Олшанское кладбище (чеш. Olšanské hřbitovy) — крупнейшее кладбище в Праге с площадью более 50 га, где находятся могилы около 2 миллионов человек. Здесь покоятся останки выдающихся личностей чешской истории, солдат, погибших в битве под Лейпцигом в 1813 году и в ходе Первой и Второй мировых войн. Кладбище находится в районе Жижков (Прага 3), станция метро «Желивскего» (трасса А).
Православная часть
-Пражские легенды Ольшанских-Пражские легенды Ольшанских.
Так случилось, что в начале 90-х, после окончания института, я проходил службу в вооруженных силах. Служил, конечно, не рядовым, а офицером в звании старшего лейтенанта. Командовал медицинским пунктом полка. Одним словом, был призван на два года, так называемым “пиджаком”. На военном жаргоне это слово означает не военного человека, но в офицерском звании, который до конца своей службы продолжает называть китель - пиджаком, а фуражку - кепкой. Дивизия наша относилась к Центральной Группе Войск, расположенной на территории тогда еще Социалистической Республики Чехословакия. Так я очутился в самом центре Европы, на севере Чехии, как раз в самых Судетах. Замками, живописными развалинами и прочими древностями там никого не удивишь, ну а мы, неизбалованные, с удовольствием посещали древние чешские городки, монастыри, крепости и, конечно, верхом наших мечтаний была Прага. Попасть в Прагу мечтали все вновь прибывшие в Чехию. Я не был исключением, поэтому, как только появилась возможность, я, что называется, плюнул на все дела, и мы с женой махнули в этот чудесный город. После этого в Праге мне пришлось побывать еще несколько раз. Как-то, помотавшись по городу, мы изрядно устали, решили отдохнуть и слегка перекусить. Сделать это в Праге можно легко, нужно только зайти в один из многочисленных ресторанчиков или пивных, которых так много в окрестностях Вацлавской площади. Мы заказали что-то вроде традиционных чешских шпигачек с пивом и наслаждались отдыхом. Говорили мы о чем-то несущественном, и в разговоре мои друзья называли меня паном Ольшанским, вероятно, переняв это обращение от знакомых чехов. Наверное, им нравилось сочетание звучания моей фамилии и слова пан, а может быть, таким образом, они просто пытались хохмить. Прошло некоторое время, пивная стала постепенно наполняться посетителями, и я вдруг заметил, что сидевший за соседним столиком пожилой чех, периодически с интересом на нас посматривает. Все, наверняка, знают особую атмосферу подобных пивных. После нескольких кружек пива исчезают многие условные границы, и люди начинают почти физически ощущать потребность в общении. Тот случай не был исключением. Видимо, настал переломный момент, чех крякнул, взял свою кружку и подошел к нам. Нам стало интересно, и мы позволили ему подсесть к нам за столик. Разговор шел на ломаной смеси чешского и русского о том и о сем, о погоде и чешском пиве, о кандидате в президенты Гавеле и Дубчеке, одним словом, обычная беседа ни о чем. Вдруг чех посмотрел на меня и спросил: ”Пан Ольшанский?”. “Ну, какой я пан?!”- ответил я. “Все равно, пан!” – сказал чех и спросил меня, знаю ли я о том, что в Праге есть Ольшанские кладбища. Про Ольшанские кладбища я знал, но я не был любителем кладбищ, и меня немного покоробило упоминание моей фамилии вместе с кладбищами, пусть даже Ольшанскими. Поэтому, я что-то ответил и потерял интерес к разговору. Спустя некоторое время, я обнаружил, что чех продолжает что-то говорить на жуткой смеси русского и чешского, и то, что он говорил, касалось Ольшанских. Вот, что мне удалось запомнить:
