Идея этого поста пришла в голову после одного бытового разговора, который зашел о севере Лондона, а именно о Хайгейте и Хэмпстеде. Ваш покорный слуга решил снимать там квартиру и объяснял свой выбор исключительно хорошей экологией и множеством парков. А собеседник заявил, что о чистоте данной местности можно поспорить, ибо здесь находятся чумные могильники великой эпидемии.
Выбор нового жилья все же пал на север города, а вот тема подобных захоронений засела в голове.
Великая чума (1665—1666) — массовая вспышка болезни в Англии, во время которой умерло приблизительно 100 000 человек, 20 % населения Лондона. Долгое время болезнь называлась бубонной чумой, это инфекционное заболевание возбудителем которой является бактерия чумная палочка (лат. Yersinia pestis), её переносчиком были блохи. Эпидемия 1665—1666 годов была значительно меньше по масштабам, чем более ранняя пандемия «Чёрная смерть» (смертельная вспышка болезни в Европе между 1347 и 1353 годами). Однако только после неё бубонную чуму запомнили как «великую» чуму, потому что она стала одной из самых широко распространенных вспышек болезни в Англии за последнее время.О событиях чумы рассказывает исторический роман Даниэля Дефо "Дневник чумного года" (1722)
Между чумой в Москве и в Лондоне почти век разницы. Однако это нисколько не влияет на тот факт, что эпидемия в Российской империи привела к основанию новых мест захоронений, которые отличались от своих предшественников и положили начало новому витку погребальной культуры. В Англии же ничего такого сделано не было и тела продолжали хоронить в приходских церквях и общих могильниках. А новый тип кладбищ появился и вовсе спустя 2 века.
Мне хотелось бы рассказать о некоторых местах чумных захоронений в Лондоне, о которых удалось кое-что найти. Естественно, эта тема очень обширна, поэтому представленный материал лишь крупица от большой истории.
Для начала стоит кратко рассказать историю лондонских кладбищ в свете чумных эпидемий.
+Прогуляться по Лондону и узнать много интересного+Средневековые могильники и чумные ямы
В средневековые времена большинство тел хоронилось на приходских погостах. Их заворачивали в кожух (тулуп из овечьей шерсти) или парусину - обходились без гробов. В конце концов, эти земли вновь открывались для новых захоронений после того, как кости предыдущих "постояльцев" были выкопаны и убраны в другое место. В какое? Это большой вопрос, на который ответ уже вряд ли найдется.
Первая эпидемия чумы вызвала необходимость новых мест для захоронения. Тогда появилась одна из самых ранних чумных ям на площади Чартерхаус (1348 год). Счет тел шел на тысячи. Сейчас ничто не напоминает о том, что здесь находилось в 14 веке. Может, конечно, где-то на доме или в сквере есть мемориальная табличка, но мне не довелось увидеть. Непосредственно на бывшей чумной яме сейчас располагаются кафе, магазин, бар и часть Лондонского университета.
Первым лондонским кладбищем принято считать Новую землю (New Ground), которое было создано в 1569 году на землях, принадлежащих Вифлеемской больнице. Погост был доступен для тех округов, которым уже не хватало своего пространства (не только для жертв чумы). Просуществовал до 1720 года.
Семнадцатый век
В 1665 году чумные ямы были вырыты на нескольких церковных кладбищах, расширив их территорию:
Церковь святой Бриды на Флит-стрит
Об этой постройке тоже надо рассказать. В ее названии затаилась игра слов: St. Bride's church. Это и святая Брида и существительное "невеста". Именно она вкупе с характерной колокольней дала рождение свадебному торту, который стали готовить во всем мире по образу и подобию архитектурного творения Кристофера Рена.
подробнее о приходе во времена чумы
В средневековой Англии не было ни лепёшек, ни караваев. Перед женихом и невестой складывалась груда из маленьких сладких булочек, и, целуясь над нею, молодожены обрекали себя на счастливую многодетную жизнь. Но именно в Туманном Альбионе в 19-м веке появился первый настоящий свадебный торт. В русском Интернете авторство приписывают лондонскому бакалейщику Бобу Смиту, но у англичан фигурирует Уильям Рич - местный пекарь, который влюбился в дочь своего босса. А чтобы завоевать ее сердце и уважение ее отца решил придумать новый дизайн для торта.
