читать дальше
Казалось бы, какая может быть экскурсия на кладбище, что там вообще может быть интересного? Но на самом деле такие вопросы возникают лишь у тех людей, которые не очень интересуются историей, а кладбище в их понимании — это современное нагромождение могил, разбитых на участки.
Сегодня я хочу рассказать вам про гродненский некрополь, сравнить его со Львовским, отыскать могилы известных людей и показать тот отпечаток истории Гродно и региона, который оставили ЛЮДИ. Не знаю, получится ли этот пост большим, или же будет маленьким, но мне есть что сказать (главное, за интересными местами и ходить далеко не нужно).
Я давно знал, что на кладбище, которое расположено в Гродно на улице Антонова, находится могила Элизы Ожешко. Но все никак не удавалось почтить память великой писательницы. Так вот, недавно, отправив жену за покупками на Скидельский рынок, который находится буквально через дорогу, сам пошел на импровизированную экскурсию по программе «сам себе».
Буквально через метров 20 от входной брамы начинается самое интересное — дивного вида могилы, надгробия, стелы и склепы, которые начали устанавливать здесь с конца ХVIII века. Вообще свою историю гродненское кладбище на Антонова начинает в конце XVI века, но официально все началось лишь в 1792 году, когда в след за Вильнюсом и Львовом на восточной границе Речи Посполитой в Гродно появилось свое католическое фарное кладбище. Инициатором закладки фарного кладбища стал отец Józef Muczyński (умер 4 февраля 1793 года). Сейчас его площадь составляет чуть больше 3 га, во Львове же это 40 гектаров.
Фарное кладбище в Гродно
Письменных свидетельств о времени основания старейшего православного кладбища в Гродно нет. В конце ХVIII века, вместе с вхождением Принеманского края в состав Российской империи и образованием в 1801-1802 годах Гродненской губернии, в городе начинает формироваться православное кладбище (рядом с католическим, почти 5 га), вынесенное за пределы центральной части города. Новое православное кладбище было отдано под попечительство Гродненского Софийского православного собора. Основанием для такого рода решения было, вероятно, и то, что у подошвы этого кладбища, вдоль всего берега Немана (в продолжение нынешней Подольной улицы) находились две православные церкви с «могилками».
Надгробие-колонна на кладбище в Гродно
Если судить по хронологии проводившихся здесь захоронений, то имеются достаточно убедительные основания считать началом его истории конец ХVIII столетия. Одним из подтверждений этому могут быть сохранившиеся до настоящего времени надгробия в форме округлых или квадратных обелисков-колонн, изготовленных из кирпича, скрепленного известью с глиной. Вероятно, одни из них были отштукатурены изначально, на другие штукатурка наносилась спустя годы с целью консервации, третьи и сегодня стоят во всей своей кирпичной наготе.
Датировку самых старых из обелисков-колонн затрудняет отсутствие у их основания специальных плит со сведениями об упокоившихся. Вывороченные из своих ниш, а затем варварски уничтоженные, они не оставляют никаких надежд на их прочтение.
Большую часть старого православного кладбища занимают могилы горожан 50-70-х годов. В это время на кладбища, ставшим уже городским и коммунальным, хоронили людей, не взирая на их национальность и конфессиональную принадлежность. В то время как на каталочиеском «современных» захоронений практически нет. Интересный пример захоронения 1967 года — видимо, любящая мать все что могла сделала для сына…
Лично меня на кладбище поразило огромное число могил чиновников Российской Империи. Конечно, на кладбище покоятся представители всех социальных слоев православного Гродно. Между тем, достаточно даже бегло взглянуть на старинные надгробия, чтобы придти к выводу, что здесь похоронены только наиболее зажиточные граждане. Небольшая часть могил обездоленной части жителей города со временем пропала, т.к. обычные люди не могли позволить себе раскошный памятник, а простой деревянный крест хранил память о погребенном не более трех-пяти лет.
На старом православном кладбище не похоронен ни один из более чем тридцати гродненских губернаторов: они как прибывали сюда по назначению свыше из различных регионов страны (преимущественно из тогдашних столиц — Москвы и Петербурга), так и уезжали все по тем же высоким указам, отбыв на высоком губернаторском кресле от нескольких месяцев до 3-7 лет.
