1.
Museum of Funeral Customs Музей похоронных обычаев представляет историю американских похоронных и траурных обычаев, погребального искусства и профессии гробовщика.
The Museum of Funeral Customs is located at 1440 Monument Ave. in Springfield, Illinois, USA. It features exhibits dealing with American funerary and mourning customs. The museum is near Oak Ridge Cemetery, the site of Abraham Lincoln's tomb.Collections at the museum include a re-created 1920s embalming room; coffins and funeral paraphernalia from various cultures and times; examples of post-mortem photography; and a scale model of Lincoln's funeral train.
The museum hosts tours and special events, and provides resources to scholars who are researching funeral customs. A gift shop provides books and funeral-related gifts, including coffin-shaped keychains and chocolates.
The museum was closed for the winter but is scheduled to re-open on April 1. К сожалению, музей был закрыт в начале 2009 года.
2.
Museum of Death in HollywoodДля большинства людей Голливуд ассоциируется с киноиндустрией, которая представлена не только съемочными площадками, но и множеством культурных объектов, прямо или косвенно связанных с кино. Одним из них является Музей Смерти (Museum of Death), который по достоинству оценят любители острых ощущений.
Действует эта необычная выставка с 1995 года. Первым местом ее расположения был выбран 1-ый морг Сан-Диего, в котором была размещена художественная галерея Риты Дин (Rita Dean). Впоследствии в помещении галереи супружеская пара JD Healy и Cathee Shultz основали выставку, целиком посвященную смерти. Здесь проходили экспозиции художественных творений серийных убийц, различного экзотического оружия, а также демонстрации разнообразных способов умерщвления. Музей быстро набрал популярность, но был вынужден несколько раз менять свой адрес. Последним его пристанищем и стал бульвар Голливуд в Лос-Анджелесе.
Войдя в музей, посетители могут увидеть автопортреты серийного убийцы Джона Вейна Гейси, известного как клоун Пого, ознакомиться с письмами и произведениями искусства от серийных убийц Ричарда «Ночного охотника», Дугласа Грецлера, Рамиреса и Лоуренса Биттейкеров, а также узнать некоторые подробности о куклах, созданных Чарльзом Мэнсоном и каннибалом Джеффри Дамером.
Отдельный интерес представляет экспозиция, посвященная культу Храма народов, который был основан в 1950 году Джимом Джонсом. В 1970 году по его приказу покончили жизнь самоубийством, выпив яд, свыше 900 членов этого культа. Случилось это в Джонстауне, расположенном в Гайане. Сам Джин Джонс и несколько других членов культа были убиты при попытке скрыться.
Безусловно, Голливудский Музей Смерти будет интересен многим туристам, посещающим Лос-Анджелес, ведь это является историей человечества, а смерть следует воспринимать как неизбежность.
Адрес: 6031 Hollywood Blvd Hollywood, CA 90028
3.
Nederlands Uitvaart Museum Tot ZoverМузей смерти в Нидерландах
Адрес: Kruislaan 124, 1097 GA Amsterdam
Тел.: 020-6940482
E-mail: [email protected]оф.сайтШанхайский музей похоронного искусства предлагает посетителям знакомство как с обычаями погребения, культивировавшимися в Древнем Китае, так и современными предложениями в этой области. Несмотря на все изменения социального строя Китая в прошлом веке, культ уважения к предкам и соответствующего отношения к захоронениям по-прежнему заметен и играет важную роль в быту и поведении китайцев.
4. National Museum of Funeral History Национальный музей похоронной истории, Хьюстон, США
Адрес: 415 Barren Spring Drive Houston, TX 77090
Национальный Музей истории похорон (National Funeral History Museum) был основан Робертом Волтрипом в Хьюстоне, США.
