Положение тела в могилеБольшинство народов мира хоронили и хоронят умерших в лежачем положении (на спине, на животе, на боку). Уникальными можно назвать захоронения гурулийцев (Малая Азия). Своих мертвых они опускали в могильные ямы в вертикальном положении, вверх ногами. Большинство народов мира хоронили и хоронят умерших в лежачем положении (на спине, на животе, на боку). А вот этруски погребали мужчин в сидячем положении, с подбородком, упертым в колени. Мужскую могилу у них закрывала плита саркофага размером 2 на 2 метра. Поскольку покойник сидел, глубина саркофага равнялась полутора метрам. Могилы женщин были глубиною примерно 60 сантиметров - их хоронили в лежачем положении. Позднее в сидячем положении, подобном положению младенца в утробе матери, стали хоронить своих умерших последователи ислама.
У миштеков, заселявших долины Центральной Оахаки (Мексика), положение тела зависело от социального статуса покойника. Людей состоятельных, знатных хоронили лицом вверх, оставляя многочисленные приношения. Бедных же погребали лицом вниз. Уникальными можно назвать захоронения гурулийцев (Малая Азия). Своих мертвых они опускали в могильные ямы в вертикальном положении, вверх ногами. Поскольку для древних народов большое значение имели стороны света (с востоком, как правило, ассоциировалась идея света, тепла, жизни, а с западом - понятие мрака, холода и смерти), то при погребении это обязательно учитывалось. Древние греки клали тела в направлении с востока на запад (головами на запад, как у афинян, или наоборот). В античном некрополе причерноморского города Танаиса большинство покойников ориентированы головой на восток с небольшим отклонением к северу или югу, но встречаются захоронения и по другим осям. Юманы в Южной Америке хоронили мертвых в согнутом положении, так, чтобы лицо было обращено к области солнечного восхода, обиталищу их великого доброго божества. Перуанцы, напротив, сажали покойников лицом на запад. Гуарайо погребали умерших головой на восток, поскольку там, по их представлениям, находился "охотничий рай" Старца неба. Так же поступали айны. А тунгусы не только клали мертвеца головой на восток, но и воздвигали над могилой большой холм, увенчанный статуей, с лицом, обращенным к восходящему солнцу. Так или иначе, но линия положения тела у большинства народов следовала оси восток - запад, а не оси север - юг. У мусульман лицо покойника должно смотреть строго в сторону Каабы - главного святилища ислама в Мекке. Христианское правило класть мертвых головой на запад связано с преданием о том, что тело Христа было похоронено головой на запад и, следовательно, лицом на восток. В одном духовном сочинении XIV века говорится: "Всякий должен быть погребен так, чтобы голова его была обращена к западу, а ноги направлены к востоку. Он при этом как бы самим своим положением молится и выражает, что он готов спешить от запада к востоку, от заката к восходу, от мира в вечность".
Некоторые особенности похоронных ритуаловПо традиционному обряду морских похорон в средние века покойника зашивали в саван, куда клали песок, чтобы не лишать мертвеца "христианской земли", необходимой для успокоения. Позднее песок заменили твердым балластом, а саван - флагом. Исследователи этикета отмечают, что в похоронном ритуале ряда народов Востока и Азии правое и левое зачастую менялись местами, поскольку мир мертвых мыслился как мир "наоборот". Правое в мире людей на том свете превращалось в левое. Отсюда повсеместно распространенная инакость действий, связей и отношений в погребальных обрядах. Например, коряки "при похоронах зимой покойника одевают в летнюю одежду, а летом - в зимнюю; причем перчатки надевают наоборот - левую на правую руку, а правую на левую". На Украине в Киевской губернии онучи умершему завертывали не в правую (как у живых), а в левую сторону. У адыгов вестник, сообщавший о смерти кого-то из соплеменников, "ехал верхом без оружия, против обыкновения плетку держал в левой руке, а поводья в правой. По этим признакам каждый встречный безошибочно определял, что этот человек - вестник несчастья и горя".В России на покойнике мужского пола одежду застегивали на левую сторону, как на женщине. Для некоторых народностей важен не только тип похоронной одежды, но и ее цвет. Так, айны хоронили мертвых, обертывая лицо куском белой ткани. У айнов было принято не только бодрствовать возле усопшего всю ночь, но и рассказывать ему разные забавные истории, чтобы покойнику не было скучно. Выносить тело через дверь воспрещалось; для этого разбирали часть стены дома. У тюркских и других народов Востока всадник, доставлявший весть о смерти, повязывая голову черным платком или брал его в руки. В ряде районов Южной Италии если хоронят человека, погибшего насильственной смертью (убитого), то друзья покойного не бреются до его погребения. Рекордными по длительности в наше время являются похороны у торайя (остров Сулавеси, Индонезия). В течение трех дней покойник остается в своем доме, в окружении членов семьи. На следующий, четвертый день происходит его пеленание наподобие мумии, этим занимаются специально нанятые люди. Во время такой церемонии родственники отрывают куски от своих одежд и вкладывают их между тяжелыми домоткаными полосами материи, используемой исключительно на похоронах. Ткань перекладывают ветками капока, обладающего хорошими гигроскопическими свойствами, благодаря чему тело как бы мумифицируется. Завернутый таким образом труп помещают в ритуальный "дом" - усыпальницу, где тело покойного остается месяцы, а иногда и годы (!), пока идет подготовка к завершающему ритуальному обряду. Все это время о покойнике