Когда-то в Чехии правил один добрый и мудрый король. Он многое сделал для страны, и за годы его правления Чехия превратилась в сильное и мощное государство. У этого короля был родственник и ближайший советник князь Ольшанский. Этот Ольшанский принадлежал к известному роду, которому принадлежал не дом, не квартал, а целый район Праги, который так и назывался – Ольшаны. Ольшаны были как город в городе. Там был свой замок, монастырь, улицы и площади и, даже, свое кладбище. Они были почти неразлучны, король и Ольшанский. Король часто пользовался советами Ольшанского, и потому князь считался весьма сильным и влиятельным человеком. Случилось так, что на одном из праздников, часто устраеваемых в Праге, Король и Ольшанский увидели девушку из простого рода, не знатную. Увидели, и оба влюбились в нее. С этих пор у них пошел разлад. Король больше не слушал Ольшанского, а делал все наоборот, вопреки его советам. А девушка не отдавала предпочтение ни королю, ни князю. Шло время, дела в государстве шли все хуже и хуже. Неизвестно, чем бы все это кончилось, но вспыхнул вдруг мор, страшная чума обрушилась на Чехию. Не обошла стороной она и Прагу. В результате этой чумы погибло много народа, умерла и девушка, ставшая причиной раздора между друзьями. Ольшанский попросил короля разрешить ему похоронить девушку у себя в Ольшанах, возле монастыря, в фамильном склепе. Убитый горем, король разрешил. Ольшанский похоронил девушку, но не уберегся и сам. После смерти его тоже похоронили рядом с ней, в склепе Ольшанских. Но это были не последние жертвы чумы. Во время эпидемии умерли все представители фамилии Ольшанских, а так же множество простого народу и знати. Их всех, по приказу короля, хоронили в Ольшанах, около монастыря. Постепенно кладбище росло, площадь у монастыря стали называть Чумной, из-за большого количества захоронений жертв чумы. Чума закончилась, но в Ольшанах продолжали хоронить умерших. Постепенно, на месте когда-то богатого района Праги, возникли Ольшанские кладбища.
Сегодня это целый комплекс кладбищ, наверное, крупнейший в Европе. Сюда часто приходят люди, приезжают экскурсии. Пражские Ольшаны – это интернациональное кладбище. В русской его части находятся могилы деятелей белой эмиграции. Здесь нашли свое последнее пристанище писатель А.Т. Аверченко и В.И. Немирович-Данченко, поэт Д.М. Ратгауз, композитор С.А. Траилин, биолог В.С. Ильин; академик В.А. Францев, мать и сестра писателя В.В. Набокова, графиня С.Н. Толстая и многие другие, вынужденные покинуть свою родину после революции. Здесь же находится самое большое мемориальное захоронение в Праге. Из воинских захоронений, наибольшим является место погребения советских солдат, погибших при освобождении Праги от немецких оккупантов в 1945 году. Всего здесь захоронено 429 советских воинов. На месте захоронения стоит памятник, который был изготовлен по проекту скульптора Ярослава Бруги и архитектора Карла Бенеша. На еврейской части кладбища находится могила знаменитого писателя Франца Кафки. Днем на кладбищах всегда много народу, другое дело ночью. Ночью, как и на любом кладбище, здесь тихо и пустынно. Нет ни суматошных туристических групп, ни спокойных, прогуливающихся чехов.
Но говорят, что один раз в месяц, в тихую лунную ночь, в древней части кладбища, на Чумной площади, можно встретить девушку, едва видную в лунном свете, с распущенными волосами и в длинном, похожем на монашеское, платье. Она то ли рассказывает что-то, то ли напевает какую-то тихую грустную мелодию. У тех, кто услышал ее, слезы наполняют глаза, и наступает ощущение необъяснимой грусти и печали. А те, кому удалось заглянуть ей в лицо, рассказывают, что лицо ее спокойно и величественно, как у человека познавшего великое горе и великую радость.
Девушка ходит по ночному кладбищу и склоняется над могильными плитами, безошибочно выбирая те, под которыми покоятся жертвы древней чумы. Ее горестные вздохи едва слышны, а звук шагов теряется в шорохе ветра. Вдруг звучит едва слышный призыв на незнакомом языке, девушка поднимает голову, и ее лицо озаряет светлая улыбка. В свете луны девушка кажется почти прозрачной, невесомой. Грациозная, серебристого цвета фигурка скользит между могил, едва касаясь земли ногами, всегда направляясь к одному и тому же месту – склепу Ольшанских. Вероятно, что девушка все же сделала свой выбор, и влюбленные теперь неразлучны, а впереди у них целая вечность.
