Римское протестантское кладбище, точнее — Римское некатолическое кладбище, также Римское английское кладбище (итал. Il Cimitero acattolico di Roma) — некрополь в Риме у ворот Сан-Паоло, составляющих часть древней стены Аврелиана. Располагается в районе Тестаччо на холме Авентин, возле пирамиды Гая Цестия (улица Гая Цестия, 6).
ервое захоронение относится к 1738 году — могила Оксфордского студента по имени Лэнгтон (англ. Langton)[1], который умер от падения с лошади в возрасте 25 лет.
В 1803 году здесь был похоронен сын Вильгельма фон Гумбольдта (нем. Wilhelm von Humboldt), прусского министра при Святом Престоле.
Кладбище официально было открыто указом госсекретаря при Папе Пие VII Кьярамонти 11 октября 1821 года. Решение было принято ввиду все большего числа путешествующих иностранцев, в основном студентов, писателей и художников, которые в эпоху романтизма и неоклассицизма отправлялись в Рим с севера Европы, и которые также, бывало, умирали там, как это случилось, например, с английским поэтом Джоном Китсом в том же году. В большинстве своем это были протестанты, которых не разрешалось хоронить вместе с католиками.
Здесь похоронены не только протестанты, но и принадлежащие к другим некатолическим вероисповеданиям, а в новейшие времена также атеисты и иные известные деятели Италии, посчитавшие необходимым подчеркнуть свою принадлежность к культуре, альтернативной «традиционным устоям» окружающего общества (начало этой последней традиции положило, после падения фашизма, перезахоронение на Тестаччо основателя Итальянской коммунистической партии Антонио Грамши). Среди других национальных «зон», образовавшихся на территории кладбища за века, здесь сосредоточено множество могил россиян (по гражданству или происхождению) — как дореволюционных времён, так и различных волн эмиграции XX века.
Наиболее известные из погребенных * Дарио Беллецца (1944—1996), итальянский поэт
* Карл Брюллов
* Вильгельм Фридрих Вайблингер (1804—1830), немецкий поэт-романтик, биограф Гёльдерлина
* Хуан Родольфо Вилькок
* Карло Эмилио Гадда
* Август Гёте (1789—1830), сын Иоганна Вольфганга Гёте (надгробие работы Торвальдсена)
* Джон Гибсон
* Антонио Грамши
* Ричард Генри Дана (1815—1882), американский юрист и писатель
* Готфрид Земпер
* Александр Иванов
* Вячеслав Иванов
* Джон Китс
* Грегори Корсо (1930—2001), американский поэт
* Антонио Лабриола
* Мальвида фон Майзенбуг (1816—1903), немецкая писательница, друг Вагнера и Ницше, домашняя учительница дочерей Александра Герцена
* Ханс фон Маре
* Аксель Мунте
* Бруно Понтекорво
* Амелия Росселли (1930-1996) - итальянская поэтесса, переводчик
* Джон Эддингтон Саймондс (1840—1893) — английский поэт, литературный критик
* Ренато Сальватори
* Эдвард Джон Трелони (1792—1881), английский писатель, друг Байрона и Шелли
* Перси Биши Шелли
* Феликс Феликсович Юсупов (1856—1928), русский аристократ, отец Ф.Ф.Юсупова.На кладбище была похоронена заглавная героиня романа Генри Джеймса Дейзи Миллер (1878).
Могиле Антонио Грамши посвящено знаменитое собрание стихотворений Пьера Паоло Пазолини «Прах Грамши» 1950-х годов (см. итал. — Le ceneri di Gramsci)
В марте 1835 г. на кладбище была похоронена умершая в Риме от чахотки юная княжна Прасковья Петровна Вяземская. Ее отец — знаменитый русский поэт князь Петр Андреевич Вяземский. Он посвятил могиле дочери стихотворение «К Риму». В XIX в. могила П. П. Вяземской была объектом паломничества русских путешественников в Риме, ей посвятила стихи княгиня З. А. Волконская, навещал Н. В. Гоголь.