Поразило и то, что практически на каждом памятнике можно было узнать, кем был умерший, порой, от чего умер и кому приходится родственником.
Если проводить сравнение со Львовским некрополем, то у нас в Гродно можно встретить похожие по исполнению памятники — модные тенденции, так сказать, четко прослеживаются — это и стилизованный под дерево гранит, и композиции, высеченные в камне. Единственное отличие — во Львове есть экскурсоводы, вход на кладбище платный, территория ухожена.
В самом начале православного кладбища у входа в часовенку можно найти могилу матери Максима Богдановича. На ней так и написано: «Мацi паэта». На соседнем кладбище, католическом, находится могила Элизы Ожешко. Оба памятника самые обычные. Если честно, я не ожидал такой простоты для таких людей.
Из известных могил могу посоветовать посетить памятник герою войны 1812 года С.Н. Ланского.
Гродненское кладбище хранит память не только о покоящихся здесь горожанах (священнослужителях, чиновниках, военных, купцах, мастеровых), но и тех, кто создавал надгробия. Любой, кто будет гулять по кладбищу не раз обратит внимание на памятники, сделанные Болеславом Шишкевичем. Сам мастер прожил всего 29 лет, его же мастерская под руководством жены сделала ему памятник (за костелом на каталическом кладбище).
О его жизни известно немного. Происходил он из обедневшей шляхты. В 1874-1876 годах учился в Волковысском уездном училище. Потом переехал в Гродно. В 24 года он обвенчался в Гродненском фарном костеле с Ромой-Марией Протасович. Через пять лет Шишкевич умер от скоротечной чахотки. Рома-Мария взяла в свои руки фирму-мастерскую Б.Шишкевича и стала во главе ее. Судя по датировке надгробий, изготовленных в этой мастерской (клейма – «Шишкевич», «Б. Шишкевич, «Мастерская Б.И.Шишкевича в Гродно», «Б.Шишкевич, Гродно, ул.Гончарная», реже – «Р. Шишкевич»), она продолжала свою деятельность до 1907 года.
Еще одним замечательным мастером кладбищенских памятников был Василий Андреевич Качан (1853-1907). Его руками воздвигнуты на гродненском кладбище сотни прекрасных надгробий. Мастерская Качана просуществовала в Гродно до 1928 года. Надгробия, изготовленные в ней, отличались добротностью, строгостью линий, а благодаря основному материалу (граниту) — прочностью и долговечностью. В мастерской выполнялись заказы как православных, так католиков. На Фарном кладбище в Гродно, в конце XIX — начале XX века было установлено немало творений рук династии Качанов.
текст и другие фотографии belarus-travel.by/2008/08/18/nekropol-v-grodno-...
Сельское кладбище.Константин ВаншенкинНе обойденная Богом
Эта деревня в садах.
Кладбище прямо под боком,
Как говорят, на задах.
Спят, ни о чем не жалея,
Возле домишек своих.
Смерть их убила?.. Скорее
Жизнь уничтожила их.
Под шелестом яворов низких
Отлогий кладбищенский склон,
Весь в звездах, крестах, обелисках
Давнишних и новых времен.
Мы друга вот здесь хоронили
В цветах и венках кумача.
Теснясь, подступали к могиле,
Чужие могилы топча.
Порой полустёртые даты
Смятенно улавливал глаз.
Но все это было когда-то,
Но все это было до нас .
У друга лицо неживое.
И каждый себя самого,
В раздумье склонясь головою,
Представил на месте его.
И было на сердце печально,
И стал расходиться народ,
Когда я увидел случайно:
По кладбищу мальчик идёт.
Проходит, немного робея,
Но смерть для него не страшна.
Он будто бы в зале музея,
Где звонко стоит тишина,
Где деревом, камнем, железом
Отмечены жизни края.
Он смотрит с живым интересом,
Дыхание затая.
Минует, как что-то пустое,
Тяжёлые склепы купцов
И чуть не завидует, стоя
У строгой могилы бойцов.
Эта деревня в садах.