говорят как о "спящем", не употребляя понятия "умерший". Покойник окружен самыми роскошными предметами утвари, при нем постоянно находятся члены семьи или слуги, которые поддерживают чистоту в помещении. Рядом с телом, помимо прочей утвари, ставят чашку и кувшин. Считается, что душа "спящего" в это время собирается в путь в страну духов и сам он еще не умер, а только болен. "Официально" смерть наступает тогда, когда труп покойника несколько раз подбросят вверх, а потом положат ногами на юг. Если в доме есть кошка, она тоже становится участницей похоронной церемонии. Сначала ее сажают на потолочную балку, а потом осторожно подталкивают вниз - чтобы дать кошке понять, что хозяин умер. Погребальная церемония длится семь дней, во время которых исполняют ритуальные "танцы смерти" и пьют рисовое пиво. Обряд достигает кульминации, когда умершего помещают на специально построенное возвышение. Рядом ставят тао-тао - вырезанную из хлебного дерева фигуру, напоминающую изображение человека, глаза которого делают из морских ракушек, а голову иногда венчают рогами буйвола. К подножию возвышения кладут трех заколотых буйволов, чтобы "накормить" усопшего перед дорогой на тот свет.И вот наступает последний день проводов покойника. Вся процессия, во главе которой несут тао-тао, приближается к крутому склону известняковой горы. Здесь покойника переносят в заранее вырубленную в скале погребальную нишу; у входа в нее устанавливают тао-тао - огромную, в человеческий рост куклу, которая будет охранять тело покойного своим недремлющим оком.Своеобразен обряд кремации покойника и сожжения вдовы на его погребальном костре, практикующийся и поныне в Индии. Совершив обряд омовения, облачившись в лучшие одежды, вдова с распущенными волосами следует на берег реки или озера - традиционное место совершения сати. При этом она окружена родственниками, которые, образовав вокруг женщины круг, идут рядом. Исследователь этого обычая И. Караванов пишет, что, "согласно традиции, каждый, кто встретит на своем пути траурную процессию, должен присоединиться к ней. Носилки с покойным устанавливают на погребальном костре, устроенном наподобие ложа. Поверх него набрасывается покрывало, расшитое ритуальным узором. У костра вдова снимает все украшения и раздает их близким. А те угощают ее засахаренными фруктами и передают устные сообщения для усопших родственников. Женщину трижды обводят вокруг умершего, поддерживая ее под руки. В последний момент силы часто оставляют вдову, и она беспомощно повисает на руках сопровождающих. Жрец быстро произносит траурные мантры и окропляет ее водой из Ганга. Вдове помогают подняться на костер. Она садится с левой стороны от мужа и кладет его голову себе на колени. Кто-нибудь из родственников поджигает поленья... Чтобы женщина не выбросилась из костра, ее ноги приковывают к тяжелым плахам железными цепями. Раньше бывало, что брахман дубинкой оглушал обезумевшую от боли женщину, если она выскакивала из костра. Чтобы притупить боль, вдовы перед самосожжением часто принимают особый наркотический напиток".Сожжение одновременно с мужем называется саха-марана (совместная смерть). Одиночное сожжение называется ану-марана. Если в день, когда назначена кремация мужа, у вдовы месячные, то ее сати откладывается.Для погребального костра обычно применяют хорошо высушенные сандаловые дрова розового цвета. Продаются они на вес за воротами городских базаров. Оставшиеся после кремации уголья и золу, порой еще недожженные, дымящиеся, неприкасаемые из погребального братства высыпают в реку.В той же Индии существует необычный обряд похорон в общине евнухов (предполагают, что община эта насчитывает от 50 до 100 тысяч человек). Захоронения своих покойников евнухи производят только ночью. Остальные особенности ритуала не менее оригинальны. Покойника к месту кремации доставляют в вертикальном положении. Следующий этап - оплевывание (в буквальном смысле слова) умершего и грубая брань в его адрес. И лишь затем приступают к кремации. Суть обряда - отбить у души покойника желание при реинкарнации снова поселиться в теле евнуха.Понятно, что ритуалы похорон идут прежде всего от этнокультурной традиции данного региона. Но в ходе развития цивилизации возникли обряды, связанные не с национальной, географической или религиозной принадлежностью, а с родом профессиональной деятельности, которой занимался умерший. Таковы, скажем, похороны моряков или военных. Вот описание погребения в 1528 году в водах Молуккского моря капитана Элькано из флотилии Магеллана: "Матросы несут к корме продолговатый сверток с привязанными к нему камнями и кладут на смазанную жиром доску. Прочитаны молитвы, монах-штурман в последний раз осеняет крестом воздух, и матросы приподнимают доску. Раздается всплеск".По традиционному обряду морских похорон был погребен знаменитый английский мореплаватель Фрэнсис Дрейк. Его свинцовый гроб под грохот корабельных пушек был опущен в океан у берегов Номбре-де-Диоса. В знак особого уважения к Дрейку в том же месте затопили несколько захваченных испанских судов (Англия в то время воевала с Испанией). С большими почестями опустили в море неподалеку от берегов Новой Бретани капитана Брюни д"Антркасто, умершего во время поисков пропавшей экспедиции Лаперуза.В средние века покойника зашивали в саван, куда клали песок, чтобы не лишать мертвеца "христианской земли", необходимой для успокоения. Позднее песок заменили твердым балластом, а саван - флагом державы, под которым плавает корабль. Существуют военные обряды погребения в армиях разных стран (салют, почетный караул, перевоз гроба до кладбища на орудийном лафете и т. д.).