Это место производит сильное впечатление. Туда, как на бёклиновский "Остров мертвых" надо плыть на ладье Харона кораблике, который ходит от Графской пристани на Северную сторону. Через какое-то время город начинает заканчиваться, и взору открывается почти что "Аркадия" с картины Пуссена - мирная пастораль с пасущейся лошадкой, каменная кладбищенская ограда, внушительные ворота и петляющая наверх тропа меж каменных гробов. Тишина, темные стрелы кипарисов и белеющая на вершине горы пирамида храма - архитектурного и смыслового венца севастопольского "Города мертвых". Эту пирамиду видно из Севастополя с самых разных точек, слишком высоко стоит и слишком заметный силуэт. В истории и пространстве города Братское кладбище - важная точка, можно сказать даже - веха. В Севастополе много напоминаний о Крымской войне и героической обороне города-порта в 1854-1855 годах. Но любой некрополь всегда есть материализованная память и скорбь, потому он убедительнее всех музеев, диарам, монументов на площадях.
Кладбище жертв обороны возникло практически во время военных событий, здесь одних только братских захоронений около 500. Чуть позже озаботились приданием всему приличного архитектурно-художественного облика. были разработаны 19 вариантов надгробных памятников на братских могилах. Они внесли некое единство в оформление некрополя. Над одиночными могилами ставились памятники по индивидуальным проектам. Считается, что до начала ХХ века здесь было погребено около 40 000 человек, участвоваших в событиях Крымской войны - не только в ней погибших, но и значительно ее переживших. В 1870 г. был освящен Николаевский храм. Его спроектировал талантливый и ныне почти позабытый архитектор А.А. Авдеев, петербургский академик, автор проекта Владимирского собора в центре Севастополя (того, который "адмиральский", на горе). Авдеев обратился к известной мавзолейной теме - храму в виде пирамиды. В русской архитектуре похожих проектов было много, но реализованных всего два, если ничего не путаю, помимо севастопольского, это храм-памятник в Казани. Но там еще ампир, а здесь уже эклектичная стилистика с византийскими чертами, но одновремено и с ориентацией на классику и Рим в первую очередь. Храм сильно пострадал в последнюю войну и только относительно недавно приведен в порядок. Он небольшой, но выгодно поставлен на вершине, из-за чего кажется внушительнее. Плюс сама форма прибавляет масштаб. За этот проект Авдеев и стал академиком.
На склоне - могилы, десятки, даже сотни. Это только те, которые прочитываются, где остались памятники, целые или полуразбитые. Некрополь сильно пострадал и от войны, и от советского раздолбайства и даже сознательного вандализма. Многие монументы были совсем уничтожены. Сейчас оставшееся выглядит прилично, без излишней музейной мишуры и вылизанности. Естественность почти сельского кладбища, с господством природы и покоем каменных надгробий. Там хорошо меланхолически бродить, читая эпитафии, слушая кузнечиков.Главный вход с двумя пирамидами. Раньше возле них стояли пушки.

wiki

@темы: российские кладбища