как правило, вместе с храмами). Хотя там давно уже не хоронили, и они стали памятниками. В чём причины подобной некрофобии и почему так странно повели себя большевики?
Начнём с того, что никакой некрофобии у православных царей не было и быть не могло, ибо места погребения и останки в религии очень важны. В былые времена вокруг каждого храма был погост ( в Москве к середине XVII века их было до 600), поэтому все церковные службы всегда шли ( и идут поныне) практически на кладбище и это никого не смущает. Под алтарём каждого православного Храма погребены мощи (останки) святого или мученика. Перед алтарём нередко стоит рака (гроб) с мощами святого, а под плитами пола или в стенах погребены именитые прихожане или священнослужители. Верующие широко используют в культовых целях останки святых и землю с их могил. Распространён обычай вкладывать в мощевики (кресты или иконы) частицы мощей святых и носить их на себе, или почитать их. Почитаются и используются также предметы с кладбищ и из могил, например, частицы могильных крестов и гробов святых.
Но длительно находиться вблизи даже погребённого трупа обычного человека для здоровья живых вредно. Более того, вредоносное воздействие усиливается, когда рядом находится несколько захоронений. В старину об этом прекрасно знали. Границы опасных зон определяли безошибочно и жильё, а также присутственные места, старались строить за их пределами. Но в городе так получалось не всегда, поэтому цари, заботясь о здоровье своих подданных, пытались удалить могилы подальше от жилищ. И уж тем более не строили на костях. Правда, иногда такое случалось, но лишь тогда, когда уже никто не помнил, что здесь когда-то было кладбище, а народная память была очень долгая - реально ранее, чем через 300-400 лет после последнего захоронения на этом месте никто не селился. А если помнили, что здесь когда-то массово гибли люди, то старались не на этом месте не селиться вообще, сколько бы времени ни прошло. Эти места в крайнем случае использовали для хозяйственных нужд, например, торговли.
В ХХ веке древние знания получили научное подтверждение. В 1920-е годы профессор А.Гуревич обнаружил так называемое деградационное излучение живых клеток. Позже советский физик Сергей Докучаев разработал гипотезу о существовании особых волн, излучаемых при гибели живых организмов. Он убивал крыс, находившихся в полностью экранированных от любых известных физических полей клетках. Тем не менее, прибор, установленный на большом расстоянии от места проведения опыта, фиксировал всплеск «излучения смерти». Аналогичные результаты дали в СССР и исследования учёных, занимающимся изучением излучений от трупов и кладбищ, а также их воздействия на самочувствие живых людей. Эти исследования проводили с сугубо утилитарной целью - для объективного определения ширины санитарно-защитной зоны, которая должна отделять кладбище от жилой застройки. Выяснилось, что излучения скелета продолжаются весьма длительный срок. Отдельные излучения суммируются, и общая зона опасных для здоровья излучений от кладбища выходит за его границы и вытягивается вдоль оси погребения. Результаты этих исследований послужили основой для официальных правил проектирования. Их несоблюдение весьма опасно. В книге «Живые поля архитектуры» описывается такой пример. В Тульской области в одном из лечебно-трудовых профилакториев были отмечены случаи самоубийств. После перепрофилирования лечебного учреждения и размещения на его площадях учебной базы ОМОН были зафиксированы серьёзные расстройства психики у курсантов, выражавшиеся в возникновении слуховых и зрительных галлюцинациях, неадекватных реакциях, что в ряде случаев привело к человеческим жертвам. Причём галлюцинации периодически возникали и у людей, постоянно проживающих в жилом массиве, непосредственно примыкающему к данному учреждению. Анализ ситуации показал, опасная зона возникла из-за существовавшего ранее на этом месте кладбища. Цари были абсолютно правы - живым лучше держаться от мёртвых подальше.