Пытался создать своего рода профессиональный обряд похорон один из руководителей нацистов Гиммлер. По его замыслу, это должно было быть торжественно-грандиозное зрелище. В средневековом замке Вевельсбург близ Падерборна рейхсфюрер СС создал нечто вроде усыпальницы для себя и для своих приближенных - 12 обергруппенфюреров СС.Под гигантским залом Вевельсбурга находилось подземелье со сводчатым потолком, каменные стены подземелья были толщиной почти в 2 метра. За этими стенами скрывалась святая святых "ордена" СС - "царство мертвых".В середине пола было углубление, куда вели две ступеньки. В центре углубления находилось нечто вроде чаши, по стенам были расставлены 12 каменных постаментов. В чаще надлежало сжигать гербы мертвых обергруппенфюреров, а урны с пеплом гербов устанавливать на постаменты. В потолке Гиммлер велел проделать четыре отверстия величиной с кулак - они были пробиты таким образом, что дым, уходя в эти дыры, должен был вертикально подниматься кверху, в виде четырех серо-синих столбов.В начале 1990-х годов японский бизнесмен Киекапу Саито решил привести обряд похорон в соответствие с духом времени. Древний буддийский обряд он заключил в сверкающую оболочку новейших технических достижений, используемых в эстрадных шоу. В огромном 700-метровом зале без окон, где собираются близкие усопшего, медленно гаснут светильники. Из высоко подвешенных динамиков раздается монотонное пение монахов. Тем временем в зал напускают клубы искусственного тумана и следом включают прожекторы. Они высвечивают катафалк, который бесшумно вкатывается в зал по рельсам 40-метровой длины. На катафалке - украшенный цветами гроб.Катафалк останавливается. Перед ним садится священник и начинает панихиду. Но вот прочитаны сутры, и в действие вступают лазерные пушки. Своими лучами они создают фантастические световые эффекты, образуя светящийся туннель, в который устремляется катафалк. Лазерный туннель ведет в крематорий.Поскольку обряд длится долго, то люди, ждущие своей очереди на похороны родственника, могут скоротать время в кафе-баре, примыкающем к ритуальному залу. Бар, естественно, отделан материалами в черно-серых тонах.Модернистское начинание Саито возымело в Японии большой успех. Другие службы ритуальных церемоний, дабы преуспеть в конкурентной борьбе, бросились придумывать аналогичные похоронные зрелища. Так, фирма в префектуре Чибо (близ Токио) стала предлагать клиентам похороны с использованием видеокассет: на огромном экране перед алтарем демонстрируются клипы в честь усопшего - естественно, в музыкальном сопровождении. Но всех переплюнула фирма "Тайзейзайтен" - в начале 1992 года она ввела в эксплуатацию в Иокагаме гигантский дворец погребений с "межгалактическим" представлением - нечто среднее между планетарием и концертным залом. Очевидно, недалек тот день, когда какая-нибудь "прогрессивная" фирма предложит совместить похороны со стриптизом.
О ГробахГроб - самое распространенное укрытие для мертвого тела. Неизвестно, когда появились первые гробы, но уже в Древнем Египте фараону и высшей знати было недостаточного одного гроба...Гроб - самое распространенное укрытие для мертвого тела. Неизвестно, когда появились первые гробы, но уже в Древнем Египте фараону и высшей знати было недостаточного одного гроба. Мумию, защищенную золотой маской, помещали в серебряный гроб, повторявший очертания мумии. Этот гроб, в свою очередь, помещали в саркофаг черного гранита, тоже стилизованный под мумию. Наконец эту погребальную "матрешку" ставили в прямоугольный каменный ящик, изнутри и снаружи украшенный изображениями богов. На выпуклой крышке ящика обычно изображали усопшего фараона с атрибутами Осириса, а на внутренней стороне - богиню неба Нут. Иногда еще отдельно в небольших гробиках из золота и серебра хоронили мумифицированные органы фараона. Гробики полностью повторяли устройство и архитектуру большого саркофага. Помещались они в алебастровых сосудах по соседству с основным саркофагом. Подобные "матрешечные" захоронения встречаются и у других народов. Вождь гуннов Атилла был похоронен в трех гробах, вложенных один в другой,- золотом, серебряном и железном. У древних греков при кремации в гробу хоронили только кости, а прах помещали в урны. Гробы у греков были деревянные, глиняные и каменные, а у римлян - деревянные или каменные. Скромность гробов компенсировали роскошные надгробия, зачастую скульптурные, с большим количеством фигур. В античных причерноморских захоронениях (некрополь Тапаиса) маленьких детей часто погребали не в гробу, а в глиняной амфоре, предварительно отбив у нее горлышко, чтобы засунуть трупик ребенка. Подобные захоронения .найдены и в боспорских некрополях (Фанагория). Для взрослых покойников жители Танаиса применяли гробы, сколоченные из дубовых досок или выдолбленные из колоды. В одной из могил археологи нашли останки человека, погребенного не в гробу, а на доске. В средневековой Европе для изготовления гробов использовали в основном дерево и реже - металл. В восточной части Лондона в середине 1960-х годов было найдено захоронение 9-летней жены * принца Ричарда, сына короля Эдуарда IV. Останки девочки покоились в свинцовом гробу. Но гораздо чаще для изготовления гробов использовались благородные металлы - хотя бы в качестве декоративной отделки. А вот Мартин Лютер, скромный в жизни, так же скромно отбыл в мир иной - в оловянном гробу. Впрочем, были категории лиц, которых в средние века христианские обычаи лишали права на гроб,- например, самоубийцы. В Австрии их зашивали в свежие коровьи шкуры и хоронили в общих могилах за кладбищенской оградой.Разумеется, в выборе гробов есть свои оригиналы.
