La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
... И пускай после мая знойные дни и жгучие вихри, и пускай по болотам в полночь, заманивая путников в гибель, сверкают огни-одноглазы, и полднем Полудницы летят в пыли вихрей, и пускай, чуя мертвых, вопит Карна, и пускай темная Желя несет погребальный пепел в своем пылающем роге...
А. Ремизов




"Еретик" в русском фольклоре

В русском народе живет глубокое убеждение, что не могут после смерти успокоиться именно колдуны, не передавшие свою силу: земля их не принимает, они поднимаются по ночам из могил и бродят в виде оборотней, становятся еретиками , вампирами...В лучшем случае, они просто требуют себе еды и питья, одним словом, угощения, а в худшем - воспринимают в качестве этого угощения любого живого, подвернувшегося им на пути, причем свой ли, чужой - им это без разницы...
«Он еретик , мне колюху [болезнь] посадил» (Арх.); «Избавь от лихой боли, от девки-чернавки, от колдуна- еретика » [из заговора] (Перм.); «Мертвец был не простец, колдун и еретик » (Самар.); «В той улице Маришка живет, еретница она, кореньщица» (Симб.); «Окол коршуна хожу, окол коршуна хожу, уж я бабу ищу, еретицу ищу» (Олон.); «Стоит дуб-сыродуб, в этом дубе-сыродубе сидит птица-еретница; никто ее не видит — ни царь, ни царица, ни красная девица» [загадка] (Енис); «Священник же должен был обороняться от этой еретицы : взявши животворящий Господень крест, простер рукою на сию окаянную старуху» (Арх.); «Стенька Разин еретик и воитель был великий, а еретик — так, пожалуй, и больше, чем воитель» (Астр.); «Есть трава петров крест, ростет при полях, ростом в локоть, цвет багров, ростет кустиками, что молодая детлявина, а корень все крестиками бел и мелок. <...> Аще кто пойдет в путь, корень возьми с собой от еретика » [из травника].
читать дальше
Желя (Зеля, Жля)
Восточнославянская богиня смертного плача, печали и горя, также покровительница обрядов Тризны (похоронных обрядов) и вестница мёртвых.
Статую Жели отливали из золота. Богиня почиталась князьями с особой набожностью. Символизируя скорбь, Желя почиталась также как память о предках.
Карна. Плакальщица — восточнославянская богиня смертного плача и покровительница похоронных обрядов. Разделяет обязанности с богиней горя и печали, Желей.
Также Карна считалась богиней реинкарнации. В славянской мифологии считалось, что она давала человеку шанс исправиться после смерти в новом воплощении — реинкарнации.
*
Карна и Желя — две вечно печальные сестры, сопровождающие всякого человека в его первых подступах к потустороннему миру. Имя Карны связано со словами «кара», то есть наказание, и «карити» — оплакивать, имя Жели — со словом «жаление», «жалость». Горе источается Желей из огненного рога, но оно тихое, смиренное, погребальным пеплом сыплется, тогда как Карна громко стенает, царапает себе щеки, рвет волосы.
Их удел — горькие слезы над умершими или убитыми, беспредельная жалость к умершим людям — не зря ведь в древности кладбище называлось «жальник».
Сестры эти — вековечные плакальщицы, божества погребального обряда: Карна — олицетворение печали, Желя — беспредельного сострадания. Эти две скорбные девы обращаются в зловещих птиц, летят вслед за всяким войском, выступившим в поход, однако богатая пожива не приносит им ни счастья, ни довольства. Желя и Карна летают над полем брани и оповещают, кому погибшим быть. А после боя Желя сидит над мертвыми телами, склонив голову, и оплакивает убитых. Ей вторит Карна, которая в этот миг как бы воплощает в себе всех тех, кто будет оплакивать героя у него дома.
Как и о Чернобоге, славяне боялись много говорить и думать о Желе и Карне, чтобы не накликать на себя несчастье. Вообще слишком долго выражать свое горе по усопшим считалось опасным для оставшихся в живых.
Иногда в древних рукописях упоминается и третья сестра — Туга: также богиня глубокой печали, безысходного уныния.
Несколько сходна с сестрами и Журба — более бытовое, чисто женское божество, воплощение бесконечного терпения и сострадания.
Вообще-то в христианские времена обычай оплакивания был практически запрещен «Стоглавом» в 1551 году и вновь осужден Петром I по отношению к высокопоставленным лицам. Но в народе он сохранялся во все времена. ©