В Музее собрано огромное количество артефактов, предметов, использовавшихся в древности и в наше время для проведения обрядов похорон, бальзамирования, традиции похорон в разных уголках мира, описания ритуальных церемоний и другие поразительные экспонаты такие, как коллекция ювелирных украшений с использованием волос умерших (постижерное искусство). Великолепная коллекция катафалков, похоронных карет и других транспортных средств для похоронного ритуала, выставка похорон президентов США, уникальная экспозиция, посвященная похоронам понтификов в Ватикане, созданная со специального разрешения Ватикана - все это привлекает интерес большого числа туристов и похоронных работников из разных стран мира.
"Наслаждайтесь каждым днем, проведенным на земле, а не под ней" - такой девиз можно прочесть на сувенирах в магазине Музея.
-Смерть - это часть жизни или Прогулка по очень страшному музею-© Ирина Скарборо
Snow White coffinПомните, в последней моей истории из славного города Хьюстон я обещала рассказать о необычном и очень страшшшном музее? Так вот, рассказываю. Но вначале маленькая преамбула. Всю свою жизнь, до отъезда в Америку, я боялась похорон, покойников, гробов и катафалков... Как заиграет где-нибудь оркестр, исполняющий похоронный марш, так у меня - душа в пятки, панический страх и подавленное настроение на несколько дней. А в Америке этот страх меня попустил. То ли веселый праздник Хэлоуин подействовал. То ли процедура самих похорон, когда все происходит красиво и достойно в "фьюнерал хаусах", а не в квартирах покойников, которые лежат там порой, горемычные, по несколько дней... Словом, я перестала бояться смерти. И стала воспринимать ее, как героиня моего любимого фильма "Форест Гамп". Когда она умирала, то сказала своему испуганному Форесту : "Сынок, не бойся. Смерть - это часть жизни". Меня эти простые, но мудрые слова очень впечатлили. И как бы стали оправданием того, что я поехала в Национальный музей истории погребения, ведь многие мои знакомые смотрели на меня, как на сумасшедшую...
Итак, музей, кстати, единственный в Америке. Не скажу, что его залы ломились от посетителей, но и не были абсолютно пустыми. Было сумеречно, торжественно и из старой мастерской гробовщика, которая в одном из залов была достоверно воспроизведена, доносился характерный звук рубанка и молотка. Сразу посетители попадают как бы гараж катафалков разных времен, начиная с простых тележек первых поселенцев и заканчивая шикарными лимузинами времен якобы "сухого закона". Далее идет внушительная коллекция гробов, среди которых много детских, ведь в старые времена детская смертность была, увы, нередким явлением. Украшают коллекцию прелестный гробик Белоснежки и огромный гроб "на троих", который был спроворен для семьи, которая собиралась уйти из жизни полным составом, если от тяжелой болезни все-таки скончается их ребенок. К счастью, это громоздкое сооружение не пригодилось и его передали в музей.
Один из залов называется Президентским. Здесь выставлены копии последнего убежища некоторых первых лиц страны. Еще один зал - Папский, то есть посвящен ритуалу похорон Пап Римских. Очень милый, но скромный уголок выделен в музее и Неизвестному солдату... Лично мне, если так можно выразиться, понравились два зала. Первый - с экспонатами умельца из Ганы, который мастерил гробы в виде птиц, животных, рыб и даже автомобилей. Второй (о, ужас) - в виде кабинета или лаборатории то ли врача-паталогоанатома, то ли потрошителя, который готовил покойников к длительному хранению. Особенно это занятие было актуально в конце 19-го века, когда в Америке шли кровопролитные гражданские войны - многие семьи платили большие деньги, чтобы доставить в хорошем состоянии погибшего бойца в родной город или поселок. И еще меня впечатлили венки и ювелирные украшения, которые искусно плели специально обученные умельцы из... волос умерших родных и близких людей. Дескать, на память тем, кто еще остался в этом бренном мире.5. Museum fur Sepulkralkultur Музей погребальной культуры в Касселе, Германия
Адрес: Weinbergstrasse 25–27 D-34117 Kassel
Тел.: (0561) 918 93-10 Открытый в 1992 г. Музей культуры погребения является единственным в своем роде в ФРГ. На выставочной площади в 1 400 кв. м можно осмотреть множество различных исторических и современных экспонатов, относящихся к этой области культуры: гробы, катафалки, траурную одежду и украшения, надгробные камни, скульптуры и предметы обихода, связанные с темами умирания, смерти и поминания. Выставка также уделяет внимание ритуалам смерти и похорон, оформлению кладбищ, могил и памятников. Музею принадлежит около 16 500 произведений графического искусства с XV. в. до наших дней, библиотека монографий, каталогов, специальных изданий, а также многочисленные статьи на тему культуры погребения. Музей закрыт по понедельникам, кроме праздничных дней. Экскурсии по заявкам.