Надо сказать, что свадебная и женская энергии всегда присутствовали в этом месте. Ведь в Лондоне, как и в Москве, все первые и древние церкви строились на месте языческих капищ. В столице Британии они принадлежали кельтам.
Вот и это местечко принадлежало кельтской богини – Бригит (особенно почитаемой в Ирландии). Католической святой (св. Бриджит) она стала в 5 веке.
Когда-то на Флит-стрит располагался священный колодец, к которому женщины приходили с подарками и просили плодородие и женское счастье.
Когда-то и в Лондоне были свои оссуарии (или “charnel house” - склепы).
Например, оссуарий при церкви святого Павла был известен почти так же, как кладбище Невинных в Париже. Но, к сожалению, долговечностью французского собрата он похвастаться не смог. Единственная крипта с костями сохранилась под церковью св. Бриды на Флит-стрит.
Есть городская легенда об этом месте. После Второй Мировой войны пришло время наводить порядок в городе и разбирать завалы. Была собрана специальная группа, которая должна была работать на церковном участке. Надо признать, что люди были не в восторге трудиться в старом затхлом помещении, наполненном грудой человеческих останков. Пару раз недовольство заканчивалось забастовками.
Кроме костей в склепе находилось несколько старых гробов. В процессе их перемещения произошло несколько случаев странных возгораний. Начальство обвинило во всем скопившиеся газы, но это мало успокоило встревоженных рабочих.
Но последней каплей для некоторых стал другой инцидент. С одного из гробов упала крышка, а в нем мужчины обнаружили женское тело, которое не подверглось разложению.
В тот же день, после работы, компания отправилась в паб пропустить рюмочку-другую. И вдруг в помещение вошел человек, внешне очень похожий на ту самую особу из гроба. Всем стало не по себе. Но все же любопытство пересилило, и они решили заговорить с посетителем.
Его семья уже давно жила в этом приходе и исправно посещала церковь святой Бриды. А покойная, которую нашли рабочие, оказалась его пра-пра-бабушкой.
немного фото.
небольшая статья с хорошими снимками.
Церковь святого Ботолфа
В викторианское время появилась у ночных бабочек традиция бродить около нее в ожидание клиентов (и где-то здесь их высматривал Джек-Потрошитель). Тут жриц любви реже ловила полиция. К слову, говорят, что они до сих пор используют это место. Однажды вечером довелось пройти мимо, но никого не встретил. А вот церковь до сих пор известна как "Церковь проститутки".
Еще с этим местом связана история о фотографии с привидением.
В 1982 году фотограф Chris Brackley сделал снимок, который вошел в 10-ку самых знаменитых изображений призраков (на ряду с женским силуэтом на кладбище "Холостяцкая Роща" и с мужчиной в шляпе на погосте Бутхилл).
Позже Крис заинтересовался историей здания. Нашел рабочего, который сказал, что, когда в часовни велись работы, то был потревожен склеп в стене. Мол, гробы с содержимым были еще в хорошем виде, и в одной из умерших можно было узнать ту особу с фото.
Церковь святого Данстанса-на-Востоке (St Dunstan-in-the East)
На этом сейчас располагается шикарный скрытый сад, который даже на фотографиях вызывает восхищение. Черно-белая фотография датируется 1941 годом.
Церковь была построена аж в 1100 году. Но пожар, а потом и бомбы Второй мировой превратили ее в руины, которые остались по сей день.
Кладбище церкви святого Павла (не путать с кафедральным собором)
Также известна как церковь артистов. Это место оказалось увековечено в истории благодаря записям Самюэля Пипса (Пеписа). Этот человек, английский чиновник морского ведомства, стал автор знаменитого дневника в 11 томах (!) о повседневной жизни лондонцев периода Стюартовской Реставрации с 1660-1669гг. На страницах этой летописи отразились и масштабные события (Чума, Пожар, Вторая англо-голландская война), и подробности собственного быта, стола, любовных связей, мелких городских событий. Уникальное творение, которое погружает в атмосферу тех лет. При этом читается очень легко. Для примера одна из записей:
Сегодня сэр У. Баттен, который занемог уже дней пять назад, очень плох, настолько, что многие боятся, как бы не преставился; я же никак не пойму, что выгодней мне: чтобы он помер, ибо человек он плохой, или чтобы выжил,-могут ведь вместо него и кого похуже назначить.