Смерть
Отрывок из книги "Мифы русского народа" Леквиевской

Славяне полагали, что душа расстается с телом, когда к человеку приходит Смерть. В преданиях она описывается чаще всего как старая женщина с большими зубами, костлявыми руками и ногами, в белом саване, с заступом, граблями, пилой и косой за плечами. Пилой она отпиливает умирающему человеку руки и ноги, а косой отсекает ему голову. По другим представлениям, с кончика ее косы капает яд. Когда одна из ядовитых капель попадает на человека, он умирает. Часто Смерть изображали в виде человеческого скелета с провалившимся носом, одетого в белое покрывало, с косой в руках. Смерть живет в подземном мире, в собственном большом доме, где горит несметное количество свечей, каждая из которых — чья-то жизнь. У тех, чья жизнь только началась, свечи едва обгорели, у тех, кто находится в середине жизненного пути, свечи сгорели наполовину, у тех, кто должен скоро умереть, остались одни еле теплящиеся огарки. Как только свеча гаснет, человек умирает. Смерть убирает догоревшую свечу, а на ее место ставит новую — для только что рожденного человека.
Один бедный человек, у которого родился ребенок, никак не мог найти для него крестного — никто не хотел идти в кумовья к бедняку. Тогда он пошел по дороге, надеясь пригласить на крестины первого встречного, и встретил Смерть. Он попросил ее стать крестной его сына, и Смерть согласилась. Она не только стала крестной, но и показала бедняку лечебные травы, благодаря чему он стал известным лекарем, и дела его поправились. Он прославился тем, что всегда мог безошибочно предсказать, умрет больной или выздоровеет. Получалось это у него потому, что он мог видеть свою куму Смерть у постели больного. Если она появлялась в ногах больного, значит, того ждало выздоровление, если же она стояла у него в головах, значит, он должен был умереть. Однажды этот человек пришел в гости к своей куме в ее дом, где горели свечи всех живущих на земле людей. «А где же моя свечка?» — спросил он. Смерть показала ему на догорающий огарок. Человек стал просить Смерть, чтобы она удлинила его свечу, но она строго заметила: «Когда ты звал меня в крестные, ты сказал, что я одинаково справедлива ко всем — и к богачам, и к беднякам. А теперь, когда ты стал богатым, тебе уже не мила справедливость?» — и потушила его свечку.
В дом, где лежит тяжело больной или умирающий человек, Смерть является в самых различных обликах, а чаще всего в виде человека в белом. Вот как об этом рассказывает северорусская быличка.
Тут у нас старушка была, Марья Якунина, она умерла несколько лет назад. Незадолго до ее смерти я пошла в магазин, а она вышла из дома и говорит: «Тебе никто навстречу не попадался?» Я говорю: «Нет, никто не попал». Она говорит: «Да что ты, я в избе была, шла женщина белая, женщина в белом платье и ко мне во двор, а в избу не заходит. Я ждала-ждала. Пойду, посмотрю, кто это». Я говорю: «Мне никто не попадал». А она: «Ой, так это Смерть за мной пришла». Так через день она и умерла. Она болела перед этим. А говорят, тому, кто болеет, Смерть перед кончиной показывается. В доме, где живешь, — в коридоре или во дворе. Ну вот, Марья видела и мне рассказывала.
Смерть может показаться женщиной в белом, с косой на плечах. Один человек идет и слышит, что позади него снег скрипит. Он оглянулся и видит: идет женщина в белом. Головой покрутила и пошла. А он вскоре умер. Еще перед смертью птица ударяется в окно, большая, как кукушка, серенькая. У меня вот было как-то. Сижу в хате, слышу: зовет кто-то на дворе, женщина на дворе зовет по имени под окном. Я вышла — нет никого. А через месяц муж умер.
Смерть может показываться в виде животного или птицы.
Смерть и собакой, и коровой, и женщиной покажется, чем хочешь. Рядом с нами женщина жила. И к ней коровой смерть пришла. Сами видели. По дороге человек ехал. А Смерть встала посреди дороги как корова. И он не мог проехать. Идет корова перед машиной. И как только корова дошла до дома той женщины, так она сразу умерла.
В виде птицы изображается Смерть в русских загадках:
Сидит птичка
На поличке.
Она хвалится,
Выхваляется,
Что никто от нее не отвиляется —
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица.

Посещение Смерти не всегда означает кончину человека — если Смерть, придя к больному, стоит у него в ногах, он выздоровеет, если в головах — умрет. В народе известны легенды о людях, которым удавалось прогнать явившуюся к ним Смерть и прожить после ее посещения еще длительное время.
У одного человека Смерть была кумой. Как-то в разговоре она ему сказала, что, приходя за душой человека, она всегда становится у больного в головах. Зная это, человек сделал себе вертящуюся кровать. Поэтому, когда Смерть явилась к нему, она никак не могла встать в головах, потому что он тут же переворачивал свою кровать, и она оказывалась в ногах. Смерти пришлось удалиться, и этого человека она забрала позже.
Очень часто думают, что Смерть, пришедшую за человеком, может видеть только сам умирающий, другие люди ничего не замечают.

-И немного других-


Rozentals "Nave"


-Еще раз о заложных покойниках-

Самый полный материал о заложных покойниках вы можете прочесть у Д. Зеленина в "Очерках русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки"


@темы: поверья и приметы, Vampires, Библиотека Вампира с Хайгейта, Прогулки с Бароном (Мифологические образы Смерти)

Комментарии
12.10.2014 в 18:44

Матушка, отойдите, не мешайте крестить Антихриста! (с)
Ой, какой шикарный, нестрашно-жуткий Смерть-навь с серпом.
12.10.2014 в 19:10

reddie
Отличная подборка! Спасибо за такой классный материал!
12.10.2014 в 21:55

Спасибо!
А что такое "заложные" покойники? О_о
12.10.2014 в 23:05

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Те, кто умирал дурной смертью. Их не хоронили на церковных погостах. По ссылкам более полная информация. Все есть в посте )
12.10.2014 в 23:11

The Highgate Vampire, а. Я проглядела, спасибо. )