Тема памяти и скорби отчетливо прослеживается в ювелирном искусстве начиная с Античности. Греки носили украшения с памятными надписями, посвященными почитаемым предкам, декорировали кольца изображениями скелетов, черепов, купидонов с опрокинутыми факелами, символическими камнями. Римляне резали из черного гагата подвесы с траурными камеями, изображающими супружеские пары, композиционно близкие римским надгробиям. В украшениях Античности начинают использовать волосы, наделяя их магической силой связи с ушедшими близкими. Локоны волос обычно прятались в потайные отделения кольца, которое неслучайно становится самым знаковым памятным украшением — в самой его форме уже заложен символ бесконечности.
читать дальшеВ эпоху Средневековья появляются первые кольца memento mori — «помни о смерти». Их дарили на память об ушедшем родственнике или друге, и они должны были постоянно напоминать его обладателю о бренности бытия. Обычно на них изображались черепа, скелеты, декорированные черной эмалью и цитатами из священного писан или скорбными изречениями вроде «Мой час пришел», «Молитес меня, ушедшего от Вас» и т.п. Кольца memento mori продолжали носить и в эпоху Возрождения, но особенно популярными они становятся в XVII веке, в эпоху барокко, когда философское осмысление темы vanitas обретает в ювелирном искусстве наиболее изощрении сложные формы. Рядом с традиционными memento mori появляются мемориальные кольца в виде многочисленных — до 12 штук, причудливо изогнутых и переплетенных между собой тонких колец, и с небольшими бриллиантами. В это время особенно модными были перстни-часы, карманные и настольные часы с изображением черепа или смерти с косой.Более конкретный «адрес», персонификацию, мемориальные украшения обретают со второй половины XVII века, особенно после казни в 1649 году английского короля Карла I. Вскоре после этого события роялисты, демонстративно или скрытно, начинают носить кольца с миниатюрным портретом казненного монарха, выполненным на эмали или пергаменте и спрятанным в потайном отделении. Шинка кольца покрывалась черной эмалью и гравировалась изображениями лавра или аканта .Вскоре в той же Англии появляются и так называемые «королевские мемориальные кольца», заказываемые самими монархами в память о членах королевской фамилии. Считается, что первое такое кольцо было выполнено по поводу кончины королевы Марии II в 1694 году, а затем все члены английской королевской семьи удостаивались такой чести, вплоть до мемориала кольца с изображением принца Альберта, выполненного по заказу Виктории.
Новый всплеск в развитии мемориальных украшений начнете второй половины XVIII века, когда в литературе, искусстве оформляются идеи сентиментализма, формируются «тенденции мышлении,:направленные на выявление, усиление, подчеркивание эмоциональных стороны художественного образа, непосредственно воздействую» на чувства человека, вызывающей в нем отклик сострадания, сопереживания, умиления до слез». В эту эпоху впервые формируются четкие каноны мемориальных и траурных украшений и происходит это опять-таки в Англии, влияние которой на формирование европейских эстетических и художественных предпочтений становится все более заметным. В это время появляются целые коллекции украшений, выполненных согласно завещанию главы семьи, где указывалось, кому она предназначалась. Типы, формы, символика и материалы таких украшений были весьма разнообразны: кольца, медальоны, подвесы, броши, браслеты со вставленными миниатюрами на эмали, слоновой кости, пергаменте, двумя переплетенными локонами волос — символом неразлучности. Вместо традиционных для эпохи барокко скелетов, черепов и гробов появляются изображения траурных урн, разрушенных колонн, надгробных обелисков, перевернутых факелов, плачущих ангелов и т.д. Встречаются также «плакучие» деревья, чаще всего ива, склоненая над надгробным памятником, а также кипарис, лавр или тис.
Невероятную популярность обретает язык цветов, что объясняется появление многочисленных публикаций, посвященных «цветочной» символике. Это бессмертник, гиацинт, плющ, мак, но особенно часто изображают незабудку — символ любви в разлуке. Ее вырезают из черного оникса ,выкладывают из бирюзы, половинок жемчужин или бриллиантов в черной эмали. Изображения могли виртуозно делаться из волос,дополняться морским жемчугом — рожденный в соленой воде, он символизировал горестные слезы. Прекрасно сочетался с черной основой и мелкий речной жемчуг. В Англии появляется и новый тип траурного кольца в виде обруча, разделенного на завитки и декорированной эмалью — белой для детей и тех, кто не успел вступить в брак, черной для людей женатых и замужних. Модными были и кольца с крупным, иногда на всю фалангу основанием — овальным, круглым, реже — квадратным, где по фону из цветной фольги или шелка тонкой золотой проволокой, мелким жемчугом, стразами выкладывались памятные инициалы. Сверху изображение закрывалось хрустальной пластиной или стеклом.