-
-Музей Погребальной Культуры, Кассель, Германия-Смерть, умирание, похороны, скорбь – вот центральные темы, представленные в Музее Погребальной Культуры в Касселе, единственном музее такого рода в Германии. Картины смерти, убийств ежедневно совершенно свободно доставляются нам на дом через телевидение и газеты. Репортажи о катастрофах и войнах во всем мире давно перестали удивлять нас, стали обычным явлением. Вместе с тем, конкретный опыт, культура восприятия смерти отошли в наше время на задний план. Мы живем в культуре, в которой феномену смерти, умирания едва находится место. В процессе обращения со смертью человек встроил себя в систему, в которой ценность функциональности преобладает над ценностью самоопределения и традиций.
Обращение со смертью поручено сервисным организациям. Больницы, похоронные дома и кладбища разделили смерть между собой. Постепенно люди потеряли контроль над умением обращаться со смертью, скорбью, трауром. Очевидный дефицит этих знаний и умений в обществе в последние годы вновь поднимает перед человеком и делает актуальной эту тему. Желание обращаться со смертью более ответственно, качество жизни в конце жизни - эти темы звучат как никогда громко, что проявляется в различных социальных явлениях. Свидетельство тому, прошедшие в последние десятилетия выставки, в том числе большая экспозиция 1984 года в Государственном Музее Мюнхена «Последний путь». В этом же ряду стоит создание в 1984 и открытие в 1992 году Музея Погребальной Культуры в Касселе.
Цель Музея – представить в постоянной экспозиции и с помощью периодических тематических выставок тему «человек и смерть», эволюцию культуры погребения, выражения скорби и траура. Как люди относились к смерти в прошлом, и каковы ценности в отношении смерти в сегодняшнем светском, высокодифференцированном обществе. Смерть – единственный опыт, с которым предстоит столкнуться каждому, поэтому проблема отношений человека и смерти как явления – это и личный, и социально значимый вопрос.
Название нашего музея (Museum fuer Sepulkralkultur) происходит от латинского слова sepulcrum (надгробный камень), однако термин «погребение» охватывает не только понятия могила, памятник, кладбище, но и другие стороны культуры, связанные со смертью, скорбью, похоронами.
Музей содержит исторические и современные свидетельства культуры кладбищ, погребения, похоронных обрядов, траура в немецко-говорящих странах от средних веков до наших дней. Обращение к прошлому, настоящему и будущему позволяет вновь актуализировать тему смерти с тем, чтобы это явление заняло свое место в круге повседневной жизни. Кроме предметов погребальных обрядов – гробов, катафалков, траурной одежды, предметов оформления похорон, других исторических артефактов, в Музее представлены различные исторические формы поминовения, мемориальной культуры, история кладбищ, надгробий в документах и экспонатах от средневековья до нашего времени.
Гордость музея – большая коллекция картин, гравюр, графики, скульптур на тему смерти.
Специализированные выставки, проводимые в Музее, отражают самые различные аспекты развития и тенденций в современной погребальной культуре, творчество художников и скульпторов, связанное с темой смерти, а также другими социально-значимыми проблемами в этой области. Выставки сопровождаются лекториями, выступлениями, чтениями и концертами.
