Ninette
читать дальшеТак как начинается осень и время меланхолии , пора писать о кладбище.
Еще читая книгу Г. Чхартишвили "Кладбищенские истории" я задумалась, как можно было бы назвать Лычаковское кладбище во Львове. Название сразу возникло такое: Романтическая смерть. Наверное, потому, что там очень много памятников 19 века, эпохи романтизма, и они самые красивые.
Что касается истории. Первые захоронения на территории теперишнего кладбища появились в первой половине 16 века. Но официально главным городским кладбищем оно стало в 1783 году, когда львовский магистрат запретил захоронения в городе возле церквей. Тогда-то старое место захоронений было ограждено и освящено. Годом фактического открытия кладбища принято считать 1786 год, то есть в этом году ему исполнилось 222 года.
С самого начала существования Лычакова как главного городского кладбища там хоронили людей привилегированных - известных политиков, деятелей культуры, духовенство, военных, зажиточных горожан. Им отводили "престижные" места в центральной части и вдоль главных аллей.
Первые скульптурные надгробия на кладбище появились в конце 18 - начале 19 века, когда определяющим стилем в искусстве был классицизм.
Некропольная скульптура - особый вид искусства, что обращается к человеку поэтическим языком символа и аллегории. Чаще всего здесь встречаются образы гениев смерти с погасшим факелом в руке - символом угасшей жизни, которые сопровождают души умерших, плакальщиц, которые наклонились над урной - сосудом слез и печали, покрытой флером - покрывалом забытья. Часто на постаменте памятника или на надгробной плите вырезали часы-клепсидру , череп - символы суеты и быстротечности земных утех и т.п.
Одна из самых красивых скульптурных групп на кладбище находится на могиле семейств Тренклей, Браеров, Вейглей. Это постамент со ступенями, по которым поднимаются ангел смерти, ведя за руку девушку, то есть душу умершей; замыкает шествие гений жизни с погасшим факелом в руках. Здесь продумано даже расстояние между фигурами, юноша с факелом будто отстает от двух первых фигур, которые уже перешли границу, отделяющую их от мира живых. Голову ангела смерти Танатоса венчает венок из головок мака, в руке он держит маковый букет. (Читала я в другой книге, что это - бог сна Морфей. Но взглянув на его лицо, я все же склонна поверить, что это ангел смерти).
Вот еще фото с сайта про кладбище, они более четкие:
Дальше уже идут фотографии, сделанные мной, вернее, моей подругой. Она снимала то, что нравится ей, но и то, что я просила . В основном это польские памятники 19 века.
Каменных плакальщиц на кладбище очень много, но эта - моя любимая. Очень красивая и благородная.
![](http://static.diary.ru/userdir/6/2/1/8/621808/thumb/32675525.jpg)
Вот другие плакальщицы:
А вот юноша-плакальщик рядом со сломанной колонной (символом прервавшейся жизни) :
Это "Спящая", у меня она ассоциируется с "дамой с камелиями". У этого памятника очень часто - живые цветы.
Еще скульптурные группы. Душу коронуют на небе за земное терпение:
А здесь на постаменте - целая семья:
Вообще, на кладбище так много скульптур, что оно кажется обитаемым. В его старой части посетителей мало, и если уйти с главных аллей вглубь, становится жутковато - кажется, что все они наблюдают за тобой каменными глазами... И хочется поскорей оттуда убраться и не мешать.
На сегодня все. Но кладбище большое, там еще много интересного, так что продолжение будет.
***
На кладбище очень много старинных часовен. Сюда можно было прийти и в тишине и покое помолиться за ушедших близких. В часовне был алтарь, иконы, фамильные портреты. Сейчас от всего этого, к сожалению, почти ничего не осталось. Некоторые из лычаковских часовен очень красивы. Например, вот эта часовня Дунин-Борковских, построенная в 1812 году в стиле классицизм.
Между ее колонн стоят прекрасные траурные скульптуры. Я, например, таких не видела больше нигде. Настоящая скорбь – это когда хочется закрыть лицо…
Когда-то фронтон был увенчан скульптурой Харона с веслом в руках, который отталкивал лодку от берега. Сейчас она утрачена.