В траурных кольцах высших слоев общества соблюдалось строгое ранжирование в изображении соответствующих рангу знаков отличия — короны графа, барона, маркиза и др. На внутренней стороне шинки гравировались имя, даты рождения и смерти человека, молитвы, цитаты из Библии или трогательные надписи вроде—«никакое время не унесет воспоминание о тебе» или «Ты ушел, чтобы остаться среди нас навсегда» .
Большое распространение получают в эпоху классицизма и мемориальные кольца, посвященные памятным историческим событиям,известным публичным деятелям, выдающимся полководцам. В Англии начале XIX века носили кольца с изображением адмирала Нельсона- победителя Наполеона в знаменитой морской битве при Трафальгаре. В основании кольца размещался гравированный на ониксе профильный портрет Нельсона, окруженный его знаменитой фразой, произнесенной перед сражением, — «Англия надеется, что все мужчины страны исполнят свой долг»). Во Франции же после смерти Наполеона на острове Св. Елены в 1821 году появились мемориальные кольца с его изображениями. В одном из таких колец миниатюрная фигурка Бонапарта в полной генеральской форме спрятана в потайном отделении, выполненном в виде саркофага.
Сохранились и траурные кольца, созданные по поводу кончины русских монархов. В России их обычно вручали в день похорон не только близким, но и всем участникам траурной процессии. Пожалуй, самые выразительные из сохранившихся колец мемориального назначение посвящены памяти Александра I. Их делали в форме свернувшейся змеи с гладкой шинкой, покрытой черной эмалью. В центре, на щитке помещалось профильное изображение императора, в окружении надписи — «Незабвенный», на внутренней стороне ободка гравировав фраза — «Наш ангел в небе», «Бог, творящий чудеса», «Освободив народов» и др.
В России для траурных украшений обычно использовали черный оникс или гагат (его называли здесь просто «же» но первой латинской букве названия), а также аметист, традиционно воплощающий преданность, высокую нравственность, обращенность к богу и особенно почитаемый церковью. Его фиолетовый цвет также считался цветом траура. Любопытный факт использования в траурных украшениях русских императриц необычного материала — рога оленьего копыта.
Самой серьезной стандартизации и регламентации мемориальные украшения подвергнутся во второй половине XIX века в контексте формирования в Европе строгого траурного этикета. Решающее значение здесь опять сыграют Англия и непосредственно королева Виктория. Она оказала значительное влияние на вкусы той эпохи: то, что любила она, должна была любить и ее страна.
Ранний, «романтический период» ее правления (1837-1850) отмечен прежде всего любовью к мужу, принцу-консорту Альберту, детям, природе, особенно шотландской, и сентиментальным ювелирным украшениям, которые она постоянно дарила своим близким и друзьям. После смерти Альберта в 1861 году Виктория практически до конца жизни (1901) уходит в траур, куда вслед за ней уходит вся страна. Королева становится «законодательницей моды» в этой сфере общественной жизни. Для многих траурный костюм становится нормой жизни — смертность, особенно среди детей, была очень высокой. Черное платье замужние женщины часто носили и в повседневной жизни, и это вполне соответствовало их желанию быть элегантными и модными. Как отмечает Джон Харви, «траурная одежда была настолько точно подогнана к высшему обществу, что моду, на первый взгляд, чуть ли не определяли семейные утраты».
В это время в Англии и Европе появляются многочисленные издания с рекомендациями фасонов и цвета траурных платьев, фактуры материалов, причесок, аксессуаров и украшений, приличествующих случаю. При этом сроки траура разнились в зависимости от близости родства. Самый длительный траур соблюдался по ушедшему супругу — два с половиной года. Первые полгода, так называемый heavy mourning — «тяжелый траур», вдова должна была носить исключительно матовые черные ткани — прежде всего креповые. Возможно, «тяжелым» этот период назывался не только по причине скорби по ушедшим близким, но и из-за тяжеловесных вуалей, под которыми женщины буквально задыхались, так как черные ткани обычно дурно пахли из-за красителей. Траурная вуаль облегчалась лишь в следующие полгода — full mourning — «полный траур». На второй год — период полутраура — в костюме могли появиться блестящий черный атлас, тафта, сатин, кружево, затем белый воротник и манжеты и, наконец, любая черная, серая или лиловая ткань. А вот вдовец носил траур всего три месяца, и его атрибутами были сдержанные тона костюма, черные повязки на рукаве и шляпе и черная булавка в шейном галстуке. Если в этот период он женился, что не считалось нарушением этикета, его новая супруга должна была облачиться в траур по своей предшественнице. Траур по остальным близким и родственникам разнился по времени — от года по ребенку до шести недель по кузенам. Правда, многие женщины после смерти ребенка носили черную одежду всю оставшуюся жизнь.
