La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
историяТульские старинные кладбища — Всехсвятское, Зареченское (Спасское) и Пролетарское (Чулковское, Дмитрия Солунского) – существовали в качестве действующих около двух веков. Возникнув в 1770–1790-х годах, они были закрыты для эксплуатации в 70-х годах XX века. Таким образом, можно сказать, что они приняли в свое лоно почти все население города за двести лет. Это придало им характер важных памятников истории и культуры. В 1980 г. по заданию Министерства культуры РСФСР началось изучение этих некрополей. В 1998 году был создан муниципальный музей «Тульский некрополь», единственный провинциальный музей такого рода, целью которого является изучение, сохранение и популяризация тульских кладбищ, сохранившихся на их территории высокохудожественных надгробий, связанной с именами погребенных информации. Одним из результатов такого музейного изучения является выявление имен людей, погребенных на исследуемых кладбищах.
Этот вид исследовательской работы имеет довольно продолжительные традиции в отечественной некрополистике. Собственно, сама эта научная дисциплина, являясь одним из направлений науки истории, возникла на рубеже XIX—XX вв. именно с изучения имен на надгробных памятниках Москвы и Санкт-Петербурга. Особенно большое значение это имело для генеалогии – науки, изучающей родственные связи. Такими исследованиями занимались замечательные ученые В. И. Сайтов, Б. Л. Модзалевский, великий князь Николай Михайлович. В советский период подобные исследования прекратились практически полностью. В последнее десятилетие XX в. интерес к «отеческим гробам» возобновился, очевидно, в связи с возрождением интереса населения к подлинной истории своей страны и собственного рода. Некрополистика начала повсеместно развиваться. С середины 1990-х гг. по наши дни вышло большое количество описаний памятников и надгробных текстов, так называемые «Некрополи»: «Белгородский некрополь», «Владимирский некрополь», «Военный некрополь Одессы» и т. п. В Туле двумя изданиями вышел «Кочаковский некрополь», составленный старейшим сотрудником музея-усадьбы «Ясная Поляна» Н. П. Пузиным.
Однако результаты исследования Всехсвятского, Спасского и Солунского кладбищ по выявлению имен погребенных опубликованы еще не были. Связано это, кроме всего прочего, еще и с тем, что натурные исследования далеко не закончены. Достаточно сказать, что из 34,5 га, составляющих территорию Всехсвятского кладбища, детально исследовано всего 3,5 га. На этой территории автором данной публикации обнаружено и научно описано более тысячи надгробий конца XVIII — нач. XX в., причем в надгробных текстах удалось прочитать почти 500 имен. Учитывая, что общая территория изучаемых старинных кладбищ г. Тулы составляет более 50 га, мы пришли к выводу, что имеет смысл начать публикацию имен Тульского некрополя уже сейчас.
Время работает против исследователя: часть текстов выветривается, какие-то из надгробий уничтожаются вандалами или бестрепетными хозяйственниками; самому Всехсвятскому кладбищу грозят то сносом, то возобновлением погребений. Все это заставляет спешить с исследованиями. Однако даже та небольшая часть информации, которую мы получили в результате этой работы, позволяет делать интересные выводы. Например, стало ясно, что прямо напротив алтаря был участок, где хоронили монахинь Успенского монастыря, причем надгробия на их могилах чаще всего были в виде белокаменных саркофагов.
Считаем своим долгом предупредить, что приводимый список далеко не полон, и дальнейшие исследования позволят его дополнять. Информация о погребенных почерпнута из надгробных текстов. Даты приводятся в соответствии с текстами. В конце описания приводится топографический номер надгробия в соответствии с документацией музея «Тульский некрополь».
Предлагаем вниманию читателей список имен лиц духовного звания, погребенных на Всехсвятском кладбище г. Тулы, с тем, чтобы сохранить их имена для истории нашего города и помянуть тех, кто давно покинул сей мир.
Аврамов Гавриил, иерей, ск. 31 марта 1774 г. 53-х лет. Белокаменная плита (16–20.33).
Агриппина, монахиня Тульского Успенского монастыря, «родилась на Кавказе», ск. во 2-й пол. XIX в. Белокаменный саркофаг (17-1.153).
Андреев Дмитрий Степанович, протоиерей, ск. 18 марта 1952 г. 82-х лет. Железный крест из сварных труб.