Так как на кладбище похоронены мои родственники, я ходила туда с детства. И помню все, что там происходило. Эта часовня разрушалась на моих глазах. А в конце 80-х сгорел ее верх, и она выглядела вот так:
Как же мне было ее жалко! И как я обрадовалась, когда в начале 90-х принялись за ее реставрацию!
Еще одно здание на кладбище, которое очень нравится мне, это мавзолей Барчевских. Он построен в 1885 году в псевдовизантийском стиле. Его общая площадь с прилегающей территорией около 200 квадратных метров.
Завершает мавзолей чаша, увенчанная куполом с четырьмя концентрическими рядами кессонов с розетами. При освобождении Львова от фашистов в 1944 году купол был поврежден бомбой. Так он с тех пор и стоит... Мавзолей был построен для одного из самых богатых людей Подолья, Пробуса Барчевского. Он не был женат, и после смерти завещал очень большую сумму денег на благотворительные и научные цели. Над входом в мавзолей – барельеф с изображением св. Феликса – настоятеля семейства Барчевских, и родовой герб с изображением Самсона, разрывающего пасть льва. Внутренне убранство часовни когда-то тоже, разумеется, было очень красивым.
![](http://static.diary.ru/userdir/6/2/1/8/621808/thumb/32757587.jpg)
На том же участке находятся еще несколько красивых часовен и склепов представителей аристократических фамилий:
Вот внутренний вид часовни (снято через окошко над дверью):
Это так называемая "Часовня с химерами" (водостоки у нее в виде химер):
Внутри часовни:
А эти монументальные часовни находятся у самого входа на кдадбище:
Они, кажется, всегда были в удовлетворительном состоянии.
Еще несколько часовен
Кстати, местные власти в этом году решили проводить на кладбище еще и ночные экскурсии, говорят, с заходом в одну из часовен. Я бы обязательно сходила, просто настроение в этот раз было неподходящее.
И еще из наблюдений.
На любом старинном кладбище, где похоронено очень много людей, тяжелая аура. Для меня это, во всяком случае, физически ощутимо. Можно думать об этом что угодно, но это кладбище всегда меня притягивало как бы помимо моей воли. Конечно, имеет значение и то, что там похоронены родственники. Но когда я просто проходила мимо, возникало непреодолимое желание зайти туда, чувство отвратительное и вместе с тем сладкое, которому невозможно сопротивляться… А уходила всегда с чувством опустошенности. Что-то в этом есть…
Еще читая книгу Г. Чхартишвили "Кладбищенские истории" я задумалась, как можно было бы назвать Лычаковское кладбище во Львове. Название сразу возникло такое: Романтическая смерть. Наверное, потому, что там очень много памятников 19 века, эпохи романтизма, и они самые красивые.
Что касается истории. Первые захоронения на территории теперишнего кладбища появились в первой половине 16 века. Но официально главным городским кладбищем оно стало в 1783 году, когда львовский магистрат запретил захоронения в городе возле церквей. Тогда-то старое место захоронений было ограждено и освящено. Годом фактического открытия кладбища принято считать 1786 год, то есть в этом году ему исполнилось 222 года.
С самого начала существования Лычакова как главного городского кладбища там хоронили людей привилегированных - известных политиков, деятелей культуры, духовенство, военных, зажиточных горожан. Им отводили "престижные" места в центральной части и вдоль главных аллей.
Первые скульптурные надгробия на кладбище появились в конце 18 - начале 19 века, когда определяющим стилем в искусстве был классицизм.
Некропольная скульптура - особый вид искусства, что обращается к человеку поэтическим языком символа и аллегории. Чаще всего здесь встречаются образы гениев смерти с погасшим факелом в руке - символом угасшей жизни, которые сопровождают души умерших, плакальщиц, которые наклонились над урной - сосудом слез и печали, покрытой флером - покрывалом забытья. Часто на постаменте памятника или на надгробной плите вырезали часы-клепсидру , череп - символы суеты и быстротечности земных утех и т.п.