Русские погребения на кладбище Тестаччо в Риме (статья) Кладбище Тестаччо заслуженно считается одним из самых красивых и значительных в мире. Художественные надгробия, окаймляющая его античная стена, пирамидальная гробница Цестия, напоминающая о заупокойном культе древних египтян, благородные кипарисы и пинии, великолепные цветы — все это образует ансамбль необычайной выразительности, меланхолическое очарование которого усилено тишиной и покоем, столь несвойственными всегда бурлящему Риму.Здесь, в этом монументальном великолепии, нашли свое последнее пристанище люди из самых разных стран, объединенные своими судьбами, ибо последние этапы их жизни прошли под итальянским небом. Это — англичане, шотландцы, немцы, шведы, швейцарцы, американцы и представители других “некатолических” наций (в общей сложности более четырех тысяч имен).Русский некрополь на кладбище Тестаччо по праву считается одним из самых интересных некрополей российского зарубежья. В течении уже двух столетий он непосредственным образом связан и с историей русского присутствия на берегах Тибра, и с историей русской Церкви в Италии, т.к. именно здесь, на официальном некатолическом кладбище, погребались выходцы из Российской империи. В их числе — художники К. Брюллов, П. Орлов, М. Марков, П. и А. Сведомские, И. Давыдов и другие, поэт Вяч. Иванов, литератор Д. Благово (в монашестве архимандрит Пимен), певец Ф. Коммисаржевский, декабрист З. Чернышев, генералы И. Паскевич, Н. Врангель, основатель русского протестантизма В. Пашков, дочь Льва Толстого Татьяна, представители родов Романовых, Шереметевых, Волконских, Барятинских, Шаховских, Мусиных-Пушкиных, Трубецких и иных. Здесь же лежат многие менее известные, забытые или не обладающие яркой биографией россияне.Тестаччо является ценнейшим историко-культурным мемориалом. Знакомство с ним позволяет не только уточнить отдельные биографии, но и воссоздать картину взаимоотношений с Римом той или иной нации, в т.ч. и русской, а также оценить роль православного вероисповедания и культа в судьбах выходцев из России.Кладбище расположено на южной окраине района, у Аврелиевой стены (кон. III в.), являвшейся границей античного города. В древности здесь была устроена одна из городских застав, Остийская, в Средневековье получившая имя Апостола Павла, Порта Сан Паоло.Как и почему именно “у пирамиды”, как часто называют эту местность, стали хоронить христиан-некатоликов — достоверно неизвестно. Скорей всего, место на Тестаччо было выбрано по уже существовавшей римской традиции: внутри круга Аврелиевой стены, на периферии города, уже существовали скромные “погосты” — из них до нашего времени парадоксальным образом сохранился только иностранный. Быть может, иностранцев в этом месте привлекала таинственная пирамида, древнейший символ загробного культа.В средневековом Риме правила, касавшиеся погребений “схизматиков” и “еретиков”, каковыми считала других христиан католическая Церковь до Второго Ватиканского Собора, были очень жесткими: им отводили место на позорном кладбище Муро Торто (близ холма Пинчо, за старой северной границей города), где хоронили преступников, проституток и нераскаявшихся грешников. У католиков тогда существовало представление о городской территории, как об освященной земле, которую нельзя было осквернять некатолическими захоронениями. Еще в большой степени это относилось к итальянским городским кладбищам, которые и поныне называют “кампосанто”, т.е. “святое поле”.Даже после появления “протестантского” кладбища в районе Тестаччо (внутри городской черты) существовал, с середины XVIII до начала XIX века, унизительный регламент похорон некатоликов: они проходили ночью, при свете факелов, и под экскортом конных жандармов (опасались манифестаций фанатиков, не желавших “осквернения” римской земли). Об обстановке таких ночных похорон можно судить по анонимному рисунку “Похороны шведского художника Йонаса Окерстрёма” (1795; Государственный архив в Стокгольме) и гравюре Б.Пинелли (1811), хранящейся в римском муниципальном фотоархиве. Впрочем, для видных иностранцев иногда делали исключения, и их разрешали погребать днем.На могилах православных и других некатоликов запрещалось изображение крестов и религиозные по содержанию эпитафии. Цензуру осуществляла специальная папская комиссия, руководствовавшаяся принципом extra ecclesiam nulla salus, т.е. “вне Церкви <католической — М.Т.> нет спасения”. Цензура была отменена только в 1870 г., когда Рим, вместе с Папской областью, вошел в состав объединенного Итальянского королевства.