Астров Леонид Петрович, протоиерей, духовник, ск. 15 сент. 1956 г. Вместе с В. И. Орловым и В. И. Покровским. Черный мраморный крест
(10–24.62).
Барщевский Василий Ильич, священник, 28 янв. 1865 г.— 17 марта 1906 г. Чугунный ажурный крест.
Боженов Фома Павлович, псаломщик села Иевлева Богородицкого уезда, ск. 13 окт. 1899 г. Вместе с А. Рождественским. Железный ажурный крест на белокаменном основании (17—18.137).
Виноградов Петр Иванович, протоиерей, 1846—1925 гг. Вместе с женой О. А. Виноградовой. Крест металлический (17–20.10).
Виноградова Ольга Александровна, жена протоиерея, 1857—1935 гг. Вместе с мужем, протоиереем П. И. Виноградовым. Крест металлический (17—20.10).
Гавриил, странник, ск. 18 апр. 1867 г. 49-ти лет. Белокаменный саркофаг (17—8.130).
Ганышенная Васса Ефимовна, девица, послушница Тульского девичьего Успенского монастыря. 1835 г.— 26 мая 1863 г. Белокаменный саркофаг (16-10.125).
Глаголев Александр Николаевич, протоиерей, «священствовал при Крестовоздвиженской церкви г. Тулы
45 лет 3 месяца», 30 дек. 1825 г.— 13 апр. 1896 г. Вместе с О. В. Глаголевой. Мраморная часовенка (17-20.2).
Глаголева Ольга Васильевна, жена протоиерея, 4 июня 1825 г.— 3 фев. 1867 г. Вместе с А. Н. Глаголевым. Мраморная часовенка (17—20.2).
Глаголевский Константин Владимирович, диакон, 29 мая 1902 г.— 21 марта 1955 г. Гранитная часовенка вторичного использования (16 планшет).
Грызлов Николай Гаврилович,
7 апр. 1891 г.— 18 янв. 1966 г. Стела мраморная (10—24.54).
Добронравов Георгий, митрополит, 7 апр. 1871 г.— 7 янв. 1935 г. Гранитная часовенка вторичного использования (16—8.23).
Елизавета, рясофорная монахиня Тульского девичьего монастыря, ск. 9 авг. 1889 г. 45-ти лет. Белокаменный саркофаг (17—11.83).
Калинников Гавриил Иванович, протоиерей, 1875—1937 гг. Железный крест из сварных труб.
Комова Вера Ивановна, жена пономаря, ск. в 1852 г. 39-ти лет. Белокаменный саркофаг (17—22.68).
Ларина Евпраксия, рясофорная послушница Тульского монастыря, ск. 17 дек. 1904 г. Чугунный ажурный крест (17—24.67).
Лидия, послушница, ск. в кон. XIX в. Вместе с монахиней Лидией, послушницей Надеждой. Белокаменная часовенка (16—10.23).
Лидия, ск. 3 июля 1878 г. 59-ти лет. Вместе с монахиней Софией и послушницами Лидией и Надеждой. Белокаменная часовенка (16—10.23).
Любимова Иннокентия, ризничая монахиня Тульского Успенского женского монастыря, ск. 26 мая 1906 г.
84-х лет, «в обители 42 года». Чугунный ажурный крест (16—13.96).
Максим, схимонах Московского Даниловского монастыря, 1860—1936 гг. Деревянный крест (16 планшет).
Мария, монахиня Тульского Успенского монастыря, ск. в 1894 г. 80-ти лет. Вместе с монахиней Агриппиной. Белокаменный саркофаг (17-11.153).
Митрофания (Калвечева Екатерина Борисовна), монахиня, ск. 5 авг. 1875 г. Белокаменный саркофаг (17—11.154).
Моисеева Надежда Антоновна, рясофорная послушница Тульского Успенского женского монастыря, ск. 21 июня 1894 г. 70-ти лет. Белокаменный саркофаг (17—11.61).
Надежда, послушница, ск. в кон. XIX в. Вместе с монахиней Софией и послушницей Лидией. Белокаменная часовенка (16—10.23).
Невский Петр Александрович, протоиерей, 1882–1942 гг. Железный ажурный крест (16 планшет).
Неонила (Цыцына), монахиня, ск. 27 окт. 1909 г. Белокаменный крест (16—18.87).
Неонила (в миру Дмитриева В. С), монахиня, 1927—1997 гг. Крест металлический.