Но зачем в таком случае большевикам понадобился новый погост на Красной площади, около резиденции руководителя государства? Дело в том, что кладбище для мага вещь совершенно необходимая. В магии погосты, могилы и землю с них используют в ритуалах наведения порчи, на ущерб в делах и разорение конкурентов, для сильнейших приворотов, для возврата долгов, для избавления от порчи, неудач, от различных недугов и семейных неурядиц, для гаданий и многого другого. Всего даже и не перечислишь. Многие магические кладбищенские ритуалы нужно проводить строго в определённое время, поэтому высокопоставленные чародеи и хотели иметь кладбище по соседству от своего жилья - тащиться ночью, в непогоду далеко от дома обременительно. Да и что бы подумали московские обыватели о регулярных ночных кладбищенских вояжах своих вождей? Со времён подполья большевики привыкли к строгой конспирации, поэтому самым разумным и удобным было устроить кладбище прямо у кремлёвской стены. Это понятно. Но почему тогда они с маниакальным упорством уничтожали остальные погосты?
Магией занимались не только большевики. Среди их противников тоже встречались маги и, подчас, весьма сильные, выявить и «обезвредить» которых было непросто. Поэтому, как могли, усложняли им жизнь - ведь частые, а тем более ночные, визиты мага на отдалённый и уединённый погост не могли ускользнуть от бдительного ока органов. Именно этим и объясняется большевистская неприязнь к общедоступным городским погостам. Но была и ещё одна причина сноса городских кладбищ, далёкая от ненависти к врагу и построенная на холодном расчёте - сатанисты прекрасно знали, как влияют на психику людей разорённые погосты и использовали эти знания в собственных корыстных интересах.
Наркоматы и суды на костях и крови.
Все большевики были богоборцами, но настоящими «чёрными» магами лишь избранные. Остальные служили при них магической массовкой, каждый участник которой слепо выполнял волю режиссёра, чаще всего, весьма смутно представляя подлинный смысл своих реплик и мизансцен. Кроме того, у большевиков служило много беспартийных специалистов, с явным подозрением относившихся к планам и делам «красных». Всем этим людям требовалось основательно «затуманить» разум, и сделать не просто покорными марионетками в руках «чёрных» кукловодов, а активными строителями Царства Сатаны на Земле. Вдалбливать бредовые социальные идеи каждому рядовому строителю коммунизма индивидуально - чересчур хлопотно. Куда проще собрать их в огромном здании на месте бывшего погоста, и само место одарит их иллюзиями и галлюцинациями.
Одни из первых «глючных домов» построили на месте церкви Параскевы Пятницы в Охотном ряду. Её предшественница - деревянная Пятницкая церковь появилась здесь еще до 1406 года. В одном старинном документе она значилась как "у пол" - от слова поле. В древности так называли открытые места (полянки) в Москве, где в XIII - XVI веках проходили судебные поединки. Исход спорных судебных дел тогда решался поединком на поле боя перед судьями и свидетелями и назывался "судом Божиим", ибо результат предавался в Волю Провидения: кто одолеет, тот и прав. За 300 лет земля Охотного ряда буквально пропиталась кровью. В XVII веке на месте деревянной церкви построили каменную двухэтажную церковь. Церковь Параскевы Пятницы стояла вне стен Кремля и Китай-города, поэтому на её приходском кладбище хоронили как минимум до 1770-годов. То есть около четырёхсот лет подряд! Естественно, что эту территорию, подобно Красной площади, использовали для торговли, а не для жилья или строительства административных зданий - бредящие чиновники были тогда не нужны. Но в 1920-х годах приоритеты поменялись. Понадобились управленцы именно с замутнённым сознанием, ибо трезвый рассудок неизбежно отторгал магическо-коммунистические химеры. Поэтому новые государственные учреждения высшего ранга (Наркоматы и т. п.) стали строить как раз на крови и костях. Одна из первых подобных строек началась в Охотном ряду.