В России в середине XIX века жил отставной вице-губернатор Шевелев, который задолго до смерти заказал для себя гроб с прорезью для глаз. Но, когда гроб изготовили, он обнаружил, что прорезь слишком мала. Сквозь эту прорезь покойник мог видеть самую малость. А его самого уж вовсе не было видно. Поэтому Шевелев велел увеличить прорезь до размеров своего лица. На место прорези было установлено "толстое морское стекло", которое используется для корабельных иллюминаторов. Теперь можно было любоваться лицом покойника, не открывая крышку гроба.
Польский путешественник Люциан Воляновский повествует о том, как в 1912 году один покойник с австралийских золотых приисков в округе Калгурли поневоле был похоронен в весьма оригинальном гробу. "... В пивной у одного человека, занимавшегося изысканиями золота и других полезных ископаемых, случился приступ, и бедняга скончался. Хозяин пивной дал двум горнякам ответственное задание сделать гроб, но дело оказалось непростым, так как в этом пустынном месте совсем негде было взять доски. Климат же здесь таков, что надолго оставлять покойника непохороненным крайне негигиенично и неприятно для окружающих. Горняки рьяно взялись за дело, употребив в качестве материала досточки от ящиков из-под динамита, который употреблялся в шахтах. Но их было не так уж много, и мастера в целях экономии стали обкладывать тело досточками, для удобства расположив его на [пивной] стойке. Лучшего места было просто не найти! Рядом сколько угодно пива, другие горняки подносили им пустые ящики. Работать было удобно, приятно, и мастера не торопились. Но когда прошло три дня, хозяин пивной решил, что он уже довольно терпит труп, лежащий на стойке, и отдал решительный приказ: "Похоронить его немедленно!" Но те ответили, что не могут, нужны еще ящики, так как у покойника торчат из гроба ноги. Хозяин посмотрел и увидел, что так оно и есть, но тут же нашел блестящий выход: "Наденьте ему башмаки!" В таком виде - с торчащими из гроба ногами - бедолагу и похоронили. Современные гробы изготавливают из любых доступных материалов, включая и довольно экзотические. Одни выбирают необычные материалы из-за тщеславия, других вынуждают обстоятельства. Так, американская актриса Джин Сиберг в 1970 году заказала для похорон умершей новорожденной дочери стеклянный гробик. Сделала она это из-за кампании, начатой "Лос-Анджелес Таймс" и подхваченной еженедельником "Ньюсуик", в которой утверждалось, что актриса якобы ждет ребенка от одного из лидеров негритянской экстремистской организации "Черные пантеры". Газетная публикация привела к тяжелой психической травме, и Джин Сиберг родила мертвую девочку. Чтобы опровергнуть клевету, актриса и заказала гроб из стекла. Все желающие могли убедиться, что ее ребенок - белокожий.Большинство "простых" американцев отправляется под землю или в крематорий в гробах из натурального дерева, ДСП, прессованной бумаги и т. д. Богачи могут лежать в гробу, в изголовье которого встроен химический холодильник. Кроме того, по желанию заказчика деревянный гроб могут заключить в металлическую "шкатулку" - для лучшей сохранности. В Италии и Испании, наоборот, предпочитают закладывать в гроб, прессованный из отходов, компоненты, ускоряющие его разложение. Правоверные иудеи отправляются под землю в простом, грубо сколоченном ящике, в дне которого просверлены два отверстия. Могильщик Георгий Коваленко, многие годы обслуживающий высшую советскую номенклатуру и дипкорпус, вспоминает, как ему доводилось хоронить в Москве жену советского сотрудника ООН. Она лежала в титановом гробу стоимостью в 6 тысяч долларов (похороны оплачивала ООН). При нажатии кнопки крышка поднималась, открывая взору хрустальный вкладыш с телом. Эдакий мини-мавзолей. Простые граждане бывшего СССР на такую роскошь, разумеется, не претендуют. Впрочем, даже гробы высших государственных деятелей делают в нашем отечестве без особой фантазии, правда, из дорогого бука, с защелками и большим количеством рюшечек. Чтобы обить стандартный гроб, требуется 7-8 погонных метров ткани; на "правительственный" гроб идет 15-18 метров. В 1980-х годах номенклатурные гробы стоили по 145 рублей. В августе 1991-го - 350 рублей (простые гробы - 118 рублей). В настоящее время все гробы, используемые в России, деревянные. Приобрести их можно через комбинат ритуальных услуг - так высокопарно называется учреждение, которое раньше именовали похоронной конторой. Москву обслуживают 13 подобных предприятий, на которых работает 3500 человек. Они занимаются изготовлением гробов, венков, лент и прочей погребальной утвари, уходом за кладбищами. За день цех деревообрабатывающего завода выпускает 450-500 гробов. Всего же за год Москва использует около 120 тысяч гробов. По наблюдению директора московского объединения "Ритуал" Анатолия Прохорова, наибольшим спросом пользуются гробы, обитые красной тканью. Для молодых покойников заказывают обивку розовую и голубую. Кавказцы частенько просят обить гроб белым. Цыгане к цвету безразличны, но предпочитают не дешевые ткани, а плюш, бархат, натуральный шелк. Мусульмане (особенно татары) гроб не обивают, но покупают ткань, чтобы завернуть покойника. Для погибших на войне или просто для дальней перевозки во всем мире применяются цинковые (реже свинцовый) гробы. Свинцовый гроб в обязательном порядке применяется для похорон людей, погибших от радиации. Кое-где в русских деревнях (особенно северных) еще сохранился обычай самому изготавливать себе гроб, подобно тому, как это делали некоторые святые.
