В соответствии с классификацией французского этнографа Ж. Монтадона, все известные в истории способы погребения можно разделить на восемь основных типов:
1. оставление или выбрасывание;
2. водяное погребение;
3. воздушное погребение;
4. зарывание с двумя разновидностями - пещерное и в землю;
5. кремация;
6. мумификация;
7. рассечение;
8. каннибализм.
статьяСчитая систематику Ж. Монтадона неполной, известный историк и этнограф С. А. Токарев предложил собственную систематику погребальных обычаев.Систематика Токарева дополнена авторами, показавшими связь между кремацией и водным погребением кремированных останков без урны и без погребальной ладьи.В первобытных популяциях умерших первоначально оставляли в жилище, позднее их отдавали на съедение животным, или соплеменники сами съедали своих умерших сородичей (каннибализм). Но вне зависимости от способа избавления от умерших сама изоляция возникла как утилитарная необходимосгь санитарно-гигиенического порядка.
Обычаи захоронения умерших начали формироваться в эпоху мустьерской культуры, когда стали намеренно сохранять тела умерших родственников от пожирания животными и людоедства. Тела умерших сородичей неандертальцы оставляли в своих жилищах, не ведая страха перед покойниками. С. А. Токарев полагает, что мустьерские погребения не имеют никакого отношения к религиозным верованиям и что они могут быть объяснены, как проявление инстинкта опрятности и чистоплотности.
Советский археолог А. П. Окладников достоверно установил одновременность захоронения тела умершего человека с обитанием людей в пещере (грот Тешик-Таш в Узбекистане) и предположил, что в неандертальской первобытной орде общественные связи приобрели устойчивый и прочный характер настолько, что забота о живых сородичах стала нормой быта и в отношении умерших. Лишь много тысячелетий спустя, когда возникают представления о душе и загробной жизни, отношение людей к покойникам коренным образом меняется, страх перед покойником становится общераспространенным явлением, и тела умерших удаляются из мест обитания живых.
Из обычая сохранять тела умерших родственников возникает религиозный обряд погребения в собственном значении этого слова. Телу умершего стали придавать особую позу (клали на спину и скрещивали руки, либо придавали скорченное положение), что и является существенным ритуальным моментом религиозного обряда погребения.
Быстрая уничтожающая сила огня привлекла внимание людей еще в древнейшие времена. Огонь для сжигания умерших стали использовать приблизительно за 7 тыс. лет до н. э. Распространению огненного погребения способствовало изобилие лесов, дававших дешевый горючий материал для погребального костра. Немаловажную роль имела пышная и торжественная обстановка самого церемониала сожжения. Широкое распространение получила кремация у древних греков, римлян, славян, германцев, индусов, японцев и у многих других народов.
В Древней Греции погребение в землю и кремация существовали одновременно. Этот факт подтверждают находки в некрополях в скалах Сиракуз древнегреческой колонии на Сицилии, где встречаются обе формы погребения, письменные свидетельства о кремации в Древней Греции относятся еще к гомеровскому периоду.Сцены огненного погребения можно найти в трагедиях Софокла ("Электра") и Эсхила ("Агамемнон"), римских поэтов Пропорция и Тибулла, творца эпиграмм Марциала.Несколькими столетиями позже, по сообщению Плутарха (45-120 гг. н. э.) афинский государственный деятель Солон, друг Сократа Алкивид, Коринфский демократ Тимолеон, правитель Сиракуз Дионис после смерти были преданы кремации.Предполагается, что в основе обычая кремации в Древней Греции была вера в возможное возвращение умерших к жизни. Греки испытывали перед таинственными, уничтожающими жизнь силами страх. Умершим недоставало души, которая отлетала от земной оболочки вместе с дыханием. Греки опасались мертвых и старались оградить себя от их возвращения. Пытаясь задобрить мертвых, им пели дружественные песни, приносили жертвы.Кремация, по сравнению с захоронением в земле, была в то время более дорогой формой погребения и являлась преимуществом состоятельных людей. Соответственно этому обряд проходил с большой роскошью.Мертвых сжигали вместе с жертвенными животными и ценными дарами, пепел поливали вином, урны, которые состояли из полукруглых, закрытых крышкой жестяных капсул или круглых закрытых свинцовых сундучков, опускали в каменные могилы и над ними сооружали земляные холмы различных размеров, которые получили распространение в последние столетия до нашей эры как братские могилы. Очень большое захоронение - кострище афинян, павших при сражении у Марафона в 490 г. н. э., обнаружил при раскопках немецкий археолог Генрих Шлиман.