Первое известное историкам погребение на Тестаччо произошло 4 августа 1732 г., когда здесь был похоронен сэр Уилльям Эллис, казначей Якова III. Сначала “у пирамиды” погребали, в основном, англичан и шотландцев; кладбище поэтому иногда называли “английским” и “англиканским”.
Первые могилы составили то, что впоследствии было названо Parte Antica, т.е. Древняя часть. Это — восточный участок кладбища, примыкающий к пирамиде и обладающий характерным обликом: памятники в классическом стиле, отсутствие кладбищенской кипарисовой рощи. Известно, что в 1821 г. римские церковные власти, в лице кардинала Консальви, секретаря Папского государства, запретили “некатоликам“ высаживать кипарисы в Древней части, якобы для сохранения исторического вида пирамиды, а шесть уже посаженных кипарисов были срублены. Во время раскопок 1928-1930 гг. здесь был раскрыт участок античной Остийской дороги.Сейчас в Древней части насчитывают 85 могил (их, вне сомнения, было больше), среди которых — могила выходца из России, Вильгельма Грота (ум. 1791) (7). Здесь была похоронена и графиня А.А. Чернышева (ум. 1794; тело в 1795 г. перевезено в Россию, но сохранилась плита). Это — два самых первых российских погребения на Тестаччо.В августе 1822 г. Древняя часть была закрыта по распоряжению того же кардинала Консальви, опять-таки якобы для сбережения ландшафта (современный устав кладбища, однако, не исключает погребения здесь особо выдающихся людей). С ноября того же года стал использоваться новый, прилегающий с запада, участок, впоследствии названный Zona Vecchia, т.е. Старая зона. Участок был выделен Папским государством безвозмездно.С начала XVIII в. эта местность входила в состав территорий Prati del Popolo Romano (Поля римского народа) — общественных земель на переферии города, культивация которых воспрещалась. Здесь пасли скот, устраивали гуляния, празднества, пикники и т.п. Особой популярностью пользовались ottobrate, октябрьские гуляния, приуроченные к окончанию сбора винограда, когда к холму Тестаччо стекались толпы горожан, предававшихся буйному веселью, песням и пляскам. В пещерах “черепичной горы”, обладавших особым температурным режимом, размещались винные погреба.
С целью сбережения могил от святотатственных актов во время гуляний и от повреждений животными, посланники некатолических держав, в т.ч. российский посланник А.Я. Италинский, в 1817 г. обратились к кардиналу Консальви за разрешением оградить кладбище. Кардинал в просьбе отказал, и лишь в 1824 г., после обсуждения этого дела в британском парламенте, разрешение было получено — лично от папы Льва XII. Разрешен был, однако, только ограждающий ров, прозванный римлянами “собачьей канавкой”. Настоящая стена появилась только в 1870 г., в год падения в Риме папского правления.Постоянные погребения на Тестаччо православных российских поданных начались в 1830-х гг., после того, как в Риме в 1836 г. открылась посольская церковь с настоятелем. Ее священники вносили сведения об умерших православных россиян и об их похоронах в метрические книги, присылаемые из С.-Петербургской консистории и отсылаемые обратно. Копии этих метрик сохранились в архиве церкви в Риме, и их анализ дает богатый исторический материал — настоятели аккуратно записывали не только имена усопших и места их погребений (преимущественно на Тестаччо; лишь изредка прах перевозился в Россию), но и их социальный статус, причину смерти, место проживания и т.д.Упоминания о русских погребениях на Тестаччо встречаются в разных источниках. Князь П.А. Вяземский, потерявший свою дочь в Риме, в 1835 г., писал своему сыну: “Тело ее <Полины, в крещении Прасковьи — М.Т.> предали земле на иностранном кладбище 14 (26) м<арта>. Если тебе придется быть когда-нибудь в Риме, ты в нем не будешь совершенно чужой, а найдешь родную могилу и слезы наши, которые и нас сроднили навсегда с Римом”. Присмотр за этой могилой после отъезда Вяземских из Италии взяла на себя княгиня З. Волконская. Посещал ее, вместе с княгиней и Гоголь, писавший Вяземскому 25 июня 1838 г.: “ Еще не так давно был я вместе с княгиней Зин. Волхонской на знакомой и близкой вашему сердцу могиле. Кусты роз и кипарисы растут; между ними прокрались какие-то незнакомые два-три цветка...Потом я был еще один раз с одним москвичом, знающим вас — и вновь уверился, что эта могила не сирота...” .А.Н. Бенуа дает ремарку о смерти в 1845 г. друга отца, В.И. Штернберга, который пришел к “ранней могиле у пирамиды Цестия, где вообще хоронили еретиков и схизматиков”. Мемуаристка М.