Орлов Василий Владимирович, протоиерей, ск. 2 дек. 1956 г. Вместе с Л. П. Астровым и В. И. Покровским. Крест мраморный черный (10–24.62).
Покровский Василий Иванович, протоиерей, 15 дек. 1886 г.— 19 марта 1960 г. Вместе с Л. П. Астровым и В. В. Орловым. Крест мраморный черный (10-24.62). Очевидно, позже было поставлено отдельное надгробие В. И. Покровскому (стела черного гранита, 10—24.59).
Покровский Алексей, сын священника М.В. Покровского, 30 сент. 1859 г.— 9 янв. 1866 г. Вместе с сестрой, Е. Покровской. Белокаменная стела на семейном участке Покровских.
Покровская Елисавета, дочь священника М. В. Покровского, 23 июля — 15 авг. 1867 г. Вместе с братом, А. Покровским. Белокаменная стела на семейном участке Покровских.
Покровская Варвара, дочь священника М.В. Покровского, 2 июня 1873 г.— 17 февр. 1878 г. Белокаменная стела на семейном участке Покровских.
Прудовский Михаил Федорович, протоиерей церкви Тульского оружейного завода, 8 нояб. 1794 г.— 25 июня 1875 г. Чугунная плита (10—23.31).
Пугачев Александр Николаевич, хоругвеносец, ск. 22 нояб. 1902 г.
50-ти лет. Белокаменный саркофаг (18—23.104).
Родионов Анатолий Александрович, протоиерей, настоятель Всехсвятского кафедрального собора г. Тулы (1964—2000), 6 нояб. 1927г.—15 марта 2000 г. Гранитный черный крест.
София, монахиня, ск. в кон. XIX в. Вместе с послушницами Лидией и Надеждой. Белокаменная часовенка (16—10.23).
Струков, заштатный ...? Ск. в 1872 г. 73-х лет. Белокаменная часовенка (16—10.76).
Сусанна, монахиня, ск. в XX в. Деревянный крест (17—11.67).
Троицкий Илья Дмитриевич, протоиерей, 23 июня 1891 г.— 10 мая 1967 г. Стела черного гранита (10–24.56).
Феофила, монахиня, ск. во 2-й пол. XIX в. Белокаменная плита (17—11.51).
Цецилия, игумения Тульского женского Свято-Успенского монастыря. Деревянный крест.
Чернопятова Александра Яковлевна, девица. 19 марта 1823 г.– 9 февр. 1886 г. «В монашестве находилась 47 лет». Белокаменный крест (16–13.102).
Ирина Ковшарь,
доцент Тульского
государственного университета
Этот вид исследовательской работы имеет довольно продолжительные традиции в отечественной некрополистике. Собственно, сама эта научная дисциплина, являясь одним из направлений науки истории, возникла на рубеже XIX—XX вв. именно с изучения имен на надгробных памятниках Москвы и Санкт-Петербурга. Особенно большое значение это имело для генеалогии – науки, изучающей родственные связи. Такими исследованиями занимались замечательные ученые В. И. Сайтов, Б. Л. Модзалевский, великий князь Николай Михайлович. В советский период подобные исследования прекратились практически полностью. В последнее десятилетие XX в. интерес к «отеческим гробам» возобновился, очевидно, в связи с возрождением интереса населения к подлинной истории своей страны и собственного рода. Некрополистика начала повсеместно развиваться. С середины 1990-х гг. по наши дни вышло большое количество описаний памятников и надгробных текстов, так называемые «Некрополи»: «Белгородский некрополь», «Владимирский некрополь», «Военный некрополь Одессы» и т. п. В Туле двумя изданиями вышел «Кочаковский некрополь», составленный старейшим сотрудником музея-усадьбы «Ясная Поляна» Н. П. Пузиным.
Однако результаты исследования Всехсвятского, Спасского и Солунского кладбищ по выявлению имен погребенных опубликованы еще не были. Связано это, кроме всего прочего, еще и с тем, что натурные исследования далеко не закончены. Достаточно сказать, что из 34,5 га, составляющих территорию Всехсвятского кладбища, детально исследовано всего 3,5 га. На этой территории автором данной публикации обнаружено и научно описано более тысячи надгробий конца XVIII — нач. XX в., причем в надгробных текстах удалось прочитать почти 500 имен. Учитывая, что общая территория изучаемых старинных кладбищ г. Тулы составляет более 50 га, мы пришли к выводу, что имеет смысл начать публикацию имен Тульского некрополя уже сейчас.