Естественно, во время траура следовало отказаться от ярких цветных камней и блеска бриллиантов. В глубоком трауре рекомендовалось носить камни только черного цвета, прежде всего гагат, причем желательно матовый, неполированный. Надо заметить, что еще до восшествия на престол Виктории гагат был «назначен» официальным траурным камнем в Англии. После смерти в 1830 году Георга VI палата лордов издает указ, предписывающий формы и правила ношения траурного костюма, с которым разрешалось носить лишь украшения из гагата. Этим правилам должны были следовать и придворные Виктории после смерти Альберта. Гагат — материал легкий, и это давало возможность создавать вещи визуально массивные, резать в высоком рельефе — символ скорби и печали должен быть сразу же заметен на одежде. Одним из самых популярных украшений из гагата становятся бусы.
Бусы и цепи часто носились вместе с брошами, достигавшими в диаметре 10 см. Они, как правило, имели несколько потайных отделений, где помещались пряди волос, миниатюрные портреты на эмали,кости, пергаменте, позднее фотографические изображения. На лицевой стороне резались камеи в виде античных богов или аллегорий «Ночь», «Гераклов узел» или мотив fede — сжатые в рукопожатии руки — символы вечной любви и памяти. Для украшений— «романтических» годов правления Виктории — характерны также природные мотивы, особенно изображения цветов.В траурных украшениях в этот период часто в чаются резные розы, незабудки, желуди, виноградная лоза, символика которых легко прочитывалась современниками.
Не менее разнообразен и декор браслетов, пик популярности которых приходится именно на вторую половину XIX столетия. Особенно массивными и рельефными они становятся в 1870-е годы, когда их могли носить поверх перчаток. В Уитби делали два типа траурных браслетов — из двух цельных резных частей или из отдельных небольших сегментов. Один из самых любимых мотивов — змея, кусающая свой хвост, — Ouroboros — символ вечности, часто со свисающим из пасти сердцем. Форма свернувшейся змеи как нельзя более подходит для браслета и кольца, и если вспомнить еще и сложную символику этого образа, становится понятной популярность данного мотива в ювелирном искусстве начиная с Древнего Египта. Сама Виктория никогда не снимала обручальное кольцо в виде змейки — подарок Альберта. В форме переплетенных змеек часто делались и серьги, особенно во второй половине XIX века, когда их размеры уменьшаются.
Традиционно, еще с Античности, черепаховый панцирь,использовали для изготовления гребней и шпилек для волос, и лишь в Викторианскую эпоху он станет, в том числе, и материалом для траурных украшений. Согласно этикету украшения из черепахи можно было носить лишь с периода полутраура, однако портреты свидетельствуют, что их использовали и во время глубокого траура. Наиболее популярными были гребни и заколки, но из черепахи делали и массивные цепи, броши, медальоны с камеями, браслеты, серьги, аксессуары — веера, шкатулки.
Часто во время траура надеваются драгоценности, которые принадлежали умершему, в знак памяти о нем. Многим людям ношение вещей, принадлежавших любимому человеку, каким-то образом облегчает участь скорбящего.
Отдельное место в истории траурных и мемориальных украшений Викторианской эпохи занимают волосы — в этот период они находятся на пике популярности, и именно Виктория во многом способствовала распространению этой моды.
Первое украшение с локоном волос получила на 16-летие от своей матери, а после помолвки с Альбертом никогда не снимала медальон с прядью его волос. Она обожала дарить такие украшения.
С середины XIX века волосы уже не просто помещались под стекло траурного кольца или иного украшения в виде переплетенных локонов, но и использовались как основа для создания формы изделия. Процесс обработки волос был длительным и сложным: их промывали в горячей воде, обрабатывали клеем, иногда укрепляли, смешивая с конским волосом, затем свивали, заплетали в веревочки, косички, ткали, вязали с помощью крючка, делали сетки, кисти, добавляя в изделия металлические замки. Волосы использовались не только для траурных украшений, но и в кольцах для помолвки и свадьбы, из них плели цепочки для часов, серьги, часто в виде лиры, сердца, якоря, креста, банта. Браслеты делали в виде свернувшейся змеи с глазами из рубина или граната.
При этом в изделии использовались волосы как собственные, так и членов всей семьи. В рекламе одной фирмы, занимающейся изготовлением таких украшений, находим следующий опус: «Волосы являются одновременно наиболее деликатным и прочным материалом, подобным любви... Они такие легкие, такие нежные, так далеки от идеи смерти, что с локоном волос, принадлежащих ребенку или другу, мы можем посмотреть на небеса... и сказать: "Часть тебя теперь здесь со мной..."» .