С. Сабинина сообщает о своем брате Василии: “Его похоронили <в 1858 г. — М.Т.> на Сimitero dei Protestanti, близ пирамиды Цестиуса. Недалеко от его могилы покоится прах Брюллова и сына Гете... Русские художники в Риме его провожали и пели на его похоронах: Иванов, Плешанов, Ксенофонтов, Вениг и еще другие, имен которых я не знаю”.Воспоминания о посещении кладбища оставил И.Е. Репин, особенно впечатленный надгробием княжны М.А. Оболенской: “Не могу не упомянуть о памятнике Оболенской на лютеранском кладбище в Риме, работы М. Антокольского. После долгого перерыва я увидел эту статую оригинал на месте и был поражен ее красотой, поэзией и задушевностью” .Проникновенные строки о Тестаччо принадлежат Михаилу Осоргину: “Заглядывая иногда на кладбище у черепичной горы Тестаччо, где под сенью пирамиды Кая Цестия врастает в землю подмогильная плита Шелли, где у дверей склепа сидит девушка, изваянная Антокольским, где плакучее деревцо склонилось над именем Пашкова и где спит много маленьких, никому неведомых людей, — я бродил глазами меж черных кипарисов, отыскивая незанятый клочек земли, который можно откупить заранее. Мне казалось — и посейчас кажется — покойным и гордым лежать здесь, далеко от родины кровной, в центре родины великой культуры. Здесь заезжий сородич прочтет на мраморной плите имя, — прочтет вслух и, может вспомнит или запомнит; после вместе с именем кладбища, пирамиды и странной, голой горы из античных черепков, — мелькнет в его памяти и надпись по русски, навеки оставшаяся в Вечном Городе, поскольку, конечно, сама вечность — не условна. Быть связанным с Римом — хотя бы узами смерти — мне всегда казалось честью. Низко склоняю голову и прошу мою судьбу оказать мне эту честь хотя бы за те мучительные годы, которые выли и выпадут на долю наших поколений!” .К изображению местности Тестаччо и его живописного кладбища часто обращались художники. В собрании Государственного Эрмитажа хранится полотно французского пейзажиста Гюбера Робера “Пирамида Цестия”, написанное в 1760-ые гг. Известны два рисунка пером Джакомо Кваренги “Пирамида Гая Цестия в Риме”, датированные 1793 г. и находящиеся на родине Кваренги — в Бергамо, в архиве Городской библиотеки. Участок кладбища с могилой генерала Мердера, на фоне пирамиды, изобразил в 1835 г. Федор Бруни (. Сходный сюжет, со свежей могилой Пашеньки Вяземской, принадлежит Михаилу Орлову (1836 г.; хранится в Государственном Литературном музее). В 1842 г. запечатлел Тестаччо во время народного гуляния и Александр Иванов (рисунок “Октябрьский праздник в Риме у Монте Тестаччо”). Один рисунок Древней части кладбища принадлежит Стендалю, изобразившему Тестаччо в письме своему племяннику, в котором он предлагал маршрут по Риму с посещением пирамиды и “кладбища протестантов” .В конце XIX в. местная ситуация кардинально изменилась: с 1883 г. на бывших “Полях римского народа” началось массовое строительство недорогого жилья, а в 1888 г. муниципалитет устроил здесь городские бойни (действовавшие до 1975 г.). Гуляния и пикники навсегда ушли в прошлое.К тому времени Старая зона кладбища заполнилась, и в 1894 г. германское посольство — а с середины прошлого века управление кладбищем, от лица иностранных некатолических общин, взяли в свои руки немецкие посланники при Святейшем Престоле — купило большой участок земли в 4,3 тысяч кв. м. Участок был разделен на три пронумерованных зоны: Zona prima, Zona seconda и Zona terza. Таким образом, окончательно сложилась современная топография кладбища и деление кладбища на пять зон.В те же годы кладбище было оформлено архитектурно: вся его территория была обнесена стеной, за исключением, естественно, южной границы, где уже стояла античная стена. С северной стороны появились ворота с лаконичной надписью RESURRECTURIS, т.е. “тем, кто воскреснет” — возможно, не без полемического подтекста, как возражение против прежней католической концепции о погибших душах “схизматиков”.В западном углу некрополя в 1898 г. соорудили скромную, но изящную интерконфессиональную часовню, используемую для отпеваний покойников разных вероисповеданий, в т.ч. православного. Архитектурным стилем новых построек, и ворот, и капеллы, был выбран неоготический, который часто используют в Италии англикане и протестанты как символ своих североевропейских корней. У древней Аврелиевой стены были устроены общие могилы (ossario, “костница”), куда переносили прах после эксгумации и освобождения участков. На самой стене водружены мраморные доски с высеченными именами усопших.