* Подобные браки заключались из соображений "высшей политики".
У миштеков, заселявших долины Центральной Оахаки (Мексика), положение тела зависело от социального статуса покойника. Людей состоятельных, знатных хоронили лицом вверх, оставляя многочисленные приношения. Бедных же погребали лицом вниз. Уникальными можно назвать захоронения гурулийцев (Малая Азия). Своих мертвых они опускали в могильные ямы в вертикальном положении, вверх ногами. Поскольку для древних народов большое значение имели стороны света (с востоком, как правило, ассоциировалась идея света, тепла, жизни, а с западом - понятие мрака, холода и смерти), то при погребении это обязательно учитывалось. Древние греки клали тела в направлении с востока на запад (головами на запад, как у афинян, или наоборот). В античном некрополе причерноморского города Танаиса большинство покойников ориентированы головой на восток с небольшим отклонением к северу или югу, но встречаются захоронения и по другим осям. Юманы в Южной Америке хоронили мертвых в согнутом положении, так, чтобы лицо было обращено к области солнечного восхода, обиталищу их великого доброго божества. Перуанцы, напротив, сажали покойников лицом на запад. Гуарайо погребали умерших головой на восток, поскольку там, по их представлениям, находился "охотничий рай" Старца неба. Так же поступали айны. А тунгусы не только клали мертвеца головой на восток, но и воздвигали над могилой большой холм, увенчанный статуей, с лицом, обращенным к восходящему солнцу. Так или иначе, но линия положения тела у большинства народов следовала оси восток - запад, а не оси север - юг. У мусульман лицо покойника должно смотреть строго в сторону Каабы - главного святилища ислама в Мекке. Христианское правило класть мертвых головой на запад связано с преданием о том, что тело Христа было похоронено головой на запад и, следовательно, лицом на восток. В одном духовном сочинении XIV века говорится: "Всякий должен быть погребен так, чтобы голова его была обращена к западу, а ноги направлены к востоку. Он при этом как бы самим своим положением молится и выражает, что он готов спешить от запада к востоку, от заката к восходу, от мира в вечность".
Некоторые особенности похоронных ритуаловПо традиционному обряду морских похорон в средние века покойника зашивали в саван, куда клали песок, чтобы не лишать мертвеца "христианской земли", необходимой для успокоения. Позднее песок заменили твердым балластом, а саван - флагом. Исследователи этикета отмечают, что в похоронном ритуале ряда народов Востока и Азии правое и левое зачастую менялись местами, поскольку мир мертвых мыслился как мир "наоборот". Правое в мире людей на том свете превращалось в левое. Отсюда повсеместно распространенная инакость действий, связей и отношений в погребальных обрядах. Например, коряки "при похоронах зимой покойника одевают в летнюю одежду, а летом - в зимнюю; причем перчатки надевают наоборот - левую на правую руку, а правую на левую". На Украине в Киевской губернии онучи умершему завертывали не в правую (как у живых), а в левую сторону. У адыгов вестник, сообщавший о смерти кого-то из соплеменников, "ехал верхом без оружия, против обыкновения плетку держал в левой руке, а поводья в правой. По этим признакам каждый встречный безошибочно определял, что этот человек - вестник несчастья и горя".В России на покойнике мужского пола одежду застегивали на левую сторону, как на женщине. Для некоторых народностей важен не только тип похоронной одежды, но и ее цвет. Так, айны хоронили мертвых, обертывая лицо куском белой ткани. У айнов было принято не только бодрствовать возле усопшего всю ночь, но и рассказывать ему разные забавные истории, чтобы покойнику не было скучно. Выносить тело через дверь воспрещалось; для этого разбирали часть стены дома. У тюркских и других народов Востока всадник, доставлявший весть о смерти, повязывая голову черным платком или брал его в руки. В ряде районов Южной Италии если хоронят человека, погибшего насильственной смертью (убитого), то друзья покойного не бреются до его погребения. Рекордными по длительности в наше время являются похороны у торайя (остров Сулавеси, Индонезия). В течение трех дней покойник остается в своем доме, в окружении членов семьи. На следующий, четвертый день происходит его пеленание наподобие мумии, этим занимаются специально нанятые люди. Во время такой церемонии родственники отрывают куски от своих одежд и вкладывают их между тяжелыми домоткаными полосами материи, используемой исключительно на похоронах. Ткань перекладывают ветками капока, обладающего хорошими гигроскопическими свойствами, благодаря чему тело как бы мумифицируется. Завернутый таким образом труп помещают в ритуальный "дом" - усыпальницу, где тело покойного остается месяцы, а иногда и годы (!), пока идет подготовка к завершающему ритуальному обряду. Все это время о покойнике говорят как о "спящем", не употребляя понятия "умерший". Покойник окружен самыми роскошными предметами утвари, при нем постоянно находятся члены семьи или слуги, которые поддерживают чистоту в помещении. Рядом с телом, помимо прочей утвари, ставят чашку и кувшин. Считается, что душа "спящего" в это время собирается в путь в страну духов и сам он еще не умер, а только болен. "Официально" смерть наступает тогда, когда труп покойника несколько раз подбросят вверх, а потом положат ногами на юг. Если в доме есть кошка, она тоже становится участницей похоронной церемонии. Сначала ее сажают на потолочную балку, а потом осторожно подталкивают вниз - чтобы дать кошке понять, что хозяин умер. Погребальная церемония длится семь дней, во время которых исполняют ритуальные "танцы смерти" и пьют рисовое пиво. Обряд достигает кульминации, когда умершего помещают на специально построенное возвышение. Рядом ставят тао-тао - вырезанную из хлебного дерева фигуру, напоминающую изображение человека, глаза которого делают из морских ракушек, а голову иногда венчают рогами буйвола. К подножию возвышения кладут трех заколотых буйволов, чтобы "накормить" усопшего перед дорогой на тот свет.