La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Встретилась мне реплика о том, что на Бали есть деревня мертвых, где тела лежат без погребения. Стало интересно.
Для начала цитаты с форума путешественников (forum.awd.ru).

-Из обсуждения деревни мертвых-

Мы вернулись уже к знакомым местам. В южной части Сулавеси проводится ритуал Ma 'Nene', а останки на озере Батур - это те самые Покойники из Труняна.



Считается, что женщинам лучше в деревню мертвых не входить - это грозит оползнем или извержением вулкана.

Вернемся к Сулавеси.

Что такое Тана Тораджа? Область с уникальными похоронными обрядами и причудливой формы домами. Много веков назад местные жители, отправляя своих умерших в последний путь, делали им резные гробы-саркофаги в форме лодок, животных, клали туда прижизненные ценности усопшего, и ставили саркофаги у подножия скал. Но со временем такие могилы стали разграблять, и обряд усложнился – теперь тела помещались в пещеры или выдолбленные в скалах ниши, или же гробы вешались на отвесных скалах, где достать их было крайне сложно. Тана Тораджа и вообще Сулавеси оттуда и дальше к северу – территория, большая часть населения которой является яростными приверженцами христианства, что в двухсот миллионной (самой крупной) мусульманской стране мира не так-то просто. Но именно в погребальных традициях история и настоящее смешались. Местные жители говорят, что даже их соплеменники-мусульмане по-прежнему хоронят таким необычным образом, так же как и тораджи-христиане. Если тораджа умирает за пределами Тана Тораджи, его тело обязательно постараются доставить на родину. Раньше было положено, чтобы каждая деревня имела свою отвесную гору для захоронений. Но места все меньше, поэтому деревни могут использовать общие "кладбища". Кстати, умерших детей до одного года было принято помещать в дупла или расщелины деревьев, и со временем тело обволакивалось деревом, уходя внутрь ствола.

Еще одна традиция – перед пещерой или нишей ставить фигуры умерших, некоторые – в полный рост. Есть лица, являющиеся точными посмертными масками умерших. Естественно, не все могли и могут позволить реальные, полномасштабные фигуры. Опять таки, многие фигуры похищают охотники за антиквариатом. Есть целые балконы c фигурами - как зрители на спортивных соревнованиях стоят.
Как-то возвращаясь уже вечером в город, прочитали, что по пути будут детские захоронения в небольшом ущелье. Вышли туда. Были сумерки. Из ниши, из-за загородки, вылезла большая летучая мышь. Хотя по размеру – целая летучая крыса. Между площадкой, где мы стояли, и скалой с захоронениями – небольшая пропасть, метров пятнадцать. На дне лежали рухнувшие вниз сгнившие, видимо, очень старые гробы и опять же множество черепов и костей. Любопытство перевесило все, и я по отвесной тропе с краю полез вниз. Мишка сказал, что это уже лишнее, но тоже полез за мной. В скале была расщелина. Когда я приблизился, оттуда вылетела мышь. Я через силу заглянул внутрь – были слышны непонятные звуки, немного похожие на воркование голубей или какой-то писк. Мишка подошел и сфотографировал. Мы быстро вылезли. Ощущение – жуткое, мурашки по коже. Увы, фотографии этого не передают.
В последний день пошли к якобы самым старым из сохранившихся захоронений – некоторые аж 800-летней давности. Видно одиноко торчащие бревна, на которых раньше висели гробы, видно и просто отверстия в скалах – все давно сгнило и обрушилось в густую траву у подножья, а пробитые столетия назад отверстия остались. В гостинице интересуются, не хотим ли мы посетить погребальную церемонию – с жертвоприношением и так далее. Спасибо, что-то не хочется крови…
© и тот же отчет, но с фото.

Чем-то похоже на Филиппинское висячее кладбище.