17 февраля 1665 года
И вот, в 1662 году, в этой церквушке Пипс делает запись о Мистере Панче. Кукольный персонаж появился на берегах Альбиона вместе с итальянскими странствующими артистами и стал очень популярным. С тех пор в мае каждый год во дворе церкви проводится кукольный фестиваль.
Известный сатирик - Самюэл Батлер (1612-1680) - оставил инструкцию, что он должен быть похоронен во дворе этой церкви таким образом, чтобы его ноги касались внешней стены. Его друзья исполнили последнюю волю покойного.
Чума особо сильно косила на западе и севере города в мае 1665.
Пришел Великий пожар 1666 года, разрушивший множество церквей и оставивший их погосты. После бедствия места, где стояли церкви, были использованы для расширения их кладбищ. Были случаи, когда погосты, рядом стоявший церквей, объединялись.
Но даже эти расширенные кладбища не смогли остаться. Многие из них были снесены, чтобы освободить территорию для новых зданий. Из тех, кому посчастливилось остаться, можно назвать могильник святого Лоуренса Паунтни. Хотя погостом это назвать сложно: сквер, где можно встретить надгробие. Садик частный, поэтому с улицы виден только один памятник.
Наступил момент, когда церковные кладбища оказались переполнены. Захоронения происходили на совсем маленькой глубине и даже под половицами церквей. Миазмы разложения наконец-то встревожили органы власти.
Так были созданы новые места для захоронений на краях города. Использовали их до 1850-ых годов. Некоторые из них до сих пор существуют. Это Поля Банхилла (этот участок был специально выделен для чумных захоронений, но споры об использовании в этих целях земли до сих пор ведутся. Чтобы место не пропадало, решили хоронить здесь нонконформистов - тех, кто исповедует иную религию.), Парк Почтальонов, Сады святого Андрея, Сады святого Георга и могильник при церкви святого Олафа. О последнем хочется рассказать подробнее.
St. Olave's church
Ворота церкви можно назвать одними из самых впечатляющих в городе. Это одна из немногих церквей, которая избежала пожара.
Откроем Диккенса "Путешественник не по торговым делам":
"Одно из самых своих излюбленных кладбищ я называю погостом святого Стращателя. Я не располагаю сведениями о том, как называется оно на самом деле. Кладбище лежит в самом сердце Сити, и ежедневно его покой нарушают пронзительные вопли паровозов Блекуоллской железной дороги. Это маленькое-маленькое кладбище с грозными и неприступными железными воротами, сплошь утыканными остриями, совсем как в тюрьме. Ворота украшены неестественно большими черепами и скрещенными костями, высеченными из камня. Помимо этого, святого Стращателя осенила удачная мысль пристроить на макушках черепов железные острия, как будто их посадили на кол. Поэтому черепа жутко ухмыляются, пронзенные насквозь железными остриями. Отталкивающее безобразие святого Стращателя притягивает меня к нему, и после того как я неоднократно созерцал его при дневном свете и в сумерки, как-то раз мною овладело желание увидеть это кладбище в полночь в грозу. "А почему бы и нет? - старался я как-то оправдать самого себя. - Ходил же я смотреть Колизей при свете луны, чем же хуже идти смотреть святого Стращателя при свете молнии?" Я отправился на кладбище в кэбе и нашел, что черепа действительно производят сильное впечатление. При вспышках молнии казалось, что свершилась публичная казнь и что насаженные на острия черепа подмигивают и гримасничают от боли".
Здесь похоронено 326 умерших от чумы, среди них некая Мэри Рамсей - народная молва считала, что именно эта женщина принесла в город Великую Чуму.
А в нефе церкви похоронен С. Пипс со своей женой.
Викторианская эпоха
В 1832 году парламент дал разрешение частным компаниям открыть новые кладбища на окраине Лондона, что стало началом новой эры английских кладбищ.
Остается добавить, что в 1852 году был принят закон о церковных кладбищах, который закрывал их для новых захоронений.
Могильники в лесах
Отправимся на север города в округ Харингей. Холм Масуэлл пересекает одноименная дорога, которая является границей двух лесопарковых зон: Highgate Woods и Queen's Wood.
Queen's Wood звалось когда-то Churchyard Bottom Wood. Такое мрачное название (которое изменили в 19 веке) пошло с тех времен, когда в западной части леса стали выкапывать чумные ямы.
О чумной прошлом стараются не вспоминать. В 19 веке при строительстве наткнулись на кости, но раскопали ли все ямы и куда дели те останки, что уже извлекли из земли - неизвестно.