Музей Погребальной Культуры – часть Организации по сохранению кладбищ и памятников (AFD). Работа Организации имеет три направления. Первое направление – консультационное – занимается вопросами планирования, сохранения кладбищ, мест погребения, памятников. Второе – Центральный Институт – проводит научные, культурно-исторические и социологические исследования. Третье направление – Музей Погребальной Культуры.
Центральный институт погребальной культуры проводит различные исследования в области истории, культуры погребения, философии смерти. Издательство института выпускает периодические издания – манускрипты в электронном виде на компакт-дисках. Кроме этого Организация по сохранению памятников издает ежегодный каталог экспонатов выставок, проводимых в музее, журнал «Кладбища и памятники», рассказывающий о последних событиях в похоронной сфере, тенденциях, новинках, мероприятиях и выставках. Библиотека института предлагает своим читателям ежегодно обновляемую библиографию погребальной культуры, отражающую все новинки, поступившие в библиотеку за прошедший год. С 1999 года библиография издается и в электронном виде. Кроме изданий, связанных с деятельностью Организации по сохранению памятников, издаются и книги, в их числе «Последняя минута», «Большая лексикона похоронного и кладбищенского дела», «Место для умерших» (история кладбищ) и другие.
В деятельности Музея погребальной культуры особое внимание уделяется проведению экскурсий. Музей регулярно посещают группы школьников, студентов, похоронных работников из разных городов Германии, часто – из других стран мира.
В Музее имеются архивы, обширная специализированная библиотека, коллекции музыкальных, видео, фото материалов, диапозитивов, подборок прессы. Уникальная коллекция 18 тысяч произведений графического искусства от XV века до нашего времени представляет не только художественную, но и историко-образовательную ценность.
Библиотека Музея погребальной культуры содержит уникальную по своему содержанию коллекцию книг, научных работ, манускриптов, периодических изданий по темам смерти, погребальной культуры, философии, искусства. Имеется обширный читальный зал, открытый для всех желающих.
Центральный институт и Музей погребальной культуры имеют свою страницу в Интернете. Информация на сайте постоянно обновляется. Здесь можно узнать о прошедших и предстоящих мероприятиях, выставках, проводимых в музее, частично ознакомиться с коллекцией музея, получить информацию о предлагаемых публикациях, времени работы Музея и библиотеки.
Музей погребальной культуры Касселя поддерживает партнерские отношения с другими музеями погребальной культуры Европы. Их несколько, все они объединены в Европейскую Федерацию Музеев Погребальной Культуры.
Уверен в том, что в ближайшие десятилетия в мире будут создаваться новые музеи культуры погребения. В этом отношении, я особенно рад приветствовать создание первого музея мировой погребальной культуры, который создается в Новосибирске. Ведь сохранение наследия предыдущих поколений, изучение истории национальной похоронной культуры, воспитание почтительного отношения к смерти наших предков, безусловно, важны для поколений современных.
Райнер СЁРРИЕЗ, Профессор, доктор наук, Директор Музея Погребальной Культуры, Кассель, Германия ©.flickr.comоф.сайт6. Musee Funeraire National
Французский музей погребальной культуры
Адрес: 75005 Paris - France 14 rue des Fosses Saint Marsel
www.musee-funeraire.com/7. Музей погребальной культуры Единственный музей такого направления в России. Проект создан по инициативе руководства Новосибирского крематория. Создается при поддержке Европейской ассоциации музеев смерти (Базель, Будапешт, Гамбург, Кассель, Лондон, Вена). К работе по формированию экспозиции проявили интерес Областной Государственный архив, Краеведческий музей, Институт археологии СО РАН, а также известные коллекционеры. С благодарностью примем: предметы, символику, фотографии, информационные материалы, имеющие отношение к традициям погребения и смерти.