Одна из самых красивых скульптурных групп на кладбище находится на могиле семейств Тренклей, Браеров, Вейглей. Это постамент со ступенями, по которым поднимаются ангел смерти, ведя за руку девушку, то есть душу умершей; замыкает шествие гений жизни с погасшим факелом в руках. Здесь продумано даже расстояние между фигурами, юноша с факелом будто отстает от двух первых фигур, которые уже перешли границу, отделяющую их от мира живых. Голову ангела смерти Танатоса венчает венок из головок мака, в руке он держит маковый букет. (Читала я в другой книге, что это - бог сна Морфей. Но взглянув на его лицо, я все же склонна поверить, что это ангел смерти).
![](http://static.diary.ru/userdir/6/2/1/8/621808/thumb/32675155.jpg)
Вот еще фото с сайта про кладбище, они более четкие:
![](http://static.diary.ru/userdir/6/2/1/8/621808/thumb/32675231.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/6/2/1/8/621808/thumb/32675323.jpg)
Дальше уже идут фотографии, сделанные мной, вернее, моей подругой. Она снимала то, что нравится ей, но и то, что я просила . В основном это польские памятники 19 века.
Каменных плакальщиц на кладбище очень много, но эта - моя любимая. Очень красивая и благородная.
![](http://static.diary.ru/userdir/6/2/1/8/621808/thumb/32675525.jpg)
Вот другие плакальщицы:
![](http://static.diary.ru/userdir/6/2/1/8/621808/thumb/32677321.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/6/2/1/8/621808/thumb/32677377.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/6/2/1/8/621808/thumb/32677425.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/6/2/1/8/621808/thumb/32677529.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/6/2/1/8/621808/thumb/32677605.jpg)
А вот юноша-плакальщик рядом со сломанной колонной (символом прервавшейся жизни) :
![](http://static.diary.ru/userdir/6/2/1/8/621808/thumb/32677695.jpg)
Это "Спящая", у меня она ассоциируется с "дамой с камелиями". У этого памятника очень часто - живые цветы.
![](http://static.diary.ru/userdir/6/2/1/8/621808/thumb/32677839.jpg)
Еще скульптурные группы. Душу коронуют на небе за земное терпение:
![](http://static.diary.ru/userdir/6/2/1/8/621808/thumb/32678069.jpg)
А здесь на постаменте - целая семья:
![](http://static.diary.ru/userdir/6/2/1/8/621808/thumb/32678157.jpg)
Вообще, на кладбище так много скульптур, что оно кажется обитаемым. В его старой части посетителей мало, и если уйти с главных аллей вглубь, становится жутковато - кажется, что все они наблюдают за тобой каменными глазами... И хочется поскорей оттуда убраться и не мешать.
На сегодня все. Но кладбище большое, там еще много интересного, так что продолжение будет.
***
На кладбище очень много старинных часовен. Сюда можно было прийти и в тишине и покое помолиться за ушедших близких. В часовне был алтарь, иконы, фамильные портреты. Сейчас от всего этого, к сожалению, почти ничего не осталось. Некоторые из лычаковских часовен очень красивы. Например, вот эта часовня Дунин-Борковских, построенная в 1812 году в стиле классицизм.
![](http://static.diary.ru/userdir/6/2/1/8/621808/thumb/32757273.jpg)
Между ее колонн стоят прекрасные траурные скульптуры. Я, например, таких не видела больше нигде. Настоящая скорбь – это когда хочется закрыть лицо…
![](http://static.diary.ru/userdir/6/2/1/8/621808/thumb/32757315.jpg)
Когда-то фронтон был увенчан скульптурой Харона с веслом в руках, который отталкивал лодку от берега. Сейчас она утрачена.
Так как на кладбище похоронены мои родственники, я ходила туда с детства. И помню все, что там происходило. Эта часовня разрушалась на моих глазах. А в конце 80-х сгорел ее верх, и она выглядела вот так:
![](http://static.diary.ru/userdir/6/2/1/8/621808/thumb/32757375.jpg)
Как же мне было ее жалко! И как я обрадовалась, когда в начале 90-х принялись за ее реставрацию!