Некрополь на Тестаччо, складывавшийся почти два столетия — это уникальное свидетельство русского присутствия на берегах Тибра. Автором очерка, совместно с исследователями В. Гасперович, М. Катиным-Ярцевым и А. Шумковым, составлена полная картотека русских могил.
Михаил Талалай
более полно здесь![](http://farm3.static.flickr.com/2344/2081785712_00c8a6389e.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f2/Emelyn_Story_Tomba_%28Cimitero_Acattolico_Roma%29.jpg/453px-Emelyn_Story_Tomba_%28Cimitero_Acattolico_Roma%29.jpg)
Оригинал поставлен в 1894 году по проэкту Уильяма Ветмора Стори (William Wetmore Story 1819-1895) на Протестантском Кладбище в Риме.
От ее тонких крыльев и рук до локонов на шее, все детали этого уникального Викторианского ангела потрясают. Автор поставил эго в память о своей жене Эмелин (Emelyn). На памятнике есть надпись:“The bud was spread to show the rose our Saviour smiled the bud was closed. Anon”
Точные копии есть на кладбище Colma's Cypress Lawn в Стэнфордском университетском городке около Стэнфордского семейного мавзолея, поставленый по заказу Джейн Станфорд (Jane Stanford) скульптором Антонио Бернири (Antonio Bernieri) как память о ее брате в 1901 и снова в 1908 после того, как первый был разрушен в 1906 землетрясением.
Две других копии "Ангела Горя" находятся на кладбище города Хэнгам (Hengham) и в Нью Орлеане (New Orlean) на кладбище Metairie.
A replica made in 1906 exists at the Stanford Mausoleum at Stanford University. It replaced one created in 1901 that was destroyed in the San Francisco earthquake of 1906. This style of monument is also referred to as "Weeping Angel."
Angel of Grief (1894) by William Wetmore Story, Emelyn Story and William W. Story grave
+++![](http://farm3.static.flickr.com/2085/2081003083_508c764ef1.jpg)
![](http://farm4.static.flickr.com/3312/3292660202_e687d0d679.jpg)
![](http://farm3.static.flickr.com/2407/2081787350_82207aadf1.jpg)
![](http://farm3.static.flickr.com/2092/2081786926_80804b4c5c.jpg)
![](http://farm3.static.flickr.com/2091/2081001119_c0d99d00a6.jpg)
![](http://farm3.static.flickr.com/2309/2081000299_cc5a082b79.jpg)
остальное
здесь -Прогуляться- и на
котиков посмотреть.
+Наша галерея+Пишет
Bellena:
Cimitero acattolico di Roma - degli inglesi - Pt 2"Стой! Куда взобрался, поэт?" - Прости мне! Высокий
Холм Капитолия стал новым Олимпом твоим.
Здесь, Юпитер, меня потерпи; а после Меркурий,
Цестиев склеп миновав, гостя проводит в Аид".
Иоганн Вольфганг
Гёте. Из "Римских элегий", 1788
Перевод Н. Вольпин
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3701/462121.ec/0_f166c_5b95e568_L.jpg)
- Место упокоения англичан - зеленый склон у стен под пирамидальной гробницей Цестия, и я полагаю, что это одно из самых красивых и впечатляющих кладбищ, какое я когда-либо видел, -написал Перси Биши
Шелли в письме к Томасу Лав Пикоку в декабре 1818. На следующий год поэт похоронит здесь своего маленького сына Уильяма, а через три года сюда перевезут его собственный прах.