Вот такую историю рассказал мне старый чех. Возможно, что это просто незатейливая легенда, не более, но вот, что интересно, королями Чехии бывали и представители династии Ягелонов! Владислав 2 правил Чехией в 1471-1516 годах, Людвиг Ягеллон, правил в 1516-1526 годах. Не с ними ли попали в Чехию их близкие родственники и крупные магнаты Ольшанские? К сожалению, побывать на Ольшанских кладбищах мне не удалось, в молодости другие приоритеты, так что проверить наличие родового склепа Ольшанских возможности не было. Зато, где-то в анналах и-нета, попадалась статья, в которой упоминалась Печальная Леди – знаменитое приведение Ольшанского кладбища. Но интернетные источники ненадежны, и выяснить правду можно только одним способом, поехать в Прагу и воочию все проверить.
Ссылки:
Praha, Olšanský hřbitov, 28.09.2006
Olšanský hřbitov, Praha 06.10.2007
Альбом на 5 страниц
Еврейское кладбище
***
Пишет Bellena:
Ольшанское кладбище в Праге - огромное, на нем больше 25 тысяч могил, 2 миллиона мертвецов. Здесь похоронены люди, сыгравшие важные роли в истории Чехии, участники Пражского восстания, солдаты I и II мировых войн. На еврейскую часть мы не попали и могилу Кафки не видели, потому что кисуну нужно было надевать еврейскую шапку, это как для меня напялить платок и юбку. Так что я особо не переживаю.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4507/salomeya.8/0_469ec_f04da762_L.jpg)
Пошли на общественное. Оно весьма действующее, и если идти со стороны метро Желивскего, то попадаешь как раз на более новую часть. Даже сперва подразочаровало. Но у стены, как и положено, обнаружились богатые могилы, у которых я и зависла, снимая ржавенькую ковку. Тут подошла местная бабушка и стала что-то оживленно рассказывать. Я как бы очень стесняюсь снимать на кладбищах, потому что это весьма интимное место и я не знаю, как местные на это отреагируют. У нас бы, наверно, вломили, хотя на наших действующих и снимать-то нечего. Я все время забываю, что я вообще-то знаю польский и могу на нем объясниться, поэтому старушка на пальцах нам пояснила, что вам, граждане с фотоаппаратом, направо, ибо там 18 век. А сама бабуля пришла к своему семейному склепу. Вот так. Трудно у нас представить бабушку, приходящую поставить лампу на свое фамильное захоронение.
много фотографий
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4902/salomeya.8/0_469ef_fe597b58_-1-L.jpg)
Бабушка указала нам путь прямо в кино. Совершенно точно там что-то снимали. Очень так впечатляюще.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5105/salomeya.8/0_469e9_410d7659_-1-L.jpg)
На кладбище, помимо белок, водятся и дикие чешские кисуны.
Кушу! У кота жуткая морда и злющие глазищи. Первоначально он сидел на памятнике то ли Котовских, то ли кого-то, у кого фамилия начиналась на кот, что символизирует. Такой гений места.
Еще мрачный кладбищенский кисун
Некоторые склепы замурованы, причем недавно, хотя ими пользуются. Непонятно, наверно, так дешевле, чем восстанавливать решетку.
А это прямо не дом, а целый огород. Огромная нелепая византийская постройка.
На самой старой части выставлены указатели, кто где похоронен. К сожалению, мы и своих ученых и прочих деятелей не знаем, не то что чешских. Собственно, надписи не только как справочник сделаны, но как и каталог, - некоторые могилы обозначены как могилы неизвестных.
Много немцев
Задняя стена развалилась, а двери на месте
И масонов
Ужасная кладбищенская белка
А еще в нескольких кварталах, около телебашни, есть еврейское кладбище, на котором хоронили после закрытия старого кладбища в Йозефове с конца 18-го по 19 век. Потом все переехали на то еврейское, куда нужно шапку надевать. Кладбище в Жижкове маленькое, компактное и закрытое, там все в кучу, как и в Йозефове. Поэтому пары фоток через ограду вполне достаточно.