И вот наступает последний день проводов покойника. Вся процессия, во главе которой несут тао-тао, приближается к крутому склону известняковой горы. Здесь покойника переносят в заранее вырубленную в скале погребальную нишу; у входа в нее устанавливают тао-тао - огромную, в человеческий рост куклу, которая будет охранять тело покойного своим недремлющим оком.Своеобразен обряд кремации покойника и сожжения вдовы на его погребальном костре, практикующийся и поныне в Индии. Совершив обряд омовения, облачившись в лучшие одежды, вдова с распущенными волосами следует на берег реки или озера - традиционное место совершения сати. При этом она окружена родственниками, которые, образовав вокруг женщины круг, идут рядом. Исследователь этого обычая И. Караванов пишет, что, "согласно традиции, каждый, кто встретит на своем пути траурную процессию, должен присоединиться к ней. Носилки с покойным устанавливают на погребальном костре, устроенном наподобие ложа. Поверх него набрасывается покрывало, расшитое ритуальным узором. У костра вдова снимает все украшения и раздает их близким. А те угощают ее засахаренными фруктами и передают устные сообщения для усопших родственников. Женщину трижды обводят вокруг умершего, поддерживая ее под руки. В последний момент силы часто оставляют вдову, и она беспомощно повисает на руках сопровождающих. Жрец быстро произносит траурные мантры и окропляет ее водой из Ганга. Вдове помогают подняться на костер. Она садится с левой стороны от мужа и кладет его голову себе на колени. Кто-нибудь из родственников поджигает поленья... Чтобы женщина не выбросилась из костра, ее ноги приковывают к тяжелым плахам железными цепями. Раньше бывало, что брахман дубинкой оглушал обезумевшую от боли женщину, если она выскакивала из костра. Чтобы притупить боль, вдовы перед самосожжением часто принимают особый наркотический напиток".Сожжение одновременно с мужем называется саха-марана (совместная смерть). Одиночное сожжение называется ану-марана. Если в день, когда назначена кремация мужа, у вдовы месячные, то ее сати откладывается.Для погребального костра обычно применяют хорошо высушенные сандаловые дрова розового цвета. Продаются они на вес за воротами городских базаров. Оставшиеся после кремации уголья и золу, порой еще недожженные, дымящиеся, неприкасаемые из погребального братства высыпают в реку.В той же Индии существует необычный обряд похорон в общине евнухов (предполагают, что община эта насчитывает от 50 до 100 тысяч человек). Захоронения своих покойников евнухи производят только ночью. Остальные особенности ритуала не менее оригинальны. Покойника к месту кремации доставляют в вертикальном положении. Следующий этап - оплевывание (в буквальном смысле слова) умершего и грубая брань в его адрес. И лишь затем приступают к кремации. Суть обряда - отбить у души покойника желание при реинкарнации снова поселиться в теле евнуха.Понятно, что ритуалы похорон идут прежде всего от этнокультурной традиции данного региона. Но в ходе развития цивилизации возникли обряды, связанные не с национальной, географической или религиозной принадлежностью, а с родом профессиональной деятельности, которой занимался умерший. Таковы, скажем, похороны моряков или военных. Вот описание погребения в 1528 году в водах Молуккского моря капитана Элькано из флотилии Магеллана: "Матросы несут к корме продолговатый сверток с привязанными к нему камнями и кладут на смазанную жиром доску. Прочитаны молитвы, монах-штурман в последний раз осеняет крестом воздух, и матросы приподнимают доску. Раздается всплеск".По традиционному обряду морских похорон был погребен знаменитый английский мореплаватель Фрэнсис Дрейк. Его свинцовый гроб под грохот корабельных пушек был опущен в океан у берегов Номбре-де-Диоса. В знак особого уважения к Дрейку в том же месте затопили несколько захваченных испанских судов (Англия в то время воевала с Испанией). С большими почестями опустили в море неподалеку от берегов Новой Бретани капитана Брюни д"Антркасто, умершего во время поисков пропавшей экспедиции Лаперуза.В средние века покойника зашивали в саван, куда клали песок, чтобы не лишать мертвеца "христианской земли", необходимой для успокоения. Позднее песок заменили твердым балластом, а саван - флагом державы, под которым плавает корабль. Существуют военные обряды погребения в армиях разных стран (салют, почетный караул, перевоз гроба до кладбища на орудийном лафете и т. д.).Пытался создать своего рода профессиональный обряд похорон один из руководителей нацистов Гиммлер. По его замыслу, это должно было быть торжественно-грандиозное зрелище. В средневековом замке Вевельсбург близ Падерборна рейхсфюрер СС создал нечто вроде усыпальницы для себя и для своих приближенных - 12 обергруппенфюреров СС.Под гигантским залом Вевельсбурга находилось подземелье со сводчатым потолком, каменные стены подземелья были толщиной почти в 2 метра. За этими стенами скрывалась святая святых "ордена" СС - "царство мертвых".