Часть 2 - Римское некатолическое кладбище![](http://sexualfables.com/images/The_Funeral_of_Shelley_by_Louis_Edouard_Fournier.jpg)
Л. Э. Фурнье. 1889
В период между смертями отца и сына кладбище стало немым свидетелем похорон Джона Китса, друга Шелли. Китс лежал на смертном одре в своей комнате на Испанской площади и попросил Джозефа Северна сходить на Протестантское кладбище в Тестаччо, чтобы тот рассказал ему о погосте, где ему предстояло обрести покой. Поэт был так впечатлен рассказом Северна об этом месте, заросшем анемонами, маргаритками и фиалками, любимыми цветами Китса, что отправил его на кладбище во второй раз.
Памятники Китсу и Северну похожи - на одном лира, на другом палитра. Северн пережил друга на 58 лет.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b7/Crane_Protestant_Cemetery.jpg/640px-Crane_Protestant_Cemetery.jpg?uselang=ru)
Уолтер Крейн. 1875.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/2708/462121.ec/0_f1674_6d3668c1_L.jpg)
Шелли передал атмосферу не только в своих письмах, но и в элегии на смерть Китса (Адонаис, перевод К.Д. Бальмонта):
Направься в Рим, туда, где с давних пор
Склеп, город, рай и царство запустенья
И где руины, как отроги гор,
Где на костях пахучие растенья
В причудах своего переплетенья,
И некий дух показывать готов
Зеленый холм, не знающий смятенья.
Как смех младенца, светлый смех цветов,
И свежая трава - целительный покров.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3801/462121.ed/0_f167e_556aab58_L.jpg)
И время там над ветхими стенами,
Как пламя на пожарище седом.
Пирамидальный пламень перед нами.
Нет! Осенив его незримый дом,
Ввысь мрамор указует острием, -
Державный знак его последней воли.
Видны могилы свежие кругом,
Среди лучей возделанное поле,
Последний стан для тех, кто чтил его дотоле.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5633/462121.ed/0_f168e_d19f033f_L.jpg)
Автор сумел облечь в слова те самые впечатления, которые до сих пор зачаровывают посетителей этого места и заставляют возвращаться снова и снова, - зеленый сад под сенью пирамиды, полный деревьев и цветов и окруженный древними стенами. Но несмотря на красоту, оно наполнено болью о тех, кто не смог вернуться домой и остался на чужбине. Навсегда.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6425/462121.ec/0_f167a_6286dec6_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5/462121.ed/0_f168f_b6cf9f59_L.jpg)
Вера и национальность людей, обретших на кладбище в Тестаччо свой последний приют, находили свое отражение в названии места. Наиболее распространенным является Протестантское кладбище. Его итальянский эквивалент, Cimitero acattolico, больше подчеркивает, что здесь хоронят именно лиц некатолического вероисповедания, хотя на некоторых ранних итальянских картах оно указано как "могилы протестантов". Также часто кладбище называют Английским, но например американцы в своих путевых заметках упоминали его как Американское, а в конце 19 века на картах оно значилось как "Захоронения англичан и русских у Порта Остиенсе", то есть привязывалось к местности. Также распространено название кладбище Тестаччо, или кладбище у горы Тестаччо.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4103/462121.ec/0_f167c_5db0267_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/24/462121.ec/0_f167b_ab7ae89e_L.jpg)
Ангел скорби. Уильям Ветмор Стори. 1894
Доминантой кладбища несомненно является гробница, причем гробница гораздо более древняя, чем оно само. Пирамида из бетона, облицованная мрамором и кирпичом, была построена в 18-12 гг. до н. э. для Гая Цестия, римского чиновника.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4212/462121.ec/0_f1672_dc8864c6_L.jpg)
300 лет спустя император Аврелий в спешном порядке приказал построить вокруг Рима оборонительные стены, и пирамида Цестия стала их частью. Сама стена формирует южную границу кладбища. Оборонительные сооружения восстанавливались и перестраивались многократно, например, некоторые башни были пристроены при папе Николае V (1447-1455).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3106/462121.ed/0_f167f_d161325a_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15493/462121.ed/0_f1680_297d0aad_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3114/462121.ec/0_f1678_8c93d5c5_L.jpg)
Со временем пирамида превратилась не только в памятник, интересный любителям истории, но и своеобразный ориентир, с помощь которого посетители могли легко найти кладбище - территория вокруг нее была необитаемой до момента объединения Италии в 1870 и последующего развития города. Особенно это было актуально в связи с тем, что похороны проходили ночью.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/6b/Bartolomeo_Pinelli_%28Naechtliche_Bestattung_an_der_Cestiuspyramide%29_1831.jpg?1445792000124)