***
Пишет morniel
***
Пишет Korrina-Weilling (29 августа 2008)
Все фотографии сделаны мной лично в августе этого года. Некоторые из них я уже выкладывала в своём дневе.
могила Франца Кафки
![](http://static.diary.ru/userdir/1/0/7/1/107164/32363159.jpg)
много фоток
![](http://static.diary.ru/userdir/1/0/7/1/107164/32363347.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/1/0/7/1/107164/32363487.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/1/0/7/1/107164/32363641.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/1/0/7/1/107164/32363775.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/1/0/7/1/107164/32363863.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/1/0/7/1/107164/32578847.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/1/0/7/1/107164/32578921.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/1/0/7/1/107164/32579169.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/1/0/7/1/107164/32579191.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/1/0/7/1/107164/32579239.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/1/0/7/1/107164/32579361.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/1/0/7/1/107164/32579443.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/1/0/7/1/107164/32579585.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/1/0/7/1/107164/32579635.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/1/0/7/1/107164/32579721.jpg)
Вот это надгробная надпись мне очень понравилась. Переводится как "Надгробный камень жизни, но не любви"
![](http://static.diary.ru/userdir/1/0/7/1/107164/32363225.jpg)
А здесь похороненной девочке было всего 12 лет (если я не путаю уже). Надпись на надгробии - "Незабвенной".
![](http://static.diary.ru/userdir/1/0/7/1/107164/32579845.jpg)
*
Могила вампира находится также в старой части кладбища, правда, никто не знает, где – безымянных могил там много. Вампир – юноша в темной одежде и светлой рубашке, по виду дворянин, но тело и лицо его покрывают следы побоев, на рубашке запеклась кровь (его ли, его жертв – история умалчивает). Юноша появляется редко, но отличается общительностью – спрашивает у редких там, особенно в ночное время, посетителей, как его зовут.
Считается, что, если не сказать юноше хоть какое-то имя, то он может утянуть тебя в могилу, где с удовольствием поживится вами. Кстати, действительно, много людей пропадает в районе Ольшан, и часто следы обрываются именно на кладбище.
-Конечная остановка Ольшанское кладбище-Что мы знаем о жизни и работе кладбища? Почему мы так боимся говорить о смерти и похоронах? Существуют ли вопросы, которые задавать неэтично или не принято? Об этом – в интервью с директором крупнейшего кладбища в Праге. ©
Ольшанское кладбище – самое большое и самое известное в Праге. Оно находится недалеко от центра города, его площадь – около 50 гектаров. На кладбище – более двух миллионов захоронений. То есть мертвых здесь в два раза больше, чем население современной Праги.
На кладбище похоронены как самые простые люди, так и известные личности. Писатели Франц Кафка и Аркадий Аверченко, первый премьер Чехословакии Карел Крамарж, студент Ян Палах, совершивший самосожжение в знак протеста против советской оккупации в 1968 году и многие другие. Есть на кладбище и братские могилы, и военные захоронения. Солдаты Красной армии и солдаты армии РОА – они тоже похоронены на Ольшанском кладбище.
Наш гость – директор Ольшанского кладбища Ярослав Шейвл. Учился в полицейской академии, работал следователем отдела убийств, потом поступил на медицинский факультет университета, какое-то время трудился простым могильщиком. Автор книги об Ольшанском кладбище. Женат, двое маленьких детей.
Ярослав Шейвл очень сильно изменил существовавшую ранее систему работы кладбища. Год назад он даже провел День открытых дверей кладбища. На одной из аллей стояли работники всех кладбищенских профессий, отвечали на вопросы, показывали образцы работ. В этом году, накануне пасхи, подобное мероприятие пройдет снова.
Еще при Ярославе Шейвле появилась система «шефства» над могилами. Любой желающий может помочь ухаживать за местом захоронения того или иного человека, у которого нет в живых ни одного родственника, и поэтому его могила пришла в запустение.
Ну, и первый вопрос.
- Скажите, как выглядит обычный день директора кладбища? Вообще, в чем специфика вашей работы?
- Директор кладбища отвечает за нормальное функционирование всех отделов. Это работа в офисе с документами, заключение договоров, оформление похорон, планирование и координация всех подразделений. У нас есть отдел, в котором работают могильщики. Отдел садовников. Отдел каменщиков. Отдел подготовки похорон и отдел эксгумации. Так что работы достаточно много.