Также очень популярным было использование волос умерших родственников, что может выглядеть сейчас несколько дико. Ведь волосы со временем приобретали не слишком красивый вид
Романтические украшения, сделанные из волос любимых, сплетались в сложные узоры, располагались на поверхности агата или перламутра и накрывались прозрачным стеклом.
Во многих религиях и верованиях волосы издавна считались символом жизни, а потому были связаны с похоронными традициями во многих культурах. Это доказывают росписи египетских гробниц, где изображены сцены, показывающие фараонов и цариц, меняющих заколки для волос как символ бессмертной любви. В Мексике индейские женщины держали волосы, выпавшие во время расчесывания, в специальном сосуде, который после их смерти укладывали с ними в могилу, для того чтобы душа не устала в поисках отсутствующих частей тела, и таким образом задержался ее переход в другой мир. Ремесло изготовления украшений из волос попало в Европу в средние века. В конце XVIII века в Англии их делали из локона, под которым располагалась надпись «В память», и все это окаймлялось жемчугом.
Украшения из волос стали модными в США во время гражданской войны. Когда солдат уходил из дома, то оставлял прядь (иногда больше) волос в семье. Если солдат погибал, то из его волос делали траурное украшение, например колье. Чаще всего локон помещался в медальон. Медальоны делали из золота или металла, покрытого черной эмалью, иногда на них была надпись «На память» и инициалы или имя погибшего.
Известная исследовательница моды тех времен англичанка леди Годи, посвятившая своим исследованиям серию книг, поддерживала продвижение моды на украшения из волос. Об этом говорит выдержка из книги выпуска 1850 года: «Волосы - это одновременно и самый изящный, и самый современный материал, который может пережить нас, подобно любви. Они настолько легкие, мягкие и так далеки от мыслей о смерти, что, имея локон волос, принадлежавший ребенку или другу, мы можем посмотреть в небеса и сказать: «Твоя часть сейчас здесь, со мной, что практически то же самое, если бы ты был сейчас рядом». Книга леди Годи напоминала читателям, что в соответствии с траурным этикетом на второй день траура можно было носить брошь или браслет, сделанные из волос, с застежкой из золота или металла, покрытого черной эмалью. Даже цепочку от часов или простую золотую пряжку разрешалось носить во время траура, только если в их оформление были включены волосы.
Для большинства украшений требовались длинные волосы. Например, для браслета среднего размера нужны были волосы длиной 50-70 сантиметров.
Классическим материалом, используемым для траурных украшений является черный янтарь, или гагат. Он используется в этом качестве в течение тысячелетий. Черный янтарь - твердый, подобный углю, материал. Его формирование относится к тому времени, когда полузатопленный лес погружался на дно океана и заваливался грязью. Посредством высокой температуры, давления и химического воздействия древесина преобразовалась в компактное, хрупкое черное вещество. Этот камень использовался еще древними египтянами и греками. В средние века существовало поверье, что его блестящая поверхность отводит злые взгляды, а нагретый гагат отгоняет змей и злых духов. Лучший черный янтарь был добыт в начале XIX века в графстве Йоркшир в Англии. Ювелиры сочли этот камень легким и чрезвычайно подходящим для гравирования. Из него выходили прекрасные большие медальоны, брошки, браслеты и ожерелья. Кроме гагата и его имитаций, для изготовления траурных украшений черный турмалин (шерл), черный гранат (меланит), черный обсидиан - природное вулканическое стекло, непрозрачные камни - агат, оникс, хризоберилл, а иногда даже бриллиант.
Письменное выражение соболезнования
В эпистолярной культуре России XVII-XIX веков имели место письма утешения, или утешительные письма. В архивах русских царей, дворянства можно найти образцы утешительных писем, написанных родственникам умерших. Написание писем соболезнования (утешения) было неотъемлемой частью общепринятого этикета, наряду с письмами известительными, любовными, наставительными, повелительными. Письма соболезнования были одним из источников многих исторических фактов, в том числе хронологической информации причин и обстоятельств смерти людей. В XVII веке ведение переписки было прерогативой царей и царских чиновников. Письма соболезнования, утешительные письма относились к официальным документам, хотя существуют личные послания в ответ на события, связанные со смертью близких людей. Вот что пишет историк о царе Алексее Михайловиче Романове (вторая половина XVII века).