Музей примечателен уровнем визуализации – редким для российской музейной практики, но популярным в Европе и США. Многие аспекты старинной погребальной культуры представлены в виде сюжетных инсталляций-диорам. Опознание в старинной прозекторской, прием заказа в погребальной конторе, пошив траурного платья, прощание родных с умершим ребенком – все сюжеты в детально воспроизведенных интерьерах разыгрывают реалистичные манекены, облаченные в одежду XIX века. Есть в этом ряду и сцены, совершенно удивительные для современного зрителя. Например, фотоателье, где совершается фотографический сеанс post mortem – съемка покойника в «живой» позе и обстановке, вместе с родственниками. Этот необычный фото-жанр, возникший в викторианской Англии, покорил несколько стран Европы, восточное побережье CША и просуществовал до конца 1920-х годов, оставив довольно большое визуальное наследство. Самый выразительные и знаменитые из таких портретов тоже представлены в экспозиции.
Музейный комплекс расположен в Парке Памяти новосибирского крематория. По желанию зрителей, посещение крематория может быть и замыкающей частью экскурсии. «Именно в такой цепочке это специфическое место воспринимается наиболее деликатно и естественно, - поясняет директор музея Татьяна Якушина. – Концепция нашего музея – это не воспитание интереса к смерти и не любование ей. Это тактичный и подробный рассказ о формах памятования, формах почтения к предкам. По большому счету, это музей культуры памяти. А если еще точнее – музей культуры жизни наших предков, потому, что если бы не было таких музеев, мы бы не знали как жили люди в разные эпохи, как оценивали друг друга, к каким целям стремились в течение жизни. Ведь последний день на земле – оценка всей достоинств и достижений человека».
©Режим работы музея: ВТ-ВС 10.00-17.00.
Адрес: Новосибирск, Военторговская, 4/16
Телефон: 363 03 29, 8 913 915 63 96
Страница VKПишет
r-impertinent:
«Музей смерти» открылся в самом центре Санкт-Петербурга 21 декабря. Музей основан куратором уже известных в Москве и в северной столице музеев эротики Александром Донским.
Экспозиция включает скелеты, раскрашенные черепа, посмертные маски, «духов и богов смерти» из различных регионов мира, а также объекты погребальных ритуалов, такие как надгробия и похоронные урны.
На данный момент в управлении Донского два музея эротики в Москве и Санкт-Петербурге, московский «Музей СССР» и санкт-петербургский «Музей власти». Первая же выставка последнего – «Правители» – привела к вмешательству полиции, которая изъяла четыре картины Константина Алтунина, включая портрет Владимира Путина и Дмитрия Медведева в женском нижнем белье. Подробнее об этом уже писал Blouin Artinfo Russia. Музей был закрыт.
Новый музей Донского расположен по соседству с предыдущими: на Невском проспекте, 5.
По информации Московского комсомольца, в музей планируют поместить флейту из кости человека и тибетский артефакт с мистическими свойствами,а также экспонаты из Азии и Африки. В дальнейшем организаторы планируют открыть музей в Москве.
Страница VKКак часто мы ходим на кладбище? В родительский день, чаще? Подсознательно каждый из нас хочет быть подальше от смерти, вот и посещаем ушедших родных от случая к случаю. Не добавляет положительных эмоций и ритуал погребения. От советских традиций ритуальных услуг нынешний похоронный бизнес ушел не так далеко, но он очень стремится к цивилизованности. Не спеша. Поступательно. Но по-другому и быть не может.+больше+От красного кумача к цивилизации
В советское время, говорят ветераны-похоронщики (именно так себя называют руководители компаний ритуальных услуг), хоронить не умели. О «похоронных обрядах» времен СССР они отзываются с презрением, кладбища называют «кладовыми трупов». Как все таки близко жизнь и смерть ходят. Хоронить в советское время не умели, как и жить… В государстве, где атеизм был господствующим мировоззрением, а интересы коллектива ставились превыше всего, проводы в последний путь выглядели полным убожеством. Пирамидка из тонкого металла со звездой (высота которой не должна была превышать метра), «гражданские панихиды» и красные обивки для гробов, что во всем мире считается дурным тоном, — вот, собственно, и все, на что можно было рассчитывать, уходя из жизни в СССР.