Даже женщина может сдвинуть могильную плиту
- Работа на кладбище, труд могильщика – все это считается не слишком престижным трудом? Или это стереотип?
- В 1948 году, после коммунистического переворота, статус работников кладбища и отношение к ним в обществе сильно изменилось. До этого времени кладбищенский работник был авторитетным человеком, уважаемым среди людей. В те времена, правда, существовала несколько иная система, почти все кладбища находились в подчинении церкви, но сейчас речь не об этом. При коммунистах на кладбищах стали работать другого типа люди. Я не хочу говорить обо всех, но считалось, что если человек не может делать вообще ничего, настолько глуп, то только тогда он пойдет копать могилы. Или же на кладбищах работали люди, которых в другие места не брали: или из-за проблем с алкоголем, или из-за криминального прошлого. В 1990 году ситуация снова изменилась. Когда я занял свою должность, то моей задачей было не только изменить образ работников кладбища в глазах общества. Но и изменить самих наших сотрудников. Мы даже создали «тренировочное кладбище», чтобы они могли научиться всему. Поэтому сейчас все по-другому. У меня даже работают люди с высшим образованием. Так что нам удалось создать новое поколение работников кладбища.
- Раз мы заговорили о стереотипах, то всегда считалось, что женщина не может стать могильщиком. Что это мужское дело. Вы с этим согласны?
- Конечно может… Я сначала расскажу еще одну историю. Я когда начал заниматься этой профессией, еще до прихода на это кладбище, я пошел в государственное управление оформить бумаги, что я частный предприниматель. И спрашиваю: «Вам нужны документы об образовании или отсутствии судимости?». А сотрудница управления на меня смотрит и говорит: «Вовсе нет. С этим бизнесом справится каждый дебил». И тогда я сказал себе: «Если к этой работе такое отношение в обществе, то я сделаю все, чтобы изменить образ работников сферы похоронных услуг»… Насчет женщин, работающих на кладбищах. Я думаю, что во многих ситуациях они лучше мужчин-коллег. Это очередной стереотип, что могильщиком должен быть здоровый мужик с мышцами, чтобы он мог поднять каменную плиту над могилой, которая весит чуть ли не тонну. На самом же деле 50-килограммовая образованная женщина, знающая законы физики, запросто сдвинет надгробную плиту одной рукой. Конечно, ей будет сложнее, чем мужчине, копать могилу, особенно зимой. Однако уже существуют технологии размораживания земли. Но вообще женщины-работники лучше воспринимаются людьми, в них больше человечности, сострадания.
Кладбище как место для прогулки и самообразования
- После того как вы начали работать на кладбище, насколько изменилось ваше отношение к смерти и к жизни, к мертвым и живым людям?
- Есть такая поговорка: «Мужчины не плачут». Мне она очень не нравится. Почему мужчина не может плакать, когда у него умерли родители? А раньше я об этой поговорке вообще не думал. Еще мне стали нравиться некоторые религиозные ритуалы. Когда, например, моют покойного. В этом есть какое-то проявление чувств к нему. Это ведь важно. А то у нас были случаи, когда гроб опускали в могилу, и рядом не было ни одного родственника. Только могильщики. Или знаете, как много людей не приходит на кремацию близких? Или не забирают урны с их прахом. И потом, когда в течение какого-то времени урну не заберут, прах из нее высыпается в общую могилу. Куда уже высыпан прах из сотен тех урн, за которыми тоже не пришли родные. Я вижу этому много причин. То, что в нашем обществе тема смерти является табу. Это и изменение в ментальности людей. Мы вместе, пока мы молодые, пока нам хорошо. А каждый стареет и умирает в одиночестве. Но человек ведь не биологический мусор! Он оставил после себя след в этом мире и имеет право завершить жизнь в кругу своих близких.
- Многие жалуются на то, что похороны – дорогая вещь. Некоторые именно из-за этого отказываются от процедуры прощания, отпевания, не ставят памятники. Стараются выбрать какой-то более дешевый способ похорон. Простую кремацию, например.