«Уменье входить в положение других, понимать и принимать к сердцу их горе и радость было одною из лучших черт в характере царя. Надобно читать его утешительные письма к кн. Ник. Одоевскому по случаю смерти его сына и к Ордину-Нащокину по поводу побега его сына за границу - надобно читать эти задушевные письма, чтобы видеть, на какую высоту деликатности и нравственной чуткости могла поднять даже неустойчивого человека эта способность проникаться чужим горем. В 1652 г. сын кн. Ник. Одоевского, служившего тогда воеводой в Казани, умер от горячки почти на глазах у царя. Царь написал старику-отцу, чтобы утешить его, и, между прочим, писал: «И тебе бы, боярину нашему, через меру не скорбеть, а нельзя, чтобы не поскорбеть и не поплакать, и поплакать надобно, только в меру, чтобы Бога не прогневить». Автор письма не ограничился подробным рассказом о неожиданной смерти и обильным потоком утешений отцу; окончив письмо, он не утерпел, еще приписал: «Князь Никита Иванович! Не горюй, а уповай на Бога и на нас будь надежен».
В XVIII-XIX веках эпистолярная культура была неотъемлемой частью повседневной дворянской жизни. В отсутствии альтернативных видов коммуникации письмо было средством не только передачи информации, но и выражения чувств, эмоций, оценок, как при непосредственном общении лицом к лицу. Письма того времени были очень похожи на доверительную беседу, основываясь на речевых оборотах и эмоциональных окрасках, присущих для устного разговора, они отражали индивидуальность, эмоциональное состояние писавшего. Переписка позволяет судить о представлениях и ценностях, психологии и мироощущении, поведении и образе жизни, круге общения и интересах писавшего, основных этапах его жизни.
Среди писем, имеющих отношение к факту смерти, можно различить 3 основных группы.
Первая группа - письма, извещающие о смерти близкого человека. Их рассылали родственникам и знакомым умершего. В отличие от более поздних писем, послания того времени были скорее эмоциональной оценкой произошедшего события смерти, чем носителем фактической информации, приглашением на похороны.
Вторая группа – это собственно утешительные письма. Они зачастую были ответом на письмо-извещение. Но даже если скорбящий не посылал известительного письма о смерти своего родственника, утешительное письмо было непременным символом траура и общепринятой церемонии поминовения усопшего.
Третья группа - это письменные ответы на утешительные письма, которые также были неотъемлемой частью письменной коммуникации и траурного этикета.
В XVIII-XIX веках в помощь пишущим на нелегкую тему стали издавать так называемые «Письмовники». Это были руководства по написанию официальных и частных писем, дававшие советы, как написать, оформить письмо в соответствии с общепринятыми канонами и правилами, приводились образцы писем, фраз и выражений применительно для различных жизненных ситуаций, включая случаи смерти, выражения соболезнований. «Утешительные письма» - один из разделов письмовников, дававший советы, как поддержать скорбящего, выразить свои чувства в социально-приемлемой форме. Утешительные письма отличались особым стилем, полным сентиментальности и чувственных выражений, призванным облегчить страдания скорбящего, утешить его боль от потери. Согласно этикету, получение утешительного письма обязательно требовало от получателя написания ответа.
Вот пример рекомендаций по написанию утешительных писем в одном из письмовников XVIII века «Всеобщий секретарь, или новый полный письмовник». (Типография А. Решетникова, 1793 год)
Письма утешительные «В сем-то роде писем сердце должно быть тронуто и говорить одно, без помощи разума. …От всякого благопристойного приветствия можно себя уволить, кроме сего, да и нет похвалительнейшего обыкновения, как утешать друг друга в печалях. Судьба толико наносит нам несчастий, что бесчеловечно мы бы поступили, если бы не подавали взаимно один другому таковых облегчений. Когда особа, к которой мы пишем, с излишеством предается печали своей, то вместо того, чтоб вдруг удержать первые оной слезы, должны мы смешивать свои; поговорим о достоинстве друга или сродника скончавшегося. В сем-то роде писем можно употребить черты нравоучения и благочестивых чувствований, смотря по возрасту, нравам и состоянию пишущего, к кому пишут. Но когда мы пишем к таким особам, кои должны более радоваться, нежели печалиться о чьей-то смерти, то лучше оставить столь живые представления. Признаюсь, что не позволено приноравливаться к тайным чувствованиям их сердца откровенным образом: благопристойность это запрещает; благоразумие требует в таковых случаях и распространяться и оставлять великие соболезнования. В других случаях можно пространнее говорить о бедствиях, неразделенных с человеческим состоянием. Вообще сказать: всяк из нас каких несчастий не претерпевает в жизни сей? Неимущество заставляет трудиться от утра до вечера; богатство ввергает в крайние мучения и беспокойство всех хотящих собрать и сохранить оное. И нет ничего обыкновеннее, как видеть льющиеся слезы о смерти сродника или приятеля».
А так выглядели образцы утешительных писем, приводимые в качестве примеров для написания.