Время работает против исследователя: часть текстов выветривается, какие-то из надгробий уничтожаются вандалами или бестрепетными хозяйственниками; самому Всехсвятскому кладбищу грозят то сносом, то возобновлением погребений. Все это заставляет спешить с исследованиями. Однако даже та небольшая часть информации, которую мы получили в результате этой работы, позволяет делать интересные выводы. Например, стало ясно, что прямо напротив алтаря был участок, где хоронили монахинь Успенского монастыря, причем надгробия на их могилах чаще всего были в виде белокаменных саркофагов.
Считаем своим долгом предупредить, что приводимый список далеко не полон, и дальнейшие исследования позволят его дополнять. Информация о погребенных почерпнута из надгробных текстов. Даты приводятся в соответствии с текстами. В конце описания приводится топографический номер надгробия в соответствии с документацией музея «Тульский некрополь».
Предлагаем вниманию читателей список имен лиц духовного звания, погребенных на Всехсвятском кладбище г. Тулы, с тем, чтобы сохранить их имена для истории нашего города и помянуть тех, кто давно покинул сей мир.
Аврамов Гавриил, иерей, ск. 31 марта 1774 г. 53-х лет. Белокаменная плита (16–20.33).
Агриппина, монахиня Тульского Успенского монастыря, «родилась на Кавказе», ск. во 2-й пол. XIX в. Белокаменный саркофаг (17-1.153).
Андреев Дмитрий Степанович, протоиерей, ск. 18 марта 1952 г. 82-х лет. Железный крест из сварных труб.
Астров Леонид Петрович, протоиерей, духовник, ск. 15 сент. 1956 г. Вместе с В. И. Орловым и В. И. Покровским. Черный мраморный крест
(10–24.62).
Барщевский Василий Ильич, священник, 28 янв. 1865 г.— 17 марта 1906 г. Чугунный ажурный крест.
Боженов Фома Павлович, псаломщик села Иевлева Богородицкого уезда, ск. 13 окт. 1899 г. Вместе с А. Рождественским. Железный ажурный крест на белокаменном основании (17—18.137).
Виноградов Петр Иванович, протоиерей, 1846—1925 гг. Вместе с женой О. А. Виноградовой. Крест металлический (17–20.10).
Виноградова Ольга Александровна, жена протоиерея, 1857—1935 гг. Вместе с мужем, протоиереем П. И. Виноградовым. Крест металлический (17—20.10).
Гавриил, странник, ск. 18 апр. 1867 г. 49-ти лет. Белокаменный саркофаг (17—8.130).
Ганышенная Васса Ефимовна, девица, послушница Тульского девичьего Успенского монастыря. 1835 г.— 26 мая 1863 г. Белокаменный саркофаг (16-10.125).
Глаголев Александр Николаевич, протоиерей, «священствовал при Крестовоздвиженской церкви г. Тулы
45 лет 3 месяца», 30 дек. 1825 г.— 13 апр. 1896 г. Вместе с О. В. Глаголевой. Мраморная часовенка (17-20.2).
Глаголева Ольга Васильевна, жена протоиерея, 4 июня 1825 г.— 3 фев. 1867 г. Вместе с А. Н. Глаголевым. Мраморная часовенка (17—20.2).
Глаголевский Константин Владимирович, диакон, 29 мая 1902 г.— 21 марта 1955 г. Гранитная часовенка вторичного использования (16 планшет).
Грызлов Николай Гаврилович,
7 апр. 1891 г.— 18 янв. 1966 г. Стела мраморная (10—24.54).
Добронравов Георгий, митрополит, 7 апр. 1871 г.— 7 янв. 1935 г. Гранитная часовенка вторичного использования (16—8.23).
Елизавета, рясофорная монахиня Тульского девичьего монастыря, ск. 9 авг. 1889 г. 45-ти лет. Белокаменный саркофаг (17—11.83).
Калинников Гавриил Иванович, протоиерей, 1875—1937 гг. Железный крест из сварных труб.
Комова Вера Ивановна, жена пономаря, ск. в 1852 г. 39-ти лет. Белокаменный саркофаг (17—22.68).
Ларина Евпраксия, рясофорная послушница Тульского монастыря, ск. 17 дек. 1904 г. Чугунный ажурный крест (17—24.67).