В середине пола было углубление, куда вели две ступеньки. В центре углубления находилось нечто вроде чаши, по стенам были расставлены 12 каменных постаментов. В чаще надлежало сжигать гербы мертвых обергруппенфюреров, а урны с пеплом гербов устанавливать на постаменты. В потолке Гиммлер велел проделать четыре отверстия величиной с кулак - они были пробиты таким образом, что дым, уходя в эти дыры, должен был вертикально подниматься кверху, в виде четырех серо-синих столбов.В начале 1990-х годов японский бизнесмен Киекапу Саито решил привести обряд похорон в соответствие с духом времени. Древний буддийский обряд он заключил в сверкающую оболочку новейших технических достижений, используемых в эстрадных шоу. В огромном 700-метровом зале без окон, где собираются близкие усопшего, медленно гаснут светильники. Из высоко подвешенных динамиков раздается монотонное пение монахов. Тем временем в зал напускают клубы искусственного тумана и следом включают прожекторы. Они высвечивают катафалк, который бесшумно вкатывается в зал по рельсам 40-метровой длины. На катафалке - украшенный цветами гроб.Катафалк останавливается. Перед ним садится священник и начинает панихиду. Но вот прочитаны сутры, и в действие вступают лазерные пушки. Своими лучами они создают фантастические световые эффекты, образуя светящийся туннель, в который устремляется катафалк. Лазерный туннель ведет в крематорий.Поскольку обряд длится долго, то люди, ждущие своей очереди на похороны родственника, могут скоротать время в кафе-баре, примыкающем к ритуальному залу. Бар, естественно, отделан материалами в черно-серых тонах.Модернистское начинание Саито возымело в Японии большой успех. Другие службы ритуальных церемоний, дабы преуспеть в конкурентной борьбе, бросились придумывать аналогичные похоронные зрелища. Так, фирма в префектуре Чибо (близ Токио) стала предлагать клиентам похороны с использованием видеокассет: на огромном экране перед алтарем демонстрируются клипы в честь усопшего - естественно, в музыкальном сопровождении. Но всех переплюнула фирма "Тайзейзайтен" - в начале 1992 года она ввела в эксплуатацию в Иокагаме гигантский дворец погребений с "межгалактическим" представлением - нечто среднее между планетарием и концертным залом. Очевидно, недалек тот день, когда какая-нибудь "прогрессивная" фирма предложит совместить похороны со стриптизом.
О ГробахГроб - самое распространенное укрытие для мертвого тела. Неизвестно, когда появились первые гробы, но уже в Древнем Египте фараону и высшей знати было недостаточного одного гроба...Гроб - самое распространенное укрытие для мертвого тела. Неизвестно, когда появились первые гробы, но уже в Древнем Египте фараону и высшей знати было недостаточного одного гроба. Мумию, защищенную золотой маской, помещали в серебряный гроб, повторявший очертания мумии. Этот гроб, в свою очередь, помещали в саркофаг черного гранита, тоже стилизованный под мумию. Наконец эту погребальную "матрешку" ставили в прямоугольный каменный ящик, изнутри и снаружи украшенный изображениями богов. На выпуклой крышке ящика обычно изображали усопшего фараона с атрибутами Осириса, а на внутренней стороне - богиню неба Нут. Иногда еще отдельно в небольших гробиках из золота и серебра хоронили мумифицированные органы фараона. Гробики полностью повторяли устройство и архитектуру большого саркофага. Помещались они в алебастровых сосудах по соседству с основным саркофагом. Подобные "матрешечные" захоронения встречаются и у других народов. Вождь гуннов Атилла был похоронен в трех гробах, вложенных один в другой,- золотом, серебряном и железном. У древних греков при кремации в гробу хоронили только кости, а прах помещали в урны. Гробы у греков были деревянные, глиняные и каменные, а у римлян - деревянные или каменные. Скромность гробов компенсировали роскошные надгробия, зачастую скульптурные, с большим количеством фигур. В античных причерноморских захоронениях (некрополь Тапаиса) маленьких детей часто погребали не в гробу, а в глиняной амфоре, предварительно отбив у нее горлышко, чтобы засунуть трупик ребенка. Подобные захоронения .найдены и в боспорских некрополях (Фанагория). Для взрослых покойников жители Танаиса применяли гробы, сколоченные из дубовых досок или выдолбленные из колоды. В одной из могил археологи нашли останки человека, погребенного не в гробу, а на доске. В средневековой Европе для изготовления гробов использовали в основном дерево и реже - металл. В восточной части Лондона в середине 1960-х годов было найдено захоронение 9-летней жены * принца Ричарда, сына короля Эдуарда IV. Останки девочки покоились в свинцовом гробу. Но гораздо чаще для изготовления гробов использовались благородные металлы - хотя бы в качестве декоративной отделки. А вот Мартин Лютер, скромный в жизни, так же скромно отбыл в мир иной - в оловянном гробу. Впрочем, были категории лиц, которых в средние века христианские обычаи лишали права на гроб,- например, самоубийцы. В Австрии их зашивали в свежие коровьи шкуры и хоронили в общих могилах за кладбищенской оградой.Разумеется, в выборе гробов есть свои оригиналы.
В России в середине XIX века жил отставной вице-губернатор Шевелев, который задолго до смерти заказал для себя гроб с прорезью для глаз. Но, когда гроб изготовили, он обнаружил, что прорезь слишком мала. Сквозь эту прорезь покойник мог видеть самую малость. А его самого уж вовсе не было видно. Поэтому Шевелев велел увеличить прорезь до размеров своего лица. На место прорези было установлено "толстое морское стекло", которое используется для корабельных иллюминаторов. Теперь можно было любоваться лицом покойника, не открывая крышку гроба.