К середине IV в. до н. э. относится сооружение знаменитого мавзолея Мавсола царя Карий в Галикарнасе, сочетавшего в себе черты древнегреческой и малоазийской архитектур. Мавзолей, разрушенный в XV-XVI вв. и известный по описанию Плиния Старшего и раскопкам английского археолога Ч. Ньютона в 1857 г., имел 50 м в высоту и был увенчан статуями Мавсола и его жены Артемиссии.Древнейшие могилы этрусков, так называемые шахты, - колодцы-могилы - устраивали в рыхлой почве. Этрусские хранилища пепла имели форму маленьких домиков и миниатюрных храмов. Глиняные урны тонкостью своих форм, изяществом и раскраской служили образцами гончарного искусства. В гористой местности гробницы устраивали в скалах.С начала V в. н. э. для погребений используются естественные холмы, часто увенчанные отдельно стоящими памятниками.У древних римлян также существовали одновременно кремация и погребение в землю, но со временем погребение в землю становилось все менее популярным. В конце республиканского периода кремация осуществлялась повсеместно и долго сохраняла свои преимущества.До III в. н. э. кремация находила у римлян все большее распространение. Для состоятельных слоев населения была характерна большая роскошь в погребальных обрядах: около фамильного мавзолея устраивался собственный крематорий или второе место погребения с площадью для кремации, называемое "устринум". Римские фамильные устринумы окружали стеной или балюстрадой. В центре на возвышении сооружалось "пожарище" с воздухоотводами. Пепел погребали в маленьком, около 60 см длиной саркофаге. Из источников известно, что знаменитейшие люди Древнего Рима - Юлий Цезарь, Брут, Гней Помпей, Август, Тиберий, Веспасиан, Нерон были преданы после смерти сожжению. Обстановка церемониала кремации была пышной: тело умершего натиралось пахучими маслами. Курились особые снадобья для уменьшения запаха от горящих дров и сжигаемого тела, пепел собирался в урны.Римское среднее сословие хоронило своих умерших значительно проще: остатки костей хоронили в помещениях для урн или шахтовых могилах. Для освобожденных рабов сооружались большие, заглубленные в землю колумбарии. Они имели полукруглые ниши для установки урн с прахом. Поверхности стен покрывали изящными росписями на мифологические темы.Таким образом, античная эпоха характеризуется распространением кремации, что продолжалось вплоть до средних веков. Огненное погребение вышло из обихода в жесткой борьбе монотеистических религий средневековья с язычеством.
1. оставление или выбрасывание;
2. водяное погребение;
3. воздушное погребение;
4. зарывание с двумя разновидностями - пещерное и в землю;
5. кремация;
6. мумификация;
7. рассечение;
8. каннибализм.
статьяСчитая систематику Ж. Монтадона неполной, известный историк и этнограф С. А. Токарев предложил собственную систематику погребальных обычаев.Систематика Токарева дополнена авторами, показавшими связь между кремацией и водным погребением кремированных останков без урны и без погребальной ладьи.В первобытных популяциях умерших первоначально оставляли в жилище, позднее их отдавали на съедение животным, или соплеменники сами съедали своих умерших сородичей (каннибализм). Но вне зависимости от способа избавления от умерших сама изоляция возникла как утилитарная необходимосгь санитарно-гигиенического порядка.
Обычаи захоронения умерших начали формироваться в эпоху мустьерской культуры, когда стали намеренно сохранять тела умерших родственников от пожирания животными и людоедства. Тела умерших сородичей неандертальцы оставляли в своих жилищах, не ведая страха перед покойниками. С. А. Токарев полагает, что мустьерские погребения не имеют никакого отношения к религиозным верованиям и что они могут быть объяснены, как проявление инстинкта опрятности и чистоплотности.
Советский археолог А. П. Окладников достоверно установил одновременность захоронения тела умершего человека с обитанием людей в пещере (грот Тешик-Таш в Узбекистане) и предположил, что в неандертальской первобытной орде общественные связи приобрели устойчивый и прочный характер настолько, что забота о живых сородичах стала нормой быта и в отношении умерших. Лишь много тысячелетий спустя, когда возникают представления о душе и загробной жизни, отношение людей к покойникам коренным образом меняется, страх перед покойником становится общераспространенным явлением, и тела умерших удаляются из мест обитания живых.
Из обычая сохранять тела умерших родственников возникает религиозный обряд погребения в собственном значении этого слова. Телу умершего стали придавать особую позу (клали на спину и скрещивали руки, либо придавали скорченное положение), что и является существенным ритуальным моментом религиозного обряда погребения.