Из журнала "Вокруг Света"

Церемония похорон в Тана Тораджа

Классификация могилок

Традиционные захоронения бывают следующих типов (в скобках названия поселков, где можно увидеть именно этот тип):
1) Скальные - rock graves. В скале (высоко, чем выше – тем лучше) выдалбливается отверстие, в которое помещается гроб с умершим. Отверстие потом замуровывается.
Придумали такой вид захоронений для того, чтобы воры (из числа соседних народов) не могли добраться до драгоценностей, которые раньше клали в гроб вместе с трупом. (Lemo, Marante, Pana). Сейчас драгоценности уже не кладут, а дырки могут выдолбить и не особо высоко (расслабились ребята).

Тау-тау (tau-tau)
В некоторых из скальных гробниц можно увидеть «тау-тау» - вырезанные из дерева фигуры, символизирующие умерших. Они стоят на специальных выдолбленных в скале «балкончиках», как зрители театра, и взирают на вас белыми глазами.
Раньше они обозначали просто пол человека. Сейчас стало модно делать статуи с портретным сходством, но и на балкончики их выставляют все реже – из-за риска хищения тутю хранят дома. И глаза у них больше не белые.
Старые же тау-тау выглядят вудуистически колоритно и пугающе, особенно во всяких пустынных местах .
Пожалуй, тау-тау – самое колоритное из мертвячных достопримечательностей Toraja.
(Lemo, Marante, Kete Kesu, Londa)

2) Подвесные гробы - hanging graves. Гробы помещались на горизонтально вбитые в скалу деревянные сваи на большой высоте - опять же чтобы «враги» не сперли положенные в гроб ценности. Со временем эти сваи (да и гробы) подгнивали и обрушивались вниз, поэтому такие места изобилуют валяющимися повсюду костями и черепами бедных йореков. Черепа заботливые тораджийцы часто специально аккуратно выкладывают на обозрение. Когда впервые видишь все это разбросанное – жутковато, но на втором-третьем сайте уже привыкаешь. (Kete Kesu, Marante)

3) Гробницы в камнях - stone graves – принцип как у скальных, только отверстие выдалбливается не в скале, а в камне, и не обязательно высоко – камень может быть не выше человеческого роста (Bori, Lokomata). В больших камнях выдалбливают несколько отверстий. Что итересно – в одну могилу при наличии места хоронят до 20-ти членов одной семьи.


4) Пещерные захоронения – cave graves (Londa, Kete Kesu). Гробы складируются в пещерах в естественных углублениях. Гроб стараются положить повыше, но иногда просто ставят друг на друга, там это хозяйство стоит и потихоньку гниёт. Вокруг черепа в изобилии. Кстати, запаха никакого.

5) Еще любимая самозваными гидами и просто местными словоохотами тема:
- Have you seen the baby graves? Oh, very nice!
Детские могилки (baby graves) – если ребенок умирал до того момента, как у него успевали прорезаться зубы, его хоронили в дупле, выдолбленном в дереве, и замуровывали. Считалось, что молочной консистенции древесные соки будут питать его и он сможет «расти» на том свете. (Bori, Sanggalla)

6) Мегалиты. В некоторых местах можно увидеть мегалиты. Это не могильные камни, но перемещались они на спец площадку близ мест захоронений как раз для увековечивания памяти умершего. Чем влиятельнее умерший – тем большего размера мегалит, и тем больше народу требовалось для его транспортировки к месту установки.
Сейчас традиция уже мертва, но несколько сайтов в окрестностях сохранилось и выглядят вполне симпатично (Bori, Karassik)

Живые и мертвые Тана Тораджа. Сулавеси, Индонезия (с фото)

Черепа Сулавеси и пещеры.

Видео из Деревни мертвых.



+2 выпуска в тему


@темы: обряды и традиции, погребальные сооружения, древние захоронения, поверья и приметы, атрибуты погребения и похорон, азиатские кладбища, Оссуарии, кости, черепа, скелеты, клипы/ролики/передачи

Комментарии
14.09.2012 в 09:08

Science. It works, bitches.
Спасибо за увлекательную информацию!
Да, некоторые обряды могут удивить...
14.09.2012 в 14:29

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
не за что!)
17.11.2014 в 20:59

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
добавлено 3 видео
21.12.2014 в 20:18

никакие мысли не стоят того,чтобы их думать ©
The Highgate Vampire, Спасибо большое!
21.12.2014 в 20:28

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir
Не за что! =]