Бартоломео Пинелли. 1831.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15580/462121.ec/0_f1677_e6750443_L.jpg)
Причина этому была проста - дискриминация по религиозной принадлежности. Протестантам можно было проводить похороны только ночью, чтобы их никто не видел. Делалось это также из соображений гигиены. Согласно закону 1874 года тела нельзя было перевозить по улицам Рима до 11 вечера в летнее время с до 10 вечера в летнее. Но католики везли своих мертвых в приходскую церковь, тогда как протестанты и лица другого вероисповедания должны были поместить труп в запечатанный гроб прямо у себя дома и под покровом ночи везти его к месту погребения. Тем не менее, по согласованию с властями некоторые похороны проводились днем.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6440/462121.ec/0_f1676_4e0e0448_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5820/462121.ed/0_f1690_467bd560_L.jpg)
Кроме того, чтобы воздвигнуть на могиле памятник, нужно было подавать прошение. Рассматривался не только архитектурный проект, наличие на могиле крестов и других религиозных символов, но и эпитафия. Дело было в доктрине Extra Ecclesiam nulla salus - нет спасения вне Церкви. Поэтому с 1821 по 1870 каждая эпитафия переводилась на итальянский и проверялась, нет ли в ней упоминания о том, что покойный умер с надеждой на вечную жизнь. Были, конечно, и исключения, но скорее всего такие памятники были поставлены незаконно и именно поэтому избежали цензуры.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5001/462121.ec/0_f166e_3eb0b44a_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3801/462121.ec/0_f166f_89b35e05_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3307/462121.ed/0_f167d_ceeb58e9_L.jpg)
Могила Белинды Ли.
В Рим всегда приезжало множество иностранцев. И несомненно, что некоторые из них находили в Вечном Городе свою смерть - по различным причинам. Если их тела нельзя было вывезти на родину, вставал вопрос, где их было хоронить, если они не были католиками. Лиц некатолического вероисповедания нельзя было хоронить в церквях и освященной земле. Место для их упокоения было выделено после прибытия в Италию Якова III Стюарта со всем своим двором (сначала он просил убежища в Папском государстве, а в 1718 году прибыл в Рим).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4604/462121.ec/0_f1670_49cf572_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/17835/462121.ed/0_f1697_a38123fb_L.jpg)
Многие из его свиты были протестантами, и папа Клемент XI распорядился, что в случае смерти их надлежит хоронить у пирамиды Гая Цестия, внутри городских стен. Первым был похоронен доктор Артур из Эдинбурга, скончавшийся в 1716. Из захоронений 18 века сохранились немногие. На первых могилах лежали очень скромные таблички, которые историкам найти не удалось, и самый старый памятник датируется 1738 годом. Например, маркиз де Сад писал, что в ноябре 1775 на кладбище было лишь три надгробия. К 1800 году современники сообщали о десятке. Однако, эти свидетельства и археологические находки не означают, что погребения не проводились. Согласно письменным источникам в Старой части кладбища (той, что под пирамидой и где похоронен Китс) похороны проходили очень часто, и количество погребенных несоизмеримо больше найденных надгробий.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9318/462121.ec/0_f1671_490032d1_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9830/462121.ed/0_f1696_32a3f920_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5633/462121.ed/0_f1684_35342318_L.jpg)
Могила Антонио Грамши
Где хоронили протестантов до того, как в Рим приехал Яков III? У Муро Торто за северными стенами было специальное место для тех, кого нельзя было хоронить в освященной земле, - для преступников, проституток и раскаявшихся грешников. Естественно, что иностранцы, особенно богатые и родовитые, не желали себе и своим друзьям быть погребенными в такой компании. Тогда либо для могилы выбирали уединенное место где-то в деревне, либо переводили тело в Ливорно, на старое Английское кладбище, где хоронили в том числе и православных, либо отправляли тело на родину. В 1870 году была провозглашена свобода вероисповедания, согласно которому притеснение некатоликов должно было прекратиться. В конце 19 века на Кампо Верано появились еврейский и евангелический участки.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9756/462121.ec/0_f1669_c541a6b2_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9764/462121.ed/0_f1683_ff650127_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4804/462121.ed/0_f1694_ef29584_L.jpg)