«Государыня моя! Не для того, чтобы унять вас от вашего сетования, имею честь писать к вам письмо сие, ибо печаль ваша весьма правильна, но чтоб предложить вам мои услуги, и все то, что от меня зависит, или лучше сказать, чтоб обще с вами оплакивать кончину любезного супруга вашего. Он мне был друг и доказал дружбу свою бесчисленными благодеяниями. Рассудите ж, государыня, не имею ли причины жалеть об нем и приобщить слезы мои к слезам вашим общей нашей печали. Ничто не может утешить мою прискорбность, кроме совершенной покорности Божией воле. Одобряет же меня и христианская его кончина, уверяя о блаженстве души его, а благочестие ваше подает мне надежду, что и вы будете моего мнения. И хотя ваше с ним разлучение жестоко, однако надлежит утешаться небесным его благополучием и предпочитать оное здешнему своему маловременному удовольствию. Почтите его вечным содержанием в памяти вашей, воображая его достоинства и любовь, которую он имел к вам в своей жизни. Веселите себя воспитанием детей ваших, в коих вы его ожившего видите. Естьли ж иногда и слезу по нем пролить случится, то верьте, что и я вместе с вами об нем плачу, да и все честные люди жалость свою с вашею сообщают, между которыми он приобрел себе любовь и почтение, так что он в памяти их никогда не умрет, а наипаче в моей; потому что я с особливым усердием и почтением, государыня моя! Ваш...»
-Из истории погребальных цветов-
Тодд ВАН БЭК, похоронный директор, штат Джорджия, США.
Статья подготовлена по материлам журнала "Похоронный дом", 2
Статья подготовлена по материлам журнала "Похоронный дом", 2
Роль и назначение.
Многие из нас, занимающихся организацией похорон, сталкивались с проблемами, связанными с погребальными цветами. Не хочу показаться пессимистом, но обязанность подготовки погребального венка часто выводила меня из состояния равновесия. Всегда одна и та же история.
Я надевал новый костюм и при перевозке цветов я неизменно его пачкал, то водой, то этой зеленой смесью, в которую они помещают цветы, то пыльцой, а то и собственной кровью, порезав палец о проволочную сетку, к которой прикрепляют цветы. А дальше, конечно же, начиналось испытание лепестками. Они были повсюду: в гараже, в катафалке, в микроавтобусе, в комнате для прощания, в часовне, на ступеньках церкви, в проходах между рядами, по всей церкви, на подходе к могиле и вокруг нее.
Я тратил невероятно много времени, будучи главным организатором церемонии, на то, чтобы собрать все лепестки и надежно спрятать их в карманы. В химчистке всегда узнавали мои костюмы, потому что мои карманы всегда были набиты засохшими цветочными лепестками.
На похоронах цветочные лепестки заполоняли все вокруг. Мне казалось, что у пухленьких дамочек где-то спрятан взрывной механизм с встроенным набором лепестков, который может в любую секунду взорваться от одного моего взгляда. Бах! - и тысяча лепестков уже на полу, а до начала службы всего две минуты.
Конечно, подобное отношение с моей стороны было вызвано незрелостью и ограниченностью моих взглядов, поскольку я не знал, насколько важной частью ритуала являются цветы. Я и представления не имел об истории развития и пользе погребальных цветов. Эта статья была написана, чтобы устранить мои пробелы в этом вопросе. Надеюсь, что информация будет полезна и другим специалистам похоронного дела.
читать дальше Старинные традиции.
По старинным традициям, проводы усопшего в последний путь, установка мемориала, панихида сопровождались укладыванием венков вокруг почившего.
Все это было задокументировано и описано д-ром Ральфом Соленски при проведении знаменитых раскопок в пещере Шанидар на севере Ирака.
Д-р Соленски в 1951 году обнаружил несколько площадок для захоронений в пещере Шанидар. В конце концов его открытие удостоилось записи в книге Рекордов Гиннеса, как информация о самой древней форме религиозной деятельности в области человеческих захоронений.
Так или иначе, во время археологических раскопок Соленски предоставил образцы почвы с каждой могилы. Арлетте Лерой-Горхан палеоботаник из Парижа, Франция, проводил анализ пыльцы. При исследовании под микроскопом она обнаружила фрагменты пыльцы и цветов, по крайней мере, 8 видов. Большая часть цветов относилась к группе мелких яркоокрашенных диких цветов. Она выделила родственников гадючьего лука кистистого, лютика, алтея розового и желтого крестовника. Мадам Лерой-Горхан заявила, что захоронения имели место около 62 000 до н. э. и поэтому неудивительно, что частицы пыльцы сохранились в глубине пещеры.
С одной стороны, ни звери, ни птицы не могли принести в пещеру цветы, с другой стороны, они не могли уложить их прямо на площадку для захоронения. Поэтому Лерой-Горхан сделала заключение о том, что 62 000 лет назад кто-то бродил по склонам гор с печальной целью нарвать цветов для погребальной процессии.
В цветочном саду.