Кладбище прямо под боком,
Как говорят, на задах.
Спят, ни о чем не жалея,
Возле домишек своих.
Смерть их убила?.. Скорее
Жизнь уничтожила их.
Под шелестом яворов низких
Отлогий кладбищенский склон,
Весь в звездах, крестах, обелисках
Давнишних и новых времен.
Мы друга вот здесь хоронили
В цветах и венках кумача.
Теснясь, подступали к могиле,
Чужие могилы топча.
Порой полустёртые даты
Смятенно улавливал глаз.
Но все это было когда-то,
Но все это было до нас .
У друга лицо неживое.
И каждый себя самого,
В раздумье склонясь головою,
Представил на месте его.
И было на сердце печально,
И стал расходиться народ,
Когда я увидел случайно:
По кладбищу мальчик идёт.
Проходит, немного робея,
Но смерть для него не страшна.
Он будто бы в зале музея,
Где звонко стоит тишина,
Где деревом, камнем, железом
Отмечены жизни края.
Он смотрит с живым интересом,
Дыхание затая.
Минует, как что-то пустое,
Тяжёлые склепы купцов
И чуть не завидует, стоя
У строгой могилы бойцов.
Казалось бы, какая может быть экскурсия на кладбище, что там вообще может быть интересного? Но на самом деле такие вопросы возникают лишь у тех людей, которые не очень интересуются историей, а кладбище в их понимании — это современное нагромождение могил, разбитых на участки.
Сегодня я хочу рассказать вам про гродненский некрополь, сравнить его со Львовским, отыскать могилы известных людей и показать тот отпечаток истории Гродно и региона, который оставили ЛЮДИ. Не знаю, получится ли этот пост большим, или же будет маленьким, но мне есть что сказать (главное, за интересными местами и ходить далеко не нужно).
Я давно знал, что на кладбище, которое расположено в Гродно на улице Антонова, находится могила Элизы Ожешко. Но все никак не удавалось почтить память великой писательницы. Так вот, недавно, отправив жену за покупками на Скидельский рынок, который находится буквально через дорогу, сам пошел на импровизированную экскурсию по программе «сам себе».
Буквально через метров 20 от входной брамы начинается самое интересное — дивного вида могилы, надгробия, стелы и склепы, которые начали устанавливать здесь с конца ХVIII века. Вообще свою историю гродненское кладбище на Антонова начинает в конце XVI века, но официально все началось лишь в 1792 году, когда в след за Вильнюсом и Львовом на восточной границе Речи Посполитой в Гродно появилось свое католическое фарное кладбище. Инициатором закладки фарного кладбища стал отец Józef Muczyński (умер 4 февраля 1793 года). Сейчас его площадь составляет чуть больше 3 га, во Львове же это 40 гектаров.
Фарное кладбище в Гродно
Письменных свидетельств о времени основания старейшего православного кладбища в Гродно нет. В конце ХVIII века, вместе с вхождением Принеманского края в состав Российской империи и образованием в 1801-1802 годах Гродненской губернии, в городе начинает формироваться православное кладбище (рядом с католическим, почти 5 га), вынесенное за пределы центральной части города. Новое православное кладбище было отдано под попечительство Гродненского Софийского православного собора. Основанием для такого рода решения было, вероятно, и то, что у подошвы этого кладбища, вдоль всего берега Немана (в продолжение нынешней Подольной улицы) находились две православные церкви с «могилками».
Надгробие-колонна на кладбище в Гродно
Если судить по хронологии проводившихся здесь захоронений, то имеются достаточно убедительные основания считать началом его истории конец ХVIII столетия. Одним из подтверждений этому могут быть сохранившиеся до настоящего времени надгробия в форме округлых или квадратных обелисков-колонн, изготовленных из кирпича, скрепленного известью с глиной. Вероятно, одни из них были отштукатурены изначально, на другие штукатурка наносилась спустя годы с целью консервации, третьи и сегодня стоят во всей своей кирпичной наготе.
Датировку самых старых из обелисков-колонн затрудняет отсутствие у их основания специальных плит со сведениями об упокоившихся. Вывороченные из своих ниш, а затем варварски уничтоженные, они не оставляют никаких надежд на их прочтение.
