Посмертные маски были широко распространены в древнем мире. Первые известные посмертные маски датируются XVI веком до нашей эры. Маски усопших являли собой важную часть похоронных обрядов и религиозных верований. Ими покрывали лица умерших, чтобы защитить их души от злых духов потустороннего мира. В новое время, как и в 20 веке, было принято создавать посмертные маски известных личностей своего времени. Так, до нас дошли маски таких значимых для истории и всемирной культуры людей, как Эммануил Кант, Данте Алигьери, Йохан Вольфганг Гёте, Наполеон Бонапарт, Блез Паскаль, Иосиф В. Сталин, Александр Блок, Вальтер Скотт, Анна Ахматова, Владимир Высоцкий и многих других.
читать дальше Человек и в смерти силен и по-своему прекрасен. С этим утверждением трудно поспорить, глядя на посмертные маски, запечатлевшие последние движения лиц выдающихся политиков, писателей, музыкантов, поэтов, актеров.
Технология их изготовления дошла до нас из Древнего Египта. Через два-три часа после кончины, когда тело покойного еще остается теплым и мышцы не успевают деформироваться, его лицо покрывают вазелином. По лбу, вдоль носа, поперек рта и по подбородку закладывают суровую нитку и поверх всего наносят тонкий слой гипса. Если попытаться снять этот слепок с лица покойного целиком, он деформируется. Поэтому через 30–40 минут, когда гипс начинает отвердевать, дергают за заложенную нитку, разрезая полученный слепок пополам. Каждую из этих половин снять уже нетрудно. Потом половинки склеивают, это служит формой для отливки посмертной маски.
Первая отливка особенно ценна. Именно она является наиболее точным, документальным отображением внешности человека, запечатлевая его эмоциональное состояние и проявляя при этом все детали – от мелких морщинок до щетины.
Главное – не опоздать сделать слепок. Мертвый человек меняется. Уже через сутки из-за расслабления мышц вертикальные размеры лица усопшего уменьшаются и искажаются. Ткани при нулевом кровяном давлении сжимаются, и черты «обостряются». К тому же лицо живого человека изменчиво и несимметрично. Считается, что чем больше разница между правой и левой половиной его лица, тем больше способностей и талантов было ему дано, тем он был сложнее и глубже. Смерть делает человеческое лицо абсолютно симметричным.
И все-таки даже снятая с некоторым запозданием маска дает довольно точное представление о строении черепа, лба, носа, скул и подбородка покойного. Ни одна скульптура, пусть даже и выполненная с натуры, не может столь точно передать все изгибы и линии человеческого лица. Эффективность маски в этом отношении более ощутима. Она дает невероятное чувство близости к умершему, которого не могут передать фотокарточки и видеопленки, и позволяет проникнуть в тайны характера великих людей.
В маске-слепке сохранены все антропометрические особенности формы и строения лица, вся симметрия черт лица человека. Из слепка с лица человека, в дальнейшем можно отливать и моделировать изображения на памятнике, барельефе. Оформленная маска лица может храниться в архиве семьи для потомков. Эти семейные реликвии передаются из поколения в поколение, в некоторых семьях хранятся слепки с лиц предков в 4-6 поколениях.
Для слепых людей маска ушедшего близкого человека является единственным способом увидеть, ощутить и запомнить его черты. Виртуальный музей в Киеве --
www.deathmask.kiev.ua/Посмертные маски известных людей --
library.princeton.edu/libraries/firestone/rbsc/...Мария Стюарт: посмертный образ --
www.maria-stuart.ru/content/legacy/mary-stuart-...
@темы:
обряды и традиции,
атрибуты погребения и похорон