Отсчет истории современного российского похоронного бизнеса ведут с 1 марта 1996 года, когда вступил в силу ФЗ «О погребении и похоронном деле». В первом же пункте первой статьи Закон «О погребении...» гарантирует «погребение умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни...». Погребение может осуществляться «путем придания тела земле, огню, воде». Через статью к статье упоминается словосочетание «достойное отношение к телу».
Кроме того, в законе прописаны санитарные и экологические требования к местам погребения и собственно основы похоронного дела в России как бизнеса.
Погребение убитых или взорвавших себя террористов осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Их тела для захоронения не выдаются, и о месте их захоронения не сообщается.
Начинали российские похоронщики, как и представители многих других бизнесов, вслепую, а затем уже знакомились с мировым опытом.
Первую и в Сибири, и во всей стране полноценную выставку похоронных услуг провели в Новосибирске 17 лет назад.
Гуру сибирского похоронного бизнеса Сергей Якушин считает, что российский объем ритуальных услуг очень далек от западного
— На нас смотрели как на сумасшедших. Спрашивали: вы что, настоящие гробы будете на стендах выставлять? — вспоминал на прошедшей в конце апреля в Красноярске выставке «Некрополь Сибири — 2010» вице-президент Союза похоронных организаций и крематориев Сергей Якушин. — В 90 е годы прошлого века сама идея представления достижений похоронной отрасли казалась многим кошмарным сном.
Незадолго до «российской премьеры» российские похоронщики впервые побывали на международной выставке ритуальных компаний во французском Ле-Бурже. Том самом, который известен большинству из нас как место проведения авиасалона.
— Это самая авторитетная выставка, куда съезжаются главные участники рынка, где демонстрируют самые передовые технологии, — рассказывает Якушин. — Для советского же стенда привезли рулон красного кумача, которым обивают гробы, и моток проволоки, из которой делаются венки. Мы даже не знали тогда, что во всем мире давно перестали делать венки из искусственных цветов. После этой выставки стало понятно, насколько мы отстали от мира.
Особенности национальных похорон
Похоронщики — особые люди. В этом бизнесе не обойтись без железных нервов и любви к собственному делу. Это помогло им выдержать конкуренцию с криминалом, который, получив в свое время контроль над многими российскими кладбищами (лакомый кусок — распределение мест под могилы), попытался заниматься непосредственно ритуальными услугами.
Похоронщики о «криминальном периоде» истории российского похоронного бизнеса не распространяются. Лишь с удовлетворением признают, что «непрофессионалы в этом бизнесе надолго не задерживаются».
— Похоронный бизнес — специфический, — говорит генеральный директор ООО «Новосибирский похоронный дом» Дмитрий Евсиков. — Это довольно опасное занятие: все таки от мертвого тела к живому передается 43 заболевания, патогенные инфекции, от туберкулеза до менингита. Кроме того, морально тяжело все время находиться среди покойников и родственников, убитых горем. У любого человека всякое напоминание о смерти вызывает не лучшие эмоции, поэтому многие стараются держаться от нас подальше. В России несколько очень успешных похоронных домов с мировой репутацией, но кого из них знает широкая публика...
Рассказы о пышных похоронах — неизменный элемент беседы с директором любой ритуальной фирмы. В Сибири многие вспоминают похороны алтайского губернатора Михаила Евдокимова, семья которого пожелала, чтобы с ним попрощались все жители края. Гроб с телом Евдокимова возили по всем населенным пунктам региона две недели...
В современной России похоронное дело — не столько профессия, сколько призвание. В нашей стране есть только одно учебное заведение, отделение новосибирского бизнес-колледжа, где готовят дипломированных специалистов по оказанию ритуальных услуг. Это в Европе похоронная деятельность сертифицируется, а сотрудники, соприкасающиеся с мертвыми телами, обязаны иметь медицинский диплом.