Быстрая уничтожающая сила огня привлекла внимание людей еще в древнейшие времена. Огонь для сжигания умерших стали использовать приблизительно за 7 тыс. лет до н. э. Распространению огненного погребения способствовало изобилие лесов, дававших дешевый горючий материал для погребального костра. Немаловажную роль имела пышная и торжественная обстановка самого церемониала сожжения. Широкое распространение получила кремация у древних греков, римлян, славян, германцев, индусов, японцев и у многих других народов.
В Древней Греции погребение в землю и кремация существовали одновременно. Этот факт подтверждают находки в некрополях в скалах Сиракуз древнегреческой колонии на Сицилии, где встречаются обе формы погребения, письменные свидетельства о кремации в Древней Греции относятся еще к гомеровскому периоду.Сцены огненного погребения можно найти в трагедиях Софокла ("Электра") и Эсхила ("Агамемнон"), римских поэтов Пропорция и Тибулла, творца эпиграмм Марциала.Несколькими столетиями позже, по сообщению Плутарха (45-120 гг. н. э.) афинский государственный деятель Солон, друг Сократа Алкивид, Коринфский демократ Тимолеон, правитель Сиракуз Дионис после смерти были преданы кремации.Предполагается, что в основе обычая кремации в Древней Греции была вера в возможное возвращение умерших к жизни. Греки испытывали перед таинственными, уничтожающими жизнь силами страх. Умершим недоставало души, которая отлетала от земной оболочки вместе с дыханием. Греки опасались мертвых и старались оградить себя от их возвращения. Пытаясь задобрить мертвых, им пели дружественные песни, приносили жертвы.Кремация, по сравнению с захоронением в земле, была в то время более дорогой формой погребения и являлась преимуществом состоятельных людей. Соответственно этому обряд проходил с большой роскошью.Мертвых сжигали вместе с жертвенными животными и ценными дарами, пепел поливали вином, урны, которые состояли из полукруглых, закрытых крышкой жестяных капсул или круглых закрытых свинцовых сундучков, опускали в каменные могилы и над ними сооружали земляные холмы различных размеров, которые получили распространение в последние столетия до нашей эры как братские могилы. Очень большое захоронение - кострище афинян, павших при сражении у Марафона в 490 г. н. э., обнаружил при раскопках немецкий археолог Генрих Шлиман.К середине IV в. до н. э. относится сооружение знаменитого мавзолея Мавсола царя Карий в Галикарнасе, сочетавшего в себе черты древнегреческой и малоазийской архитектур. Мавзолей, разрушенный в XV-XVI вв. и известный по описанию Плиния Старшего и раскопкам английского археолога Ч. Ньютона в 1857 г., имел 50 м в высоту и был увенчан статуями Мавсола и его жены Артемиссии.Древнейшие могилы этрусков, так называемые шахты, - колодцы-могилы - устраивали в рыхлой почве. Этрусские хранилища пепла имели форму маленьких домиков и миниатюрных храмов. Глиняные урны тонкостью своих форм, изяществом и раскраской служили образцами гончарного искусства. В гористой местности гробницы устраивали в скалах.С начала V в. н. э. для погребений используются естественные холмы, часто увенчанные отдельно стоящими памятниками.У древних римлян также существовали одновременно кремация и погребение в землю, но со временем погребение в землю становилось все менее популярным. В конце республиканского периода кремация осуществлялась повсеместно и долго сохраняла свои преимущества.До III в. н. э. кремация находила у римлян все большее распространение. Для состоятельных слоев населения была характерна большая роскошь в погребальных обрядах: около фамильного мавзолея устраивался собственный крематорий или второе место погребения с площадью для кремации, называемое "устринум". Римские фамильные устринумы окружали стеной или балюстрадой. В центре на возвышении сооружалось "пожарище" с воздухоотводами. Пепел погребали в маленьком, около 60 см длиной саркофаге. Из источников известно, что знаменитейшие люди Древнего Рима - Юлий Цезарь, Брут, Гней Помпей, Август, Тиберий, Веспасиан, Нерон были преданы после смерти сожжению. Обстановка церемониала кремации была пышной: тело умершего натиралось пахучими маслами. Курились особые снадобья для уменьшения запаха от горящих дров и сжигаемого тела, пепел собирался в урны.Римское среднее сословие хоронило своих умерших значительно проще: остатки костей хоронили в помещениях для урн или шахтовых могилах. Для освобожденных рабов сооружались большие, заглубленные в землю колумбарии. Они имели полукруглые ниши для установки урн с прахом. Поверхности стен покрывали изящными росписями на мифологические темы.Таким образом, античная эпоха характеризуется распространением кремации, что продолжалось вплоть до средних веков. Огненное погребение вышло из обихода в жесткой борьбе монотеистических религий средневековья с язычеством.
@темы: обряды и традиции, древние захоронения, кремация, атрибуты погребения и похорон