В 1928 году церковь Параскевы Пятницы снесли и на её месте в 1932-35 годах возвели Дом СТО (Совета труда и обороны СССР), затем в нём размещались Совет народных комиссаров (правительство) СССР и Государственный плановый комитет при Совете Министров (Госплан) СССР. Можно сказать, здесь находился мозг экономики страны. Не удивительно, что в этом «гиблом» месте часто рождались поистине химерические планы и прожекты, и чем дольше, тем более грандиозные, например, поворот Сибирских рек. Экономический крах социализма был фактически предрешён в середине 1930-х годов! И решили всё даже не законы экономики, а «чёрная» магия и её неумолимые законы! Примечательно также, что здание СТО построили также и в «зоне захвата» ниши Мавзолея.
В 1993 году После расстрела Белого дома здесь поселили Государственную Думу РФ. Вряд ли стоило удивляться забавлявшим и возмущавшим всю страну эксцентричным выходкам депутатов первых созывов Думы в «глючном доме»! В таком месте иначе и быть не могло.
История со зданием на Охотном ряду, скорее общее правило, чем исключение. Вот, например, о чём поведала читателям «Комсомольская правда» 11.07.02 в статье «Верховный суд России стоит на костях»: « В Москве, под полом здания Верховного суда на улице Поварской, строители обнаружили человеческие останки. Главная версия захоронения - давным-давно здесь было церковное кладбище. А в 1938-м (храм) сломали. В 1954 году на этом месте выстроили здание Верховного суда. По другой версии, захоронение может относиться к 1930 - 1940 годам массовых репрессий.» От себя добавим, что планировалась постройка одного из важнейших государственных учреждений на костях (и крови?) ещё при жизни Сталина в точно тех же магических традициях, что и стройка на Охотном ряду. Как сказывались на судьях заседания на могилах, можно только догадываться.
Но была и ещё одна причина строительства зданий важнейших органов государственной власти на погостах. В 1917 году большевики устроили кладбище у стен Кремля для своего удобства - теперь магических ритуалы можно было проводить, почти не отходя от рабочего места. Но к концу 1920-х годов они смекнули - если построить здания Правительства, наркомата и т. д. прямо на могилах, то высшие государственные руководители смогут заниматься кладбищенской магией прямо в своих кабинетах или на заседаниях правительства и совещаниях. Огромная экономия времени и сил! И дело пошло...
Неодолимую любовь к стройплощадкам на костях и крови можно объяснить только одним: «чёрная» магия - основа механизма управления большевиков массами. Развитие страны и все её ресурсы были полностью подчинены служению демоническим силам. И это не метафора, а суровая объективная реальность, без учёта которой вся советская история будет казаться исследователям сплошной вереницей неразрешимых загадок.
©С кремлевским некрополем связано немало легенд и слухов. У него много противников и сторонников. Однако мало кто знает, как устроен главный погост страны и даже кто там похоронен. Корреспондент газеты "Московский комсомолец" подежурил у захоронений и узнала неожиданные подробности.
Всего в Кремлевской стене 115 урн с прахом, а у ее подножия 12 могил. Между могилами и стеной - два 75-метровых братских захоронения, где погребены останки 289 революционеров, "павших в боях за власть Советов". Двенадцать высокопоставленных покойных захоронены в шеренгу головой к Кремлю, ногами - к Красной площади. Гробы для них были сделаны по специальной технологии из ценных пород дерева и, по словам сотрудников комендатуры, могут лежать в земле веками.
Урны с прахом спрятаны в нишах и прикрыты мемориальными табличками. При ближайшем рассмотрении в стене видны углубления - в праздники у захоронений вывешивали флаги республик СССР. После реставрации табличек дырки решили не заделывать - они стали историей.
Вообще к истории здесь относятся очень трепетно. Например, специалисты считают недопустимым исправлять слово "социалистическАго" на табличке с именем наркома финансов РСФСР Мирона Владимирова.
Кремлевский некрополь считается памятником истории и находится под особой государственной охраной и охраной ЮНЕСКО. У стены организовано постоянное дежурство солдат и офицеров, причем не только из-за ценности места, но и как дань уважения к усопшим. При этом доступ к захоронениям не запрещен. По словам сотрудников комендатуры, посетители Мавзолея могут пройтись вдоль стены, однако задерживаться у табличек, как и в Мавзолее, не рекомендуется. К стене не пустят с напитками и едой.
