La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.
— Откровение 6:7-8


Четвертый и последний всадник именуется Смертью. Среди всех всадников, этот — единственный, чье имя присутствует непосредственно в тексте. Тем не менее, его называют и по-другому: «Чума», «Мор», основываясь на различных переводах Библии (например Иерусалимская библия). Так же, в отличии от остальных всадников, не описывается, несет ли последний всадник какой-либо предмет в руке. Зато за ним следует ад. Однако, на иллюстрациях его часто изображают, несущим в руках косу, или меч.
Цвет лошади последнего всадника описан как khlôros (χλωρóς ) в Койне, что переводится как «бледный», однако возможны переводы и как «пепельный», «бледно-зеленый» и «изжелта зеленый».Этот цвет олицетворяет бледность трупа.Под этот цвет могут так же подходить и другие реальные масти, как мышастая, пегая.
В некоторых переводах значится не дана ему власть, а дана им власть, что можно интерпретировать двояко: либо дана им — это Смерти и Аду, или же это может подводить итог под предназначением всех всадников; ученые здесь расходятся во мнениях.

Четвертый всадник, изображенный в Бамбергском Апокалипсисе (1000—1020)
Религиозная трактовка ⇒
Кто бы мог предположить, что под бледным конем и всадником – смертью имеется в виду знак зодиака Дева? Ведь Дева как женщина должна давать жизнь, а не отнимать ее. В чем здесь дело? Объяснение этому странному обстоятельству дает изображение знака зодиака Дева из древнеегипетского храма в Дендерах. На нем Дева была не одна! Она действительно давала жизнь, что находило свое символическое выражение в сияющем колосе с зернами, который она держала в левой руке. Но за ней следовал египетский бог царства мертвых Анубис с головой шакала или собаки. Тайна бога Анубиса заключена в созвездии Малого Пса, где главной звездой является Процион. Ее в египетской религии представляла богиня Нефтида. И в созвездии Большого Пса, где главной звездой является Сириус. Ее представляла богиня Исида. Анубис отнимал жизнь у тех, кому Дева ее давала! Дева и Анубис, жизнь и смерть… Они рядом! Становится понятным, что всадником, за которым следовал ад, и был Анубис. В эпоху Девы (12790 – 14950 г. нашей эры) он принесет Земле голод, войны, болезни и смерть. Но вот почему конь имеет бледный цвет? И кто в действительности скрывается под именем Анубиса в созвездии Девы? Ответы на эти вопросы может дать сам Анубис. А также Сириус и Процион, являющиеся главными звездами Большого и Малого Пса. По древнеегипетским мифам, Исида (Сириус) и Нефтида (Процион) были сестрами. Они были так похожи друг на друга, что однажды муж Исиды бог Осирис (огромное созвездие Ориона) принял Нефтиду за свою жену. В результате у нее родился сын с головой шакала (собаки). Богиня Исида взяла его себе и назвала Анубисом. Когда Осирис стал царем мира мертвых (это было во времена, когда Орион не поднимался в ночное время над горизонтом), Анубис помогал ему вершить праведный суд, определяя степень вины умерших по весу их души. Но почему на изображении знака зодиака Девы он показан рядом с ней? Почему у Анубиса черная голова? Что он мог тем самым символизировать? Нужную нам подсказку мы найдем в одинаковом устройстве Сириуса (Исиды) из созвездия Большого Пса и Проциона (Нефтиды) из созвездия Малого Пса! И это подтверждено не только мифологией Древнего Египта (Исида и Нефтида – очень похожие друг на друга сестры), но и астрономическими наблюдениями!
Астрономическая расшифровка ⇒
Бледен ли тот конь?
Анри Волохонский
Из книги "Бытие и Апокалипсис"

©
Здесь обсуждается вопрос о масти коня Четвертого Всадника из Откровения святого Иоанна:
"И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним" (Откр. 6,8). Это же название конской масти (бледная) обнаруживается во всех переводах греческого текста на другие языки. Образ страшного всадника на бледном коне широко использовался поэтами и художниками. Некоторые изображали скелет с косой вверхом на тощей бледной кляче. Даже богословы извлекали из этой масти множество глубоких следствий о природе смерти, о полупрозрачности видимого ее тела, о бледном сиянии костей и прочее.
Тем не менее возникает вопрос: действительно ли этот конь бледен? Ведь бледная масть выглядит здесь во всяком случае странновато.
Обратимся к греческому тексту. На месте "бледного" здесь стоит "хлорос" (The Interlinear Greek-English New Testament, 1958, Bagster and Sons, p.974). Основное значение этого слова - "зеленый". Но верховой, гарцующий на зеленом жеребце, - создание причудливое, если даже не смешное. Рационализируя священный текст, переводчики выбирают не столь выразительный смысл, а именно "бледно-зеленый" или попросту "бледный", то есть все-таки цвет, и такой вариант всеми принят. Но верно ли это? Обозначает ли здесь цвет слово "хлорос"?Ближе всего апокалиптическую сцену с всадниками напоминает видение пророка Захарии (Зах. 6,2 - The NIV Interlinear Hebrew-English Old Testament, Zondervan, V.4, pp.568-569): "В первой колеснице кони рыжие, а во второй колеснице кони вороные; в третьей колеснице кони белые, а в четвертой колеснице кони пегие, сильные". На древнееврейском языке в четвертой колеснице "кони брудим амуцим". Употреблены два эпитета, один для конской масти и другой для скаковых качеств. В тексте объясняется, что эти кони суть "четыре духа небесных", то есть ветры четырех направлений, которые стоят "пред Господом всей земли".Три масти коней - белая, рыжая и черная - совпадают в книге пророка Захарии и Откровении св. Иоанна (Откр. 6, 2-8).Четвертый эпитет - "хлорос" в Откровении и "брудим амуцим" у Захарии. Однако слово "хлорос" может означать не только цвет. Оно может относиться к таким свойствам как сила, энергия, крепость и, в применении к коням, значить также резвый, ретивый. В этом смысле оно совпадает со значением еврейского слова "амуцим" (сильные), а не "брудим" (пегие). Это последнее слово(брудим) по-видимому было утрачено, когда терминология пророка Захарии приспосабливалась к событиям Откровения.
С этой небольшой поправкой свойств коня Четвертого Всадника фрагмент апокалиптического видения может быть описан следующим образом: С книги в руках Бога снимается первая печать и появляется первый ангел с луком в руках верхом на белом коне. Его конь это восточный ветер. После снятия второй и третьей печати появляются ангелы - второй с мечом и третий с мерой. Второй ангел - на рыжем коне (западный ветер), а третий - на вороном коне (ветер с севера). Затем снимается четвертая печать и появляется четвертый ангел по имени Смерть или, лучше сказать, Мор. Он скачет на пегом ретивом (хлорос) коне в южном направлении. Его конь - ветер с юга. Эти четыре ангела получают "власть над четвертой частью земли", то есть каждый из четырех ангелов над одной четвертой частью, "умерщвлять мечом (второй ангел) и голодом (третий ангел), и мором (четвертый ангел) и зверями земными" (там же, 6,8).
Не следует представлять себе Четвертого Всадника в средневековом или возрожденческом стиле в виде скелета. Он выглядит скорее как бедуин в черных одеждах, на пегом коне, и его оружие - вероятно, копье.
***
Символика и мифы
1. Васнецов
2. Блейк
3. Тернер
1. 2. 3.

Moby "Pale horses"
Валерий Брюсов
Конь Блед

URL записи

@темы: обряды и традиции, Прогулки с Бароном (Мифологические образы Смерти), Изобразительное искусство