В 1795 году член английского парламента посетил кладбище и был крайне обеспокоен тем, что многие надгробия были разрушены, а могилы повреждены бродячими собаками. Он, как и члены протестантской общины, настаивал на возведении стен. Проблему не могли решить до 1817 года, когда запрос был наконец одобрен, но при условии, что иностранные послы оплатят все расходы. Финансовое бремя взяли на себя гановерский, прусский и русский послы. В 1819 стену наконец начали строить и закончили работы только в 1824 году.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5402/462121.ec/0_f166b_a98ed9fb_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15590/462121.ec/0_f166a_7c61695d_L.jpg)
К концу Наполеоновских войн Рим снова стал привлекателен для англичан и немцев, и в результате кладбище стало расти дальше. С ноября 1822 хоронить стали на Новом кладбище по правую руку от пирамиды, если смотреть от входа.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6310/462121.ec/0_f166d_48e2d9a2_L.jpg)
Старая и новая часть были отделены друг от друга высокой стеной и узкой полоской земли. Вход на Старое кладбище находился у могилы Китса. После создания сквозного прохода между двумя частями кладбища в 1950 этот вход заложили, и на стене, где раньше были ворота, можно прочитать благодарность за пожертвования князю Алексису Друцкому.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4006/462121.ec/0_f1673_3a23673f_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9257/462121.ed/0_f169f_8f1b6db7_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3703/462121.ed/0_f168d_8b1e5d4b_L.jpg)
На Новом кладбище были спроектированы террасы, и захоронения начались с верхних из них, от Аврелиевых стен, постепенно спускаясь все ниже. Эта часть погоста затем расширялась дважды, в 1856 и 1894 годах.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/64820/462121.ec/0_f1665_61784a1d_L.jpg)
Надгробие Карла Брюллова
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3204/462121.ec/0_f1664_673f82d2_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15524/462121.ed/0_f16a2_83e30e75_L.jpg)
До нас дошел набросок Гёте, на котором он изобразил пирамиду в лунном свете и одинокое надгробие, окруженное кипарисами. В своих стихах он представлял, каково быть похороненным здесь. Гёте нашел покой в другом месте, но обещание вернуться в Рим и остаться здесь навечно выполнил крайне странным и мистическим образом - уговорил своего сына Августа, который на тот момент уже был тяжело болен, посетить Рим впервые в жизни. Здесь Август и умер и был похоронен на кладбище, так впечатлившем его отца и как бы выполнив его желание за него.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3108/462121.ec/0_f1666_478143db_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4112/462121.ed/0_f1682_b55def40_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4809/462121.ed/0_f168c_c3aaeab5_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9668/462121.ed/0_f169c_62f539a6_L.jpg)
Похожая история произошла с молодым немецким писателем Вильгельмом Фридрихом Вайблингером. В его элегии присутствуют следующие строки: - О Тибр, даруй мне скорей могилу около тебя под сенью Пирамиды. И через несколько месяцев в возрасте 25 лет он умер от туберкулеза и нашел последний приют в Тестаччо.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3807/462121.ec/0_f1663_a99beac6_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4714/462121.ed/0_f16a1_383a85be_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4212/462121.ec/0_f1667_41f2b5ae_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5820/462121.ed/0_f169b_19bd911b_L.jpg)
Полезная ссылка для поиска захоронений знаменитостей.
В качестве гида по кладбищу использовалась книга Николаса Стенли-Прайса Некатолическое кладбище в Риме.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15590/462121.ec/0_f1668_ede89182_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9092/462121.ed/0_f1685_f17229a4_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3110/462121.ed/0_f1686_7a68109c_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4100/462121.ed/0_f1687_4203c6ed_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15519/462121.ed/0_f169d_5d022427_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6110/462121.ed/0_f168a_d9ed3f53_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9309/462121.ed/0_f1688_e2893c6b_L.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5804/462121.ed/0_f1681_6bc69ae8_L.jpg)