Родственники покойных могут прийти в любой день, но должны предупредить об этом заранее. Посещение разрешается только в светлое время суток и кроме дней проведения праздничных мероприятий. В отличие от обычных посетителей, родственники могут постоять у могил. Впрочем, приходят они нечасто, признаются офицеры охраны. В основном, на праздники, в дни рождения или смерти. Так, 10 ноября почтить память Леонида Брежнева пришел его внук.
По словам провожатых, многие дальние родственники именитых усопших приезжают только для того, чтобы сфотографироваться у могилы на память. Для этого нужно разрешение, обычно заявка рассматривается не дольше двух дней. Учет посетителей некрополя не ведется.
"Рассказы про эксгумацию - небылицы"Бытует мнение, что многие останки перенесли и погребли на обычных кладбищах. Однако в комендатуре это категорически опровергли. За исключением тела Иосифа Сталина, которое переместили в кремлевский некрополь из Мавзолея в 1961 году, остальные тела и урны с прахом остались неприкосновенными. Не ликвидировались даже захоронения людей, публично осужденных партией после смерти.
Кроме того, по закону, для перезахоронения требуется разрешение родственников усопших. Это главный аргумент против ликвидации некрополя. Ведь, например, в братской могиле находятся останки неопознанных революционеров.
Между тем, немногие противники захоронений знают, что в царские времена вдоль Кремлевской стены только между Спасскими и Никольскими воротами находились 15 небольших погостов по числу располагавшихся там церквей.
Как ухаживают за некрополемПолтора года назад работники ГУП "Благоустройство Кремля" поменяли грунт, посадили туи и заменили большую часть старых голубых елей. Все кустарники и ёлки садовники регулярно подрезают и придают им правильную форму. Есть и специальная автоматическая поливочная система.
На дорожках у стены не бывает луж - они оборудованы особыми сливами. Мемориальные таблички и памятники каждое утро протирают уборщицы. Специалисты всегда следят, чтобы у захоронений лежали свежие цветы. Помимо принесенных посетителями, возле каждой могилы и урны лежит по 4 красных искусственных гвоздики.
При осмотре некрополя репортер обратила внимание на совпадения - например, на памятнике Константину Черненко бюст черный, а не серый, коричневый или красный, как у остальных. А у захоронения маршала Малиновского лежат не красные, а розовые гвоздики. Подтекста ни в том, ни в другом случае нет, пояснили в охране. Для бюста Черненко не нашлось мрамора нужного цвета, а испортившиеся цветы заменили теми, что были в запасе.
СправкаПервые захоронения - братские могилы - появились на Красной площади в ноябре 1917 года. На открытии некрополя выступил с речью Ленин, а хор исполнил кантату на стихи Сергея Есенина "Спите, любимые братья, в свете нетленных гробниц". Построенный в 1924 году Мавзолей стал центром кремлевского погоста.
В 12-ти отдельных могилах похоронены Константин Черненко, Семен Буденный, Климент Ворошилов, Андрей Жданов, Михаил Фрунзе, Яков Свердлов, Леонид Брежнев, Феликс Дзержинский, Юрий Андропов, Михаил Калинин, Иосиф Сталин, Михаил Суслов.
По словам сотрудников ФСО, посетители Мавзолея, проходя около урн с прахом, неизменно замедляют шаг у табличек с именами Горького, Жукова, Королева, Гречко, Гагарина и Чкалова. И именно к ним чаще кладут цветы. Что касается могил, то живыми цветами всегда усыпана могила Сталина.
По слухам, представители науки и культуры готовят обращение к президенту, в котором просят вернуть традицию хоронить самых выдающихся личностей в Кремлевской стене или у ее подножия. Потенциал у некрополя большой - по приблизительным подсчетам, с каждой стороны можно захоронить еще по 50 урн, а у подножия - еще 12 могил.