— Похоронный бизнес — это не только зарабатывание денег, — считает Сергей Якушин. — Погребальная культура — часть человеческой культуры. Особенности похоронных обрядов — одна из сфер, по которым отличаются народы. Где то хоронят своих мертвецов на деревьях, где то — сидя, где то принята исключительно кремация и т. д. В свое время отделять мертвых от живых потребовалось по гигиеническим соображениям, но с развитием общества все усложнилось...
Чего только люди не придумали для проводов усопших в последний путь. Web-камеры в могилах уже вчерашний день. В последнее время становятся модными электронные надгробия. В надгробный камень вделывают монитор, на котором бесконечно крутят фильм о жизни покойного (производство такого фильма обойдется от 3000 до 10 000 рублей) или его любимые клипы, футбольные матчи...
Последний писк ритуальной моды на Западе — «зеленые похороны», концепцию которых сформулировал в 1991 году британский писатель Николас Элбери. Он основал Центр естественной смерти. Главной задачей организации бывший хиппи считал популяризацию идеи «оставить природе то, что ей принадлежит по праву — ваше бренное тело». Элбери был похоронен на своей ферме, без гроба, в простом саване, без надгробий и памятников — только с яблоней в изголовье. В 1998 году первое «зеленое» кладбище появилось на территории США, а в 2003 м подобный погост был открыт в окрестностях Веллингтона, столицы Новой Зеландии.
Впрочем, до России актуальные тенденции похоронной моды только-только доходят. Спрос на эксклюзивные ритуальные услуги формируется постепенно. Россияне ездят по миру, знакомятся с разными похоронными традициями, привносят их в наши.
Специализированная Сибирь
В последние годы заметно, что похоронный бизнес становится все более специализированным, — считает директор красноярской фирмы «Андерграунд» Дмитрий Ромадин. — «Андерграунд» занимается исключительно плетением декоративных венков, «Ангел-Элит» — изготовлением гробов. Саранская компания «НПЦ ДЭЛК» освоила глубокое гравирование на надгробных плитах. Покойник на их гравюрах выглядит, извините, как живой. Отдельные фирмы (в Москве и Новосибирске) оказывают услуги по бальзамированию. Томск в последнее время стал законодателем по кладбищенскому литью.
С Ромадиным не соглашается директор ООО «Красноярский похоронный дом» Александр Симашкевич:
— В ближайшие годы расстановка сил на красноярском рынке ритуальных услуг изменится. С рынка постепенно будут уходить мелкие специализированные компании, у которых не будет доступа к моргу и крематорию.
Кстати, о красноярском крематории. Разговоры о его необходимости идут уже несколько лет. Соседи в Новосибирске и Новокузнецке крематориями уже обзавелись (воспользоваться этими услугами красноярцы могут за 25–30 тыс. рублей). У нас воз никуда двигаться пока не собирается.
— Поверьте, крематорий в Красноярске появится в течение ближайших двух-трех лет. Просто для его строительства нужно соблюдение ряда сложных технических условий, в том числе экологического законодательства. Поиск площадки для строительства уже ведется, — успокаивает Симашкевич.
Красноярские похоронщики уверены, что развитию конкуренции на рынке мешает монополизм муниципалитетов в моргах и на кладбищах.
Однако его оптимизма не разделяет директор ООО «Ритуалснабсбыт» Николай Кащеев, который десять лет назад пытался открыть в Красноярске первое кладбище домашних животных. Но когда понял, сколько придется согласовывать бумаг, оставил эту идею.
— Для организации такого кладбища нужен крематорий для сожжения останков животных и место под захоронения, то есть землеотвод. А все, что связано с землеотводом, — сложная тема. Здесь все зависит от доброй воли местной власти, — поясняет Кащеев.