Большую часть старого православного кладбища занимают могилы горожан 50-70-х годов. В это время на кладбища, ставшим уже городским и коммунальным, хоронили людей, не взирая на их национальность и конфессиональную принадлежность. В то время как на каталочиеском «современных» захоронений практически нет. Интересный пример захоронения 1967 года — видимо, любящая мать все что могла сделала для сына…
Лично меня на кладбище поразило огромное число могил чиновников Российской Империи. Конечно, на кладбище покоятся представители всех социальных слоев православного Гродно. Между тем, достаточно даже бегло взглянуть на старинные надгробия, чтобы придти к выводу, что здесь похоронены только наиболее зажиточные граждане. Небольшая часть могил обездоленной части жителей города со временем пропала, т.к. обычные люди не могли позволить себе раскошный памятник, а простой деревянный крест хранил память о погребенном не более трех-пяти лет.
На старом православном кладбище не похоронен ни один из более чем тридцати гродненских губернаторов: они как прибывали сюда по назначению свыше из различных регионов страны (преимущественно из тогдашних столиц — Москвы и Петербурга), так и уезжали все по тем же высоким указам, отбыв на высоком губернаторском кресле от нескольких месяцев до 3-7 лет.
Поразило и то, что практически на каждом памятнике можно было узнать, кем был умерший, порой, от чего умер и кому приходится родственником.
Если проводить сравнение со Львовским некрополем, то у нас в Гродно можно встретить похожие по исполнению памятники — модные тенденции, так сказать, четко прослеживаются — это и стилизованный под дерево гранит, и композиции, высеченные в камне. Единственное отличие — во Львове есть экскурсоводы, вход на кладбище платный, территория ухожена.
В самом начале православного кладбища у входа в часовенку можно найти могилу матери Максима Богдановича. На ней так и написано: «Мацi паэта». На соседнем кладбище, католическом, находится могила Элизы Ожешко. Оба памятника самые обычные. Если честно, я не ожидал такой простоты для таких людей.
Из известных могил могу посоветовать посетить памятник герою войны 1812 года С.Н. Ланского.
Гродненское кладбище хранит память не только о покоящихся здесь горожанах (священнослужителях, чиновниках, военных, купцах, мастеровых), но и тех, кто создавал надгробия. Любой, кто будет гулять по кладбищу не раз обратит внимание на памятники, сделанные Болеславом Шишкевичем. Сам мастер прожил всего 29 лет, его же мастерская под руководством жены сделала ему памятник (за костелом на каталическом кладбище).
О его жизни известно немного. Происходил он из обедневшей шляхты. В 1874-1876 годах учился в Волковысском уездном училище. Потом переехал в Гродно. В 24 года он обвенчался в Гродненском фарном костеле с Ромой-Марией Протасович. Через пять лет Шишкевич умер от скоротечной чахотки. Рома-Мария взяла в свои руки фирму-мастерскую Б.Шишкевича и стала во главе ее. Судя по датировке надгробий, изготовленных в этой мастерской (клейма – «Шишкевич», «Б. Шишкевич, «Мастерская Б.И.Шишкевича в Гродно», «Б.Шишкевич, Гродно, ул.Гончарная», реже – «Р. Шишкевич»), она продолжала свою деятельность до 1907 года.
Еще одним замечательным мастером кладбищенских памятников был Василий Андреевич Качан (1853-1907). Его руками воздвигнуты на гродненском кладбище сотни прекрасных надгробий. Мастерская Качана просуществовала в Гродно до 1928 года. Надгробия, изготовленные в ней, отличались добротностью, строгостью линий, а благодаря основному материалу (граниту) — прочностью и долговечностью. В мастерской выполнялись заказы как православных, так католиков. На Фарном кладбище в Гродно, в конце XIX — начале XX века было установлено немало творений рук династии Качанов.
текст и другие фотографии belarus-travel.by/2008/08/18/nekropol-v-grodno-...
@темы: древние захоронения, белорусские кладбища, Ваши пальцы пахнут ладаном (поэзия, отрывки из романов, рассказы)