- Дело вовсе не в том, какой способ родные покойного выберут. Кремацию или «классические» похороны, когда гроб опускают в землю. Потому что многое зависит и от того, что хотел сам покойный. Какие похороны он пожелал. Похороны всегда были дорогими, но я не могу сказать, что по сравнение с прошлым они подорожали настолько сильно, что их нереально оплатить. Наши предки всю жизнь копили на похороны. А сейчас об этом и не думают, не копят, не откладывают. 20 тысяч крон за похороны это немного. Проблема не в цене, а в том, что люди стали ко всему безразличны… Раньше было нормальным прийти на кладбище просто на прогулку, а сейчас человек быстро пришел, положил цветок и убежал. Но на нашем кладбище ведь прекрасный парк. Там можно провести несколько часов. Не обязательно же все время веселиться. А у нас есть очень интересные могилы с художественной точки зрения. Могилы известных людей. Можно провести несколько часов на кладбище, соединив прогулку с культурой и каким-то самообразованием.
Могилы без даты смерти и украшения с прахом мертвых
- Как вы относитесь к тому, что на кладбище стали появляться могилы и памятники, на которых написана только дата рождения? А дата смерти пока пуста. То есть еще живые люди готовят себе место на кладбище… Это вообще распространенное явление?
- Я не скажу, что так делают часто, но такие случаи есть. Если человек хочет иметь уверенность, гарантию того, что он будет похоронен там, где хочет, то я не вижу в этом ничего плохого или странного. У меня такие люди вызывают куда большее уважение, чем те, кто вообще не думают о будущем, считают себя бессмертными или же уверены в том, что похороны – это полностью дело их родственников. Часто к нам приходят люди и начинают говорит о своем умершем родственнике: «Мы не знаем, как его похоронить. Мы не знаем, чего бы он хотел. Мы не знаем, что делать». Поэтому вполне нормально, когда еще живой человек сам готовит себе такую могилу такой, какой ее хочет видеть.
- В последнее время стало модно не развеивать или хоронить прах покойного, а делать из него разные предметы, напоминающие о нем. Вы не считаете это кощунственным?
- Я никогда не видел это собственными глазами, но я читал такие объявления. Да, из пепла умершего люди делают песочные часы. Понятно, что там вместо песка. Пепел помещают в кольца, другие ювелирные украшения. Если человек, который это делает, договорился об этом со своим уже покойным предком, если это было их общим решение, то почему нет. Это все очень индивидуально. У каждого свои пожелания, своя религия. Некоторые выступают категорически против кремации, для некоторых, наоборот, возможна только кремация. Так и с этими часами и украшениями. Кое-что нам может показаться странным только потому, что мы к этому не привыкли. Лично я бы не хотел, чтобы мой прах положили в часы или кулон. Но если кому-то это нравится или для кого-то это важно – почему бы и нет.
- Недавно я читал в одной газете, как человек жаловался на то, что ему выдали не весь прах покойного. Вопрос, наверное, звучит странно, но как все это делается на практике? Человек умер, его кремируют, потом прах пересыпают в урну…
- Я все-таки заведую кладбищем, а не крематорием. Но, тем не менее, я знаю, что при помощи специальной техники кремированные останки покойного очень мелко измельчаются и пересыпаются в урну. То есть там по сути весь, но уже измельченный, человек после кремации. Нигде ничего не остается, никто ничего не рассыпает, не роняет, не теряет, не выбрасывает. Все, что осталось от человека, полностью лежит в урне.
- И последний вопрос. Что вам как человеку дала или дает эта работа?
- Я думаю, что эта работа помогла мне найти какой-то душевный внутренний покой, которого не было раньше. Я более спокойно отношусь к неизбежному концу. Знаете, как говорят, все мы идем к одной цели. Я вижу, как хоронят множество молодых людей, умерших от болезней или во время аварий. И я понимаю, насколько короткой может оказаться жизнь. Тогда я начинаю думать о том, что путь от рождения к смерти человек может пробежать, пройти, проползти, а может именно прожить.
@темы: еврейские кладбища, Vampires, чешские кладбища/Кладбища Праги, Haunted
Древние склепы у Чумной площади
наверное,интересное место