При этом директор «Ритуалснабсбыта», рассуждая о перспективах красноярского рынка, вторит Александру Симашкевичу, будущее за крупными компаниями:
— В Красноярске, помимо нашего, есть несколько крупных предприятий. Оборот «Ритуалснабсбыта» за счет большого спектра оказываемых услуг составляет около 3 млн рублей в месяц. Комплексный подход позволяет нам иметь широкую географию партнеров: наша продукция идет не только в районы Красноярского края, но и в Забайкалье, на Дальний Восток.
При этом красноярские похоронщики уверены, что развитию конкуренции на рынке мешает монополизм муниципалитетов в моргах и на кладбищах. Прежде выделением участков на кладбищах занимались специализированные МУПы, которые взимали плату за все подряд. Сейчас похоронные компании через арбитраж добились, чтобы право выделять землю на кладбищах передали администрации. Теперь расценки на захоронения едины для всех, у каждой похоронной фирмы есть собственный сегмент на кладбище, за которым надзирает специальный смотритель. Однако МУПам по прежнему принадлежат морги и залы прощаний.
— Если для «своих» фирм аренда зала прощания стоит тысячу рублей, для всех остальных — в десять раз больше, — заявил «СВ» директор одной из компаний.
По разным оценкам, оборот рынка ритуальных услуг в Красноярске составляет от 100 до 150 млн рублей в год.
В целом же перспективы сибирского рынка ритуальных услуг участниками оцениваются оптимистично.
— Дальше будет интереснее, — считает Дмитрий Евсиков. — Сейчас в похоронный бизнес приходят менеджеры, в ближайшие годы понадобятся финансисты. Это неизбежно.
Почему именно финансисты? Потому что рано или поздно до нас дойдут американские традиции. В США весь похоронный бизнес (объем рынка — 11 млрд долларов) принадлежит крупным страховым компаниям — этакий круговорот денег в цикле «жизнь и смерть клиента».
По мнению похоронщиков, доходы похоронного бизнеса могут зависеть от разных факторов: количества свободных земель под захоронения, заинтересованности местных чиновников в нормальной организации похоронного дела, даже материала для надгробий — на юге России мрамор, в Сибири — гранит.
В последние годы новосибирцы стали законодателями моды в самом прямом смысле — открыли модельный дом по разработке и выпуску специальной униформы для похоронных церемоний.
Выглядит впечатляюще. В витрине стенда «Торгового дома похоронной униформы» — манекены в униформе черного цвета. Позументы, аксельбанты, фуражки и галстуки расцветки «последнее такси» (в черно-красную шашечку — такие галстуки нельзя дарить, носить их дурная примета, если вы не сотрудник похоронной службы и... не покойник).
— Похоронная униформа в России только начинает появляться, — рассказывает директор торгового дома Валентина Кочнева. — Во-первых, требования к ней очень консервативные: каноны форменной одежды похоронщиков складывались еще в середине XIX века. Единственные вольности, которые позволяем при дизайне, — делаем позументы для мусульманского обряда зеленого цвета. И обязательно — нашивки с именем сотрудника и логотипом похоронной компании. В России заказчиками униформы для похоронных служб становятся муниципалитеты, создающие профессиональную похоронную службу — от Хабаровска до Украины и Прибалтики.Музей смерти
Останавливаться на достигнутом никто не собирается.
— У нас до сих пор предлагается лишь небольшая часть ритуальных услуг по сравнению с теми, которые получает человек во всем цивилизованном мире, — считает Сергей Якушин. — «Зеленые похороны» — дело ближайшего будущего. Совершенно пуст рынок ритуальных услуг для домашних животных. Только-только создаются электронные базы захоронений для легкого поиска могил родственников. Все у нас еще впереди.
Похоронный рынок в России действительно ждут качественные перемены. Мы стали красивее жить, поэтому вполне нормальным выглядит желание красиво умереть.
Виктор Петров
Журнал «Сфера влияния»