©автор
Édouard Chimot, La Mort, 1921

Считается, что такой интерес к этому сюжету появился в конце XV века с наступлением Ренессанса, завоевав популярность прежде всего в Германии. Однако, можно вспомнить древнегреческую мифологию, где молодая и красивая дева Персефона (P e r s e j o n h) была богиней царства мертвых. Так вот, эмоции у девы на всех написанных до наших дней полотнах от встречи со смертью были самые разнообразные - от ужаса до откровенного заигрывания... Кстати, немного ранее появления этого захватывающего образа в искусстве был популярен мотив "Пляска смерти", где нередко Смерть танцевала с привлекательной женщиной. И вдруг танец сменился чувственным взаимодействием, в котором со временем стало всё больше эротизма.
Альбрехт Дюрер и его гравюры "Герб Смерти" (1503):

С течением времени популярность мотива "Смерть и дева" не угасла, но наоборот выросла и за пределами германских земель. В XIX веке можно обнаружить множество работ французских художников.
"Итак, в мотиве "Смерть и дева" мы видим взаимосвязь Эроса и Танатоса; женщину, обладающую способностью открывать переход между мирами, вместе с проводником в иной мир. Если же принять за истину, что этот мотив имеет основание в мифологическом сюжете похищения девушки хтоническим зверем, то важным становится ещё и факт девственности женского персонажа, а к интерпретации добавляется намёк на инициатический переход, совершаемый девушкой при достижении полового созревания, при получении способности открывать врата в иной мир. В этом случае смерть не окончательна, за путешествием в подземное царство следует возрождение в новом качестве."
Очень интересные рисунки есть и на этом сайте

Мотив "Смерть и дева" в изобразительном искусстве появился в конце XV века с наступлением Ренессанса, завоевав популярность прежде всего в Германии. Речь идёт об изображении молодой красивой женщины, встретившейся с персонифицированной Смертью. Реакция женщины варьируется от ужаса до соблазняющего заигрывания. Нетрудно догадаться, что ранее, во времена Средневековья, такой сюжет, как правило содержащий элементы эротики, вряд ли мог получить признание - этого бы не допустила машина Церкви. Начиная с начала XVI века до настоящего времени создано бесчисленное количество работ, так или иначе использующих этот мотив.
Считается, что мотив "Смерть и дева" произошёл от другого популярного сюжета "пляска Смерти". В этом сюжете нередко Смерть танцевала с привлекательной женщиной. Также на полотне Смерти удавалось встретиться с женщиной в сюжете "три возраста и Смерть". Но ни в том, ни в другом случае изображение не содержало и следа эротики. И вдруг танец сменился чувственным взаимодействием, в котором со временем стало всё больше эротизма.
Также в отличие от "пляски Смерти" картины на сюжет "Смерть и дева" не содержали никакой подписи, поясняющей изображение. Это сделало их менее дидактичными, хотя за ними и сохранилась определённая мораль - жизнь недолговечна, словно женская красота.


-Галерея у нас-

Ангелы Смерти — ангелы, которым Бог поручил уничтожение людей, до прихода Царствия Божия.
Абаддон и Азраил — типичный пример подобных ангелов, хотя и представляющий более позднюю концепцию. Кроме того, множественные упоминания Ангелов Смерти присутствуют во всем тексте Ветхого Завета.
В христианстве ангелом смерти иногда называют архангела Гавриила, так как он, по преданию, передал Деве Марии весть о её смерти за несколько дней до неё.


@темы: Прогулки с Бароном (Мифологические образы Смерти), Изобразительное искусство

Комментарии
12.03.2010 в 16:02

Смертью в образе крылатой женщины в чёрном
Это действительно женщина? Мне эта картина навеяла одну музыкальную/драматическую аллюзию...
Удивительные по выразительности картины на тему есть у Фелисьена Ропса.
12.03.2010 в 16:07

похоже, что да. какую?
да, согласен. Хотя любимая моя работа у Ропс - это два скелетика на постаменте)
12.03.2010 в 16:10

какую?
Вот: www.youtube.com/watch?v=rOZsWhNtung
Хотя любимая моя работа у Ропс - это два скелетика на постаменте)
Они прекрасны)
12.03.2010 в 16:23

Если я не ошибаюсь, уже был пост о музыкальных вариациях на эту тему? Или нет?
И упоминалось ли конкретно это произведение?
12.03.2010 в 16:23

о, мне очень нравится этот мюзикл.
12.03.2010 в 16:24

Mademoiselle Marie у нас были некоторые реквиемы и просто клипы разных исполнителей с кладбищами, а также ролики с фотографиями разных кладбищ.
получается, что не было
12.03.2010 в 16:29

о, мне очень нравится этот мюзикл.
Исключительно рада, потому что люблю его тоже.
Образ Смерти здесь раскрыт интересно и неожиданно... по крайней мере, в первоначальной версии. Как Вам кажется?
12.03.2010 в 16:34

очень интересно, согласен.
видел только одну версию.
12.03.2010 в 16:36

видел только одну версию
Какую именно? Надеюсь, я не веду себя назойливо.
12.03.2010 в 16:37

нет, конечно)
вот эту мне советовали. и ее, следовательно, только видел

12.03.2010 в 16:38

Она самая) Вы смотрели её в таком качестве?
12.03.2010 в 16:41

нет, в хорошем =)
12.03.2010 в 16:48

Тогда это просто чудесно)
Всё же, самая сильная версия из всех существующих, другие в сравнении с ней несколько блекнут, и трудно определить в чём секрет: в символизме и метафоричности, присущих именно этому варианту постановки, или же в исполнителях...
Получается немного оффтоп, но ничего не могу с собой поделать, об этом сюжете и этих людях я могу говорить бесконечно.
12.03.2010 в 16:56

Думаю, что в том, что в Австрии знали о чем делают. Тот дух - его надо знать и в себе носить, чтобы такое поставить.
я видел в твоем дневнике (можно на "ты"?) много информации на эту тему. это действительно стоит долгого изучения.
12.03.2010 в 16:59

Конечно, можно)
Да, это крайне долгоиграющее увлечение.
Тот дух - его надо знать и в себе носить, чтобы такое поставить.
Да... пожалуй, именно так.
12.03.2010 в 17:04

из-за его временной отдаленности оно становится почти неисчерпаемым)
когда я был в Австрии, это был второй персонаж по популярности в среде сувениров, но вот в сознании людей намного опережал Моцарта. Почти все маленькие девочки мечтают стать принцессой Сиси)
12.03.2010 в 17:07

это был второй персонаж по популярности в среде сувениров, но вот в сознании людей намного опережал Моцарта. Почти все маленькие девочки мечтают стать принцессой Сиси)
Обидно, что порой этот культ скатывается в откровенный кич. Но в то же время, это и прекрасно в том смысле, что есть память)
12.03.2010 в 17:10

Не без этого, к сожалению. Но это временно. Китч - явление мимолетное (не сколько в масштабах человеческого времени, а именно в отношение истории).
22.03.2011 в 04:45

Искатель @сокровищ
Ваш пост добавлен в profileDiary best и участвует в Конкурсе на лучшую запись месяца.