Еще одно здание на кладбище, которое очень нравится мне, это мавзолей Барчевских. Он построен в 1885 году в псевдовизантийском стиле. Его общая площадь с прилегающей территорией около 200 квадратных метров.
![](http://static.diary.ru/userdir/6/2/1/8/621808/thumb/32757473.jpg)
Завершает мавзолей чаша, увенчанная куполом с четырьмя концентрическими рядами кессонов с розетами. При освобождении Львова от фашистов в 1944 году купол был поврежден бомбой. Так он с тех пор и стоит... Мавзолей был построен для одного из самых богатых людей Подолья, Пробуса Барчевского. Он не был женат, и после смерти завещал очень большую сумму денег на благотворительные и научные цели. Над входом в мавзолей – барельеф с изображением св. Феликса – настоятеля семейства Барчевских, и родовой герб с изображением Самсона, разрывающего пасть льва. Внутренне убранство часовни когда-то тоже, разумеется, было очень красивым.
![](http://static.diary.ru/userdir/6/2/1/8/621808/thumb/32757519.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/6/2/1/8/621808/thumb/32757587.jpg)
На том же участке находятся еще несколько красивых часовен и склепов представителей аристократических фамилий:
![](http://static.diary.ru/userdir/6/2/1/8/621808/thumb/32776383.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/6/2/1/8/621808/thumb/32776433.jpg)
Вот внутренний вид часовни (снято через окошко над дверью):
![](http://static.diary.ru/userdir/6/2/1/8/621808/thumb/32776479.jpg)
Это так называемая "Часовня с химерами" (водостоки у нее в виде химер):
![](http://static.diary.ru/userdir/6/2/1/8/621808/thumb/32776527.jpg)
Внутри часовни:
![](http://static.diary.ru/userdir/6/2/1/8/621808/thumb/32776595.jpg)
А эти монументальные часовни находятся у самого входа на кдадбище:
![](http://static.diary.ru/userdir/6/2/1/8/621808/thumb/32776647.jpg)
Они, кажется, всегда были в удовлетворительном состоянии.
Еще несколько часовен
![](http://static.diary.ru/userdir/6/2/1/8/621808/thumb/32776709.jpg)
![](http://static.diary.ru/userdir/6/2/1/8/621808/thumb/32776769.jpg)
Кстати, местные власти в этом году решили проводить на кладбище еще и ночные экскурсии, говорят, с заходом в одну из часовен. Я бы обязательно сходила, просто настроение в этот раз было неподходящее.
И еще из наблюдений.
На любом старинном кладбище, где похоронено очень много людей, тяжелая аура. Для меня это, во всяком случае, физически ощутимо. Можно думать об этом что угодно, но это кладбище всегда меня притягивало как бы помимо моей воли. Конечно, имеет значение и то, что там похоронены родственники. Но когда я просто проходила мимо, возникало непреодолимое желание зайти туда, чувство отвратительное и вместе с тем сладкое, которому невозможно сопротивляться… А уходила всегда с чувством опустошенности. Что-то в этом есть…
***
Еще несколько фотографий кладбища.
Надгробие графини Понинской, конец XVIII века, стиль рококо
(мадонна стоит на земном шаре и попирает змей):
Мадонны с младенцами:
Плакальщица, стиль классицизм:
Еще одна плакальщица. Говорят, что когда идет дождь, он стекает по волосам, и из ее глаз капают слезы:
Старинный обелиск на могиле знатной семьи:
Фамильный герб на нем:
Иисус Христос, несущий свой крест:
И крылатый Морфей:
@темы: украинские кладбища
Замечательные фотографии, все очень хорошо описано, приятно читать. Сразу захотелось навестить ближайшее, и самое любимое мной кладбище) Оно тоже довольно старое, первые захоронения датируются концов восемнадцатого века, и есть очень интересные надгробия. К сожаению, состояние кладбища до боли удручающее, поэтому не рискну выставлять фотографии, на которых перевернутые кресты и покосившиеся ограды
Наболело)
Еще раз спасибо за замечательный отчет
Я рада, что вам понравилось
Душевным рассказ получился, наверное, потому, что там похоронены и мои родственники, и я ходила туда с детства. Неравнодушна я к этому кладбищу...