С незапамятных времен человечество сравнивало смерть со сном и такого рода упокоение, или сон, обычно проходил в цветочном саду. В «Песне о Роланде», одном из знаменитых произведений древней французской литературы, архиепископ Тюрпин молит Бога над телами своих баронов: «Да примет же Господь наши души среди цветов в священном саду». Мольба Роланда была похожа: «Да позволит им лежать среди священных цветов». В этих строчках отражены два аспекта, касающиеся событий после смерти, а именно «лежать или спать без чувств в прекрасном цветущем саду». В давние времена цветочный сад ассоциировался с Раем, видом «лугов, наполненных прохладой», как у Вергилия, «омытых потоками воды», или с садом, который обещан в Коране всем верующим.
И если Рай был наполнен цветами, то Ад, воспринимался как нечто пустынное, неприятное. В гомеровском царстве теней не было ни сада, ни цветов. Ад, по крайней мере Ад в книге XI об Одиссее, представлен как пространство без какого-либо намека на цветы или другие приятные вещи. В Молитвеннике Серапиона, греко-египетском литургическом тексте середины IV века, есть такая молитва о покойном: «И пусть его дух покоится безмятежно в зеленом саду». Все эти слова, обозначающие Рай, относятся к одной центральной концепции: прохладного сада с морем цветов. Как мы вскоре увидим, похоронный обряд начала - середины 20-го века тесно связан с образом цветочного сада. Концепция цветочного Рая в подверженном влиянию мышлении представителей Западной цивилизации наиболее тесно связана не с чем иным, как с погребением Иисуса Христа. Иисус был отнесен в сад, простой и чистый. Наши современные кладбища часто поддерживают эту концепцию, напоминая тот сад, в который был отнесен Иисус. Сегодня люди ценят концепцию захоронения среди цветов, описанную в религиозных книгах, не желая вспоминать о массовых захоронениях в нацистской Германии. Таким образом, сила идеи о том, что смерть неразрывно связана с цветами, очевидна.
Цветы и символизм.
В течение многих лет, цветами сопровождалось практически каждое событие жизненного цикла, от рождения до смерти. Если говорить о смерти, цветы являются символом того, что все прекрасное не вечно под луной, как цветок срезают со стебля, так же и нить нашей жизни однажды кем-то обрывается. Цветы, используемые на похоронах, имеют свое эстетическое значение, так как красота цветка помогает нам справиться с эмоциями, нивелируя контраст между жизнью и ужасом смерти. Цветы помогают смягчить неприятный осадок от вида смерти, который остается у присутствующих на похоронах.
Цветок символизирует хрупкость и незащищенность жизни. Цветам, как и людям, нужны внимание и уход, чтобы они распускались и расцветали.
И последнее, что хотелось бы отметить, особый символизм приписывается цвету букета, особенно в религиозных кругах.
Пурпурный цвет - символ покаяния и лояльности. Цветы подобной окраски используются во время приготовления и проведения покаяния в Рождественский и Великий Пост.
Белый цвет - символ яркого праздничного света. Цветы такого цвета используются во время проведения празднования Рождества и Пасхи, и в другие дни, ознаменовавшиеся каким-либо событием.
Зеленый цвет - символ оживающей по весне природы, отсюда зеленые лужайки наших кладбищ. Зеленые цветы используются в обычные дни, после Праздника Богоявления и Дня Святой Троицы.
Красный цвет символизирует огонь и кровь, используется в Праздник Богоявления и по случаю других особых событий, связанных с восхвалением мучеников, Святого духа и пролитой кровью Христа.
Черные цветы используются на Страстную Пятницу, иногда вместе с красными. Итак, как мы видим, цветы помогают нам переключиться на восприятие символики, и через эту символику передается большая часть информации, относящейся к смерти.
Практическое применение цветов.
С незапамятных времен цветы использовались, чтобы скрыть неприятный аспект разложения тела. Без сомнения, отчасти именно по этой причине цветы использовались при захоронениях в пещере Шанидар много столетий назад.
Один из наиболее известных случаев использования цветов с целью скрыть неприятный запах разложения был в 1874 году при захоронении президента Эндрю Джонсона.
Его тело не сохранили должным образом, и ко дню похорон оно было в таком жутком состоянии, что ответственный Лазарус С. Шепард предложил закрыть гроб и все вокруг обложил цветами. Аромат цветов держался достаточно долго, что позволило провести похороны в сравнительно терпимой обстановке.
Значимость цветов в современном мире и преимущества цветов.
С целью упрощения процесса объяснения семье преимуществ использования цветов, которое проводят работники похоронных служб, были выделены следующие 7 принципов:
1. Вера. Если вы сами верите в ценность и значимость цветов в похоронном обряде, вам будет гораздо проще донести эту информацию до семьи.