Польский путешественник Люциан Воляновский повествует о том, как в 1912 году один покойник с австралийских золотых приисков в округе Калгурли поневоле был похоронен в весьма оригинальном гробу. "... В пивной у одного человека, занимавшегося изысканиями золота и других полезных ископаемых, случился приступ, и бедняга скончался. Хозяин пивной дал двум горнякам ответственное задание сделать гроб, но дело оказалось непростым, так как в этом пустынном месте совсем негде было взять доски. Климат же здесь таков, что надолго оставлять покойника непохороненным крайне негигиенично и неприятно для окружающих. Горняки рьяно взялись за дело, употребив в качестве материала досточки от ящиков из-под динамита, который употреблялся в шахтах. Но их было не так уж много, и мастера в целях экономии стали обкладывать тело досточками, для удобства расположив его на [пивной] стойке. Лучшего места было просто не найти! Рядом сколько угодно пива, другие горняки подносили им пустые ящики. Работать было удобно, приятно, и мастера не торопились. Но когда прошло три дня, хозяин пивной решил, что он уже довольно терпит труп, лежащий на стойке, и отдал решительный приказ: "Похоронить его немедленно!" Но те ответили, что не могут, нужны еще ящики, так как у покойника торчат из гроба ноги. Хозяин посмотрел и увидел, что так оно и есть, но тут же нашел блестящий выход: "Наденьте ему башмаки!" В таком виде - с торчащими из гроба ногами - бедолагу и похоронили. Современные гробы изготавливают из любых доступных материалов, включая и довольно экзотические. Одни выбирают необычные материалы из-за тщеславия, других вынуждают обстоятельства. Так, американская актриса Джин Сиберг в 1970 году заказала для похорон умершей новорожденной дочери стеклянный гробик. Сделала она это из-за кампании, начатой "Лос-Анджелес Таймс" и подхваченной еженедельником "Ньюсуик", в которой утверждалось, что актриса якобы ждет ребенка от одного из лидеров негритянской экстремистской организации "Черные пантеры". Газетная публикация привела к тяжелой психической травме, и Джин Сиберг родила мертвую девочку. Чтобы опровергнуть клевету, актриса и заказала гроб из стекла. Все желающие могли убедиться, что ее ребенок - белокожий.Большинство "простых" американцев отправляется под землю или в крематорий в гробах из натурального дерева, ДСП, прессованной бумаги и т. д. Богачи могут лежать в гробу, в изголовье которого встроен химический холодильник. Кроме того, по желанию заказчика деревянный гроб могут заключить в металлическую "шкатулку" - для лучшей сохранности. В Италии и Испании, наоборот, предпочитают закладывать в гроб, прессованный из отходов, компоненты, ускоряющие его разложение. Правоверные иудеи отправляются под землю в простом, грубо сколоченном ящике, в дне которого просверлены два отверстия. Могильщик Георгий Коваленко, многие годы обслуживающий высшую советскую номенклатуру и дипкорпус, вспоминает, как ему доводилось хоронить в Москве жену советского сотрудника ООН. Она лежала в титановом гробу стоимостью в 6 тысяч долларов (похороны оплачивала ООН). При нажатии кнопки крышка поднималась, открывая взору хрустальный вкладыш с телом. Эдакий мини-мавзолей. Простые граждане бывшего СССР на такую роскошь, разумеется, не претендуют. Впрочем, даже гробы высших государственных деятелей делают в нашем отечестве без особой фантазии, правда, из дорогого бука, с защелками и большим количеством рюшечек. Чтобы обить стандартный гроб, требуется 7-8 погонных метров ткани; на "правительственный" гроб идет 15-18 метров. В 1980-х годах номенклатурные гробы стоили по 145 рублей. В августе 1991-го - 350 рублей (простые гробы - 118 рублей). В настоящее время все гробы, используемые в России, деревянные. Приобрести их можно через комбинат ритуальных услуг - так высокопарно называется учреждение, которое раньше именовали похоронной конторой. Москву обслуживают 13 подобных предприятий, на которых работает 3500 человек. Они занимаются изготовлением гробов, венков, лент и прочей погребальной утвари, уходом за кладбищами. За день цех деревообрабатывающего завода выпускает 450-500 гробов. Всего же за год Москва использует около 120 тысяч гробов. По наблюдению директора московского объединения "Ритуал" Анатолия Прохорова, наибольшим спросом пользуются гробы, обитые красной тканью. Для молодых покойников заказывают обивку розовую и голубую. Кавказцы частенько просят обить гроб белым. Цыгане к цвету безразличны, но предпочитают не дешевые ткани, а плюш, бархат, натуральный шелк. Мусульмане (особенно татары) гроб не обивают, но покупают ткань, чтобы завернуть покойника. Для погибших на войне или просто для дальней перевозки во всем мире применяются цинковые (реже свинцовый) гробы. Свинцовый гроб в обязательном порядке применяется для похорон людей, погибших от радиации. Кое-где в русских деревнях (особенно северных) еще сохранился обычай самому изготавливать себе гроб, подобно тому, как это делали некоторые святые.
* Подобные браки заключались из соображений "высшей политики".
@настроение: Источники утеряны
Очень интерестно узнать что-то новое из этой области))))
Погребение у евнухов, а точнее та часть ритуала называемая опплевыванием, напомнило мне оситинскую свадьбу. Там тоже невесту опплевывуют, ставя её в угол и даря ей украшения)))