Лидия, послушница, ск. в кон. XIX в. Вместе с монахиней Лидией, послушницей Надеждой. Белокаменная часовенка (16—10.23).
Лидия, ск. 3 июля 1878 г. 59-ти лет. Вместе с монахиней Софией и послушницами Лидией и Надеждой. Белокаменная часовенка (16—10.23).
Любимова Иннокентия, ризничая монахиня Тульского Успенского женского монастыря, ск. 26 мая 1906 г.
84-х лет, «в обители 42 года». Чугунный ажурный крест (16—13.96).
Максим, схимонах Московского Даниловского монастыря, 1860—1936 гг. Деревянный крест (16 планшет).
Мария, монахиня Тульского Успенского монастыря, ск. в 1894 г. 80-ти лет. Вместе с монахиней Агриппиной. Белокаменный саркофаг (17-11.153).
Митрофания (Калвечева Екатерина Борисовна), монахиня, ск. 5 авг. 1875 г. Белокаменный саркофаг (17—11.154).
Моисеева Надежда Антоновна, рясофорная послушница Тульского Успенского женского монастыря, ск. 21 июня 1894 г. 70-ти лет. Белокаменный саркофаг (17—11.61).
Надежда, послушница, ск. в кон. XIX в. Вместе с монахиней Софией и послушницей Лидией. Белокаменная часовенка (16—10.23).
Невский Петр Александрович, протоиерей, 1882–1942 гг. Железный ажурный крест (16 планшет).
Неонила (Цыцына), монахиня, ск. 27 окт. 1909 г. Белокаменный крест (16—18.87).
Неонила (в миру Дмитриева В. С), монахиня, 1927—1997 гг. Крест металлический.
Орлов Василий Владимирович, протоиерей, ск. 2 дек. 1956 г. Вместе с Л. П. Астровым и В. И. Покровским. Крест мраморный черный (10–24.62).
Покровский Василий Иванович, протоиерей, 15 дек. 1886 г.— 19 марта 1960 г. Вместе с Л. П. Астровым и В. В. Орловым. Крест мраморный черный (10-24.62). Очевидно, позже было поставлено отдельное надгробие В. И. Покровскому (стела черного гранита, 10—24.59).
Покровский Алексей, сын священника М.В. Покровского, 30 сент. 1859 г.— 9 янв. 1866 г. Вместе с сестрой, Е. Покровской. Белокаменная стела на семейном участке Покровских.
Покровская Елисавета, дочь священника М. В. Покровского, 23 июля — 15 авг. 1867 г. Вместе с братом, А. Покровским. Белокаменная стела на семейном участке Покровских.
Покровская Варвара, дочь священника М.В. Покровского, 2 июня 1873 г.— 17 февр. 1878 г. Белокаменная стела на семейном участке Покровских.
Прудовский Михаил Федорович, протоиерей церкви Тульского оружейного завода, 8 нояб. 1794 г.— 25 июня 1875 г. Чугунная плита (10—23.31).
Пугачев Александр Николаевич, хоругвеносец, ск. 22 нояб. 1902 г.
50-ти лет. Белокаменный саркофаг (18—23.104).
Родионов Анатолий Александрович, протоиерей, настоятель Всехсвятского кафедрального собора г. Тулы (1964—2000), 6 нояб. 1927г.—15 марта 2000 г. Гранитный черный крест.
София, монахиня, ск. в кон. XIX в. Вместе с послушницами Лидией и Надеждой. Белокаменная часовенка (16—10.23).
Струков, заштатный ...? Ск. в 1872 г. 73-х лет. Белокаменная часовенка (16—10.76).
Сусанна, монахиня, ск. в XX в. Деревянный крест (17—11.67).
Троицкий Илья Дмитриевич, протоиерей, 23 июня 1891 г.— 10 мая 1967 г. Стела черного гранита (10–24.56).
Феофила, монахиня, ск. во 2-й пол. XIX в. Белокаменная плита (17—11.51).
Цецилия, игумения Тульского женского Свято-Успенского монастыря. Деревянный крест.
Чернопятова Александра Яковлевна, девица. 19 марта 1823 г.– 9 февр. 1886 г. «В монашестве находилась 47 лет». Белокаменный крест (16–13.102).
Ирина Ковшарь,
доцент Тульского
государственного университета
@темы: российские кладбища