2. Сопереживание. В отправке цветов, благотворительности и церковных пожертвованиях есть нечто, что их объединяет. Этим общим моментом является способность к сопереживанию. Сопереживание есть комплекс идей, чувств и рефлекторных реакций, которые формируются в процессе получения личного опыта. Способность к сопереживанию - одна из важных жизненных потребностей человека. Нужно понимать, что потребность в сопереживании есть основа развития наших похоронных традиций. Большая доля способности к глубинному восприятию проявляется в высказывании английского государственного деятеля Гладстоуна. Он сказал: «Покажите мне, как нация или сообщество заботится о своих почивших, и я смогу с математической точностью измерить долю сочувствия, заложенную в этих людях, уважения к законам страны и их преданность высоким идеалам».
3. Значимость погребальных цветов. Цветы в похоронном обряде используются по нескольким причинам. Во-первых, с целью визуальной выразительности. Переживающим боль утраты бывает сложно выразить свои чувства словами. Цветы - наглядное свидетельство любви, сопереживания и уважения. Посредством цветов можно оказать поддержку и выразить соболезнования. Кроме отправки цветов в похоронную службу, закрепляется тенденция отправки цветов в дом почившего после проведения похоронного обряда. Более того, некоторые отправляют цветы в церковь в память об усопшем. Цветы создают атмосферу теплоты и красоты, которая подчеркивает торжественность похоронного ритуала и приносит утешение скорбящим. Кому случилось присутствовать на похоронах, где не было цветов, говорят, что возникает ощущение, что чего-то не хватает и после возникает ощущение подавленности.
4. Свобода выражения. У семьи должно быть право свободного выражения своих чувств в момент смерти. Разные люди имеют разное происхождение и привыкли к определенной форме выражения эмоций. Поэтому им следует предоставить полную свободу в выражении своих чувств так, как им подсказывает сердце. Любое давление на человека в данном случае не позволяет им реализовать внутреннюю потребность.
5. Традиции.Траурный букет предназначен как для усопшего, так и для его близких. Букет цветов - своего рода способ предоставления последних почестей почившему.
6. Атмосфера. Цветы создают атмосферу теплоты и красоты, которая одчеркивает торжественность похоронного ритуала и приносит утешение скорбящим. У присутствующих на похоронах остается неизгладимое впечатление от похоронного обряда. Цветы - очень важный элемент, влияющий на формирование впечатления, так как они на прямую влияют на картинку, остающуюся в памяти. Если оставшаяся в памяти картинка не приносит боли, то воспоминания помогают скорбящим укрепиться в ощущении реальности и осознать потерю. Цветы, оставшиеся в памяти, никогда не завянут. Образ цветов будет снова и снова всплывать при воспоминании о похоронной церемонии.
7. Цветы и церковь. Цветы символизируют не только любовь и сострадание, но и вечность, и бессмертие. Цветы служат фактическим свидетельством любви и сострадания, которое выражают близкие покойного его семье и родственникам. Жизнь цветка скоротечна. И это факт подчеркивает ту же мысль в отношении жизни человеческой. Есть особый глубокий религиозный символизм в том, что жизнь цветка не вечна.
Заключение.
Похоронный обряд обеспечивает скорбящих необходимой им поддержкой. Смерть приводит людей в отчаяние и вызывает депрессию, отнимая у них дорогого человека, от которого они получали любовь, поддержку и заботу. Похороны и наши похоронные традиции предоставляют им возможность отдать последние почести и дань уважения почившему.
Время после похорон - период скорби. Только вспоминая прошлое, близкие могут оценить, насколько дорог им был человек и принять утрату. Только через слезы и разговор с благодарным слушателем они могут излить свою душу и выразить боль, чувство вины и враждебности окружающего мира. Специалисты, оказывающие помощь людям, столкнувшимся с утратой, полагают, что лучше всего выразить нахлынувшие чувства помогают обряды, ритуалы и церемонии. Все происходящее на церемонии затрагивает скорее интеллектуальные концепции, полностью не вовлекая эмоции и чувства страдающего, что с психологической точки зрения очень важно. Цветы же выражают невыразимое, они по своей сути символичны.
Уважение и сочувствие традиционно выражалось при помощи цветов. Этот обычай - один из наиболее укрепившихся в культуре и служащий для выражения глубинных эмоций. Необходимо подчеркнуть три основных момента, делая заключение о традициях, связанных с погребальными цветами. Во-первых, цветы играют как эстетическую, так и сивволическую роль. Они вносят большой вклад в торжественность и значительность ритуала.
Во-вторых, цветы являются знаком выражения соболезнований скорбящим родственникам.
В-третьих, цветы предназначаются как для усопшего, так и для его близких. Для близких цветы служат элементом, помогающим смягчить восприятие этого траурного события и служат выражением уважения к почившему.